Роль дополнительного образования в обучении, воспитании и развитии творческих способностей детей и подростков средствами танцевального искусства в образцовом ансамбле эстрадно-джазового танца "Стиль Данс"

Автор: Деришева Альфия Зуфаровна
Должность: педагога дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО города Нижневартовска "Центр Детского Творчества"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты-Мансийский Автономный Округ
Наименование материала: Творческий проект
Тема: Роль дополнительного образования в обучении, воспитании и развитии творческих способностей детей и подростков средствами танцевального искусства в образцовом ансамбле эстрадно-джазового танца "Стиль Данс"
Дата публикации: 18.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Центр детского творчества»

Творческий проект

Роль дополнительного образования в обучении, воспитании и

развитии творческих способностей детей и подростков средствами

танцевального искусства в образцовом ансамбле

эстрадно-джазового танца «Стиль Данс»


педагога дополнительного образования
Деришева Альфия Зуфаровна
г. Нижневартовск 2012 г.
2
Содержание
1. Актуальность педагогического проекта ……………………… 3 2. Цели и задачи проекта.…………………………………………. 4 3. Основное содержание проекта ……………………………… . .5 4. Влияние педагогического проекта на развитие обучающихся. Образовательная среда учреждения дополнительного образования. Ресурсы. ………………………………………… 10 5. Партнеры………………………………………………………. 20 6. Целевая аудитория………………………………………………21 7. План реализации проекта ………………………………………22 8. Эффективность и успешность внедрения педагогического проекта, ожидаемые результаты образовательной программы хореографического обучения ансамбля эстрадно-джазового танца «Стиль Данс»……………………………………………..42 9. Перспектива дальнейшего развития проекта ………………… 48 10. Литература …………………………………………………… .49
3
1.

Актуальность педагогического проекта
Законом Российской Федерации «Об образовании» системе дополнительного образования детей придается образовательный статус. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В последние годы во всех сферах экономики требуются специалисты, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи. Актуальность проекта обусловлена тем, что для современной образовательной практики характерно требование к повышению уровня фундаментальных знаний и практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности педагога, соответствующей новейшим достижениям в области педагогики, психологии, культурологии, принципам гуманистической педагогики. В соответствии с принципами гуманизации, демократизации и гуманитаризации становится необходимым формирование средствами искусства развивающейся личности, способной осуществлять познавательскую и творческую деятельность. Концептуальная идея педагогического проекта – решение современных социальных проблем, организации занятости детей в свободное время от школы, комплексное воспитание и развитие личности ребенка средствами танцевального искусства, укрепление физического и духовно- нравственного здоровья. По уровню состояния здоровья принято судить о степени развития и благополучия общества, поэтому профилактика здорового образа жизни
4 является актуальной, необходимой, особенно в условиях северного региона, где состояние здоровья детей, не всегда удовлетворительное. В различных литературных источниках здоровье – это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия, а не только отсутствие болезней. Здоровье на 50% зависит от образа жизни, поэтому, правильное питание, занятие хореографией, спортом, режим, хорошее настроение, социальная активность и творчество – это основа, которую необходимо формировать у детей и подростков. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного, нравственного и физического воспитания ребенка. Приобщение к искусству танца дает детям настоящее творческое удовлетворение, незаметно для ребенка глубоко воздействует на его взгляды, способствует проявлению в его характере новых положительных черт. Формирование здорового образа жизни детей, подростков невозможно при отсутствии эффективных форм работы, включающих участие самих детей. Одной из таких форм является участие обучающихся образцового ансамбля эстрадно-джазового танца в постановке хореографического спектакля «За пятнадцать дней до…», посвященного15-летию образования образцового ансамбля эстрадно-джазового танца «Стиль Данс».
2.

Цель и задачи проекта
Проект реализуется на основе модифицированной образовательной программы хореографического обучения ансамбля эстрадно-джазового танца «Стиль Данс». Данная программа художественно – эстетической направленности опирается на типовую программу для внешкольных учреждений «Художественные кружки» (Москва «Просвещение» 1975 г.), утвержденная Министерством просвещения РФ.
Цель
педагогического проекта: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией, достижение высокого
5 творческого результата как в рамках ансамбля «Стиль Данс», так и на индивидуальном уровне.
Задачи:
- обучение элементам музыкальной грамоты, классическому, эстрадно- джазовому, джаз-модерн танцу, элементам акробатики, актерскому мастерству; - развитие комплексом тренировочных упражнений танцевальных способностей, формирование осанки, развитие гибкости, координации движений, выворотности, растяжки, выносливости, физической силы. Развитие творческой инициативы, организаторских, коммуникативных способностей, лидерских качеств обучающихся; - воспитание художественного вкуса, эстетики движения тела, культуры поведения и общения в танцевальном классе, на сцене, в жизни. Воспитание чувства толерантности, взаимоуважения, ценности семейных отношений; - создание дружного, целеустремленного коллектива на основе взаимоуважения, сплоченности, ответственности за общий результат; - формирование ценности здорового, активного образа жизни.
3.

