"Интеграция двигaтельной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях при реализации ФГОС ДО".
Автор: Дементьева Евгения Алексеевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад общеразвивающего виа №25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области"
Населённый пункт: с. Ясные Зори, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция двигaтельной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях при реализации ФГОС ДО".
Интеграция двигaтельной, игровой и познавательно-исследовательской
деятельности на физкультурных занятиях при реализации ФГОС ДО.
Инструктор по физическому воспитанию
Е.А.Дементьева
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори
Белгородского района Белгородской области»
Дошкольный период детей является ответственным моментом в
первоначальной стадии становления личности, так как именно в этом
возрасте формируются личностные качества, ответственность и способность
к самостоятельному выбору, развитие уважения и понимания окружающих
людей. Сегодня задачи дошкольного образования заключаются не только в
формировании определенных знаний у ребенка, но и в развитии
способностей и навыков, и что не мало важно для здорового образа жизни.
Наиболее эффективно реализовать задачи дошкольного образования можно
при целесообразном использовании интегративного подхода в организации
дошкольного образовательного процесса. Интеграция представляет собой
процесс объединения, соединения, восстановления единства. Интеграция
образования представляет собой соединение по принципу
противоположности в пределах учебного предмета (внутри предметная
интеграция) или целостного образовательного пространства (меж предметная
интеграция). Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Яна
Амосовича Коменского, который утверждал, то, что связано между собой,
должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между
разумом, памятью и языком. Исходя из этого все, чему учат ребенка должно
быть единым и цельным.
Основная цель педагогов дошкольного образования заключается в
достижении целостного представления об изучаемом процессе, и в частности
на занятиях физической культурой путем интеграции различных видов
деятельности (двигательной, игровой и познавательно-исследовательской).
В ходе обучения физической культуре в контексте дошкольного образования
необходимо обратить внимание на социально-коммуникативное,
познавательное, художественно-эстетическое и речевое развитие ребенка.
Социально-коммуникативное развитие выражается в становлении навыков
безопасного поведения в ходе подвижных игр, в безопасном использования
спортивного инвентаря в процессе той или иной игры. А так же в развитие
нравственных качеств детей, таких как честности, проявлений смелости,
находчивости, выносливости, поддержки друг друга. И что немаловажно
развитие у детей самооценки и способности оценить действий и поведения
своих сверстников.
Познавательное развитие выражается в использовании упражнений на
ориентировки по местности, в развитии мышления детей путем
самостоятельного выбора игры, спортивного инвентаря. В ходе занятий
физической культурой познавательному развитию дошкольника
способствуют подвижные игры, подготовка к играм и упражнениям
(построение конструкций для игр из мягких кубиков, матов, подготовка
скакалок, мячей и так далее), а также и участие дошкольников в уборке
спортивных принадлежностей после окончания занятий.
Художественно-эстетическое и речевое развитие ребенка на занятиях
физкультурой в дошкольном образовании осуществляется в ходе
проговаривании названий упражнений, специальных спортивных терминов,
обсуждение пользы занятий физической культуры, в процессе использования
различных потешек, считалочек, стихов, прибауток, сюжетных сказок,
рисование спортивных разметок мелками, проведение спортивных занятий с
использованием музыкального сопровождения.
Использование интеграция в обучении на уроках физкультуры выполняет
ряд немаловажных задач дошкольного образования. В процессе интеграции
двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на
занятиях физкультуры происходит формирование осознанного отношения к
физической активности на основе овладения знаниямии навыками в области
физической культуры. Немаловажной задачей является физическое развитие
ребенка на фоне развития двигательных умений, навыков, а также развития
двигательных качеств и способностей. Основной задачей является
формирование потребности в физическом совершенствовании на основе
развития интересов и мотивов к занятиям физкультуры. Интегрируя
физическое воспитание и речевое развитие, у детей развивается фантазия, в
процессе двигательной деятельности творческие способности, развиваются
умения действовать в коллективе, формируется правильное дыхание,
развивается фонематический слух.
На занятиях с применением интеграции физической культуры и
познавательной деятельности улучшается мозговое кровообращение,
активизируются психические процессы, которые обеспечивают восприятие,
переработку и воспроизведение информации. Интеграция физкультурных и
музыкальных занятий создает положительный эмоциональный фон
спортивного занятия, помогает дошкольникам запомнить спортивные
движения.
За счет интеграции двигательной, игровой и познавательно-
исследовательской деятельности на уроках физкультуры данная дисциплина
перестает восприниматься как узкая область изучения. Интеграция помогает
объединить различные области обучения, виды образовательной
деятельности, формы и методы обучения в единое целое и выступает
ведущим средством реализации поисково-исследовательской деятельности в
работе с дошкольниками.
Литература:
С. Д. Сажина Технология интегрированного занятия в ДОУ. – ТЦ «Сфера»
М.2012.
Светловская И.С. Об интеграции как методическом явлении и ее
возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 2009. - № 5. -С.57-
60.
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проетов в
ДОУ.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96с.
Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения
(предпосылки, опыт). - Л.,2009. - 96 с.
Физкультурно – оздоровительная работа детского сада в контексте новых
федеральных требований - Под общей ред. Микляевой Н.В. – М. УЦ
«Перспектива», 2011г.