Напоминание

"Профессиональное образование"

Автор: Плохова Жанна Васильевна
Должность: методист
Учебное заведение: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области "Тольяттинский социально-педагогический колледж"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Методические рекомендации по выполнению ВКР студентами СПО
Тема: "Профессиональное образование"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

050144.52 Дошкольное образование

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Тольятти, 2013

Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета ГБОУ СПО ТСПК № ____ от ______________ г.
Составитель:
Гервальд И.В., к.п.н., зам. директор по УНМР ГБОУ СПО ТСПК. Плохова Ж.В., преподаватель ГБОУ СПО ТСПК.
Рецензент:
Божедомова С.В., к.п.н., зав. заоч. отделением ГБОУ СПО ТСПК. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) для специальности 050144.52 Дошкольное образование. Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а также содержат требования к лингвистическому и техническому оформлению выпускной квалификационной работы, практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты. Методические рекомендации адресованы студентам очной и заочной формы обучения. В электронном виде методические рекомендации размещены на файловом сервере колледжа 2

Уважаемый студент!
Выпускная квалификационная работа является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля Вашей учебной работы. Написание и защита выпускной квалификационной работы (далее ВКР) заключительный этап подготовки специалиста в системе среднего профессионального (педагогического) образования.
Выпускная квалификационная работа
– это итоговая аттестационная самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед Государственной аттестационной комиссией. Выполнение ВКР направлено на приобретение Вами практического опыта по систематизации полученных знаний и практических умений, формированию профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК). Выполнение ВКР осуществляется под руководством преподавателя профессионального модуля. Результатом данной работы должна стать выпускная квалификационная работа, выполненная и оформленная в соответствии с установленными требованиями. Выпускная квалификационная работа подлежит обязательной защите. Защита выпускной квалификационной работы проводится с целью выявления Вашей готовности осуществлять основные виды профессиональной педагогической деятельности и соответствия уровня и качества подготовки выпускников Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования. Настоящие методические рекомендации (МР) определяют цели и задачи, порядок выполнения, содержат требования к лингвистическому и техническому оформлению ВКР и практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты. Подробное изучение рекомендаций и следование им позволит Вам избежать ошибок, сократит время и поможет качественно выполнить ВКР. Вместе с тем внимательное изучение рекомендаций, следование им и своевременное консультирование у Вашего руководителя поможет Вам без проблем подготовить, защитить выпускную квалификационную работу и получить положительную оценку. Консультации по выполнению ВКР проводятся как в рамках учебных часов в ходе изучения профессионального модуля, так и по индивидуальному графику.
Желаем Вам успехов!


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Выполнение письменной выпускной квалификационной работы выпускником учреждения СПО рассматривается как вид учебной работы по профессиональным модулям, должно выполняться в форме дипломной работы или дипломного проекта. Выполнение ВКР профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на его изучение.
1.1 Цель выпускной квалификационной работы

Выполнение студентом ВКР проводится с целью
: - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по профессиональному модулю; - углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой; - формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов; - формирования умений использовать справочную, нормативную и пра- вовую документацию; - развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - приобретение навыков систематизации, формулировки выводов и обобщений по результатам выполненной работы; - овладение опытом публичного выступления.
1.2 Формирования общих и профессиональных компетенций:

Внимание:
определение формируемых ПК и ОК у студента в рамках выполнения (написания) им выпускной квалификационной работы определяется научным руководителем. 4

2. СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

РАБОТЫ

2.1 Структура выпускной квалификационной работы
ВКР представляет собой самостоятельное исследование одной из общих или частных проблем современной педагогической науки и практики на фактическом материале, полученном в ходе педагогического эксперимента или дополнительного глубокого изучения и осмысления научных источников. В целом ВКР рассматривается как логическое продолжение курсовой работы, основные идеи и выводы которой заново осмысливаются, обогащаются новыми фактами, результатами наблюдений и опытов. ВКР отражает более высокий теоретический и практический уровень.
Сходство и различия курсовых и выпускных квалификационных работ

(по Е.В. Бережновой)

Количественные

и качественные

различия

Курсовая работа по

специальности

Дипломное исследование

Объем
Примерно 1 п. л. (20-25 страниц текста) Без приложений примерно 2-3 п. л. (40-45 страниц текста)
План
Чаще всего простой план: Выделение пунктов Сложный: Выделение глав, пунктов и, при необходимости, подпунктов
Анализ

теоретических

источников по

теме

исследования
Не менее 20 источников: анализ общепсихологической, экспериментальной, методической литературы Более 20 источников: анализ общепсихологической, экспериментальной, методологической литературы. Анализ имеет более глубокий характер
Изучение

проблемы
Общие подходы к разрешению проблемы Характеристика общих подходов и разработка конкретного пути разрешения проблемы
Выдвижение

гипотезы
Рабочая задача, или описательная гипотеза Объяснительная гипотеза
Опытно-
Констатирующий Констатирующий 5

экспериментальн

ая работа
эксперимент (наблюдение, описание, анализ и выводы) или фрагмент формирующего эксперимента, допускается небольшой размер выборки эксперимент, формирующий эксперимент. Размер выборки должен приближаться к репрезентативному уровню (доказательному с т. зрения статистики)
Характер

опытно-

экспериментальн

ой работы
Добывание фактов для доказательства гипотезы на эмпирическом уровне. Эксперимент носит частный характер Добывание фактов для доказательства гипотезы на теоретическом уровне. Эксперимент строится как целостная система, позволяющая полноценно охватить наиболее важные аспекты проблемы
Уровень

обобщения
Обобщаются результаты непродолжительного эксперимента частного плана. Обобщения носят эмпирический характер Обобщаются результаты достаточно серьезного, более масштабного эксперимента, который должен организовываться как целостный охват проблемы. Обобщения более широкого, теоретического характера Таким образом, существенным отличием ВКР от курсовой работы яв- ляется организация опытно-экспериментальной работы.
К

содержанию

выпускной

квалификационной

работе

предъявляется следующие требования:
1. Актуальность тематики, соответствие ее современному состоянию и перспективам развития педагогической теории и практики; 2. Направленность проблемы на получение актуального психолого- педагогического знания; 3. Изучение и критический анализ литературы по проблеме исследования; 4. Изучение и анализ передового педагогического опыта и личного опыта студента в процессе его педагогической практики; 5. Наличие обоснованной авторской позиции, раскрывающей видение сущности проблемы исследователем; 6
6. Представленность в работе всех структурных элементов исследования; 7. Проведение самостоятельного исследования; 8. Доказательность теоретических основ исследования: обоснование и раскрытие возможных подходов к исследованию проблемы, рассмотрение основных ее аспектов; 9. Четкая характеристика предмета, целей и методов исследования, описание и анализ эксперимента; 10. Научная новизна и практическая значимость проведения исследования; 11. Обобщение результатов проведенных исследований, обоснование выводов и практических рекомендаций; 12. Соответствие формулировок цели, задач, объекта, предмета, гипотезы теме исследования; 13. Обоснование выбора методов исследования; 14. Перспективность исследования: наличие в работе материала (идей, экспериментальных данных и пр.), который может стать источником дальнейших исследований; 15. Достаточность и современность использованного библиографического материала и иных источников; 16. Культура оформления (ее соответствие требованиям стандарта). По содержанию выпускная квалификационная работа может носить практический или опытно - экспериментальный характер. По объему выпускная квалификационная работа должна быть не более 40 - 45 страниц печатного текста. Дополнительно могут быть включены макеты, стенды, плакаты, презентации и др. По структуре
выпускная квалификационная работа практического

характера
включает в себя: – содержание (Приложение 11); – введение, в котором подчеркивается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы; – основную часть, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы; вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами, результатами изучения опыта работы воспитателей и своего собственного исследования и т.п.; 7
– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы; – список используемой литературы; – приложения. По структуре
выпускная

квалификационная

работа

опытно

-

экспериментального характера
включает в себя: – содержание (Приложение 11); – введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента; – основную часть, которая обычно состоит из двух разделов: 1) теоретические основы разрабатываемой темы, история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике; 2) практическая часть, содержащая план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранных методов, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно - экспериментальной работы; – заключение, в котором содержатся выводы; – список используемой литературы; – приложения. Таким образом, ВКР представляет собой самостоятельное учебное исследование студентами одной из общих или частных проблем современной науки, приобщающее их к творческой научно-исследовательской деятельности. 8

3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выполнение выпускной квалификационной работы включает в

себя следующие этапы:
1. Выбор темы и согласование ее с научным руководителем; 2. Составление плана выполнения ВКР и согласование его с руководи- телем (календарно-тематический план); 3. Подбор и изучение литературных источников по теме выпускной ква- лификационной работы; 4. Сбор и анализ практического материала; 5. Написание и оформление работы; 6. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы; 7. Защита выпускной квалификационной работы.
3.1 Выбор темы выпускной квалификационной работы
Распределение и закрепление тем производит преподаватель. При закреплении темы соблюдается принцип: одна тема – один студент (Приложение 1). При закреплении темы Вы имеете право выбора по выполнению работы по той или иной теме из предложенного списка . Документальное закрепление тем производится посредством внесения Вашей фамилии в утвержденный зам. директором по УНИР приказ. Данный перечень тем ВКР с конкретными фамилиями студентов хранится у преподавателя.
Самостоятельно изменить тему ВКР Вы не можете.

3.2 Получение индивидуального задания
После выбора темы выпускной квалификационной работы преподаватель выдает Вам задание и календарный план выполнения ВКР установленной формы (Приложение 2). Обращаем внимание, что индивидуальное задание Вы должны получить не позднее,
чем за 2 месяца
до выполнения выпускной квалификационной работы. 9

3.3 Составление плана подготовки выпускной квалификационной

работы
В самом начале работы очень важно вместе с руководителем составить план выполнения ВКР. При составлении плана Вы должны вместе уточнить круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки её выполнения, определить необходимую литературу. ОБЯЗАТЕЛЬНО составить рабочую версию содержания ВКР по разделам и подразделам.
Внимание!
Во избежание проблем, при подготовке выпускной квалификационной работы Вам необходимо всегда перед глазами иметь: 1. Задание и календарный план выполнения выпускной квалификационной работы (Приложение 2).
Запомните:
своевременное выполнение каждого этапа выпускной квалификационной работы - залог Вашей успешной защиты.
3.4 Подбор, изучение, анализ и обобщение материалов

по выбранной теме
Прежде чем приступить к разработке содержания выпускной квалификационной работы, очень важно изучить различные источники (законы, ГОСТы, ресурсы Интернет, учебные издания и др.) по заданной теме. Процесс изучения учебной, научной, нормативной, технической и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления, конспектирования основных положений, кратких тезисов, необходимых фактов, цитат, что в результате превращается в обзор соответствующей книги, статьи или других публикаций. От качества Вашей работы на данном этапе зависит качество работы по факту её завершения.
Внимание!
При изучении различных источников очень важно все их фиксировать сразу. В дальнейшем данные источники войдут у Вас в список используемой литературы. Практический совет: создать в своем компьютере файл «Литература по ВКР» и постепенно туда вписывать исходные данные любого источника, который Вы изучали по теме выпускной квалификационной работы. Чтобы не делать работу несколько раз, внимательно изучите требования к составлению списка источников и литературы (Приложение 6,7). Результат этого этапа выпускной квалификационной работы – это сформированное понимание предмета исследования, логически выстроенная 10
система знаний сущности самого содержания и структуры исследуемой проблемы. Итогом данной работы может стать необходимость отойти от первоначального плана, что, естественно, может не только изменить и уточнить структуру, но качественно обогатить содержание выпускной квалификационной работы.
3.5 Разработка содержания выпускной квалификационной работы

Требования к содержанию выпускной квалификационной работы:
- направленность проблемы на получение актуального психолого- педагогического знания; - представленность в работе всех структурных элементов исследования; - соответствие формулировок цели, задач, объекта, предмета, гипотезы теме исследования; - обоснование выбора методов исследования; - доказательность теоретических основ исследования: обоснование и раскрытие возможных подходов к исследованию проблемы, рассмотрение основных ее аспектов; - наличие обоснованной авторской позиции, раскрывающей видение сущности проблемы исследователем; - использование в экспериментальной части исследования обоснованного комплекса методов и методик, способствующих раскрытию сути проблемы; - целостность исследования, которая проявляется в связанности теоретической и экспериментальной его частей; - перспективность исследования: наличие в работе материала (идей, экспериментальных данных и пр.), который может стать источником дальнейших исследований; - достаточность и современность использованного библиографического материала и иных источников; - культура оформления.
Выпускная квалификационная работа имеет ряд структурных

элементов:
введение, теоретическая часть (состоящая из трех пунктов), практическая часть (состоящая из трех пунктов), заключение, списка используемой литературы, 5 приложений. 11

3.5.1 Разработка введения

1. Введение
содержит общую характеристику работы: актуальность, противоречия, проблему, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи исследования, методы, методологическую и теоретическую основу исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, личный вклад автора в исследование, структуру ВКР. Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. Оно состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать. В первом предложении называется тема выпускной квалификационной работы.
Актуальность

исследования
(почему это следует изучать?) Актуальность исследования рассматривается с позиций важности в данный момент и в данной ситуации развития психолого-педагогической науки и практики. Отражает значимость проведения данного исследования в трех направлениях:  социально-педагогическом – необходимость решения данной проблемы для развития социума и культуры в целом;  научно-теоретическом – степень достаточности изученности данной проблемы в научных исследованиях;  научно-методическом – важность решения данной проблемы для практики работы образовательного учреждения. В данном пункте необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности в различных трудах (философов, педагогов, психологов и социологов). Здесь же можно перечислить источники информации, используемые для исследования. (Информационная база исследования может быть вынесена в первую главу). Следует дать краткий обзор современной литературы (3-х – 4-х ведущих авторов по данной проблеме), выстроив материал в хронологической последовательности, чтобы проследить процесс научного поиска, соотнести содержание этих исследований с собственной темой и выявить вопросы, которые требуют своего дальнейшего исследования.
Обоснование актуальности предполагает:
 описание необходимости научного решения проблемы, которая отвечает потребностям практики образовательных учреждений;  представление пробела в исследуемых областях знаний, которые не располагают достаточными научными средствами для решения актуальной задачи;  отражение личного интереса в изучении и решении исследуемой 12
проблемы. Обоснованию актуальности помогает выделение противоречий, встречающихся в изучаемой области. Далее выдвигается проблема. Под проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научного знания. Проблема обеспечивает целенаправленную мобилизацию прежних и организацию полученных обновленных, добываемых в ходе исследования знаний.
Определение проблемы исследования
– достаточно сложная задача. В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением. В ВКР проблема, как правило, также выражает основное противоречие, которое будет разрешаться автором в ходе исследования. Как правило, если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.
Постановка проблемы исследования предполагает следующие шаги:
1. Выделение центрального вопроса (аспекта) в теме исследования; 2. Фиксация основных противоречий, определяющих проблему; 3. Предположительное определение ожидаемого результата; 4. Формулировка проблемы. Построение проблемы представлено следующими шагами (операциями):  «расщепление» проблемы на аспекты, без раскрытия которых нельзя получить ответ на основной проблемный вопрос;  группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему;  локализация (ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя; отграничение известного от неизвестного в области, избранной для изучения);  выработка установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы.
Противоречия
могут быть сформулированы следующим образом: «Противоречие между необходимостью формирования … и недостаточной разработанностью педагогических условий для обеспечения этого процесса»; «Противоречие между стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить … и отсутствием разработанных методических рекомендаций в практике педагогов»; 13
«Противоречие между необходимостью перестройки системы образования, смещения акцентов с развития личности исполнителя на развитие активной, творческой личности и не соответствием данной задаче содержания деятельности педагогов (а как следствие и деятельности детей) связанных с недостаточным пониманием роли … в формировании (развитии) …» и т.д.
Цель исследования
(какой результат будет получен?) Цель должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект.
Объект исследования
(что будет исследоваться?). Объект это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от исследователя. Это более широкая, чем предмет область познания. Как правило, в качестве объекта исследования выступает какая-либо часть педагогического процесса или изучаемого явления.
Предмет исследования
(как, через что будет идти поиск?) находится в границах объекта исследования; в нем фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном исследовании подлежит глубокому специальному изучению. Как правило, предметом исследования становится процесс развития исследуемого явления либо педагогические условия этого развития. Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий.
Задачи исследования
(как идти к результату?), пути достижения цели. Определяются они исходя из целей работы. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Как правило, формулируются 3 - 4 задачи: Первая задача направлена на теоретическое изучение исследуемой проблемы. Результаты ее решения представляются в 1 главе работы. Вторая задача направлена на исследование исходного состояния (диагностику) изучаемого явления. Результаты ее решения представляются во 2 главе работы. Третья задача направлена на проектирование психолого- педагогических преобразований изучаемого явления. Результаты ее решения представляются во 2 главе работы.
Перечень рекомендуемых формулировок задач:
1. «На основе теоретического анализа литературы разработать...» (ключевые понятия, основные концепции). 14
2. «Определить ... » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на объект исследования). 3. «Раскрыть ... » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на предмет исследования). 4. «Апробировать на практике ... » (комплекс дидактических игр, комплекс НОД, рекомендации, педагогические условия, коррекционные программы).
Гипотеза исследования
– обоснованное и доказываемое в ходе всей выпускной квалификационной работе предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. Гипотеза может носить характер:  описательный;  объяснительный;  прогностический. Ключевые слова для формулировки гипотезы: «если……то…»; «в том случае, если….», «так….. как….» Чем конкретнее сформулирована гипотеза, тем возможнее ее доказательство.
Пример построения гипотезы:

