"Создание интегративной модели взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно- развивающей образовательной деятельности"
Автор: Малюкова Нина Николаевна Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №315
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Создание интегративной модели взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно- развивающей образовательной деятельности"
Тема : «Создание интегративной модели взаимодействия специалистов
ДОУ в коррекционно- развивающей образовательной деятельности»
Основной целью дошкольного воспитания является создание условий
для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала
ребёнка, формирование позитивных личностных качеств.
Дошкольное
образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития,
но и создать максимально благоприятные условия для формирования
здорового и гармонично физически развитого ребенка.
Таким образом определяется
Цель, которая заключается в создании модели взаимодействия различных
специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной
деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
Для реализации цели были поставлены задачи :
Создать модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов
как условие речевого и личностного развития ребенка.
Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-
развивающей деятельности специалистов.
Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда,
психолога и других специалистов в условиях дошкольной образовательной
среды.
Модель взаимодействия была разработана при активном участии
специалистов детского сада и представляет собой систему, решающую
четыре
блока задач:
мониторинговые, воспитательные, коррекционно-
развивающие и образовательные.
В мониторинговом блоке одним из ведущих направлений
является
организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения
воспитанника в целях:
уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-
воспитательного процесса
разработки индивидуальной программы развития ребёнка.
Эта задача осуществляется совместными усилиями педагога-психолога,
учителя-логопеда, старшей медсестры и других специалистов учреждения в
течение всего учебного периода: 3 этапа мониторинга – входной, рубежный,
итоговый, а так же промежуточная деятельность по выявлению детей
«группы риска» и осуществлению комплексного сопровождения этих
дошкольников. Анализ полученных результатов
позволит объединить их в
общую карту развития и выстроить индивидуальный маршрут развития
каждого ребенка. Преимущество данной системы мониторинга в том, что она
предполагает комплексное изучение ребенка всеми специалистами и
коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде
деятельности.
Прогноз психоречевого развития детей в ДОУ начинается с работы
ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума). Основная его цель
– организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные
педагогические условия для каждого воспитанника, построение
индивидуального маршрута развития каждого ребенка в соответствии с его
индивидуальными и возрастными особенностями.
Блок воспитательных задач
направлен на решение вопросов
социализации, повышения самостоятельности воспитанника, становления
нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также
воспитание у него положительных личностных качеств. Совместная работа
специалистов в этом направлении подразумевает оказание консультативной
помощи семьям для решения возникающих проблем, помощь в разработке
воспитательных мероприятий, координацию их выполнения специалистами.
Организация системы взаимодействия ДОУ с семьей предполагает
использование широкого круга форм и методов: семинары-практикумы,
родительские клубы, выпуск газет, проведение совместных праздников и
развлечений, групповое и индивидуальное консультирование
Коррекционно-развивающий блок задач направлен на развитие
проблемного ребёнка, преодоление и предупреждение у воспитанников
отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных
ориентиров. Организация работы в этом блоке предполагает тесное
сотрудничество всех специалистов учреждения, направленное на обучение
родителей и педагогов отдельным психолого-педагогическим приёмам,
повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим
его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные
возможности.
Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи
воспитанникам может осуществляется и в рамках системы дополнительного
образования. Для этого в практике работы ДОУ могут быть организованы
кружки. Кружковая работа предусматривает совместную организацию детей
коррекционных и общеобразовательных групп, предоставляет детям с
особыми образовательными потребностями дополнительные возможности
для развития всех психических процессов и проявления своих
потенциальных возможностей.
Блок образовательных задач
направлен на развитие их
познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности,
характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей этого блока
является подготовка детей к школьному обучению, которая должна учитывать
индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Все эти
задачи решаются коллективом дошкольного учреждения в тесной
взаимосвязи всех сотрудников.
Планирование образовательного процесса строится с учетом: принципа
интеграции образовательных областей; комплексно-тематического принципа
построения воспитательно-образовательного процесса. Такой подход
предусматривает объединение комплекса различных видов специфических
детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное
представление детей об окружающем мире, возможность освоения
информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой,
кинестетический
Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности представляет собой
целостную систему работы с детьми, имеющими различные речевые
нарушения, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех
участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою
очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития
ребенка с нарушениями речи. Данная деятельность осуществляется в разных
формах, которые могут меняться в зависимости от этапа и поставленных
задач.