Основное содержание проекта
Проект направлен на формирование основ танцевальной культуры, представлений о специфике хореографического искусства, развитие потребности в творческой деятельности. Среди видов искусств, оказывающих влияние на развитие художественно-творческих способностей, танец занимает особое место в связи с тем, что помимо духовного и эстетического развития здесь большую роль играет развитие физической сферы и сферы общения. Экспрессивные способы самовыражения и художественного общения, свойственные танцевальному искусству, выполняющие информационные, коммуникативные и регулятивные функции стимулируют развитие
6 способности к эмпатии, увеличивают, направляют и совершенствуют ассоциативные связи. Музыкальный художественный образ, выраженный в танцевальных движениях, несет в себе различные аспекты эстетического начала, способствующие в свою очередь, развитию информативной, коммуникативной, нравственно-эстетической и психотерапевтической сфер развития обучающихся. В процессе создания необходимых педагогических условий выстраиваются приоритеты, согласно которым определяющими художественно-творческими способностями будут следующие: способность к активному вниманию; способность к анализу, обобщению и переносу полученной информации; способность к диалогическим и коллективным действиям; способность к активному «включению» воображения и фантазии; способность к действию в определенном образе; способность к свободному воплощению в движении музыкального образа. Таким образом, музыкально-пластическое развитие играет значительную роль в становлении художественно-творческих способностей обучающихся, что выражается как общими закономерностями психической деятельности человека, так и закономерностями художественного творчества, способствующего реализации индивидуальных способностей обучающихся. В моей педагогической практике процесс обогащения учебной, воспитательной, художественно-творческой деятельности определяется готовностью создания нового художественно-творческого проекта - хореографического спектакля. Это является и благодатной почвой для создания дружного коллектива, и дает возможность педагогу доказать обучающимся, что постановка новой композиции является результатом длительной учебной работы. В творческом проекте задействованы все группы коллектива: младшая, средняя, старшая и творческая. Особое значение здесь приобретает преемственность и развитие чувства коллективизма.
7 Механизм реализации проекта, условно можно разделить на несколько этапов: 1 этап - «Подготовительный» включает в себя: создание ансамбля эстрадно-джазового танца «Стиль Данс». Создана одна группа коллектива, возрастной охват обучающихся 12-13 лет, количественный состав 15 человек. На данном этапе коллектив работал в тесном сотрудничестве с вокальной студией «Мэри Поппинс». За период обучения данной группы коллектива было создано более 20 вокально- хореографических композиций, и 8 хореографических композиций. В 2002 году в ансамбле было создано три возрастные группы: младшая, средняя и старшая. 2 этап - «Развивающий». Создание нескольких групп ансамбля, разработка модифицированной программы по хореографическому обучению детей эстрадно-джазовому танцу, грамотный учебно-воспитательный процесс, что позволило в 2004 году коллективу участвовать в защите на звание «Народный (образцовый художественный) самодеятельный коллектив». На основании приказа № 160/01-12 от 31.05.2004 г. коллективу эстрадно- джазового танца «Стиль Данс» присвоено звание «Народный (образцовый художественный) самодеятельный коллектив». На данном этапе в коллективе были сформированы 4 возрастные группы: подготовительная, младшая, средняя и старшая. Количественный состав обучающихся составлял 50 человек. 3 этап - «Совершенствования». На данном этапе создана творческая группа ансамбля. Количественный состав ансамбля составляет 70 воспитанников. Ансамбль активно участвует в конкурсах-фестивалях детского и юношеского творчества регионального, Всероссийского и Международного уровня. В 2007 и 2010 году ансамбль подтвердил звание «Народный (образцовый художественный) самодеятельный коллектив». Ансамбль имеет стабильный творческий репертуар, состоящий
8 как из преемственности репертуара, так и ежегодно пополняющийся новыми танцевальными постановками. Для повышения уровня хореографической подготовки обучающихся, для содействия развитию многообразия детского творчества, создания условий для организации обмена опытом художественных руководителей детских коллективов, формирования и повышения эстетических интересов детей и зрителей, организованы ежегодные мастер-классы, в том числе и в рамках участия коллектива в конкурсах-фестивалях детского и юношеского творчества.
Младшая группа ансамбля



Средняя группа ансамбля



9
Старшая группа ансамбля

Творческая группа ансамбля


Внедрение инновационного педагогического опыта, применение в постановочной деятельности поэтапной модульно-блочной системы формирование навыков танцевальной лексики, позволяют создавать новые художественно-творческие проекты
.
Таким проектом является хореографический спектакль «За 15 дней до…» В либретто спектакля раскрываются этапы рождения коллектива, его становления, развития и творческого расцвета. По итогам реализации творческого проекта отдельные сцены спектакля можно использовать как самостоятельные концертные, конкурсные
10 номера. Такая форма работы является инновационным дополнением содержания образования по развитию творческого коллектива. В процессе совместного творчества создается эстетическая среда, которая служит катализатором творческих процессов, преобразует межличностное общение, переводя его на более высокий уровень. Фрагмент спектакля «Мы взрослеем…»
4.

