"Использование сюжетно-ролевых игр на уроках иностранного языка"

Автор: Глейкина Елена Олеговна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Использование сюжетно-ролевых игр на уроках иностранного языка"
Дата публикации: 17.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование сюжетно-ролевых игр на уроках иностранного языка.
Игра привлекает игрока, вовлекает его и держит. Ханс Георг Гадамер Игра – это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования, также это моделирование ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений. Обучение с помощью игры - результат напряженных поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью разных средств и методов зажечь в их глазах интерес, любопытство, Обучение с помощью игры - это попытка учить светло, радостно, без принуждения. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Для детей игра, прежде всего, – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей иностранного языка. Более того, слабый по языковой подготовке ученик вполне может оказаться в ситуации успеха: чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий, преодоление стеснительности, мешающей свободно употреблять в речи слова чужого языка, благотворно сказываются на результатах обучения, незаметно усваивается языковой материал, а главное, с интересом и без принуждения. Игра - это интересный и эффективный метод обучения в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод может использоваться на любой ступени обучения. В средних классах игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различных видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.
По мнению Конышевой А.В.[1; c.41-42], использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как: - игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом; - обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящей характер особого вида практики, в процессе которой усваивается 90% информации; - игра – свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников; - игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели; - в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих или хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера; - обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение; - состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет; - в игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа; - игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом, и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.
Все это позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности. Использование игрового метода обучения на уроках иностранного языка способствует выполнению важных методических задач, таких как: - создание психологической готовности учащихся к речевому общению; - обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала; - тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще. Несмотря на четкие условия игровой ситуации и ограниченность использования игрового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жесты, мимику и др., имеет ярко выраженную целенаправленность. Реализация игровых приемов и ситуация при урочной форме занятий происходит по основным направлениям: - дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
Рассмотрим подробнее особенности всех этих функций.
1.

Обучающая функция
заключается в развитии памяти, внимания, восприятия информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.
2.

Воспитательная функция
заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимися используются клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
Функции

игровой

деятельности

Функции

игровой

деятельности
Обучающая Обучающая Воспитательная Воспитательная Коммуникативная Коммуникативная Развивающая Развивающая Психологическая Психологическая Релаксационная Релаксационная Развлекательная Развлекательная

3.

Развлекательная функция
состоит в создании благоприятной атмосферы на уроках, превращение уроков в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой, и в сказочный мир.
4.

Коммуникативная функция
заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединения коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействия на иностранном языке.
5.

Релаксационная функция
– снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6.

Психологическая функция
состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется
психологический

тренинг
и
психокоррекция
различный проявлений личности в игровых моделях, которые могут быть приближенны жизненным ситуациям (в этом случае может идти речь о ролевой игре).
7.

Развивающая функция
направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей
личности
. Все вышеперечисленные функции игры помогают не только в обучении иностранному языку, но так, же развивают личностные качества школьника. [1; стр. 39-41] Ролевая игра, используемая на уроке иностранного языка, должна соответствовать следующим требованиям: 1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у учащихся интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения; 2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовать; важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль; только при этом условии их речь будет естественной и убедительной; 3. Ролевая игра должна быть принята всей группой;
4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у учащихся чувство удовлетворения, радости: чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении; со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли; 5. Игра должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал; 6. Учитель непременно верит в ролевую игру, в ее эффективность; только при этом условии он сможет добиться хороших результатов; 7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами; создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор, значение которого трудно переоценить. Выполняя все требования к ролевым играм, учитель сможет достичь на уроке высоких результатов в том или ином виде деятельности. При изучении лексики на уроках иностранного языка с использованием ролевых игр лексический материал качественнее и лучше усваивается. Таким образом, использование ролевых игр как прием овладения устной речью на уроке иностранного языка отражает эффективный процесс формирования устойчивого лексического навыка.
Ключевые слова:
ролевая игра на уроках иностранного языка, функции игровой деятельности, основные направления реализации игровых приемов, требования к ролевой игре.
Литература

1.
Белкина М. Ю. Задания для совершенствования фонетических навыков// Иностранные языки в школе. - №5. – 2006.

2.
Вербицкая Т.Д., Очерки по методике обучения немецкому языку. учеб. пособие для студентов пед. ин-тов – М. : Высшая школа, 1974.
3.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. - М.: Просвещение, 1991.
4.
Конышева А.В., Английский язык. Современные методы обучения. 2007.
5.
Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку.- СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006г.
6.
Эльконин Д.Б., Психология игры. – М.: Педагогика 1978.