Автор: Кулебакина Ирина Павловна Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ"Карпогорская СШ №118"
Населённый пункт: Архангельская обл. Пинежский р-он. с.Карпогоры
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: "Юные герои Великой Отечественной Войны"
МБОУ «Карпогорская средняя школа № 118»
Внеклассное мероприятие
«Юные герои Великой Отечественной Войны»
(музыкально-литературная композиция)
Автор: Кулебакина Ирина Павловна,
педагог дополнительного образования
МБОУ «Карпогорская средняя
школа №118»
с. Карпогоры
2016г.
Содержание:
1.
Пояснительная записка _______________________________3стр.
2.
Юные герои Великой Отечественной войны _____________4стр.
3.
Список литературы __________________________________15стр.
2
Пояснительная записка.
Каждый год наша страна отмечает знаменательный день – праздник
ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ над фашистской Германией. Назовут ли наши дети эту
Победу в ряду выдающихся событий прошлого столетия или значение
победы в Священной войне поблекло в сознании детей? Преступно лишать
молодежь исторической памяти о героическом подвиге советского народа,
защитившего от фашистской чумы не только Отечество, но и всю Европу.
Время летит неумолимо. Многие свидетели тех лет не дожили до
наших дней. Но и ныне вдовы и сироты, отцы и матери, братья и сестры тех,
кто погиб на полях боевых сражений Великой Отечественной, несут в
сердцах боль невозвратимой утраты. И память о павших в войне будет жить
вечно, передаваясь от поколения к поколению. Это не только скорбь о
погибших, это и гордость за величие совершенного ими подвига во имя
Отчизны, ибо эти жертвы не были напрасны - без них не было бы Победы, не
было бы нашего будущего.
Актуальность:
Праздник, посвященный Дню Победы, - один из самых
важных в году. Чем дальше от нас уходят в историю годы войны, тем труднее
донести до нового поколения, как дорого нашей стране далась эта победа.
Дети должны знать, через какие ужасы, разруху, страдания, голод и смерть
прошли их бабушки дедушки, а для многих уже прабабушки и прадедушки.
Воспитание любви к своей родине, патриотических чувств начинается с
малого – с памяти о трех, кто отдал свои жизни за ныне живущих. А потому,
тема «Юные герои Великой Отечественной войны», является актуальной в
наше время.
Цель мероприятия:
воспитание патриотических чувств учащихся на
примерах мужества и героизма пионеров-героев.
3
Задачи:
воспитывать у детей чувство любви к Родине, уважения к ее
защитникам; расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне;
развивать познавательную активность детей;
Новизна
данной
работы
заключается
в
том,
что
внеклассное
мероприятие рассказывает о подвигах наших юных героев в годы Великой
Отечественной войны. Эти ребята были настоящими героями, без всякого
пафоса, их надо чтить и помнить! И пока мы будем ставить их в пример,
своим детям, у нашей страны есть надежда на будущее!
4
Форма: музыкально – литературная композиция.
Оборудование:
- музыкальный центр, микрофон, компьютер, проектор,
экран, прожектор.
Наглядность: слайд – шоу, альбом, флаг, кресло, стол, светильник.
Музыкальный материал: «На сопках Маньчжурии», фонограмма « песня 22
июня», фонограмма «Идёт Война народная », фонограмма «До свидания
мальчики», песня ВОВ- «Журавли», фильма «Мой ласковый и нежный
зверь».
Ход мероприятия
Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.
Зрители собираются в зале, ассистенты встречают приглашенных
ветеранов, рассаживают. В зале звучит музыка о войне.
Эпизод 1
Звучит(фоном) песня «День Победы». На сцене в кресле сидит дедушка
(Ветеран ВОВ) в руках его фото альбом с фотографиями. За кулисами
слышится смех и разговор подростков, собирающихся на дискотеку.
Появляется подросток Денис (он одет современно, у него в руках телефон).
Денис: Привет, дед! Сегодня такой замечательный день. Мы с друзьями на
дачу собираемся . Дед, денег дай!
(В комнате появляются остальные мальчишки и девчонки лет 14 одеты
вызывающе. Девчонки крутятся возле зеркала, ребята хихикают за спиной у
деда. Денис ходит по комнате собирается на дискотеку.)
Денис: Опять рассматриваешь своё старьё. И чего ты всё трясешься со
своим альбомом. Что там? (подходит к деду и заглядывает в альбом.)
Дед: Да сегодня, и правда знаменательный день. День Победы! В этот день я
всегда вспоминаю своих друзей. Мы тут совсем как вы(показывает на
альбом). Нам в ту пору было как вам всего 14.
Коля: И вы так же развлекались ?..(раздаётся громкий смех ребят и
подходят к деду)
Дед: Ну, как сказать … Садитесь ближе. Я хочу рассказать вам о моих
товарищах!
(Звучит музыка «На сопках Маньчжурки»
1 слайд. На экране появляется фотография мирного времени.
Ребята рассматривают альбом и смеются над фотографиями.)
Дед: Начинался 41г мы с товарищами как обычно собирались во дворе. И
играли в лапту, футбол. Не то, что вы сейчас за компьютерами сидите да на
дискотеки ходите. А мы по вечерам, когда стемнеет, сидели и мечтали о
будущем. Куда пойдём учиться. Кем станем…..
2 слайд . (На в торой половине сцены появляются подростки 40г. вальсируя.
становятся в круговую мизансцену )
3 слайд. (Переворачивает лист альбома на фото начало воины)
Ваня: Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили
Что началася война.
Катя: Война началась на рассвете
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети
Когда стали Киев бомбить.
(Дальше звучит фонограмма « песня 22 июня»)
(Дети 40г. Выполняют эпизод из «Молодая гвардия» сшивают из
галстуков знамя, раскидывают листовки.)
4 слайд. (Перелистывается страничка, на экране дети помогают фронту.)
Дед: С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь
помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах:
участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во
время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали
черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе
вещей для Красной Армии, работали на воскресниках.
(Девочкам становится не интересно, начинают переговариваются
поправлять прически и дергать мальчишек.)
Девочки тоже активно участвовали в подпольной и партизанской
борьбе на оккупированной территории. 27 июня 1941 года “Правда”
сообщала,
что
около
2
тыс.
московских
школьников
пришли
на
промышленные предприятия, что бы заменить ушедших на фронте.
5 слайд. (переворачивается страничка, на экране дети за станками)
В начале июля свыше 1,5 тыс. школьников Томска встали за станки
вместо ушедших в действующую армию. В стране возникло и ширилось
движение “Молодёжь - на производство!”. В это движение быстро
включились старшеклассники. В декабре 1941 года школьники г. Горького
взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой
промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков
они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на
дом
и
изготовляли
ложки,
варежки,
носки,
шарфы,
подшлемники,
участвовали в пошиве обмундирования.
(дети 40г. Поднимают знамя и читают стих)
Катя: Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
А под этим знаменем
В бой идут бойцы,
За отчизну бьются
Братья и отцы.
Как повяжешь галстук,
Ты – светлей лицом…
На скольких ребятах
Он пробит свинцом!..
Пионерский галстук –
Нет его родней!
Он от юной крови
Стал еще красней.
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
6 слайд. (переворачивается альбомный лист, на экране фото детей героев)
Зина: Я, Пятнадцатилетняя Зина Портнова
приехала из Ленинграда к
родственникам в 1941г. на летние каникулы в деревню Зуй Витебской
области.
Во
время
войны
стала
активным
участником
Обольской
антифашистской подпольной молодёжной организации «Юные мстители».
Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию
подполья отравила пищу. Участвовала в других диверсиях, распространяла
листовки среди населения, по заданию партизанского отряда вела разведку. В
декабре 1943 г., возвращаясь с задания, Я была арестована в деревне
Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола
пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась
бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 г. расстреляна в
тюрьме г. Полоцка.
(закончив свою биографию, герой становится на колени спиной к зрителям
эмитирует крест)
Люба: Я Домрачева Любовь на завод пришла в 1943 году. «Тогда мне было
14 лет», - «Работу начинала в 7 цехе кладовщиком, но в то время очень
нужны были станочники и мне пришлось перейти в 9 цех. Трудно
приходилось. Работали по 12 часов на три смены. Было холодно и работали в
телогрейках и в валенках. Работать заканчивали строго по гудку. Хлеба
приходилось по 700 грамм на день. И из этого пайка приходилось экономить
для младших братьев и сестер…Мы все работали и ждали, и верили в победу.
И она пришла».
(закончив свою биографию, герой становится на колени спиной к зрителям
эмитирует крест)
Оля: Я шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш
со своей младшей
сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира
партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин
цистерны с горючим. Конечно, мы привлекали к себе куда меньше внимания
немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые
мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а мы сражались с
солдатами вермахта!
(закончив свою биографию, герой становится на колени спиной к зрителям
эмитирует крест)
Звучит фонограмма «Идёт Война народная »
7 слайд. Переворачивается альбомный лист на экране фото детей на
войне.)
Дед: Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной
шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину,
многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше,
чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть
рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа,
смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во
имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в
партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по
данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были
десятки тысячи.
8 слайд. (Переворачивается альбомный лист, на экране фото детей героев)
Федя: Я Федя Самодуров мне 14 лет, я воспитанник мотострелковой части,
которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был на своей
родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью
участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из
города. Когда почти весь расчёт погиб, я вместе с уцелевшим бойцом взялся
за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Был награждён
медалью «За отвагу».
(закончив свою биографию, герой становится на колени спиной к зрителям
эмитирует крест)
Ваня: Я Ваня Козлов мне 13 лет, остался без родных, два года находится в
мотострелковой части. На фронте доставлял пищу, газеты и письма бойцам
в самых сложных условиях.
(закончив свою биографию, герой становится на колени спиной к зрителям
эмитирует крест)
Петя: Я Петя Зуб . Я давно решил для себя, что стану разведчиком. Мои
родители убиты, и я знаю, как можно рассчитаться с проклятым немцем.
Вместе с опытными разведчиками я добирался до врага, сообщал по радио
его местонахождение, и артиллерия по моей указке даёт огонь, сокрушая
фашистов".
(закончив свою биографию, герой становится на колени спиной к зрителям
эмитирует крест)
(исполняется песня «До свидания мальчики»)
9 слайд. (Переворачивается альбомный лист и на экране детей на фронте.)
(звучит песня ВОВ – Журавли-дети имитирующие кресты начинают
вставать и танцевать затем в движениях танца уходят за экран )
Эпизод 4
10 слайд. ( На экране дети уходившие на фронт… получившие медали)
Дед: Тогда дети делали такие подвиги, жили в таких условиях, что вам
трудно даже себе представить. В то время детям приходилось выживать и
заменять своих отцов везде. Многие уходили на фронт, к партизанам, а те,
кто не попадали ни туда ни туда, помогали на заводах и делали такие работы,
которые трудно давались даже взрослым!
Вы бы могли представить, что 14-летний мальчик сам поднял самолёт в
небо!!!
Многие дети получили медали и звание Героев Советского Союза! Это
звание получили не все взрослые, а дети в таком то возрасте! Они взвалили
на свои плечи такой тяжёлый груз войны!
«Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» За долгих четыре года, которые
продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших
школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую
секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в
сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не
сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были
когда-то, горечь детства забыть не дает…»
11 слайд. (Звучит вальс из кино фильма «Мой ласковый и нежный
зверь»современные подростки начинают вальсировать, в движениях танца
создают себе пары с героями воины. Заканчивается песня все пары встают
в полукруг. )
Денис: Дед я, понимаю, что чувствовали дети во время войны и насколько
мне и другим моим сверстникам хорошо, что сейчас над нами просторное
небо и мы на свободе, и все живут в мирное время, я понимаю, как повезло
нам детям, не знающим, что такое война.
Света:
Я не знаю, каково жить в оккупации, вздрагивать от взрывов,
сжиматься от ужаса, когда перед тобой дуло вражеского оружия...
Коля: Мне не понятно, как это не есть ни сегодня, ни завтра и неизвестно
сколько ещё дней...
Марина: Мне не узнать, что такое "малолетний узник" , как написано на
карточках в немецкой оккупированной территории или в концлагерях.
Денис: Я благодарен тем детям и ветеранам, которые даровали нам свободу
и не осознание таких ужасных дней, моментов, незнание, что такое грозное
слово "война".
Все вместе : Низкий Вам поклон!
12 слайд. (Дед переворачивает последнюю страницу и на экране слайды
победы, парада)
Все вместе : (Поворачиваются к деду со словами) Спасибо дед……..
(на месте деда стоит 14 летний парень в форме в орденах и улыбается)
Литература.
1.
В 27 Великая Отечественная война. 1941 – 1945. – М.: ОЛМА – ПРЕСС,
2005 – 512с.: ил.
2.
Сценарии школьных праздников / Сост. Н.Н. Романова. – М.: ООО
«Издательство Мир книги», 2005. – 400с.
3.
Фадеев. А. Собрание сочинений в четырех томах Москва издательство
«Правда» 1979