Образовательная среда учреждения дополнительного

образования. Ресурсы. Влияние педагогического проекта на

развитие обучающихся.
Образовательная среда имеет большое значение в формировании творческих способностей у ребенка. От того какая образовательная среда создана в учреждении зависит результативность реализации проекта. В Центре детского творчества обучающийся образцового ансамбля эстрадно-джазового танца «Стиль Данс» имеет такую возможность благодаря:
11 участию воспитанников ансамбля в конкурсах-фестивалях детского и юношеского творчества различного уровня; участию воспитанников ансамбля и педагога в мастер – классах;
12 создаются все условия для самореализации и творческого воплощения личных замыслов. Нижневартовск – город многонациональный. И состав ансамбля «Стиль Данс» тоже многонациональный. Реализация проекта также способствует установлению сплочённости, плодотворных дружественных связей и тесных взаимоотношений детей, подростков, молодёжи и их родителей, семейного отдыха, а также уважение к культурным традициям разных народов. Пропагандируемое танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности, имидж активного, деятельного, разносторонне развитого человека, способствует воспитанию здорового, социально-активного, нравственного поколения. Часть финансовой помощи при реализации проекта оказывает администрация Центра детского творчества. При Центре детского творчества создан пошивочный цех для изготовления сценических костюмов. Выделяются материальные средства на приобретение тканей
13 для пошива сценических костюмов. Часть благотворительной материальной помощи оказывают родители обучающихся. Реализация проекта осуществляется в танцевальных классах Центра детского творчества. Для успешной реализации проекта требуется: - просторный, хорошо отапливаемый и проветриваемый танцевальный класс со станками и зеркалами; - специальное напольное покрытие, позволяющее обучающимся свободно двигаться босиком, в балетной обуви и джазовых туфлях; - технические средства обучения: фортепиано, магнитофон с компакт- дисками, теле - видео - аппаратура, фонограммы, видеотека, специальная литература по хореографии и человеческий ресурс (образованность педагога и ресурс ребенка). Обучающиеся детского объединения являются участниками и призерами городских, региональных, Всероссийских и Международных конкурсов-фестивалей детского и юношеского творчества. Результаты моей работы подтверждаются высокими достижениями обучающихся детского объединения. За период 2007-2011 гг. обучающиеся стали победителями в конкурсах и фестивалях различного уровня: Лауреатами 1 и 2 степени III Открытого фестиваля детского, юношеского и молодежного творчества «Вернисаж искусств», г. Нижневартовск, 2007 г.; Лауреатами 2 степени Международного конкурса детско-юношеского творчества «Жемчужный хоровод на берегах Невы», г. Санкт-Петербург, 2008 г.; Дипломантами 1 степени Телевизионного конкурса Открытого фестиваля детского, юношеского и молодежного творчества «Вернисаж искусств» г. Нижневартовск, 2008г.; Лауреатами 2 и 3 степени Зонального этапа Московского Международного фестиваля - конкурса детского и юношеского творчества «Открытая Европа», г. Нижневартовск, 2009 г.; Лауреатами 1 и 2 степени первого Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Москва-
14 Тюмень транзит», г. Тюмень, 2009 г.; Лауреатами 3 степени ХV Юбилейного Международного конкурса (любительского и профессионального) детского и юношеского творчества «Роза ветров - 2009», г. Москва; Дипломантами 1 степени VII Международного конкурса хореографических коллективов «Петербургская метелица», г. Санкт-Петербург, 2010 г.; Лауреатами 3 степени 55 Юбилейного Международного фестиваля - конкурса детского и юношеского творчества «Бегущая по волнам», г. Москва 2010 г.; Лауреатами 1 степени открытого Всероссийского фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Каменный цветок-2010», г. Екатеринбург, 2010 г.; Лауреатами 2 степени открытого Всероссийского фестиваля – конкурса детского и юношеского творчества «Браво, дети! - Рождественские встречи-2011», г. Миасс, 2011 г.; Лауреатами 3 и дипломантами 1 степени Международного конкурса-фестиваля детского и молодежного творчества «Весенние выкрутасы», г. Казань, 2011г.; Лауреатами 1 степени Международного конкурса-фестиваля детского и молодежного творчества «Преображение» - «Золото осени», г. Санкт-Петербург, 2011 г. В процессе внедрения инновационного педагогического опыта вносились изменения, дополнения в Образовательную модифицированную программу по хореографии. В частности разработан раздел «Содержание программы обучения творческой группы». Также разработано Дополнение к образовательной программе «Элементы акробатики». Современная хореография невозможна без владения обучающимися элементами акробатики, что позволяет педагогу-хореографу более полно, гармонично и профессионально развивать физические и танцевальные способности учащихся, связанные с выполнением прыжковых комбинаций, вращений, апломба, различного вида поддержек, трюков.
15
16 Разработаны методические материалы по теме: «Музыкально- ритмическая деятельность детей дошкольного возраста (ритмика)». Опыт постановочной работы для детей дошкольного возраста распространен на городском семинаре для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Разработан методический материал по теме: «Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом», «Игровой стретчинг», методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Как руководитель образцового коллектива, опытный педагог я участвую в составе членов жюри городской экспертной комиссии на защите, подтверждение званий «Образцовый художественный коллектив» хореографических коллективов г. Нижневартовска и г. Лангепаса, являюсь членом жюри в городских конкурсах детского и юношеского творчества «Лангепасская капель». Профессиональное мастерство повышается при посещении мастер- классов по хореографии, как в рамках городских проектов, так и в рамках участия коллектива в конкурсах-фестивалях детского и юношеского творчества:
17 Мастер-класс по хореографии в рамках открытого фестиваля детского, юношеского и молодежного творчества «Вернисаж искусств» по темам: 1) «Композиция. Методика построения концертного номера». 2) «Композиция в контексте современного танца: образное мышление, работа с предметом». 3) «Наследие государственного академического ансамбля народного танца под руководством И.Моисеева. Подготовка синтетического артиста современного танца». Управление культуры администрации города Нижневартовска, 22.04.2007 год, справка №1822 . Мастер-класс в рамках телевизионного конкурса открытого фестиваля детского юношеского и молодежного творчества «Вернисаж искусств»: «Композиция в контексте современного танца: образное мышление, работа с предметом», «Посвящение в степ», «По современным направлениям в хореографии». Управление культуры администрации города Нижневартовска, 22.04.2008 год, справка №202/13 . Мастер-класс в рамках зонального этапа Международного Московского фестиваля конкурса детского и юношеского творчества «Открытая Европа» по теме: «Акробатика. Начальный этап обучения», «По современным направлениям в хореографии». Управление культуры администрации города Нижневартовска, 11.02.2009 год, справка № 12. Программа мастер-классов по хореографии, в рамках Всероссийского конкурса-фестиваля детского и юношеского творчества «Роза ветров», АРТ Фестиваль «Роза ветров», 09.04.2009г.-12.04.2009г., г. Тюмень, свидетельство № 954. Программа мастер-классов по эстрадной хореографии, в рамках Международного конкурса-фестиваля детского и юношеского творчества «Роза ветров», АРТ Фестиваль «Роза ветров», 01.11.2009г.- 06.11.2009г., г. Москва, свидетельство № 0600900. Мастер-класс по хореографии, в рамках открытого Всероссийского
18 конкурса детского и юношеского творчества «Браво, дети!» 09.01.2011г. – 12.01.2011г., г. Миасс, свидетельство № 090. Мастер-класс по современным направлениям в хореографии. Управление культуры администрации г. Нижневартовска, 27.022011 год, справка №15 . Мастер-класс в рамках Международного конкурса-фестиваля детского и молодежного творчества «Преображение» « Золото осени» по теме: «Современные направления в хореографии», г. Санкт - Петербург, 04.11-2011г. -08.11.2011г., свидетельство № 076с. За период 2007-2011г.г. была награждена дипломами, грамотами, благодарственными письмами:
Диплом
«За личный вклад в развитие эстетического воспитания и подготовку участников к фестивалю». III Открытый фестиваль детского, юношеского и молодежного творчества « Вернисаж искусств» г. Нижневартовск, апрель 2007г.
Диплом
«За балетмейстерскую работу и подготовку конкурсантов для участия в зональном этапе Международного фестиваля детского и юношеского творчества «ОТКРЫТАЯ ЕВРОПА», 2009г.
Грамота
«За развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью», 2009г. в год пятнадцатилетия Международного фестиваля – конкурса детского и юношеского творчества «Роза ветров».
Диплом Лауреата
«За подготовку Дипломанта VII Международного конкурса «Петербургская метелица», 2010г.
Диплом
«За участие в творческом воспитании детей и молодежи» в рамках 55-Юбилейного Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Бегущая по волнам», г. Москва, 2010г.
Диплом
«За высокий профессионализм, мастерство и вклад в развитие хореографического искусства», Председатель жюри Открытого Всероссийского фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Каменный цветок», Киркоров Бедрос, г. Екатеринбург, 2010г.
19
Благодарность
«За проявленное внимание к конкурсу, содействие в организации фестиваля и предоставленную возможность познакомить участников и зрителей Конкурса-Фестиваля с результатами Ваших достижений», Директор Международного конкурса-фестиваля детского и молодежного творчества «Преображение» Разживина Е.Г., 2011г.
Почетная

грамота
«За многолетнюю плодотворную деятельность, высокое профессиональное мастерство и достигнутые успехи в области развития культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», Директор Департамента А.С.Кармазин, приказ от 15.02.2012 № 31/01-14. Можно отметить некоторые особенности в организации учебно - воспитательной деятельности учащихся в детском хореографическом коллективе. Руководитель, который ставит во главу угла только творческую работу, пренебрегая во имя достижения внешнего эффекта задачами воспитательными и общественными, очень скоро теряет авторитет в коллективе, а затем и коллектив утрачивает свою работоспособность. Педагог-хореограф должен знать, что вся его деятельность неразрывно связана с общеобразовательной школой, с ее требованиями и запросами. Руководитель детского коллектива обязан знать, как обстоят дела с учебой и дисциплиной в школе у всех участников детского коллектива. Необходимо, чтобы дети видели и понимали, что только при условии успешной учебы они могут заниматься в танцевальном коллективе. В отдельных случаях, проявляя при этом большую чуткость временно отстранить того ребенка, который стал плохо учиться. Такой педагогический прием иногда дает хорошие результаты. Воспитание – это деятельность по приобщению ребенка к социальным действиям и внутреннему развитию ребенка. Одним из основных источников воспитания является формирование любви к труду. Личностный подход к каждому учащемуся – главное в учебной и воспитательной деятельности в детском коллективе.
20 Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного, психологического развития в процессе обучения может дать значительный педагогический эффект. «Нельзя всех и каждого стричь под один гребень, а действовать разумно, примеряясь к свойству личности, степени развития учеников» (Н.И.Пирогов)
5.

