Развитие речи "О чем поют колокола?"

Автор: Сапожникова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №25
Населённый пункт: Лен. обл.Гатчинский район д.Сяськелево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие речи "О чем поют колокола?"
Дата публикации: 16.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБДОУ д/сад № 25 комбинированного вида Открытое занятие на КМО конспект НОД на тему «О чем поют колокола?» Познание. Развитие речи.
Цель:
знакомство детей с устройством колокола, с основными колокольными звонами, опираясь на личный опыт детей
Задачи:
- развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы (мини-музеи, выставки, решение кроссвордов; - учить делать умозаключения и развивать логическое мышление через проблемные вопросы; -активизация словаря детей словами «звонарь», «набат»; - закрепление умения и навыков различных приемов работы с текстом, развитие художественного вкуса; - воспитывать у детей чувство уважения русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.
Ход НОД

1.Вступительный этап
Дети заходят в группу, в аудиозаписи звучит «тройка лошадей» Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что мы сейчас услышали? Ответы детей: Воспитатель: Да, ребята, это скачет тройка лошадей ( показ слайда) - Послушайте стихотворение П.Вяземского «Тройка» Тройка мчится, тройка скачет, Вьется пыль из-под копыт, Колокольчик звонко плачет, И хохочет, и визжит. По дороге голосисто Раздается яркий звон,
То вдали отбрякнет чисто, то застонет глухо он.
2.Основной этап
Воспитатель: повозка, запряженная тройкой лошадей, была единственным транспортом на РУСИ. На дуги одевали колокольчики. Один колокольчик посередине – большой- называется МУЖИК, а те что поменьше – БАБЫ. ( слайд2) А для чего подвешивали колокольчики? Ответы детей: Воспитатель: Колокольчики подвешивали, чтобы не было аварий и столкновений. Колокольчики очень полюбил народ- и слышно далеко и ехать веселей. Воспитатель: - Как вы думаете, при помощи чего на Руси люди передали информацию, ведь в те времена не было ни телевизора, ни радио, ни телефона. Представьте- в деревне Крюково пожар – надо собрать на помощь народ, а в другой деревне, Мельково, свадьба -тоже надо собрать народ на праздник. Ответы детей: Воспитатель: Людей оповещал колокол. А где размещали колокола? Воспитатель: колокола размещали на звонницах, на колокольнях, на башенках ( показ слайдов3, 4 и макета колокольни) - А где еще мы можем их встретить ( в школе, на рыбалке, на корабле, у скомороха, на шее у животных) Ответы детей: Воспитатель: давайте подумаем - колокола бьют сами или при помощи человека? Ответы детей: Как называется этот человек? Ответы детей: Воспитатель: называют таких людей «звонарями». Звонари пользовались особым почетом и уважением, ведь колокольный звон – это целая наука. У каждого колокола вой голос, и этот голос не один звук, а сочетание нескольких. Чтоб сочетание было красивым, все звуки должны гармонировать.
- Давайте вместе повторим слово «звонарь» -Обучались этому мастерству долго, ведь люди должны были суметь отличить праздничный звон от тревожного -Давайте и мы попробуем отличить ( прослушивание аудиозаписей колокольных звонов) - Первый звон куда звал? Ответы детей: Воспитатель: такой звон звал на праздник и назывался он «красным» Этот звон мелодичный. Переливчатый- про него говорили – звонят во ве колокола. - Второй звон куда звал? Ответы детей: Воспитатель: на войну или на пожар. Этот звон тревожный, он говорит «Все к нам» Этот звон называется «НАБАТ» ФИЗМИНУТКА Воспитатель: Колокол словно живое существо. Люди давали им имена и их строение напоминает строение человека. У колокола есть язык, плечи, уши, туловище, пояс. Как и людей колокола наказывали: их били кнутом, зарывали в землю, вырывали язык. Когда колокол испугал коня Ивана Грозного, царь велел отрубить ему уши. -Давайте попробуем догадаться, где у колокола туловище? (плечи, язык, пояс, уши) (Дети поочередно показывают на иллюстрации элементы колокола и объясняют свой выбор) Воспитатель: (звонит в колокольчик.) Колокольчика раздался звук живой И в музей зовет он нас с тобой. А находится этот музей у нас в детском саду. Громко колокол звонил всех людей он разбудил. Просыпайтесь, одевайтесь, возле храма собирайтесь!
Раз, два три, четыре, пять, будем праздник отмечать. Громко колокол звонил, всех пожарных разбудил, Просыпайтесь, одевайтесь, на пожар вы собирайтесь! Раз, два, три, четыре, пять, будем горю помогать. Громко колокол звонил, всех гостей он разбудил, Просыпайтесь, одевайтесь и цветами засыпайтесь! Раз, два, три, четыре, пять, на свадьбе будем мы гулять! Воспитатель: вот мы и пришли. Давайте вспомним , как надо вести себя в музее. (Не шуметь, руками экспонаты не трогать)
МУЗЕЙ
Экскурсовод: Здравствуйте, меня зовут….Я приглашаю вас в наш музей. В древние времена на Руси люди задумывались – как передать информацию. Как предупредить народ о приближении врага, о пожаре, о радостной вести. Люди сделали «БИЛО» Било было деревянное, звук был не очень громким, глухим. Вот послушайте (показ). Тогда люди сделали било из металла – звук стал сильнее, громче, но все-таки соседние деревни не слышали это звон. И вот однажды случилось так, что одному священнику приснился сон. Во сне он увидел ангела с цветами.Это были колокольчики. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки «Динь-дан-дон». Проснувшись, священник велел создатьпоющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появился первый колокол. Затем появилась примета держать меленькие колокольчики дома, считалось, что колокольчик принесет счастье и здоровье в дом. Воспитатель: В нашем музее выставка колокольчиков –сувениров, привезенных с разных мест. Обычно на таких колокольчиках изображены главные достопримечательности или гербы, карты тех мест- откуда их привезли. Колокольчики – забавы, в виде животных, людей. Колокольчики с изображением святых, ангелов. На этой выставке показаны колокола из разных материалов: дерево, глина, береста, хрусталь, парафин, железо, стекло. В старину колокольным звоном лечили больных. Сущетвовал такой обычай – стань под колокол, дерни за веревку и замерев, прими на себя падающие
звуки и будешь здоровым и счастливым. (Дети становятся в круг – воспитатель обзванивает детей) Воспитатель: Спасибо, а сейчас вы еще раз внимательно посмотрите на выставку колокольчиков. Мы с вами тоже организуем галерею колоколов и назовем ее «Колокольный звон» Давайте пройдем в группу.
3.Заключительный этап.
Воспитатель: ребята, чтобы убедиться, что вы все хорошо запомнили, я предлагаю вам отгадать колокольный кроссворд. 1) Как называется колокольный звон, собирающий народ на пожар? (набат) 2) Кто приснился священнику и подсказал как сделать колокол? (ангел) 3) Человек, знающий науку колокольного звона? (звонарь) 4) При помощи чего говорит колокол? (язык) 5) Как называется большой колокольчик на поддужной дуге у тройки лошадей? (мужик) Воспитатель: А теперь давайте пройдем в нашу изостудию и изготовим свои колокола. Далее дети готовятся к художественному творчеству. Из цветного теста вылепливают колокола и украшают различным материалом ( крупы, стразы, бусинки и т.п.)