Гипотеза исследования
может быть сформулирована следующим образом, формирование математических представлений у старших дошкольников посредством использования индивидуальных маршрутов будет эффективным в том случае, если: - определить четко обоснованные цели и содержание образовательного процесса в дошкольном учреждении, направленного на формирование математических представлений старших дошкольников; - в процессе формирования математических представлений учитывать индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, т.е. осуществлять индивидуально-дифференцированный подход; - при организации образовательного процесса учитывать принципы систематичности, последовательности, постепенности в работе с детьми путем активизации их посредством игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к НОД.
Методы

исследования
(как исследовали?): дается краткое перечисление методов исследования через запятую без обоснования.
Теоретическая и практическая значимость исследования

(
что нового, ценного дало исследование?). Теоретическая значимость исследования не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость. 15
При написании можно использовать следующие фразы: результаты исследования позволят осуществить...; будут способствовать разработке...; позволят совершенствовать…. (Приложение 3)
Структура работы –
это завершающая часть введения (что в итоге в работе представлено). В завершающей части в назывном порядке перечисляются структурные части работы, например: «Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список используемой литературы, 5 приложений». Таким образом, введение должно подготовить к восприятию основного текста работы. Образец составления введения представлен в Приложении 3.
Объем введения не должен превышать 2-3 страниц машинного

текста.

3.5.2 Разработка основной части выпускной квалификационной работы
Основная часть выпускной квалификационной работы практического и опытно-экспериментального характера обычно состоит из двух глав: - в первой содержатся теоретические основы темы; дается история вопроса, уровень разработанности вопроса темы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы, отражает результаты теоретического анализа проблемы и содержит результаты сопоставительного и (или) ретроспективного анализа психолого-педагогических исследований по проблеме; объяснение смысла ключевых понятий по теме исследования. - во второй излагается практический опыт или опытно- экспериментальная работа; отражаются результаты констатирующего (диагностического) и формирующего этапов экспериментальной части исследования; данная глава содержит описание цели, задач и методики констатирующего эксперимента; описание, анализ, обобщение результатов диагностического этапа опытно-экспериментальной работы; цель и задачи, ведущие теоретические идеи и принципы, на которых базируется эксперимент, этапы реализации формирующего эксперимента; содержание и способы реализации каждого этапа.
В теоретической части
рекомендуется излагать наиболее общие положения, касающиеся данной темы, а не вторгаться во все проблемы в глобальном масштабе. В ней рассматриваются: 16
 историко-современный аспект изучаемой проблемы;  сущностные характеристики исследуемого понятия, его трактовок различными авторами, особенно современными, собственное отношение к позициям различных авторов;  особенности разработки выбранной темы с точки зрения психологии дошкольников, его возрастных характеристик. Поиск литературных источников может осуществляться посредством анализа электронных ресурсов в сети Интернет, проработки электронных и бумажных каталогов библиотек и работы непосредственно с книгами, журналами, монографиями, авторефератами и пр. Работа с каталогами позволит составить предварительный список литературы по теме исследования и составить представление об общем литературном обеспечении темы исследования. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам: 1. Общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению; 2. Беглый просмотр всего содержания; 3. Чтение в порядке последовательности расположения материала; 4. Выборочное чтение какой-либо части произведения; 5. Выписка представляющих интерес материалов; 6. Критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей выпускной квалификационной работы. Рекомендуется делать свои замечания по тексту перерабатываемой литературы, выделяя особо важные места текста. При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.
Есть несколько путей оформления теоретического исследования:
1. Путем составления сравнительного анализа, степени проработанности темы исследования на современном этапе (ее ретроспектива и перспектива) – это поможет в целом решить первую задачу, которая будет стоять у вас во введении. 17

Например:
Сравнительный анализ степени проработанности темы исследования на современном этапе (ее ретроспектива и перспектива) Параметр сравнения 1 объект 2 объект В данном столбце указываются: - определение; - условия применения; - принципы и приемы; - и т.д. в данном столбце в кавычках дается определение автора (или выражается его взгляд на данную проблему) и делается обязательная сноска в данном столбце в кавычках дается определение автора (или выражается его взгляд на данную проблему) и делается обязательная сноска






Вывод
: в итоге, отмечаются сходства и различия во взглядах авторов в рамках рассматриваемой проблемы, Вам необходимо выразить свое согласие или не согласие обязательно аргументировав свой ответ. Если Вы рассматривали подходы авторов к ряду определений, то вы можете выбрать наиболее оптимальное для Вашего исследования и впоследствии написания ВКР опираться именно на него. При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной работе и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в исследовании. Излагая содержание публикаций других авторов, необходимо обязательно давать ссылки на них с указанием номеров страниц этих информационных источников. По тексту ВКР необходимо делать ссылки на цитируемые источники. Ссылки могут быть встроены в содержание текста, например: По мнению И.И. Иванова…. Как отмечает П.А. Смирнов….. Р.Р. Семенов указывает, что … Также предполагается делать ссылку на источник через указания в квадратных скобках номера источника в списке литературы и страницы по окончании какой-либо мысли. В данном случае может быть два варианта оформления ссылок в тексте: 1. если в тексте приводится прямое цитирование, то текст берется в кавычки, а в квадратных скобках ставится номер источника и страница. Например: «Проблема работы с пожилыми людьми важна» [6, с. 56]. 2. Цитаты органически вплетаются в текст выпускной квалификационной работы, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении 18
различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой автору выпускной квалификационной работы в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений, которые приводит сам автор. В соответствии с этикой научного изложения, необходимо строго следить за правильностью цитирования и соответствия ссылок на источники, по возможности разделять упоминаемые в работе результаты (идеи, гипотезы и т.п.) разных авторов и, соответственно, отдельно ссылаться на них. Способ, форма изложения материала должна облегчить понимание читателем того, какие из результатов (идей, гипотез и т.д.), упоминаемых в работе, принадлежат автору выпускной квалификационной работы, а какие являются продуктом чужого творчества или уже являются общепринятыми. Число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы выпускной квалификационной работы. От ее автора требуется установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте, нет ли в них искажений смысла анализируемых источников. Причины искажений могут быть различными. В одних случаях из первоисточника могут быть взяты слова, которые не определяют сути взглядов его автора. В других – цитаты ограничиваются словами, которые содержат только часть мысли, например ту, которая больше отвечает интересам автора выпускной квалификационной работы. Иногда в цитате излагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в данном контексте. Возможны и иные смысловые неточности при цитировании. В случае пересказа текста первоисточника также не исключается вероятность искажения смысла, поэтому текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником. Прямое цитирование и косвенное изложение (пересказ) позиций других авторов не могут занимать в выпускной квалификационной работе более
85%.
Остальной текст должен быть изложением самостоятельных позиций автора. В заключение главы следует сформулировать теоретические выводы, из которых автор будет исходить в изложении содержания 2-ой главы.
Теоретическая глава исследования может быть представлена на 10-

20 печатных страницах.

Вторым разделом в ВКР является
практическая часть, которая должна носить сугубо прикладной характер. В ней необходимо описать конкретные варианты работы с объектом исследования, привести результаты 19
практических расчетов и направления их использования, а также сформулировать направления совершенствования. Для написания практической части, как правило, используются материалы, собранные Вами в ходе производственной практики. В содержании главы входят 3 параграфа, в которых последовательно изложены результаты экспериментального исследования. Названия параграфов должны отражать их содержание и не повторять названия выпускной квалификационной работы или других глав и параграфов.
Как правило, опытно-экспериментальная глава делится на три

смысловых пункта:
1. Констатирующий эксперимент (в содержании он может называться, например: «Выявление уровня ….» или «Изучение уровня ….»); 2. Формирующий эксперимент (в содержании он может называться, например: «Содержание работы по ….»); 3. Контрольный срез (эксперимент) (в содержании он может называться, например: «Анализ работы по ….»). Рассмотрим подробнее структурные элементы, входящие в каждый пункт опытно-экспериментальной главы:
1. Методика констатирующего эксперимента
представляет собой конкретное методическое руководство: - позволяющее получить достоверную и разностороннюю информацию по диагностируемому явлению и проанализировать ее; - готовое к непосредственному использованию в практике образовательного учреждения; - не требующее дополнительных разъяснений со стороны автора- составителя; - компактное и доступное для пользователя. В описании констатирующего эксперимента следует сформулировать его цель, которая отражает содержание второй задачи исследования и связана с исследованием особенностей изучаемого явления.
Пример:
Цель констатирующего эксперимента изучить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста; или выявить уровень готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе. На основании поставленной цели констатирующего эксперимента следует выделить критерии и показатели исследования. Они должны быть четко определены, логично выстроены, обеспечивать достижение цели констатирующего эксперимента и полностью раскрывать предмет 20
исследования. Удобным и доступным для понимания читателей является представление изучаемых критериев и показателей в табличной или схематичной форме. Пример такого описания представлен в приложении 8. На основе выделенных критериев и показателей исследования строится выбор диагностических процедур. Они должны обеспечить изучение всех показателей. Выбранные диагностические процедуры должны быть соответствовать требованиям валидности и надежности. При описании диагностических процедур следует большее внимание уделить собственным разработкам и модификациям. Известные диагностические процедуры могут быть освещены кратко с указанием автора и источника, откуда они были взяты. Объемные описания диагностических процедур могут быть вынесены в приложение. В описании каждой диагностической процедуры обязательно указывается ее цель. Важно отследить, чтобы все изучаемые показатели прослеживались в содержании целей. Важным этапом опытно-экспериментальной работы является определение экспериментальной выборки. Ее объем должен быть необходимым и достаточным для достижения цели исследования. Экспериментальная выборка должна быть рандомизированна. При определении контрольной и экспериментальных групп важно учесть, чтобы эти группы были примерно одинаковы по: - объему (равное количество детей в группе); - возрастному диапазону; - гендерному составу (одинаковое количество мальчиков и девочек); - условиям образования и воспитания; - прочим признакам, важным для конкретного исследования. Необходимо обеспечить добровольность участия испытуемых в эксперименте и сохранение конфиденциальности их данных. Особое внимание следует уделить анализу и обработке экспериментальных данных. Введение бальных оценок по каждой диагностической процедуре обеспечит объективность обработки данных и прозрачность при определении общего уровня сформированности изучаемого явления. Описание экспериментальных данных должно включать сочетание количественно и качественного анализа и может быть проиллюстрировано таблицами, рисунками и примерами высказывания испытуемых. Примерные общие результаты проведения констатирующего эксперимента: уровневое или качественное описание исследуемого явления. Для описания качественных проявлений изучаемого явления можно 21
воспользоваться какой-либо из дошкольных образовательных программ. Таким образом, результаты констатирующего (диагностического) этапа экспериментальной части исследования и содержит описание цели, задач и методики констатирующего эксперимента; описание, анализ, обобщение результатов диагностического этапа опытно-экспериментальной работы.
2. Важнейшей частью опытно-экспериментальной работы является

формирующий

эксперимент.
При его описании необходимо четко сформулировать цель и описать этапы работы. Каждый этап также имеет свою цель. Для того чтобы обеспечить логичность и четкость материалов формирующего эксперимента можно представить соотношение его этапов, блоков, целей и задач работы в табличной форме. Подробное описание мероприятий формирующего эксперимента может быть вынесено в приложение, чтобы не был чрезмерно увеличен общий объем работы. Включение примеров высказываний испытуемых, анализ их действий позволит проиллюстрировать описание хода формирующего эксперимента. Помимо того, что необходимо представить этапы работы и их цели, необходимо так же в сжатой форме отразить моменты работы в ходе организации и проведения Вами формирующего эксперимента, это может быть целостное описание постановки и проведения этапов исследования, с примерами ответов детей (или примерами их реакций на проделываемую работу). При таком описании необходимо помнить, что употребление слов должно использоваться в прошедшем времени, например: «Экспериментатор обращает внимание детей на ….» или «В результате проведенной работы, нами были получены следующие ответы детей, которые показались нам наиболее интересными».
3.5.3 Разработка заключения
Обращаем Ваше внимание, что по окончанию исследования подводятся итоги по теме. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Его основное назначение - резюмировать содержание работы, подвести итоги проведенного исследования. В заключении излагаются полученные выводы и их соотношение с целью исследования, конкретными задачами, сформулированными во введении. Содержит выводы по всему исследованию (Приложение 9): 1. формулируются полученные результаты, 2. намечаются некоторые пути совершенствования практики 22
дошкольного образования в связи с рассматриваемой проблемой, 3. выявляются вопросы, требующие дальнейшего решения (обозначаются перспективы разработки избранной темы), 4. даются краткие выводы полученные в результате проведения диагностики исследования. Показывается значимость проделанной работы. Рекомендуемый объем заключения – 1 – 2 страницы.
3.5.4 Составление списка используемой литературы
В список источников и литературы включаются источники, изученные Вами в процессе подготовки работы, в т.ч. те, на которые Вы ссылаетесь в тексте выпускной квалификационной работы.
Внимание!
Список используемой литературы оформляется в соответствии с правилами, предусмотренными государственными стандартами ГОСТ 7.1 – 2003
(Приложение 6,7).
Список используемой литературы должен содержать 30 – 35 источников (не менее 10 книг и 10-15 материалов периодической печати), с которыми работал автор выпускной квалификационной работы. Список используемой литературы включает в себя: - нормативные правовые акты; - научную литературу и материалы периодической печати; - практические материалы. Источники размещаются в алфавитном порядке. Для всей литературы применяется сквозная нумерация. 1
4. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

4.1

Оформление текстового материала
Текстовая часть работы должна быть представлена в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2,5; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Объем выпускной квалификационной работы - 40-45 страниц. Все страницы работы должны быть подсчитаны, начиная с титульного листа и заканчивая последним приложением. Нумерация страниц должна быть 1 При ссылке на литературу в тексте ВКР следует записывать не название книги (статьи), а присвоенный ей в указателе “Список используемой литературы” порядковый номер в квадратных скобках. Ссылки на литературу нумеруются по ходу появления их в тексте записки. Применяется сквозная нумерация. 23
сквозная, начиная с введения и заканчивая последним приложением. Номер страницы ставится на середине листа нижнего поля. Весь текст работы должен быть разбит на составные части. Разбивка текста производится делением его на разделы (главы) и подразделы (параграфы). В содержании работы не должно быть совпадения формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы, а также совпадения названий глав и параграфов. Названия разделов (глав) и подразделов (параграфов) должны отражать их основное содержание и раскрывать тему работы. При делении работы на разделы (главы) (согласно ГОСТ 2.105-95) их обозначают порядковыми номерами – арабскими цифрами без точки и записывают с абзацного отступа. При необходимости подразделы (параграфы) могут делиться на пункты.
Номер пункта
должен состоять из номеров раздела (главы), подраздела (параграфа) и пункта, разделённых точками. В конце номера раздела (подраздела), пункта (подпункта) точку не ставят. Если раздел (глава) или подраздел (параграф) состоит из одного пункта, он также нумеруется. Пункты при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д. Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы (главы), подразделы (параграфы) должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Наименование разделов (глав) должно быть кратким и записываться в виде заголовков (в красную строку) жирным шрифтом, без подчеркивания и без точки в конце. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов.
Пример оформления:
Название главы, причем слово глава не пишется и точка после номера главы отсутствует:
1 Психолого-педагогические аспекты проблемы развития у детей

старшего дошкольного возраста произвольной памяти
(после названия главы ставится один Enter и следом включается название пункта входящего в данную главу)
1.1 Анализ психолого-педагогических подходов к проблеме развития у

детей старшего дошкольного возраста произвольной памяти
(после названия пункта ставится один Enter и следом включается основной текст самого пункта) Основной текст….. 24
После окончания пункта, т.е. перед написание следующего, необходимо поставить три Entera и начать писать название следующего пункта. Обратите внимание, что например окончание одного пункта и начало другого пункта может быть на одной странице. Если речь идет о главе, то не зависимо от оставшегося текста, каждая глава
начинается с новой страницы.
Нумерация страниц основного текста и приложений, входящих в состав работы, должна быть сквозная (расположенная внизу страницы и выравнивание по центру (или от центра)). В основной части работы должны присутствовать таблицы, схемы, графики с соответствующими ссылками и комментариями. В работе должны применяться научные и специальные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в специальной и научной литературе. Если принята специфическая терминология, то перед списком литературы должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание работы (Приложение 10- 12) 2 .
4.2 Оформление иллюстраций
Все иллюстрации, помещаемые в работу, должны быть тщательно подобраны, ясно и четко выполнены. Рисунки и диаграммы должны иметь прямое отношение к тексту, без лишних изображений и данных, которые нигде не поясняются. Количество иллюстраций в работе должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации следует размещать как можно ближе к соответствующим частям текста. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте работы. Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми. Ссылки на иллюстрации разрешается помещать в скобках в соответствующем месте текста, без указания см. (смотри). Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации записывают, сокращенным словом смотри, например, см. рисунок 3. Размещаемые в тексте иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами, например: Рисунок 1, Рисунок 2 и т.д. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы). В этом случае номер иллюстрации должен состоять из номера раздела (главы) и порядкового номера 2 См. приложение, которое выбирается в зависимости от характера выбранного вами стиля написания выпускной квалификационной работы 25
иллюстрации, например Рисунок 1.1.
Образец оформления рисунка:
Рисунок 2 – Количественные результаты констатирующего эксперимента Таблицы должны иллюстрировать и дополнять текст исследования. Слишком большие таблицы отягощают восприятие текста, их лучше вынести в приложение. Для удобства в таблицах может быть использован размер шрифта 12 и одинарный интервал.
4.3. Оформление таблиц
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным и кратким. Лишь в порядке исключения таблица может не иметь названия. Таблицы в пределах всей записки нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией, перед которыми записывают слово Таблица. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Пример:

Сравнение показателей развития произвольного внимания в

констатирующем и контрольном эксперименте (в %)
Таблица 2.1 (данная нумерация таблицы означает, что она находится во второй главе исследования под номером 1) Уровни развития произвольного внимания Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент КГ ЭГ КГ ЭК Достаточный уровень 15,6 14,4 22,3 44,8 На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово таблица 26
в тексте пишут полностью, например: в таблице 2.4 Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении. Допускается помещать таблицу вдоль стороны листа. Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой, при этом в каждой части таблицы повторяют ее шапку и боковик. При переносе таблицы на другой лист (страницу), шапку таблицы повторяют и над ней указывают: Продолжение таблицы 5. Название таблицы помещают только над первой частью таблицы.
Пример:
Продолжение таблицы 2.1 Уровни Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент КГ ЭГ КГ Уровень близкий к достаточному 67,2 62,1 66,5 52,8 Недостаточный уровень 17,2 23,5 11,2 2,4 В графах таблиц не допускается проводить диагональные линии с разноской заголовков вертикальных глав по обе стороны диагонали. Основные заголовки следует располагать в верхней части шапки таблицы над дополнительными и подчиненными заголовками вертикальных граф. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Все слова в заголовках и надписях шапки и боковика таблицы пишут полностью, без сокращений. Допускаются лишь те сокращения, которые приняты в тексте, как при числах, так и без них. Следует избегать громоздкого построения таблиц с «многоэтажной» шапкой. Все заголовки надо писать по возможности просто и кратко. Примечание к таблице помещают сразу под ней, выполняют курсивным шрифтом и сопровождают надписью: «Примечание к таблице…» с указанием номера этой таблицы.
4.4. Оформление приложений
В приложениях выпускной квалификационной работы помещают материал, дополняющий основной текст: 27
1. рабочие программы исследования, 2. анкеты, заполненные респондентами; протоколы 3. конспекты разработанных НОД или иных мероприятий, 4. разработки коллективных творческих дел, 5. рисунки и творческие работы детей, 6. дидактический материал и т.п. 7. графики, диаграммы; 8. таблицы большого формата, 9. статистические данные, 10.фотографии. Все материалы, представленные в приложении, обеспечивают доказательность и репрезентативность (показательность) выполненного исследования. При большом числе однотипных таблиц, повторяющихся рисунков их также можно вынести в приложение, оставив в тексте лишь основные. Приложения оформляют как продолжение основного текста на последующих листах или в виде самостоятельного документа. В основном тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в последовательности ссылок на них в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу страницы слова Приложение и номера. Приложения обозначают арабскими цифрами, за исключением цифры 0. Обозначение приложений римскими цифрами не допускается. Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой.
ВНИМАНИЕ!
Выполненная ВКР сдается руководителю на проверку. Проверку, составление письменного отзыва и прием ВКР
осуществляет

преподаватель дисциплины вне расписания учебных занятий.
Перед сдачей работы Вы должны проверить соблюдение всех необходимых требований по ее содержанию и оформлению. Несоблюдение требований может повлиять на оценку или ВКР может быть возвращена для доработки.
4.5. Требования к лингвистическому оформлению

выпускной квалификационной работы
Ведущими принципами написания научной работы студента являются принципы: 28
 однозначности мысли;  ясности;  краткости изложения. Выпускная квалификационная работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Повторное употребление одного и того же слова, если это возможно, допустимо через 50 – 100 слов. Не должны употребляться как излишне пространные и сложно построенные предложения, так и чрезмерно краткие лаконичные фразы, слабо между собой связанные, допускающие двойные толкования и т. д. При написании выпускной квалификационной работы не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т. д. Корректнее использовать местоимение «мы». Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее выражать ту же мысль в безличной форме, например: – изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что …, – на основе выполненного анализа можно утверждать …, – проведенные исследования подтвердили…; – представляется целесообразным отметить; – установлено, что; – делается вывод о…; – следует подчеркнуть, выделить; – можно сделать вывод о том, что; – необходимо рассмотреть, изучить, дополнить; – в работе рассматриваются, анализируются... При написании выпускной квалификационной работы необходимо пользоваться языком научного изложения. Здесь могут быть использованы следующие слова и выражения:  для указания на последовательность развития мысли и временную соотнесенность: – прежде всего, сначала, в первую очередь; – во – первых, во – вторых и т. д.; – затем, далее, в заключение, итак, наконец; – до сих пор, ранее, в предыдущих исследованиях, до настоящего времени; – в последние годы, десятилетия; 29
 для сопоставления и противопоставления: – однако, в то время как, тем не менее, но, вместе с тем; – как…, так и…; – с одной стороны…, с другой стороны, не только…, но и; – по сравнению, в отличие, в противоположность;  для указания на следствие, причинность: – таким образом, следовательно, итак, в связи с этим; – отсюда следует, понятно, ясно; – это позволяет сделать вывод, заключение; – свидетельствует, говорит, дает возможность; – в результате;  для дополнения и уточнения: – помимо этого, кроме того, также и, наряду с…, в частности; – главным образом, особенно, именно;  для иллюстрации сказанного: – например, так; – проиллюстрируем сказанное следующим примером, приведем пример; – подтверждением выше сказанного является;  для ссылки на предыдущие высказывания, мнения, исследования и т.д.: – было установлено, рассмотрено, выявлено, проанализировано; – как говорилось, отмечалось, подчеркивалось; – аналогичный, подобный, идентичный анализ, результат; – по мнению Х, как отмечает Х, согласно теории Х;  для введения новой информации: – рассмотрим следующие случаи, дополнительные примеры; – перейдем к рассмотрению, анализу, описанию; – остановимся более детально на…; – следующим вопросом является…; – еще одним важнейшим аспектом изучаемой проблемы является…;  для выражения логических связей между частями высказывания: – как показал анализ, как было сказано выше; – на основании полученных данных; – проведенное исследование позволяет сделать вывод; – резюмируя сказанное; – дальнейшие перспективы исследования связаны с…. Письменная речь требует использования в тексте большого числа развернутых предложений, включающих придаточные предложения, 30
причастные и деепричастные обороты. В связи с этим часто употребляются составные подчинительные союзы и клише: – поскольку, благодаря тому что, в соответствии с…; – в связи, в результате; – при условии, что, несмотря на…; – наряду с…, в течение, в ходе, по мере. Научный текст характерен прагматической направленностью на конечный результат. Поэтому словоупотребление должен быть максимально точным, лишенным стилистической окраски. Подбор слов в предложениях должен отвечать требованиям их сочетаемости, характерной для деловой и научной речи (например «руководство» - возлагать, осуществлять, укреплять и т.п.). 2. Научный текст не требует эмоциональных средств выражения. Принципиальную роль в научном тексте играют специальные термины, которые необходимо употреблять в их точном значении, не смешивая терминологию «своей» области знания с терминологией других наук. Не допускается применение оборотов разговорной речи, профессионализмов. Произвольных словообразований и т.д. 3. Логическая связность частей научного текста и его цельность вызывает необходимость широкого использования сложных предложений. Преобладают сложноподчиненные предложения, поскольку они более гибко отражают логические связи внутри текста. 4. Стиль научной работы – это стиль безличного монолога, лишенного субъективной окраски. Не следует использовать местоимения «я», пишут местоимение «мы» (например «нами установлено», «мы приходим к выводу» и т.п.) Предположим с местоимением «мы» могут заменяться неопределенно- личными предложениями. Используется изложение авторской позиции от 3- го лица (например «автор полагает, что…») и страдательный залог («разработан специальный подход к решению…»). 5. Широкое применение в научном тексте находят такие словосочетания, как:  должен, могут быть,  следует, как правило,  необходимо, при необходимости,  требуется, может быть,  не допускается, в том случае, если и др. 31
 запрещается,  не следует Необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их в тексте ВКР было однозначным. Это означает: то или иное понятие, которое разными учеными может трактоваться по- разному, должно во всем тексте данной работы от начала до конца иметь лишь одно, четко определенное автором ВКР значение. В выпускной квалификационной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
5. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

РАБОТЫ
Выпускная квалификационная работа, выполненная с соблюдением рекомендуемых требований, оценивается и допускается к защите. Перед защитой предусмотрена процедура предварительной защиты работы, которая предусматривает: - представление членам комиссии работы; - выступление (доклад) с характеристикой научного аппарата исследования, краткой характеристикой степени решения задач исследования и достигнутых результатов; - ответы студента на вопросы членов комиссии по выступлению; - выступление научного руководителя с отзывом о сильных и слабых сторонах рассматриваемой работы (теоретической и практической части исследования), определением рекомендаций по доработке; - выступление членов комиссии с замечаниями и рекомендациями на доработку ВКР (теоретической и практической части исследования). Замечания и предложения по ВКР должны быть учтены студентом при подготовке работы к защите перед государственной (итоговой) аттестационной комиссией. Процедура защиты ВКР включает в себя: – выступление студента по теме и результатам работы (7-10 мин), – ответы на вопросы членов комиссии, в которую входят преподаватели междисциплинарных курсов профессионального модуля. – - заслушивание отзыва научного руководителя. 32
Также в состав комиссии могут входить: методист, заведующий детским садом (работодатели). На защиту могут быть приглашены преподаватели и студенты других специальностей. При подготовке к защите Вам необходимо: – внимательно прочитать содержание отзыва руководителя работы, – внести необходимые поправки, сделать необходимые дополнения; – обоснованно и доказательно раскрыть сущность темы выпускной квалификационной работы; – обстоятельно ответить на вопросы членов комиссии.
ПОМНИТЕ
, что окончательная оценка за выпускную квалификационную работу выставляется комиссией после защиты. Работа оценивается дифференцированно с учетом качества ее выполнения, содержательности Вашего выступления и ответов на вопросы во время защиты. Результаты защиты оцениваются по четырех балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Положительная оценка по профессиональному модулю, по которому предусматривается выпускная квалификационная работа, выставляется только при условии успешной сдачи выпускной квалификационной работы на оценку не ниже «удовлетворительно».
Оценка выпускной квалификационной работы

Параметры

Критерии оценки
1. Актуальность проблемы исследования - решение проблемы ориентировано на получение актуального для дошкольного образования знания 2. Признаки научного исследования - наличие структурных элементов и этапов научно- го исследования; - взаимообусловленность темы, цели, задач, объек- та, предмета исследования; - достаточность и современность использованного библиографического материала 3. Концептуальность исследования - наличие теоретически обоснованной авторской позиции; - доказательность теоретических основ исследова- ния; - практическая или теоретико-экспериментальная целостность исследования 4. Практикоориенти- рованность исследова- ния - значимость проблемы исследования для педагоги- ческой практики; - реалистичность и воспроизводимость методов и 33
методик опытно-экспериментальной работы. - практическая перспективность исследования 5. Достоверность ре- зультатов исследова- ния - использование обоснованного комплекса методов и методик сбора, анализа и интерпретации экспери- ментального материала. - достаточность экспериментальной выборки 6.Стиль, язык исследо- вания - соответствие научному стилю изложения 7. Объем, оформление работы - объем выпускной квалификационной работы 40-45 стр. К защите ВКР предъявляются следующие требования: 1. Глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа литературы. 2. Умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц и графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития исследуемых явлений и процессов. 3. Критический подход к изучаемым фактическим материалам с целью поиска направлений совершенствования деятельности. 4. Аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций. 5. Логически последовательное и самостоятельное изложение материала. 6. Оформление материала в соответствии с установленными требованиями. 7. Обязательное наличие отзыва руководителя на выпускную квалификационную работу. Для выступления на защите необходимо заранее подготовить и согласовать с руководителем тезисы доклада и иллюстративный материал. При составлении тезисов необходимо учитывать ориентировочное время доклада на защите, которое составляет 8-10 минут. Доклад целесообразно строить не путем изложения содержания работы по главам, а по задачам, то есть, раскрывая логику получения значимых результатов. В докладе обязательно должно присутствовать обращение к иллюстративному материалу, который будет использоваться в ходе защиты работы. Объем доклада должен составлять 7-8 страниц текста в формате Word, размер шрифта 14, полуторный интервал. Рекомендуемые структура, объем и время доклада приведены в таблице 5. Таблица 5 34
Структура, объем и время доклада № Структура доклада Объем Время 1. Представление темы работы До 1,5 страниц До 2 минут 2. Актуальность темы 3. Цель работы 4. Постановка задачи, результаты ее решения и сделанные выводы (по каждой из задач, которые были поставлены для достижения цели выпускной квалификационной работы) До 6 страниц До 7 минут 5. Перспективы и направления дальнейшего исследования данной темы До 0,5 страницы До 1 минуты В качестве иллюстраций используется презентация, подготовленная в программе «Power Point». Также иллюстрации можно представлять на 4–5 страницах формата А4, отражающих основные результаты, достигнутые в работе, и согласованные с содержанием доклада. Иллюстрации должны быть пронумерованы и названы. В случае неявки на защиту по уважительной причине, Вам будет предоставлено право на защиту в другое время. В случае неявки на защиту по неуважительной причине, Вы получаете неудовлетворительную оценку. В приложении 13, 14 представлен примерный план тезисов (текстовка) для защиты выпускной квалификационной работы, а так же образец презентационного материала.
ВНИМАНИЕ!
Обратите внимание на следующий ряд правил, которые необходимо соблюдать, чтобы успешно создать презентационный материал для защиты выпускной квалификационной работы: 1. При выборе фона обратите внимание на то, что в основном защита работ проходит в дневное время, когда на улицах светло и периодически светит солнце, не всегда есть возможность закрыть окна для затемнения помещения. В связи с этим выбирайте светлый фон и цвет основного текста в таком случае черный. Темные фоны выбирать не рекомендуется в целях того, что данная работа грозит быть нечитаемой. 2. При выборе шрифта обратите внимание на стандарт – это Times New Roman его и желательно использовать при оформлении текста слайдов. 3. Сам текст не должен быть очень крупным и очень мелким, минимальный разрешенный (читаемый) шрифт 14, интервал Вы можете выбрать самостоятельно. 4. Не перегружайте слайд множеством информации, если информацию на слайде нельзя исключить, то целесообразно разбить ее на два слайда, заголовок которого необходимо продублировать (например: слайд 2 - задачи 35
исследования: 1,2; на слайде 3 - задачи исследования 3,4). 5. Содержание слайда не должно полностью дублироваться, разрешено частичное считывание текста (например: в основу нашего исследования легли следующие положения авторов, которые представлены на слайде, например и А.И. Савенкова о взаимосвязи мира природы и человека) 3 . 6. Если на слайд помещено несколько определений, Вы можете зачитать одно из них и рассказывать о вашем исследовании далее, все что осталось на слайде в момент вашего рассказа далее, комиссия оценит самостоятельно. 7. Для того чтобы Ваша презентация открылась на 100% - сохраняйте ее в формате (Презентация Microsoft Power Point 97-2003). При записи материала на USB-носитель убедитесь в том, что работа скопирована до конца (для этого откройте накопитель и проверьте ее наличие, откройте ее). 8. Для удобства защиты выпускной квалификационной работы Вам необходимо подготовить на основе материала ВКР текст своего выступления. В нем укажите порядковый номер слайда и то, что Вы будете говорить, пока слайд находится на экране (см. Приложение 13). 9. Текст выступления лучше делать в двух экземплярах, один – лично для Вас, а второй – для человека, который будет переключать Ваши слайды.
5.1.

Критерии оценки выпускной квалификационной работы
3 Остальное висит на слайде и у комиссии есть возможность самостоятельного его изучить в это время Вы можете говорить о других этапах исследования. 36
Оценку
«ОТЛИЧНО»
получает студент, который представил ВКР, в полной мере отвечающую всем указанным выше требованиям, четко изложил в процессе защиты основные ее положения, правильно и полно ответил на все заданные вопросы. Оценка
«ХОРОШО»
ставится в том случае, когда в ВКР имеются отдельные неточности в анализе и обобщении литературы, или в анализе и интерпретации экспериментальных данных, либо в процессе защиты не даны достаточно полные и глубокие ответы на заданные вопросы. Оценка
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
ставится тогда, когда ВКР содержит отдельные недостатки, как в изложении теоретического материала, так и экспериментальных данных; неполными или частично неверными оказываются ответы на вопросы во время защиты. Оценку
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
получает студент, ВКР которого не соответствует заявленному характеру, экспериментальные данные недостаточно проанализированы и не доказывают защищаемые положения. В процессе защиты ВКР студент не сумел убедительно изложить материал и ответить на большую часть заданных вопросов. 37
Приложение 1. Форма календарного плана выполнения выпускной квалификационной работы
ГАОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж
ФОРМА
ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ

Специальность _____________________________________________________________
Тип работы:
Студент
Тема ВКР утверждена приказом по образовательной организации № от 20 ____ г. Срок сдачи законченной ВКР 20 ____ г. Исходные данные по ВКР Содержание разделов ВКР (наименование глав): Перечень приложений к ВКР Практическая часть ВКР
Дата выдачи задания
20___ г. Руководитель подпись расшифровка подписи Студент подпись 38
Приложение 2. Пример разработки введения выпускной квалификационной работы
Тема
«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием индивидуальных маршрутов»
Введение

Актуальность темы
данного исследования обусловлена тем, что в современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности. Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников. Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Особенностью последних десятилетий двадцатого века является рост многообразия и разнообразия педагогических систем, теорий, концепций, ориентированных на саморазвитие личности ребенка и педагога, на различные способы поддержки его проявления. Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону индивидуализации. Поэтому, эффективным средством формирования навыков самоопределения являются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребенка в процессе игры, общения, учения и т.д., которую называют индивидуальный образовательный маршрут В литературе имеется немало исследований, посвященных проблеме обучения 39
математике дошкольников (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтесори, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушина, В.И. Логинова. Л.Н. Вахрушева и др.). Разработаны многочисленные программы развития и воспитания детей в дошкольных учреждениях, в которых отражены цели и задачи процесса формирования элементарных математических представлений. Несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике в дошкольных учреждениях, В.А. Козлова, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая и др. говорят о трудностях формирования математических представлений у детей, в виду того, что повысились возрастные возможности детей в усвоении математического содержания, возросли требования школы к математической подготовке дошкольников, изменились социальные условия и отношение взрослых к воспитанию и образованию детей. Следует также отметить, что в настоящее время учителям и воспитателям представляются широкие возможности в выборе программ математического развития, в использовании разнообразных моделей и технологий обучения дошкольников. Поэтому главной проблемой педагогов — воспитателей дошкольных образовательных учреждений является на сегодня проблема реализации этих программ на уровне образовательных технологий. Таким образом, сегодня в дошкольном математическом образовании налицо целый ряд противоречий как теоретического, так и практического характера: - между необходимостью организации математического образования дошкольников на основе использования индивидуальных образовательных маршрутов и существующей «знаниевой» ориентацией в обучении математике педагогов - воспитателей. - между осознаваемой в теории дошкольного воспитания необходимостью организации дошкольной математической подготовки дифференцированного характера и не разработанностью теоретических концептуальных положений процесса математического развития ребенка. - между требованием школьных программ обучения математике к уровню математического развития ребенка и результатами этого развития, наблюдаемыми в практике дошкольной математической подготовки. Эта группа противоречий обусловила проблему, разрешению которой посвящено данное исследование.
Цель исследования:
теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования индивидуальных образовательных маршрутов в формировании у старших дошкольников математических представлений
Объект исследования:
процесс формирования математических представлений у 40
детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
формирование у старших дошкольников математических представлений посредством использования индивидуальных маршрутов.
Гипотеза исследования:
в данном исследовании мы исходили из предположения о том, что ведущими условиями формирования математических представлений у старших дошкольников посредством использования индивидуальных маршрутов являются: - наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, направленных на формирование математических представлений старших дошкольников; - учет индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений; - систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к непосредственной образовательной деятельности; - вариативность применения программ дошкольных образовательных учреждений, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников. В соответствии с поставленной целью и гипотезой, были сформулированы следующие
задачи исследования:
1. Осуществить анализ педагогической литературы по проблеме исследования, с целью выявления ее разработанности на современном этапе; определение понятийно- категориального поля исследования; 2. Выявить уровень сформированности математических представлений у старших дошкольников; 3. Экспериментально проверить возможности использования индивидуальных маршрутов в процессе формирования у старших дошкольников математических представлений. Для решения поставленных задач в работе использовались следующие
методы исследования:
теоретические (анализ философской, психолого- педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (дидактические игры, изучение предметно – игровой среды, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде 41
диаграмм и таблиц).
Теоретическая значимость

исследования
заключается в том, что определены показатели, охарактеризованы уровни сформированности математических представлений у старших дошкольников.
Практическая значимость исследования
заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных учреждений, в консультационной работе с родителями при решении задач формирования у старших дошкольников математических представлений
Экспериментальная

база

исследования.
Опытно-исследовательская работа проводилась в Муниципальном дошкольное учреждение (МДУ) детский сад №153 «Олеся», г.о. Тольятти.
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка используемой литературы, 5 приложений. 42
Приложение 3
Требования по оформлению используемой литературы

ГОСТ 7.0.5-2008.

1. Книга под фамилией автора
Описание книги начинается с фамилии автора, если авторов у книги не более трех. Бирюков П.Н. Международное право : учеб. пособие / П.Н.Бирюков. - 2- е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2000. - 416 с. Карасева М.В. Финансовое право : практикум / М.В. Карасева, В.В. Гриценко. - М. : Юристъ, 2000. - 152 с. Алешкина Э.Н. История государства и права России : метод. рекомедации к курсу / Э.Н. Алешкина, Ю.А. Иванов, В.Н. Чернышев. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. - 384 с.
2. Книга под заглавием
2.1. Описание книги начинается с заглавия, если она написана четырьмя и более авторами. На заглавие описываются коллективные монографии, сборники статей и т.п. Сведения, взятые не с титульного листа, заключаются в квадратные скобки. Государственная и местная власть : Правовые проблемы : Россия- Испания : сб. науч. тр. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2000. - 312 с. Культурология : учеб. пособие для студ. вузов / [под ред. А.И. Марковой]. - 3-е изд. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 315 с. 2.2. Если книга имеет четыре или более авторов, то после заглавия за косой чертой (/) в области ответственности приводится первый из них с добавлением [и др.]. Практикум по уголовному праву. Часть общая / К.А. Панько [и др.]. - 43
Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. - 128 с. Философия : Опыт самоопределения : учеб. пособие / Сабурова Л.А. [и др.]. - Ижевск, 1996. - 194 с.
3. Статья из журнала
Иванова Е.Ю. На грани элитарной и массовой культур : К осмыслению "игрового пространства" русского авангарда / Е.Ю. Иванова // Обществ. науки и современность. - 2001. - №1. - С. 162-174. Кряжков В. Административные суды: какими им быть? / В. Кряжков, Ю. Старилов // Рос. юстиция. - 2001. - №1. - С. 18-20. Шпак В.Ю. Анализ аксиом политики, власти и правосознания : На основе работ И.А. Ильина / В.Ю. Шпак, В.В. Макеев, А.А. Паршина // Философия права. - 2000. - №2. - С. 28-32. Модельный регламент представительного органа местного самоуправления (думы) муниципального образования : проект // Журн. рос. права. - 2000. - №10. - С. 72-93.
4. Статья из газеты
Шереметьевский Н. Банк сильнее и губернатора, и прокурора / Н. Шереметьевский // Парламент. газ. - 2001. - 13 нояб. Если газета имеет более 8 страниц, в описании приводится номер страницы, на которой помещена статья. Козлов М. Очеловеченность человека / М. Козлов // Кн. обозрение. - 2001. - 4 июня. - С. 10. Шмаков В. С нами летит террорист! / В. Шмаков // Лит. газ. - 2001. - 31 окт.- 6 нояб. - С. 6.
5. Статья из продолжающегося издания
Арапов А.В. Идея Священного брака в русской философии Серебряного века / А.В. Арапов // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.1, Гуманит. науки. - 44
1998. - №2. - С.223-230. Леженин В.Н. Развитие положений римского частного права в российском гражданском законодательстве / В.Н. Леженин // Юрид. зап. / Воронеж. гос. ун-т. - 2000. - Вып. 11. - С. 19-33.
6. Статья из сборника
Астафьев Ю.В. Судебная власть: федеральный и региональный уровни / Ю.В. Астафьев, В.А. Панюшкин // Государственная и местная власть: Правовые проблемы : (Россия - Испания): сб. науч. тр. - Воронеж, 2000. - С. 75-92.
7. Статья из собрания сочинений
Локк Дж. Опыт о веротерпимости / Дж. Локк // Собр. соч. : в 3 т. - М., 1985. - Т.3. - С. 66-90. Асмус В. Метафизика Аристотеля / В. Асмус // Аристотель. Соч. : в 4 т. / Аристотель. - М., 1975. - Т. 1. - С. 5-50.
8. Рецензия
Боков С.Н. [Рецензия] / С.Н. Боков // Вопр. психологии. - 1999. - №6. - С. 140-141. - Рец. на кн. : Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2000. - 416 с. Жилинский С.Э. Конкурентное право как научная дисциплина / С.Э. Жилинский // Государство и право. - 2001. - №1. - С. 104-106. - Рец. на кн. : Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции) / К.Ю. Тотьев. - М. : Изд-во РДЛ, 2000. - 352 с.
9. Авторефераты диссертаций
Греков М.Л. Тюремные системы: Состояние, перспективы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / М.Л. Греков. - Краснодар, 2000. - 25 с. 45

10. Нормативные акты
О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ // Ведомости Федер. Собр. Рос. Федерации. - 2001. - №17. - Ст. 940. - С. 11-28. О борьбе с международным терроризмом: постановление Гос. Думы Федер. Собр. РФ, 20 сент. 2001г. №1865. - III ГФ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - №40. - Ст. 3810. - С. 8541-8543.
11. Библиографическое описание документа из Internet
Бычкова Л.С. Конструктивизм / Л.С. Бычкова // Культурология XX век - "К". Психология смысла: природа, строение и динамика Леонтьева Д.А. - 1-е изд. - 1999. - 46
Приложение 4 Министерство образования и науки Самарской области государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тольяттинский социально – педагогический колледж
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Педагогические условия развития мелкой моторики у

детей дошкольного возраста посредством лепки
Специальность: 050144 Дошкольное образование Форма обучения: заочная Студент (ка): Петрова Ольга Ивановна Руководитель: Фомина Лариса Ивановна Допущена к защите: «___»____________2014 г. Заместитель директора по учебной и научно- методической работе Гервальд И.В.__________ Выпускная квалификационная работа Защищена с оценкой «______________» «_____»______________2014 г. Председатель ГЭК__________________ Тольятти, 2013 г. 47 14, пт, по центру 18, пт, Ж, по центру 18, пт, Ж, прописные, по центру 14, пт. по левому краю 12, пт. 14 пт, по центру
Приложение 5 Пример оформления содержания выпускной квалификационной работы Тема: «»
СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………..

3

1

Теоретические основы познания детьми старшего дошкольного

возраста связи природного и рукотворного мира
1.1 Понятие «творчество» в философии, психологии и педагогике …...
6
1.2 Познание связи между природным и рукотворным миром детьми старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема ……………………………………………………………….
14
1.3 Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, определяющие возможность формирования творчества в процессе познания связи природного и рукотворного мира .………
20

2

Опытно-экспериментальное

исследование

формирования

творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе

познания связи природного и рукотворного мира
2.1 Изучение уровня творчества в процессе познания детьми старшего дошкольного возраста связи природного и рукотворного мира ……
28
2.2 Содержание работы по формированию творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе познания связи природного и рукотворного мира ……………..…………………….
35
2.3 Анализ работы по формированию творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе познания связи природного и рукотворного мира ………………………………………………….
42

Заключение …………………………………………………………………

50

Список используемой литературы ………………………………………

53

Приложения ………………………………………………………………..

54
Приложение 6
Обязанностью студента при выполнении выпускной квалификаци-

онной работы являются:
48
 предварительное изучение специальной научной литературы и источ- ников периодического характера, в том числе на иностранном языке с целью определения актуальности темы;  разработка плана проведения дипломного исследования ВКР;  определение и обоснование объекта, предмета, цели и задач диплом- ного исследования;  выбор методики проведения исследования, расчета и разработки проек- та, индикаторов и экономических показателей рассматриваемых процессов или явлений в аналитической и практической главах;  уточнение структуры работы, правильное оформление глав, парагра- фов, введения, заключения, списка литературы и библиографических ссылок;  устранение недостатков и замечаний, а также выполнение рекоменда- ций научного руководителя, высказанных по ходу работы и сформулирован- ных в задании на дипломную работу;  выполнение нормативного объема дипломной работы (40-45 стр.), ко- торый не включает в себя приложения;  отражение личного вклада в разработку выбранной темы исследования, достоверности и новизны научных положений работы;  представление дипломной работы, рецензии и отзыва научного руково- дителя за три недели до предзащиты в мягком переплете и за 2 недели до за- щиты на кафедру экономики и управления в жестком переплете;  выполнение публичной предзащиты и защиты дипломной работы, т.е. презентация результатов дипломного исследования в течение 7 мин., а также ответы на вопросы государственной аттестационной комиссии, призванной установить соответствие дипломной работы требованиям итоговой государ- ственной аттестации. 49

СОДЕРЖАНИЕ

Название глав, разделов
Стр. Введение 3 1. Цели и задачи выпускной квалификационной работы 4 1.1. Цель выпускной квалификационной работы 4 1.2. Формирование общих и профессиональных компетенций 5 1. Структура выпускной квалификационной работы 5 2.1. Структура выпускной квалификационной работы 9 3. Порядок выполнения выпускной квалификационной работы 9 3.1. Выбор темы выпускной квалификационной работы 9 3.2. Получение индивидуального задания 10 3.3. Составление плана подготовки выпускной квалификационной работы 10 3.4. Подбор, изучение, анализ и обобщение материалов по выбранной теме 10 3.5. Разработка содержания выпускной квалификационной работы 11 3.5.1 Разработка введения 12 3.5.2 Разработка основной части выпускной квалификационной работы 16 3.5.3 Разработка заключения 24 3.5.4 Составление списка используемой литературы 25 4. Общие правила оформления выпускной квалификационной работы 25 4.1 Оформление текстового материала 25 4.2 Оформление иллюстраций 27 4.3 Оформление таблиц 28 50
4.4 Оформление приложений 29 4.5 Требования к лингвистическому оформлению 30 5. Процедура защиты выпускной квалификационной работы 34 5.1. Критерии оценки выпускной квалификационной работы 39
Собрание приложений:

40-82

Приложение 1
Форма календарного плана выполнения выпускной квалификационной работы 41
Приложение

2.
Пример разработки введения выпускной квалификационной работы 44
Приложение

3.
Требования по оформлению используемой литературы (согласно ГОСТ 7.1 – 2003) 59
Приложение 4.
Пример оформления титульного листа выпускной квалификационной работы 69
Приложение

5.
Пример оформления содержания выпускной квалификационной работы 70
Приложение 6.
Обязанностью студента при выполнении выпускной квалификационной работы являются 82 51