Партнеры
В реализации проекта в качестве балетмейстера-постановщика участвует выпускница ансамбля З. Торопова, концертмейстер коллектива Т.В. Чижова, педагог-репетитор Л.А.Иванова. Далеко не последнюю роль, в формировании музыкальности обучающихся, играет концертмейстер. Он четко определяет для себя задачи каждого года обучения, а также проявляет не сухое следование рекомендациям нотно- музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально и творчески подходит к подбору музыкального оформления урока. Работа концертмейстера заключает в себе и чисто творческую (художественную) и педагогическую деятельность. На занятиях обучающиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки. Таким образом, у них формируется музыкальная культура, развивается музыкальный слух и образное мышление, что при постановочной работе помогает воспринимать музыку и хореографию в единстве. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, отличного музыкального слуха, знание репертуара коллектива, знание всех воспитанников. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива и труд его по своему предназначению сродни труду педагога.
21 Педагог-репетитор должен быть профессионально образованным, иметь превосходное знание репертуара ансамбля, быть авторитетом для детей.
6.

Целевая аудитория
Реализация проекта – это процесс включения всех участников коллектива в творческую атмосферу постановочной работы, для наращивания собственного опыта в практической деятельности. Это позволяет ребенку почувствовать уверенность в своих силах вне зависимости от уровня овладения обязательным программным материалом, от уровня своих способностей. Вовлеченный в общую творческую деятельность, значимую для себя, ребенок имеет возможность
22 поверить в свои силы, самоутвердиться, избавиться от скованности и страха допустить ошибку, добиваться цели. В данном творческом проекте задействованы все группы коллектива: младшая, средняя, старшая и творческая. На сегодняшний день в коллективе занимаются 61 обучающийся. Особое значение здесь приобретает преемственность и развитие чувства коллективизма. Необходимо, чтобы каждый маленький артист знал, что он должен в любую минуту заменить товарища, чтобы он умел поступаться своим личным «я» для общего дела. С другой стороны, младшие воспитанники обязательно будут стремиться, быстрее достичь уровня старших, а старшие помогут в этом младшим. Воспитание в детях сознания собственной ответственности за свою роль в хореографическом спектакле - важный аспект в создании комфортной психологической обстановки в коллективе.
7. План реализации проекта в системе образовательной программы
Реализация любой образовательной системы требует методического обеспечения. Образовательная программа образцового хореографического коллектива «Стиль – Данс» (без специального отбора обучающихся, в отличие от специализированных учреждений) рассчитана на 7 лет и предполагает проведение занятий с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста. Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году обучающиеся овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели. Набор в танцевальный коллектив осуществляется с 7- летнего возраста, на добровольной основе, по заявлениям от родителей с приложением медицинской справки о состоянии здоровья. Однако возрастная планка может быть снижена для детей, у которых явно
23 выражены танцевальные способности. После окончания курса обучения и сдачи экзаменов по основным разделам «Программы», обучающиеся переводятся в творческую группу коллектива. Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к каждой группе детей: психология и физиология 6-7 летнего ребенка отличается от возможностей 8-9 летнего школьника; различаются также физические способности обучающихся, танцевавших ранее и не имеющих хореографическую подготовку. Поэтому программой предусмотрены следующие формы занятий: групповые; работа в подгруппах; индивидуальная работа (работа с солистами, с отстающими учениками). Основным направлением на протяжении всего процесса обучения является идея здоровья ребенка. Движения в темпе и ритме заданной музыки, различные физические упражнения, занятия стретчингом, занятия акробатикой способствуют ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. Дополнительные занятия актерским мастерством помогают раскрыть индивидуальность каждого обучающегося, расширить эмоциональную сферу ребенка, помогают решать актерские задачи в танцевальных композициях. В детском хореографическом коллективе дети разделены на группы по годам обучения, т.е. по степени их подготовленности. Учебная нагрузка распределяется по годам обучения следующим образом: - 1, 2 год подготовительного этапа обучения - занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа. Количество учебных часов - 216 ч. - 1, 2, 3 год основного этапа обучения - занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа. Количество учебных часов - 216 ч. - 4, 5 год основного этапа обучения - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа и 1 раз в неделю по 3 академических часа.
24 Количество учебных часов - 252 ч. - Творческая группа 1, 2, 3 год обучения - занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа и 1 раз в неделю по 2 академических часа. Количество учебных часов - 288 ч. Творческая группа 1, 2, 3 год обучения - занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 и 1 раз в неделю по 2 академических часа. Количество учебных часов - 288 ч. Метод тесно связан с деятельностью. В педагогической работе используются следующие методы работы: словесный и наглядный. Наглядный показ в хореографии занимает особое место. Педагог должен предельно точно, доступно и наглядно уметь исполнить необходимые движения, элементы, танцевальные комбинации, пока ребенок не запомнит и не выучит данное задание.
25 Важный принцип работы на всех этапах обучения - принцип многократного повторения изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса. Не менее важно, чтобы педагог проводил каждое занятие ярко, убедительно и с творческим вдохновением.
26
Словесные методы
: 1. Объяснение - знакомство с последовательностью работы. Требуется лаконичность, четкость и научность объяснений. 2. Инструктаж - объяснение способов деятельности. Существует несколько способов инструктажей: вводный (постановка конкретной задачи), текущий (объяснение допущенных ошибок и выявление причин их возникновения), заключительный (анализ работы, характеристика допущенных ошибок, оценка выполненной работы) 3. Рассказ - сообщение новых знаний. Объяснение новых терминов, требуется четкость объяснения, доступность понимания. Виды рассказа могут быть следующие: индикативный - знакомит с конкретным заданием, и постепенно переходя к обобщению; дедуктивный - от общего к частному; генетический - через историческую справку обучающихся подводят к пониманию объекта обучения. 4. Беседа - приобретение новых знаний и закрепление старых путем устного обмена мнениями между педагогом и обучающимися. Данный метод используется на разных этапах занятия. Здесь необходима правильная постановка вопроса и убедительное использование наглядного материала. Беседа может быть вводной, текущей и итоговой. В хореографическом коллективе также используются
методы