этап
виды деятельности
формы проведения
диагностический
психологическая и
педагогическая диагностика,
медицинское обследование
детей, сбор анамнестических
данных, определение
физической и психологической
нагрузки по каждому ребенку,
составление индивидуальных
программ развития,
определение детей «групп
риска», разработка комплексно-
тематического планирования
воспитательно-образовательной
деятельности
диагностика,
тестирование,
анкетирование
родителей и
педагогов,
наблюдение, беседы,
анализ продуктов
деятельности, работа
проблемных и
творческих групп
коррекционно-
развивающий
составление и реализация
образовательных программ по
всем линиям развития,
совместная и
самостоятельная
деятельность
реализация индивидуальных
маршрутов развития каждого
ребенка, подготовка и
проведение психолого-медико-
педагогических консилиумов;
физкультурно-оздоровительные
мероприятия; логоритмика,
методическое координирование
функционирования
педагогического процесса
специалистов с
детьми,
дополнительное
образование,
проектирование,
ПМПк, семинары,
мастер-классы,
тренинги, групповые
и индивидуальные
консультации,
заседания
родительских клубов,
педагогические
советы, работа
творческих групп
аналитический
рубежный и итоговый
мониторинг эффективности
коррекционно-развивающего
процесса,
психологическая и
педагогическая диагностика,
медицинское обследование
детей, уточнение или изменение
диагнозов
тестирование,
анкетирование,
диагностика, ПМПК,
ПМПк, обобщение
опыта работы,
круглый стол, деловая
игра
Любой специалист коррекционного дошкольного учреждения –
активный участник каждого из названных этапов: проводит углубленную
психолого-педагогическую диагностику воспитанников, индивидуальные и
групповые занятия с детьми, осуществляет поддержку ребёнка в течение
всего воспитательно-образовательного периода, строя свою работу в тесном
контакте со всеми специалистами учреждения: психологом, логопедом,
воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по
физ.воспитанию
По результатам диагностики ребенка в совместной работе специалистов
выявляется актуальный уровень развития ребенка, зона его ближайшего
развития, особенности его эмоционально-личностной сферы, стратегия и
тактика коррекционно-развивающего воздействия при решении конкретных
проблем у каждого ребенка, наиболее эффективные пути обучения и приемы
коррекционно-развивающей работы, т.е. осуществляется комплексное
сопровождение каждого проблемного ребенка в коррекционно-развивающем
процессе.
Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь кол
лектив
сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для
благоприятного развития дошкольников. Работая в иде
ологии «команды»,
каждый ее специалист выполняет свои четко оп
ределенные цели и задачи в
области своей предметной деятельности.
Основные области деятельности специалистов ПМП-сопровождения:
1. Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и раз витие
речи и психических процессов, разработка рекомендаций другим
специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в
работе с ребенком, разработка и уточнение индивидуальных образовательных
маршрутов, обеспечение совместной и самостоятельной деятельности с
детьми в соответствии с избранными программами.
2. Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологичес
кое
консультирование, психотренинг, психокоррекция, психо терапия, разработка
и оформление рекомендаций другим спе циалистам по организации работы с
ребенком с учетом данных психодиагностики.
3.Воспитатель: определение уровня развития разных видов дея
-
тельности ребенка, особенностей коммуникативной активно
сти и культуры,
уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, по
данным оценки изобразитель
ной и трудовой деятельности), навыков
самообслуживания со гласно возрастному этапу; объективное изучение
условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-
психологического климата и стиля воспитания в семье, решение
конфликтных социальных проблем в пре
делах компетенции; реализация
рекомендаций учителя-логопеда, психолога, врача (организация режима,
развивающих и коррекционных игр и т. д.).
4. Инструктор по физвоспитанию: реализация используемых программ
физического воспитания, программ дополнительного образования с учетом
рекомендаций учителя-логопеда, организация двигательной активности
дошкольников, осуществление программ ЛФК по согласованию с медсестрой
5. Музыкальный руководитель и руководитель изостудии
:
реализация используемых программ музыкального и художественного
воспитания, программ дополнительного образования с элемен
тами
музыкальной, танцевальной, креативной, теат
ральной терапии с учетом
рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным
представлением для психологического анализа продуктов детского
творчества как проективного материала.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в
многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит
комплексный характер.
Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников
педагогического процесса возможно успешное формирование
личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному