"Графика. Натюрморт мягкими материалами"

Автор: Гулина Ирина Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБДОУ "Детская Художественная Школа"
Населённый пункт: Башкортостан город Салават
Наименование материала: Методические рекомендации к занятиям в ДХШ
Тема: "Графика. Натюрморт мягкими материалами"
Дата публикации: 18.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство культуры Республики Башкортостан Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА» Городского округа город Салават Республики Башкортостан Методические рекомендации к практическим занятиям в детских художественных школах по теме
ГРАФИКА. НАТЮРМОРТ

МЯГКИМИ МАТЕРИАЛАМИ

Составитель преподаватель Гулина И.Н.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образование ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА
Гулина Ирина Николаевна
ГРАФИКА. НАТЮРМОРТ МЯГКИМИ МАТЕРИАЛАМИ
Методические рекомендации к практическим занятиям

в детских художественных школах
САЛАВАТ – 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Краткие исторические сведения о жанре «натюрморт»
1.1 Натюрморт как вид изобразительного искусства. 1.2 Мастера натюрморта
II. Основная часть

Освоение мягкими материалами при рисовании натюрморта
2.1 Изучение теоретического материала. 2.2 Основные этапы работы над натюрмортом. 2.3 Техника рисования углем, сангиной и мелом
III. Методические рекомендации к занятиям

в детской художественной школе
1 Использование графических материалов при создании натюрмортов из бытовых предметов в детской художественной школе. 2 План-конспект 2х заданий по рисунку.
Заключение

Список литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы, значимость и новизна
В настоящее время натюрморт один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. К натюрморту обращаются множество художников са- мых разных направлений. Он служит своеобразным документом, рассказывающим о бытовом укладе различных эпох. Отражая красоту объектов окружающей природы, и вещей, созданных трудом человека натюрморты, могут волновать нас не меньше, чем жанровые картины. Велика роль натюрморта и в жанровой картине. По вещам, которыми окружает себя человек, можно судить о его профессии, образе жизни, ха- рактере и т.д. Творчески подбирая и группируя предметы, художник выявляет род за- нятий персонажей, раскрывает об их внутреннем мире.
Сангина
– материал для графики, внешне схожий с углем и пастелью, так как производится в виде палочек, мелков. При этом изготавливается сангина из као- лина (особая глина, состоящая из минерала каолинита) или окиси железа. Благодаря высокому содержанию железных окислов, это материал имеет насыщенный красно- коричневый цвет, а полный цветовой диапазон сангины это от коричневого до оттен- ка, близкого к красному. Как пастель, соус и
уголь, сангина
является мягким материалом, поэтому при производстве ей придается форма мелков – круглых или с четырьмя гранями, та- кие мелки обычно не имеют никакой оправы, но некоторые производители выпус- кают сангину в виде карандашей.
В продаже сангину чаще всего можно встретить наборами по несколько штук в виде небольших брусочков: каждый такой набор имеет свой оттенок цвета. Каждый художник выбирает тот или иной оттенок сангины, исходя из особенно- стей будущего рисунка. Например, красноватые мелки как нельзя лучше подходят для изображения обнаженного человеческого тела – такие изображения выглядят очень реалистично; если работа представляет собой пейзаж, то более подходящими окажутся серовато-коричневые оттенки сангины или цвета сепии. Аналогично работе с пастелью или
углем, сангиной
следует рисовать на плот- ной бумаге с шероховатой поверхностью, на картоне, также можно работать на грун- тованном холсте. Нередко выбирается тонированная бумага – серая, голубоватая, зе- леноватая, других холодных оттенков, которые будут хорошо сочетаться с конкрет- ным цветом сангины. Техника работы с сангиной сочетает в себе широкие мазки, растушевки и штри- хи остро заточенных брусков. Разнообразить толщину и плотность штриха можно за счет смачивания материала, а более тонкие и прозрачные слои создаются при расти- рании сангины ватой, тряпкой или даже замшей и кожей. Особых эффектов позволя- ет добиться совместное использование
сангины с углем
или итальянским черным карандашом. Изображения, выполненные сангиной, не принято фиксировать раство- рами: их хранят под стеклом или в альбомах, проложив тонкой бумагой Сангина широко применяется в изобразительном искусстве, она обладает многи- ми преимуществами, что делает ее любимым материалом современных художников. Она привлекает своим красивым теплым тоном, возможностью передать тончайшие переходы светотени, свободой в работе различными приемами и способами. Санги- ной можно наносить штрихи, работать плашмя, можно размазывать пальцами. Соче- тание этих приемов дает богатые технические возможности для очень выразительно- го изображения. Методическое пособие включает в себя следующие части: (практическая часть). - пояснительные записки (теоретическая часть). - детские рисунки. Методическое пособие дополняется практическими советами, примерными конспектами занятий, образцами детских работ. В нем большое количество фотогра- фий, иллюстрирующих все этапы овладения этой техникой и лаконичные поясняю- щие тексты. В процессе работы над натюрмортами возникали вопросы технического и методиче- ского характера. Поэтому тщательно изучила теоретические и практические вопросы курса композиции, рисунка, методики проведении уроков изобразительного искус- ства. А также освоила технику рисования сангиной. Изучила наиболее распростра- ненные способы работы сангиной: штриховка и тонирование с применением растяж-
ки, растушевки и растирки. Ознакомилась с работами великих мастеров, выполнен- ными в этой техники.






Глава I


КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

О ЖАНРЕ «НАТЮРМОРТ»

1.1 Натюрморт — жанр изобразительного искусства
Натюрморт — изображение реальных (существующих в действительности) предме- тов, окружающих человека. Это могут быть и неодушевленные предметы (например, домашняя утварь), и живая природа — рыбы, цветы, бабочки, птицы. В переводе с французского nature morte означает «мертвая натура». Натюрморт является самостоятельным жанром изобразительного искусства, утвер- ждающим поэзию и красоту будничных вещей. Натюрморт окружает нас повсюду. Люди издревне создают вещи, привычно не заме- чают их, пользуясь ими ежедневно. И только проницательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой деолог, крас- норечиво рассказывая о привычках, вкусах и укладе жизни своих хозяев. Одухотво- ренность, которую привносит художник в неодушевлённые предметы, делает их зна- чительными, выразительными натюрморт утверждает эстетическую ценность при- вычных, обыденных вещей. Простые вещи несут великий смысл и великую красоту.
1.2 Мастера натюрморта
Элементы натюрморта впервые появились в деревнях наскальных рисунках, где изображённые вещи имели ритуальный смысл. Разнообразные предметы можно уви- деть и в росписях египетских гробниц. Огромный интерес к предметному миру про- являли художники античной эпохи. В Древнем Риме на стене дома города Геркула- нима была найдена фреска, представляющая собой самый настоящий натюрморт. C большим мастерством художник изобразил веточку с фруктами и стеклянный сосуд с водой, на тонких стенках, которого играют световые блики. В ХV-ХVI веках натюрморт имел распространение в основном как часть живопис- ной композиции. Как самостоятельный жанр он окончательно сформировался в ХVII столетии в Голландии. Здесь натюрморт был особенно любим и почитаем. Голланд- цы называли его не nature morte (мертвая натура), а stilleven, что означает «тихая жизнь». В таком названии отразилось любовное и трепетное отношение голландских художников к чудесному миру вещей. Возникновение натюрморта связано с именем Питера Артсена именно его большинство исследователей считают основоположником этого жанра. В творчестве этого мастера и его более молодого соотечественника Иоахима Бейкелара главное место занимают изображение рыбных и мясных лавок. Роскошные и яркие натюр- морты писал фламандский художник Ф.Снейдерс. Значительную роль в развитии на- тюрморта сыграли голландские художники.
Быстро достигнув необычного совершенства в передаче многообразия предметов ма- териального мира. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта. В России натюрморт появился вслед за портретом в первой трети ХVIII века. С самого возникновения русский натюрморт был реалистичен в своей основе и несмо- ря на тщательную выписанность и иллюзорность натюрмортов петровской поры, в них нет безразличия к объекту изображения, свойственного натурализму. Расцвет натюрморта в предреволюционные годы в России связан с творчеством К.Коровина и И.Грабаря. Художники конца ХIХ века начала ХХ века сыграли значительную роль в расшире- нии творческих возможностей натюрмортного жанра в России. Заметное место занял натюрморт в советской живописи. В произведениях К. Пет- рова-Водкина, И. Машкова, П. Кончаловского, Ю. Пименова и многих других худож- никах нашли своё отражение мотивы и предметы, характерные для нового времени. Натюрморт обрел самостоятельность среди других жанров. В наши дни можно констатировать повышенный интерес художников к натюрморту. Натюрморт приоб- ретает силу эмоционального воздействия. Тем не менее натюрморт всегда был «страдающим» жанром. Ему мало уделять внимание, его почти не исследовали, о нем писали обычно вскользь. Достаточно сказать, что до сих пор не написана исто- рия натюрморта. Натюрморт имел свои периоды расцвета и периоды забвения. Но он никогда не прервал своего сосуществования.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Изучение теоретического материала

Натюрморт  обязательный учебный предмет для всех, кто учится изобрази- тельному искусству. Он помогает почувствовать форму, фактуру изображаемых предметов. Натюрморт является особенно ценным предметом изображения для усвоения основ изобразительной грамоты. Грамотное реалистичное изображение предметов, направлено на выявление их эстетических свойств и красоты. Натюрморт является не только самостоятельным жанром, но и является частью произведений других жанров. Тема натюрморта  старинные предметы быта, была определена сразу. Опреде- лены были и главные задачи: изучение предметной формы, её материальных качеств и передача этих качеств, средствами рисунка (углем, сангиной, мелом). Натюрморты имеют постановочный характер. Они были составлены из предме- тов, которые привлекли моё внимание своей формой, материалом, т.е. своим эстети- ческим содержанием. Затем натюрморты постоянно уточнялись в деталях, видоизме- нялись, обогащались. Натюрморты сложные, хорошо поставлены, всё в них взаимосвязано и обосно- вано. В натюрмортах представлены старинные интересные предметы уходящего вре- мени, сохраняющие аромат прошлого. Натюрморты сложные, в них входят крупные предметы сложной формы (само- вар, фонарь), предметы разнообразной формы и фактуры (утюг, лампа, решето, гли- няная и керамическая посуда, берестяной туесок, алюминиевая кружка, расшитые крестом, гладью полотенца, драпировки из холста, фрукты и т.д.). Отличаются пред- меты и по величине. Сюжетно  композиционный центр во всех 3х натюрмортах (на- ходится) располагается на втором пространственном плане (самовар, лампа, фо- нарь). Предметный план выступает как подход к основным предметам натюрморта. Освещение естественное, дневное боковой свет из окна падает на предметы переднего плана (фон погружен в тень) дневной рассеянный свет создает мягкие переходы. Натюрморты рождают ощущение мягкой гармонии и душевного спокойствия. Натюрморты были поставлены на основе замысла, эскизов и с использованием натурного материала. Предметы производят впечатление внутренней гармонии. Натюрморт с самоваром согрет душевным теплом. Натюрморт с керосиновой лампой более лиричен. Натюрморт с уличным фонарём более сдержан в эмоциональном плане. Определена тема, подобраны старинные предметы, поставлены натюрморты с учетом всех требований.
Встаёт важная и ответственная задача  выразительно вкомпоновать их в фор- мат бумаги, т.е. рисовала натюрморты с натуры, так как они есть, компонуя их в фор- мат близкий к квадрату. Чтобы правильно выбрать и решить композицию рисунка я искала варианты композиции натюрморта на небольших форматах бумаги. Работа над натюрмортом начиналась с определения общего композиционного расположения всей группы предметов на плоскости листа бумаги. Компонуя предме- ты в рисунке (на листе бумаги) следила, чтобы изображаемые предметы были урав- новешены, расположены ритмично, чтобы четко выделялись главные предметы, Что- бы изображение предметов было не очень мелкие и не очень крупные, чтобы не было смещение изображения в один из краёв листа бумаги. При работе над натюр- мортом всесторонне и глубоко изучала конструкцию поставленных предметов, объективные законы перспективного сокращения объемной формы в пространстве, решала задачи перспективного построения предметов на плоскости бумаги, переда- вала сангиной материальность, фактуру поверхности предметов, старалась передать воздух, пространство.
2.2 Основные этапы работы над натюрмортом
1. предварительный анализ натюрморта, выбор формата листа и точки зре- ния. 2. композиционные изображения на листе бумаги. 3. Передача характера формы предметов и их пропорций. 4. конструктивный анализ формы предметов перспективное построение на рисунке общей формы, предметов и их положение в пространстве. 5. Выявление объёма предметов посредством светотени. 6. Детальная прорисовка формы предметов. 7. Завершение работы над натюрмортом. Обобщение.
2.3 Техника рисования углём, сангиной и мелом
Для выполнения натюрморта были выбраны сухие материалы  уголь, сангина, мел. Чаще всего в рисунке используется карандаш, но в поисках своей индивидуаль-
ной манеры необходимо использовать и другие графические материалы, в том числе и сухие материалы.
Уголь
(угольная палочка), это обуглевшая веточка дерева или кустарника. Обычно она имеет 15 см в длину, а её диаметр составляет от 0,5 до 1,5 см. Угольные палочки имеют различные степени мягкости: продаются поштучно или наборами в коробках. В продаже встречается уголь в виде прессованных палочек.
Уголь
дает темно-серую, почти черную, матовую линию. Это абсолютно нату- ральный продукт, он не содержит никаких склеивающих компонентов, поэтому угольный рисунок важно фиксировать, чтобы частицы угля со временем не осыпа- лись. Поэтому для рисования углем очень важна фактура бумаги: чем она крупнее, тем более яркими получаются штрихи, поскольку больше частичек углерода остает- ся в углублениях листа. Угольные стержни изготавливают из прутков ивы, липы или грецкого ореха. От размера и толщины прутков зависит стоимость полученного угля: чем пруток толще, тем дороже уголь. Уголь для рисования продается в виде стержней различной толщины, от 2 мм до 2 см. Наиболее качественным, но дорогим является уголь, изготовленный из цельных прутков. Существуют и менее дорогие угольные стержни, которые спрессованы из угольной пыли. Это материал высокого качества, несмотря на то, что он дешевле угля из прутков. Также есть угольные стержни, изготовленные методом прессования с добавлением в качестве вяжущего состава – небольшого количества глины. Такой стержень представляет собой правильный цилиндр диаметром 6-7 мм и является чем-то средним углем и пастелью. Эти стержни дают несколько более темную и плотную линию, более бархатистую, и выпускаются в 4 разновидностях – в зависи- мости от твердости.
Угольные карандаши.
Также изготавливают карандаши с грифелем из угля, добавляя в него немного клея- щего вещества, чтобы карандаши можно было заточить. Они могут быть весьма по- лезны для детальной прорисовки.
Бумага для рисования углем.
Лучшая бумага для рисования углем – фактурная, то есть шероховатая, поскольку ее поверхность способствует удержанию частиц угля. На гладкой бумаге след от угля будет плохо виден. Однако на слишком фактурной бумаге будет сложно смешивать линии, поэтому важно найти удобный компромисс между интенсивностью нажима и фактурой бумаги. Для рисования углем хорошо подходит бумага верже. А вот слиш- ком гладкой бумаги стоит избегать. Также не будет удобной и бумага с очень грубой фактурой, как для акварели.
Как материал для рисования, сангина известна с древнейших времен.
Сангина
состоит из природной глины, содержащей окись железа, а также не- большого количества мела. Обычно она имеет форму палочки с круглым сечением длиной около 7 см. сангина бывает разных цветов: красноватого, каштанового, сепии и охры.
Мел
, представляет собой известковую породу, белого цвета, имеет форму пало- чек с круглым или квадратным сечением. Основой для рисунков углём, сангиной и мелом служит бумага за исключением глянцевой, пригодна любая бумага. Мною была выбрана тонированная бумага, теплых, зелено  оливковых тонов. Тонирование бумаги производилось гуашью с клеем ПВА (охра, черный цвет, бели- ла, клей ПВА). Оттенок тонированной бумаги подбирался в соответствием с фоном. Бумага гладкая слегка шероховатая. Имеет хорошую степень сцепления с углем сан- гиной и мелом. Размер бумаги 60 х 70 см. формат близкий к квадрату. Основной материал сан- гина. Сангина привлекательна своим красивым теплым тоном, я выбрала сангину ко- ричневого оттенка (цвета сепии). Этот оттенок лучше подходит к данным натюрмор- там. Еще сангина обладает хорошей твердостью, чем уголь. Поскольку размер бумаги большой, работала на мольберте. Работа на мольберте имеет свои преимущества. Бумага на нем хорошо закреплена, кроме того, обе руки остаются свободными. Работать над натюрмортами начала с выполнения линейного рисунка. Работать сангиной начала с прокладки теней, используя тон бумаги как полутон изображаемых предметов. Наиболее распространенным приёмом или способ работы углем, сангиной и ме- лом является штриховка и тонирование с применением растяжки, растушевки и рас- тирки. Умение работать углем, сангиной и мелом заключается, в основном, в грамот- ном применении этих технических приёмов. С помощью тональных переходов и растяжек можно добиться пластической выразительности в передаче богатства све- тотени. При работе над рисунком использовались и другие материалы: ластик, хлопча- тобумажные тряпки для вытирания рук и инструментов, кнопки, зажимы, ножик. Все материалы  уголь, сангина, мел  очень хрупкие и требуют бережного отноше- ния, как в процессе работы, так и при хранении. Кроме того, они легко стираются и осыпаются, поэтому работы, выполненные этими материалами, требуют специаль- ных условий хранения.
Завершив работу, рисунок следует закрепить с помощью фиксатива. Обработка фиксативом лишь первый шаг по хранению работы, выполненной сухими материа- лами. Её необходимо защитить калькой или тонкой бумагой и положить в папку. Для полной сохранности рисунка его требуется вставить в рамку со стеклом, предвари- тельно оформив в паспарту.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


К ЗАНЯТИЯМ

В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

Использование графических материалов при создании натюрмортов из бы-

товых предметов в детской художественной школе

В учебной программе по рисунку для детских художественных школ натюрморт занимает одно из центральных мест, так как выполнение этого задания дает возмож- ность изучить основные принципы реалистического рисунка и развивает творческие способности каждого ученика. Рисунок натюрморта сложнее, чем изображение отдельных предметов. И дело здесь не только в количестве предметов, но и в том сочетании учебных задач, кото- рые приходится решать. Основным материалом рисунка в детской художественной школе является гра- фический карандаш, но отельные задания выполняются углем, сангиной и мелом. Дети ДХШ имеют навыки в рисовании карандашом, поэтому решила перейти к использованию других материалов, в частности к работе сухими материалами: уг- лем, сангиной, мелом. Уроки были проведены во втором классе детской художественной школы Воз- раст детей 11-12 лет. В первом во втором классе учащиеся овладевают выразитель- ными возможностями графических материалов, приобретают навыки передачи фор- мы, характера предметов.

План — конспект первого задания

Тема:
«Рисунок простого натюрморта из предметов быта». Материал — сангина. Количество часов — 6 уч. часов (2 занятия по 3 уч. часа) Тонированная бумага. Размер бумаги — А3, горизонтальное расположение листа бумаги. Освещение — искусственное, слева, верхнее, боковое.
Учебные задачи:
познакомить детей с новым графическим материалам — сан- гиной, учить их передавать в рисунке объем предметов при помощи светотени.


Основное содержание занятий

Для натюрморта были подобраны яблоки, драпировка, плоская тарелка, миска. Были поставлены три натюрморта на 15 человек. Главное в натюрмортах ябло- ки, в разных положениях на гладком фоне. В начале первого занятия объявляется тема задания, дается краткая характеристика натюрморта, его история и называются мастера натюрмортного жанра, демонстрируются слайды, таблицы с изображением натюрмортов. Таблицы висят в классе до конца занятия. Проводится краткая беседа. Что изображают художники в натюрмортах? Кто автор натюрмортов, показанных на таблицах? и т. д. Затем анализируется учебный натюрморт. Из каких предметов состоит натюрморт? Как они расположены? Ученики внимательно изучают освещение натюрморта и расположение свето- теневых и теневых мест. Работа над натюрмортом начинается с выбора положения листа бумаги (в дан- ном случае горизонтальное расположение листа бумаги), затем решаются задачи композиционного размещения предметов на листе бумаги. Потом делают легкий на- бросок натюрморта с натуры, уточняются размеры и место положение предметов. Когда общая композиция намечена, уточняется рисунок. Все эти этапы объясняются с показом мною на доске. Далее идет самостоятельная работа учащихся над рисун- ком. Когда рисунок готов, идет объяснение работы сухим материалом — сангиной. Даются краткие сведения о сангине, из чего она состоит, как её получают, как ею ра- ботать, какие другие материалы необходимы при работе сангиной и, как организо- вать рабочие место. Показываю, как нужно вести работу сангиной над натюрмор- том. Обращаю внимание учащихся на то, откуда падает свет, насколько сильны тени как бы заново анализирую натуру, но уже более детально. Веду активную фронталь- ную и индивидуальную работу. Демонстрируются лучшие рисунки. Находим спосо- бы их исправления. В конце коллективный просмотр работ (лучшие работы прилага- ются).
Рисунки учеников ДХШ 2 класса (11-12 лет)



План — конспект второго задания
Второе задание на практическое занятие сухими материалам «Натюрморт с му- зыкальными инструментами». Материал — сангина. Количество часов — 9 уч. часов (3 занятия по 3 уч. часа) Тонированная бумага. Размер бумаги — А2, вертикальное расположение листа бумаги. Освещение — искусственное, слева, верхнее, боковое.
Учебные задачи:
изучение светотени на предметах разной формы, привить любовь к изобразительной деятельности.







Основное содержание занятий
В самом начале занятия дается тема занятий и кратко объясняется последова- тельность работы. Были поставлены два натюрморта Первый: «Скрипка с тюльпаном» Второй: «Балалайка с дымковской игрушкой» Фоном (и в первом, и во втором натюрморте) служила слегка струящая драпи- ровка. Музыкальные инструменты расположены не в фас, а несколько повернуты в 3/4 и имеют наклон. Скрипка и балалайка являются главными предметами натюр- морта. Затем вместе с учениками повторяются основные этапы работы над рисунком натюрморта, и вместе с учениками детально анализируются форма, конструкция, пропорции и пространственное положение каждого предмета натурной постановки. Такая методическая последовательность над натюрмортом, должна всегда соблю- даться в учебном рисунке. Следующий этап работы, выполнение линейного рисунка. Рисунок натюрморта выполняется мелом на тонированной бумаге. Линии наносятся легко, чтобы при необходимости их можно было исправить. Далее изучение работ, выполненных великими мастерами. Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рубенса, Андреа дель Сарто. Это поможет детям не только в овладении техникой рисования, но и разовьет их эстетический вкус. Выполнив рисунок, следует начинать штриховку или тонирование сангиной. Сначала предпочтительнее наносить простую штриховку или тонировку. Первый слой обычно наносят на все тональные зоны, за исключением самых светлых мест, которые оставляют не заштрихованными, затем слой за слоем наносятся штрихи каждый раз в ином направлении, отличном от предыдущих слоев, не затрагивая светлых мест. Наиболее освещенные участки предмета следует оставлять чистыми, чтобы потом положить мелом блики. Затем идет самостоятельная работа учащихся над натюрмортом учитель посто- янно следит за тем, насколько правильно дети работают тоном. Заключительный этап работы — просмотр и анализ выполненных рисунков.
Рисунки учеников ДХШ 2 класс

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение основ изобразительной грамоты в области рисунка - сложный позна- вательный практический процесс, важнейшее место в котором занимает эмоцио- нально – активное и художественно-творческое отношение к явлениям окружающей действительности Работа в карандаше готовит детей к работе другими материалами. Поэтому главная моя задача, познакомить детей с разнообразными материалами рисунка (углем, сангиной и мелом) и научить их правильно ими пользоваться. На- тюрморты были интересными и посильными. Рисунки были размещены на листах грамотно и интересно, форма хорошо по- строена, проработаны детали при сохранении общего, решена тональная задача. Дети рисовали с большим увлечением, желанием работали сухими материалами В результате работы над натюрмортом учащиеся детской художественной шко- лы получили профессиональные знания и практические навыки работы сангиной, углем и мелом. В работе с сангиной результат виден сразу. Сангина доступна детям. Работа мягкими материалами учит нас видеть предметы и явления, выделять в них главное и подчинять ей второстепенное. Только в рисунке можно научить строить линейно- конструктивную основу формы предмета, получить те знания закономерностей пер- спективы, светотени, пластической анатомии которые нужны в усвоении основ изоб- разительной грамоты.

Список литературы
1. «Школа изобразительного искусства» Выпуск второй. М. Академия худ. СССР 1961 г. 2. Материалы и техники рисунка. Учебное пособие. М., изобразительное ис- кусство, 1984 г. 3. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты». М. «Просвещение», 1969 г. 4. Кирцер Ю.М. «Рис. и М. Высшая школа. 2000 г. 5. Кузин В. С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах» М. «Просвещение», 1984 г. 6. Ростовцев Н. Н. «Учебный рисунок». М. «Просвещение», 1985 г. 7. Филонович И. Н. «Натюрморт», Лен., «Художник РСФСР», 1975 г. 8. Шорохов Е. В., «Композиция», М., Просвещения, 1986 г. 9. Шорохов Е. В., «Методика преподавания композиции на уроках изобра- зительного искусства «в школе». М., «Просвещение», 1977 г.
Методическая разработка рассмотрена на заседании методического совета МБУ ДО «ДХШ» ГО г. Салават РБ Рекомендована к использованию в детских художественных школах на уроках по предмету «Рисунок» в 2 классе Протокол от «____»___________20____г. №_______ Председатель Т.А.Татаурова