обучения
, определяемые по виду деятельности: 1. Репродуктивный метод - «делай как я». Он способствует формированию умения запоминать информацию и воспроизводить ее. Здесь используется вводный и текущие инструктажи с демонстрацией приемов работы. 2. Частично-поисковый метод - когда обучающимся не дается окончательное решение поставленной задачи, часть задачи обучающиеся
27 решают сами. Этот метод развивает у детей творчество, инициативу, умение планировать последующую деятельность. 3. Проблемный метод, предусматривающий постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой деятельности обучающихся. С помощью этого метода развивается логика познания. В основу организации деятельности положены здоровьесберегающие и личностно-ориентированные
технологии
обучения, воспитания. Организуется групповая деятельность, работа с солистами коллектива, работа в малых группах (мальчики и девочки), работа старших воспитанников ансамбля с младшими. Обучающийся должен хорошо знать и хореографическую терминологию и пользоваться ею на занятиях. Использование точной терминологии позволит постепенно отойти от практического показа, разовьет внимательность обучающихся и их способность воспринимать словесную информацию. С первых занятий важна работа над культурой движения. Каждое движение имеет начало и окончание, амплитуду, характер. Оно должно исполняться в такт музыке. Одним из слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание обучающихся на активность мышц лица, играть с ними в «маски» (грустная, веселая, сердитая и т.п.). Занятия
творческой

группы
направлены на более углубленную подготовку обучающихся в овладении танцевальным искусством. После окончания обучения по основной «Программе», обучающиеся сдают теоретический и практический экзамен по классическому и джаз-модерн танцу. После успешной сдачи экзаменов они переводятся в творческую группу коллектива. На данном этапе учащиеся достигают возраста 14-15 лет. Подростки
28 больше отличаются друг от друга, чем дети других возрастов; их рост, физическое и умственное развитие различны. Следует находить особые формы занятий в хореографическом коллективе. Тематика постановочной работы для таких детей видоизменяется в сторону большей серьезности, значительности, как по содержанию, так и по танцевальной технике. Творческая группа - этап хореографического совершенствования. Здесь совершенствуются умения взаимодействия в коллективе. Старшие воспитанники привлекаются к проведению занятий с младшими участниками коллектива (под руководством педагогов). Занятия в творческой группе продолжаются в течение 3-х лет, пока обучающиеся оканчивают общеобразовательную школу.
Тематическое планирование.

1 год подготовительного этапа обучения
Цель: овладение основами хореографии Задачи: изучение основ и формирование первоначальных навыков хореографического искусства; развитие суставно-связочного аппарата;
29 выработка пластичности, силы мышц и натянутости ног; развитие первоначальных танцевальных навыков.
Учебный план
№ п/п Содержание и виды работ Общее кол-во Теория Практ ика 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Организационное занятие Азбука музыкального движения Классический экзерсис Эстрадно-джазовый экзерсис Постановочно-репетиционная работа Танцевальная импровизация Стретчинг Мероприятия воспитательного и познавательного характера: - прослушивание классической музыки; - просмотр видеоматериалов уроков, концертных выступлений.
ВСЕГО ЧАСОВ:
2 8 60 60 60 12 8 6
216
2 4 4 4 4 - - 6
24
- 4 56 56 56 12 8 -
192

Ожидаемые результаты обучающихся 1 года подготовительного этапа

обучения.

В конце года ребенок должен знать:
единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, на сцене; требования к внешнему виду на занятиях; музыкальные размеры, темп и характер музыки; хореографические названия изученных элементов.
Уметь:

30 воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками; владеть корпусом во время исполнения движений; ориентироваться в пространстве; координировать свои движения; исполнять 6-7 небольших танцевальных композиций и одну композицию с развернутым рисунком танца.
2 год подготовительного этапа обучения
Цель: Закрепление основ хореографического обучения. Задачи: укрепление костно - мышечной системы ребенка; развитие координации (на основе простых движений) и музыкальности обучающихся; обучение согласовывать движения с музыкальными темпо – ритмами; освоение элементов классического и эстрадно - джазового тренажа, основ акробатики, перемещения тела в учебном пространстве; выучить две танцевальные композиции; воспитание умения работать в ансамбле.
Учебный план
№ п/п Содержание и виды работ Общее кол-во Теория Прак тика 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Организационное занятие Азбука музыкального движения Классический экзерсис Эстрадно-джазовый экзерсис Постановочно-репетиционная работа Танцевальная импровизация Стретчинг 2 6 60 60 60 12 10 2 3 4 4 4 - - - 3 56 56 56 12 10
31 8. Мероприятия воспитательного и познавательного характера: -прослушивание классической музыки; -просмотр видеоматериалов уроков, концертных выступлений.
ВСЕГО ЧАСОВ:
6
216
6
23
-
193

Ожидаемые результаты обучающихся 2 года подготовительного

этапа обучения.

В конце года ребенок должен знать:
элементы классического и эстрадно - джазового тренажа; основы акробатики, перемещения тела в учебном пространстве; две танцевальные композиции; позиции ног и рук классического и джазового танца; правила постановки корпуса; терминологию изученных движений классического и джазового танца и правила их исполнения.
Уметь:
правильно пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку, работать в ансамбле; чувствовать характер музыки, уметь передавать его в шаге, беге, в различных продвижениях; владеть отдельными частями тела в разном ритмическом рисунке; сохранять несложный рисунок танца. Иметь навыки актерской выразительности.
1 год основного этапа обучения
Цель: закрепление профессиональной основы хореографического обучения. Задачи: освоение основных элементов классического и джаз – танца,
32 новых программных движений, дополнительных общефизических упражнений для наращивания мышечной массы; закрепление учебного материала, освоенного ранее; продолжаются занятия стретчингом; выучить две танцевальные композиции; воспитание умения работать в ансамбле; продолжаются занятия акробатикой.
Учебный план
№ п/п Содержания и виды работ Общее кол-во Теория Практи ка 1. Организационное занятие 2 2 - 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Азбука музыкального движения Классический экзерсис Эстрадно - джазовый экзерсис Постановочно - репетиционная работа Танцевальная импровизация Стретчинг Мероприятия воспитательного и 4 62 62 62 8 10 6 2 2 58 58 62 8 10 - 4 - - - - 6 познавательного характера: - прослушивание классической музыки; - просмотр видеозаписей по хореографии - прохождение мастер – классов; - участие в фестивалях-конкурсах.
ВСЕГО ЧАСОВ:

216

18

198

Ожидаемые

результаты

обучающихся

1

года

основного

этапа

обучения.

В конце года ребенок должен знать:
основные элементы классического танца и джаз – танца
33 упражнения для наращивания мышечной массы; правила исполнения и терминологию движений классического и джазового танца по программе; работать в ансамбле, сохраняя несложный рисунок танца; исполнить две танцевальные композиции с сохранением актерской выразительности.
уметь:
выполнять программные движения исполнять preparation к отдельным упражнениям классического танца; движения на мелодию с затактом; более свободно владеть как отдельными частями тела, так и в простейших сочетаниях; владеть первоначальными навыками расслабления (релаксации) и закрепления (фиксации) мышц. Иметь навык владения пространством рабочей площадки.
2 год основного этапа обучения
Цель: закрепление основы хореографического обучения. Задачи: освоение основных элементов классического танца и джаз – танца, новых программных движений; выработка устойчивости при исполнении движений на полупальцах; ускорение темпа, динамика исполнения; развитие координации движений, музыкальности исполнения и актерской выразительности; усложнение учебно-танцевальных комбинаций; слитное исполнение движений экзерсиса без фиксации промежуточных движений; изучение элементов акробатики;
34
Учебный план
№ п/п Содержания и виды работ Общее кол-во Теория Практи ка 1. Организационное занятие 2 2 - 2. Азбука музыкального движения 4 2 2 3. Классический экзерсис 62 4 58 4. Эстрадно - джазовый экзерсис 62 4 58 5. 6. Постановочно - репетиционная работа Танцевальная импровизация 62 6 - - 62 6 7. 8. Стретчинг Мероприятия воспитательного и познавательного характера: - прослушивание классической музыки; 12 6 - 6 12 - - просмотр видеозаписей по хореографии, -прохождение мастер – классов; - участие в фестивалях-конкурсах.
ВСЕГО ЧАСОВ:

216

18

198

Ожидаемые

результаты

обучающихся

2

года

основного этапа

обучения.

В конце года ребенок должен знать:
основные элементы классического танца, джаз – танца, акробатики, новые программные движения; роль ритма в джазовом танце; терминологию программных движений и правила их исполнения; исполнить две танцевальные композиции, по мере необходимости композицию в сотрудничестве с вокальной студией.
Уметь:
устойчиво исполнять движения на полупальцах; координировать движения под музыку, четко, сильно, медленно;
35 исполнять движения с актерской выразительностью; слитно исполнять движения экзерсиса без фиксации промежуточных движений; владеть отдельными частями тела в сочетании с прыжками, шагами, поворотами; работать в ансамбле, с сохранением более сложного рисунка композиций, с заданными образами; владеть навыками, требуемые школой классического танца, исполнять движения, сохраняя правильную осанку, выворотность.
3 год основного этапа обучения
Цель: совершенствование профессиональной основы хореографического обучения. Задачи: изучение более сложных форм танцевальных движений, элементов акробатики и этюдов по актерскому мастерству; усложнение музыкального оформления занятий, танцевальной техники, исполнительского мастерства; усиление динамики исполнения; выработка согласованности движений с чередующимися музыкальными длительностями и акцентами; развитие выразительности и эмоциональности исполнения, координации движений; отработка точности исполнения.
Учебный план
№ п/п Содержания и виды работ Общее кол-во Теория Практи ка 1. Организационное занятие 2 2 - 2. 3. Азбука музыкального движения Классический экзерсис 2 64 1 1 62 2
36 4. Эстрадно – джазовый экзерсис, джаз-модерн 64 2 62 5. 6. Постановочно – репетиционная работа Танцевальная импровизация 64 6 2 - 62 6 7. Стретчинг 10 - 10 8. Мероприятия воспитательного и познавательного характера; 4 4 - прослушивание классической музыки; - просмотр видеозаписей по хореографии; - участие в фестивалях-конкурсах.
ВСЕГО ЧАСОВ:
216 13 203
Ожидаемые

результаты

обучающихся

3

года

основного этапа обучения.

В конце года ребенок должен знать:
танцевальную технику, технику исполнительского мастерства; усложненные технически и композиционно две танцевальные композиции и по мере необходимости музыкально-танцевальные композиции в сотрудничестве с вокальной студией.
Уметь:
исполнять более сложные формы танцевальных движений, элементы акробатики и этюды по актерскому мастерству; согласовывать движения с чередующимися музыкальными длительностями и акцентами; выразительно, эмоционально, точно исполнять движения; при исполнении отдельных движений, комбинаций владеть принципом realis, counteraction.
4 год основного этапа обучения
Цель: закрепление и совершенствование профессиональной основы хореографического обучения, заложенной ранее.
37 Задачи: сознательное исполнение элементов экзерсиса; усложнение музыкального оформления занятий, танцевальной техники, исполнительского мастерства; увеличение нагрузки и координационной сложности заданий. отработка точности исполнения движений; изучение и закрепление элементов акробатики и этюдов по актерскому мастерству.
Учебный план
№ п/п Содержания и виды работ Общее кол-во Теория Практи ка 1. Организационное занятие 2 2 2. Классический экзерсис 76 2 74 3. 4. Эстрадно - джазовый экзерсис, джаз-модерн танец Постановочно – репетиционная работа 76 76 2 2 74 74 5. 6. Танцевальная импровизация Стретчинг 6 10 - - 6 10 7. Мероприятия воспитательного и познавательного характера: - просмотр видеоматериалов по классической и современной хореографии; 6 6 - - прохождение мастер – классов; - участие в фестивалях-конкурсах детского и юношеского творчества.
ВСЕГО ЧАСОВ:

252

14

238

Ожидаемые результаты обучающихся в конце 4 года основного

этапа обучения.

38
В конце года ребенок должен знать:
танцевальную технику, технику исполнительского мастерства; усложненные технически и композиционно две танцевальные композиции и по мере необходимости музыкально-танцевальные композиции в сотрудничестве с вокальной студией.
Уметь:
сознательно исполнять классический и джазовый экзерсис; точно исполнять движения; выполнять элементы акробатики; легко и эластично соединять ряд прыжков, устойчиво выдерживать пластический и музыкально-ритмический строй движений; четко фиксировать жесты, позы, резко меняющееся направление движений; понимать педагога через словесные задания.
5 год основного этапа обучения
Цель: совершенствование профессиональной основы хореографического обучения. Задачи: закрепление основных программных движений классического танца, исполнения экзерсиса; освоение новых форм и приемов исполнения; усложнение комбинированных заданий, танцевальной техники, исполнительского мастерства; развитие координации движений; отработка точности исполнения танцевальных движений; изучение новых элементов акробатики и этюдов по актерскому мастерству.
39
Учебный план
№ п/п Содержания и виды работ Общее кол-во Теория Практик а 1. Организационное занятие 2 2 2. Классический экзерсис 76 2 74 3. 4. 5. 6. Эстрадно - джазовый экзерсис, джаз-модерн танец Постановочно – репетиционная работа Танцевальная импровизация Стретчинг 76 76 6 10 2 2 74 74 6 10 7. Мероприятия воспитательного и познавательного характера: 6 6 - - просмотр видеоматериалов по классической и современной хореографии, посещение отчетных концертов образцовых коллективов ; - прохождение мастер – классов - участие в фестивалях-конкурсах.
ВСЕГО ЧАСОВ:

252

14

238

Ожидаемые результаты обучающихся 5 года основного этапа обучения.

В конце года ребенок должен знать:
основные программные движения классического танца, технику исполнения экзерсиса; новые формы и приемы исполнения; исполнить усложненные технически и композиционно две танцевальные композиции и по мере необходимости музыкально- хореографические композиции в сотрудничестве с вокальной студией.
Уметь:

40 выполнять сложные комбинированные задания; точно исполнять танцевальные движения; выполнять новые элементы акробатики и этюдов по актерскому мастерству; методически и практически грамотно исполнить классический и джазовый экзерсис; хорошо ориентироваться в пространстве учебной площади и сцены; удерживать aplomb при исполнении сложных комбинаций; решать актерские задачи; общаться с партнерами. Иметь навык точности исполнительской техники танца. Сдать экзамены по классическому и джаз-модерн танцу. После учащиеся переводятся в творческую группу коллектива.
Творческая группа первого года обучения.
Цель: совершенствование профессиональной основы хореографического обучения. Задачи: раскрытие и воспитание в коллективном процессе танцевальной индивидуальности учащегося, как танцовщика, так и артиста, формирование навыков самоконтроля, взаимопомощи в детском хореографическом коллективе.
Учебный план
№ п/п Содержание и виды работ Общее кол-во Теория Практи ка 1. Организационное занятие. 2 2
-
2. 3. Классический экзерсис. Джаз-модерн экзерсис. 90 2 2 88 88 90 4. 5. Постановочно-репетиционная работа. Стретчинг. 90 2 88
41 6. Мероприятия воспитательно-познавательного характера: - просмотр видеозаписей по хореографии, 10 6 - 6 10 - - прохождение мастер – классов - участие в фестивалях-конкурсах юношеского творчества.
ВСЕГО ЧАСОВ:

288

14

274

Творческая группа 2 года обучения
Цель: совершенствование профессиональной основы хореографического обучения Задача: совершенствование элементов экзерсиса классического и джаз- модерн танца, точности техники исполнения.
Учебный план
№ п/п Содержание и виды работ Общее кол-во Теория Практи ка 1. Организационное занятие 2 2 - 2. Классический экзерсис 90 2 88 3. 4. 5. 6. Джаз-модерн экзерсис Постановочно-репетиционная работа Стретчинг Мероприятия воспитательно-познавательного 90 90 10 2 2 - 88 88 10 характера: 6 6 - - просмотр видеозаписей по хореографии, - прохождение мастер - классов; - участие в фестивалях-конкурсах.
ВСЕГО ЧАСОВ:



288

14



274

Творческая группа третьего года обучения.
Цель: совершенствование профессиональной основы хореографического обучения.
42 Задачи: совершенствование элементов экзерсиса классического и джаз- модерн танца, точности техники исполнения; работа над большими танцевально-музыкальными формами; привлечение учащихся к самостоятельному проведению практических занятий с младшими группами коллектива.
Учебный план
№ п/п Содержание и виды работ Общее кол-во Теория Практи ка 1. Организационное занятие. 2 2
-
2. 3. Классический экзерсис. Джазовый экзерсис. 90 90 2 88 88 2 4. 5. Постановочно-репетиционная работа. Стретчинг 90 10 2 - 88 10 6. Мероприятия воспитательно-познавательного 6 6 - характера - просмотр видеозаписей по хореографии; - прохождение мастер – классов; - участие в фестивалях-конкурсах
ВСЕГО ЧАСОВ:

288

14

274

8.

Эффективность и успешность внедрения педагогического

проекта, ожидаемые результаты образовательной программы

хореографического обучения ансамбля

эстрадно-джазового танца «Стиль Данс»
Программа хореографического обучения в танцевальном коллективе «Стиль Данс» направлена на развитие танцевальных и творческих способностей детей и подростков. Обучающиеся должны сформироваться, как всесторонне развитая личность с художественно-эстетическим вкусом,
43 раскрыть свои потенциальные способности и укрепить своё здоровье. На протяжении всего процесса обучения ведется систематическая поверка освоения полученных знаний, умений и навыков и диагностика специальных способностей обучающихся. Периодически, по итогам изученного материала, выставляется оценка каждому обучающемуся. Контролем результатов образовательного процесса также являются итоговые занятия, экзамены по окончании основного этапа обучения по основным разделам программы, концертные выступления и участие коллектива в конкурсах-фестивалях детского и юношеского творчества, где наиболее четко видна взаимосвязь всех разделов обучения образовательной программы. Участники танцевального коллектива, в результате занятий по образовательной программе, успешно осваивают хореографическое искусство как классического, так и современного танца, осваивают элементы акробатики, получают навыки актерского мастерства. Проявляется активность в получении новых знаний о хореографии, музыке, в характере у них формируются новые положительные черты, как трудолюбие, самоконтроль, взаимопомощь, желание самосовершенствоваться, ответственность за общее дело. Танцевальный коллектив предоставляет специфические условия для организации деятельности по изучению танцевального искусства. Здесь дети объединены общим интересом к данному виду коллективной танцевальной деятельности, не теряя при этом танцевальной и творческой индивидуальности. Независимо от того, какую профессию выберут в будущем участники коллектива, танцевальное искусство воспитывает в детях очень много положительных человеческих качеств, закладывает в них прочную основу будущей взрослой жизни.
44 Актуальность работы с подрастающим поколением в настоящее время возрастает. Привлечение интереса обучающихся к танцевальному искусству, к практической коллективной и индивидуальной трудовой и творческой деятельности выполняет важнейшую задачу нравственного воспитания молодежи и возможной их профессиональной ориентации в будущем. Для определения уровней способностей обучающихся разработаны тестовые задания по каждому разделу программы, предназначенные для выявления уровня развития специальных и творческих способностей обучающихся на начало учебного года и закрепления пройденного материала на конец учебного года.
Рис.

