"Использование опорных наглядных средств в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Автор: Григорьева Светлана Сергеевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: "МБДОУ Детский сад № 3 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Гатчина, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование опорных наглядных средств в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Использование опорных
наглядных средств в
речевом развитии детей
дошкольного возраста
Направления речевого
развития детей
дошкольного возраста
Речевое развитие
включает:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической
и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Развитие словаря
Воспитывая культуру устной речи, необходимо
отучать детей от грубых выражений или слов
просторечных, заменяя их литературными.
Словарная работа осуществляется в связи с
ознакомлением детей с окружающим. Сообщение
слова, обозначающего какой-нибудь предмет или
явление, происходит во время общего учебно-
воспитательного процесса ознакомления с этим
объектом.
Формирование грамматической стороны
речи
Словарь является строительным материалом для
языка. Грамматика устанавливает нормы
изменения слов и способы их соединения в
предложении. Кроме того, она определяет
конструктивные модели языка
(словообразовательные, словоизменительные).
Воспитание звуковой культуры речи
Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым
строем языка, правильным звукопроизношением.
Ребенок, подражая и учась целенаправленно (под
воздействием взрослых) усваивает систему ударений
в словах, интонационный строй родного языка,
произношение слов. Очень важно научить ребенка
культуре поведения в процессе речевого общения,
сделать правильную речевую манеру устойчивой
привычкой (приветливый тон, поза внимания и
взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать
себя в новом обществе и т. д.).
Формирование разговорной
(диалогической) речи
Уровень связной разговорной речи зависит от
состояния словаря ребенка и от того, насколько он
овладел грамматическим строем языка.
Разговорная речь как речь с собеседником
предполагает также умение культурно вести себя
во время беседы, быть тактичным, сдержанным.
Обучение рассказыванию
(монологической речи)
Овладение монологической речью очень важно для
подготовки детей к школе, где этот навык будет
закрепляться. Связная речь способствует
формированию мышления, различных его качеств.
У детей формируется умение слушать устные
рассказы, не всегда сопровождаемые показом,
понимать их, затем подражать прослушанному —
пересказывать.
Ознакомление с художественной
литературой
Формирование у детей некоторых элементарных
умений: слушать и понимать художественные
произведения, высказывать суждения об их героях.
Дети должны научиться запоминать и
выразительно читать наизусть небольшие
доступные по содержанию стихотворения. Все эти
задачи тесно связаны с воспитанием нравственного
облика и эстетических чувств детей.
Подготовка детей к обучению грамоте
Вся педагогическая работа по развитию речи
ребенка в детском саду подготавливает его к
обучению в школе, где необходимы правильная
устная речь, умение слушать других, вникать в
содержание их речи, при необходимости
дополнить или исправить ответ товарища.
Задачи речевого развития в
2 младшей группе:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей
(лексической стороны, грамматического строя речи,
произносительной стороны речи; связной речи—
диалогической и монологической форм) в различных
формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Опорные наглядные средства
помогают:
Запоминать текст;
Добывать информацию;
Делать сравнения;
Составлять четкий внутренний план умственных
действий, речевого высказывания;
Формулировать и высказывать суждения, делать
умозаключения;
Развивать неречевые процессы: внимание, мышление,
воображение.
Перечень произведений для
заучивания детьми:
Стихотворение «Что такое Новый Год?» Е. Михайлова;
Стихотворение «Мама спит…» Е. Благинина;
Стихотворение «Одуванчик» З. Александрова;
Стихотворение «Кораблик» Д. Хармс;
Стихотворение «Цветок всегда смеется»;
Стихотворение «Светофор» Д. Пономарева;
Стихотворение «Удивительная кошка» Д. Хармс;
«Скрюченная песенка» К.И. Чуковский;
Потешка «Дождик, дождик…»;
Потешка «Солнышко-ведрышко».
Заучивание стихотворения «Что такое Новый Год?»
Е. Михайлова
Заучивание отрывка из стихотворения
«Мама спит…» Е. Благинина
Заучивание потешки
«Дождик, дождик…»
Заучивание «Скрюченная песенка»
К.И. Чуковский
Заучивание стихотворения «Одуванчик»
З. Александрова
Заучивание потешки
«Солнышко-ведрышко»
Заучивание стихотворения «Кораблик»
Д. Хармс
Заучивание стихотворения
«Цветок всегда смеётся»
Заучивание стихотворения «Светофор»
Д. Пономарева
Заучивание стихотворения
«Удивительная кошка» Д. Хармса