"Создание интегративной модели взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно- развивающей образовательной деятельности"

Автор: Малюкова Нина Николаевна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №315
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Создание интегративной модели взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно- развивающей образовательной деятельности"
Дата публикации: 16.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема : «Создание интегративной модели взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно- развивающей образовательной деятельности» Основной целью дошкольного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование позитивных личностных качеств. Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка. Таким образом определяется Цель, которая заключается в создании модели взаимодействия различных специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка. Для реализации цели были поставлены
задачи
:
Создать
модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов как условие речевого и личностного развития ребенка.
Обозначить
основные направления взаимодействия коррекционно- развивающей деятельности специалистов.
Разработать
систему работы и формы взаимодействия логопеда, психолога и других специалистов в условиях дошкольной образовательной среды. Модель взаимодействия была разработана при активном участии специалистов детского сада и представляет собой систему, решающую четыре блока задач:
мониторинговые, воспитательные, коррекционно-

развивающие и образовательные.

В мониторинговом блоке
одним из ведущих направлений является организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения воспитанника в целях:  уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно- воспитательного процесса  разработки индивидуальной программы развития ребёнка. Эта задача осуществляется совместными усилиями педагога-психолога, учителя-логопеда, старшей медсестры и других специалистов учреждения в течение всего учебного периода: 3 этапа мониторинга – входной, рубежный, итоговый, а так же промежуточная деятельность по выявлению детей «группы риска» и осуществлению комплексного сопровождения этих дошкольников. Анализ полученных результатов позволит объединить их в общую карту развития и выстроить индивидуальный маршрут развития каждого ребенка. Преимущество данной системы мониторинга в том, что она
предполагает комплексное изучение ребенка всеми специалистами и коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности. Прогноз психоречевого развития детей в ДОУ начинается с работы ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума). Основная его цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для каждого воспитанника, построение индивидуального маршрута развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.
Блок воспитательных задач
направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности воспитанника, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств. Совместная работа специалистов в этом направлении подразумевает оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем, помощь в разработке воспитательных мероприятий, координацию их выполнения специалистами. Организация системы взаимодействия ДОУ с семьей предполагает использование широкого круга форм и методов: семинары-практикумы, родительские клубы, выпуск газет, проведение совместных праздников и развлечений, групповое и индивидуальное консультирование
Коррекционно-развивающий блок
задач направлен на развитие проблемного ребёнка, преодоление и предупреждение у воспитанников отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Организация работы в этом блоке предполагает тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, направленное на обучение родителей и педагогов отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи воспитанникам может осуществляется и в рамках системы дополнительного образования. Для этого в практике работы ДОУ могут быть организованы кружки. Кружковая работа предусматривает совместную организацию детей коррекционных и общеобразовательных групп, предоставляет детям с особыми образовательными потребностями дополнительные возможности для развития всех психических процессов и проявления своих потенциальных возможностей. 
Блок образовательных задач
направлен на развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности,
характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей этого блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Все эти задачи решаются коллективом дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников. Планирование образовательного процесса строится с учетом: принципа интеграции образовательных областей; комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса. Такой подход предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Данная деятельность осуществляется в разных формах, которые могут меняться в зависимости от этапа и поставленных задач.
этап

виды деятельности

формы проведения
диагностический психологическая и педагогическая диагностика, медицинское обследование детей, сбор анамнестических данных, определение физической и психологической нагрузки по каждому ребенку, составление индивидуальных программ развития, определение детей «групп риска», разработка комплексно- тематического планирования воспитательно-образовательной деятельности диагностика, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности, работа проблемных и творческих групп коррекционно- развивающий составление и реализация образовательных программ по всем линиям развития, совместная и самостоятельная деятельность
реализация индивидуальных маршрутов развития каждого ребенка, подготовка и проведение психолого-медико- педагогических консилиумов; физкультурно-оздоровительные мероприятия; логоритмика, методическое координирование функционирования педагогического процесса специалистов с детьми, дополнительное образование, проектирование, ПМПк, семинары, мастер-классы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, заседания родительских клубов, педагогические советы, работа творческих групп аналитический рубежный и итоговый мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, психологическая и педагогическая диагностика, медицинское обследование детей, уточнение или изменение диагнозов тестирование, анкетирование, диагностика, ПМПК, ПМПк, обобщение опыта работы, круглый стол, деловая игра Любой специалист коррекционного дошкольного учреждения – активный участник каждого из названных этапов: проводит углубленную психолого-педагогическую диагностику воспитанников, индивидуальные и групповые занятия с детьми, осуществляет поддержку ребёнка в течение всего воспитательно-образовательного периода, строя свою работу в тесном контакте со всеми специалистами учреждения: психологом, логопедом, воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физ.воспитанию По результатам диагностики ребенка в совместной работе специалистов выявляется актуальный уровень развития ребенка, зона его ближайшего развития, особенности его эмоционально-личностной сферы, стратегия и тактика коррекционно-развивающего воздействия при решении конкретных проблем у каждого ребенка, наиболее эффективные пути обучения и приемы коррекционно-развивающей работы, т.е. осуществляется комплексное
сопровождение каждого проблемного ребенка в коррекционно-развивающем процессе. Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь кол лектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в иде ологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко оп ределенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Основные
области деятельности
специалистов ПМП-сопровождения:
1. Учитель-логопед:
логопедическая диагностика, коррекция и раз витие речи и психических процессов, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в соответствии с избранными программами.
2. Педагог-психолог:
психологическая диагностика, психологичес кое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психо терапия, разработка и оформление рекомендаций другим спе циалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.
3.Воспитатель:
определение уровня развития разных видов дея - тельности ребенка, особенностей коммуникативной активно сти и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, по данным оценки изобразитель ной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания со гласно возрастному этапу; объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально- психологического климата и стиля воспитания в семье, решение конфликтных социальных проблем в пре делах компетенции; реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
4. Инструктор по физвоспитанию:
реализация используемых программ физического воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций учителя-логопеда, организация двигательной активности дошкольников, осуществление программ ЛФК по согласованию с медсестрой
5. Музыкальный руководитель и руководитель изостудии
: реализация используемых программ музыкального и художественного воспитания, программ дополнительного образования с элемен тами музыкальной, танцевальной, креативной, теат ральной терапии с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Вывод:
Только в тесном взаимодействии всех участников

педагогического процесса возможно успешное формирование

личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному

обучению, социализации и адаптации их в обществе