1.
Результаты диагностики по выявлению сформированности ЗУН младшей группы второго года подготовительного этапа обучения Уровень сформированности ЗУН учащихся младшей группы 2 года подготовительного этапа обучения ансамбля эстрадно-джазового танца «Стиль Данс» за 2010-2011учебный год
35%

20%

70%

60%

5%

10,0%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

начало года

конец года

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень
Проведено отслеживание уровня сформированности ЗУН у 20 учащихся 1года основного этапа обучения .
В начале года
обучающиеся показали следующие результаты: низкий уровень - 35%, средний уровень - 60%, высокий уровень - 5% .
В конце года:

45 низкий уровень - 20%, средний уровень - 70%, средний уровень - 70%.
Способы контроля:
Диагностики, тесты, опрос. Для выявления творческих способностей и творческих наклонностей используются: Тесты Торренса Опросник Г. Дэвиса В результате полученных знаний, умений и навыков по хореографии, обучающиеся 2 года подготовительного этапа обучения, повысили уровень сформированности ЗУН. К концу учебногогода наблюдается следующая динамика: количество обучающихся
с низким
уровнем сформированности ЗУН к концу учебного года понизилось на 15%,
средний уровень
повысился на 10%,
высокий
увеличился на 5%.
Рис. 2.
Результаты диагностики по выявлению сформированности ЗУН средней группы второго года основного этапа обучения
Уровень сформированности ЗУН учащихся средней группы 2 года основного

этапа обучения анспмбля эстрадно-джазового танца

"Стиль Данс" за 2010 - 2011 учебный год

2%

5%

80%

82%

16,0%

15%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

начало года

конец года

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень
Проведено отслеживание уровня сформированности ЗУН у 16 обучающихся средней группы 2 года основного этапа обучения.
В начале года
обучающиеся показали следующие результаты: низкий уровень – 5%, средний уровень – 80% , высокий уровень – 15%.
В конце года:

46 низкий уровень – 2%, средний уровень – 82%, высокий уровень – 16%. В результате полученных знаний, умений и навыков по хореографии, обучающиеся 2 года основного этапа обучения, повысили уровень сформированности ЗУН. Исходя из полученных данных, к концу учебного года можно наблюдать следующую динамику роста:
низкий
уровень понизился на 3%,
средний уровень
повысился на 2%,
высокий
увеличился на 1%.
Рис.

3.
Результаты диагностики по выявлению специальных способностей старшей группы пятого года основного этапа обучения, на начало и конец учебного года
Уровень сформированности специальных способностей учащихся

старшей группы 5 года основного этапа обучения ансамбля эстрадно

- джазового танца "Стиль - Данс" на 2010-2011 учебный год.

0%

0%

65%

70%

30%

35,0%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

начало года

конец года

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень
Проведено отслеживание уровня сформированности специальных способностей у 16 учащихся старшей группы 5 года основного этапа обучения.
В начале года
учащиеся показали следующие результаты: низкий уровень – 0%, средний уровень – 70%, высокий уровень – 30%.
В конце года:
низкий уровень – 0%, средний уровень – 65%, высокий уровень – 35%.
47 В результате диагностики учащиеся 5 года основного этапа обучения повысили уровень сформированности специальных способностей. Исходя из полученных данных, можно пронаблюдать следующую динамику роста: обучающихся
с

низким
уровнем сформированности специальных способностей в начале и в конце учебного года нет.
Средний уровень
понизился на 5 %, соответственно
высокий
увеличился на 5%.
Рис.

4.
Результаты диагностики по выявлению специальных способностей творческой группы второго года обучения, на начало и конец учебного года
Уровень сформированности специальных способностей учащихся

2 года обучения творческой группы ансамбля эстардно - джазового танца

"Стиль - Данс" на 2010-2011 учебный год.

0%

0%

40%

50%

50%

60,0%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

начало года

конец года

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень
Проведено отслеживание уровня сформированности специальных способностей у 11 обучающихся творческой группы 2 года обучения.
В начале года
обучающиеся показали следующие результаты: средний уровень – 50%, высокий уровень – 50%.
В конце года:
средний уровень – 40%, высокий уровень – 60%. В результате обучающиеся творческой группы 2 года обучения повысили уровень сформированности специальных способностей
Средний

уровень
понизился на 10 %, соответственно
высокий
увеличился на 10%.
48
8.

Перспективы дальнейшего развития проекта
Один раз в три года ансамбль подтверждает звание «Народный (образцовый художественный) самодеятельный коллектив». Коллективом предоставляется концертная программа, состоящая из отдельных хореографических, вокально-хореографических постановок. Успешная реализация проекта позволит осуществить подтверждение звания «Народный (образцовый художественный) самодеятельный коллектив» в форме хореографического спектакля. Также планируется: вовлечение в танцевальный коллектив новых участников, из числа детей, подростков имеющих танцевальные способности; популяризации танцевального искусства, которое обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности; положительного имиджа активного, деятельного, разносторонне развитого человека среди сверстников; включение одаренных обучающихся в процесс балетмейстерской, режиссерской, актерской деятельности, путем создания образовательных возможностей для наращивания собственного практического опыта подростка в конкретной деятельности для овладения системой знаний о самом себе, о мире труда и профессий и соотнесение знаний о себе со знанием о мире труда и профессий, которые возможно осуществить в рамках проекта; повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни; формирование в семье уважения к труду и творчеству своих детей, взаимоуважения, сплоченности, ценности семейных отношений; обобщение опыта работы по проекту через методические разработки, рекомендации; воспитание здорового, трудолюбивого, творческого, целеустремленного
49 социально-активного поколения. В заключении можно отметить, что сама специфика хореографического коллектива как малой группы диктует свои закономерности и правила развития лидерских и диалогических способностей, межличностного общения в процессе коллективного творческого процесса, направляемого руководителем хореографического коллектива. В этой связи необходимо определить специфические педагогические условия занятий с обучающимися в хореографическом коллективе, взаимодействии педагога и ребенка. Здесь необходимо придерживаться следующих правил: - ребенок не может стать средством в достижении педагогических целей; - самореализация педагога происходит в творческой самореализации ребенка; - необходимо принимать ребенка таким, коков он есть; - дети-носители культуры, соизмеряй свою культуру с культурой подрастающего поколения; - не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты трудовой и творческой деятельности; -признавай право на ошибки и не суди за это; - умей признавать свои ошибки; - защищай ребенка и учи его защищаться; - не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
9.

Литература
1. Азбука хореографии: Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. - «Респекс», «Люкси», СПб., 1996г. 2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Издание 6, серия «Учебники для ВУЗов». Специальная литература - СПб., изд-во «Лань»., 2000г.
50 3. Громов Ю. От Школы на Росси к Школе на Фучика. СПбГУП., Труды Университета, выпуск 2. СПб., 2001г. 4. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов. Хрестоматия. СПбГУП, 2000г. 5. Еремина М. Роман с танцем. «Танец», СПб., ООО ТФ «Созвездие». 6. Звездочкин В.А. Классический танец. Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений искусства и культуры. «Феникс», Ростов-на-Дону. 2003г. 7. Козлов В.В. Акробатика. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Москва. Гуманитарный издательский центр. 2003г. 8. Константинова А.И. Игровой стретчинг: Методика работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Учебно-методический центр «Аллегро», СПб., 1993г. 9. Красовская В. Профили танца. Сборник. СПб., 1999г. 10. Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб., издательский центр «Гуманитарная академия»., 2000г. 11. Сюжетно - ролевые игры для школьников. Приложение к методике игрового стретчинга. Учебный центр «Аллегро». СПб., 1999г. 12. Хореографическое искусство. Теория, история, методика обучения. СПбГУП., 2004г.
Литература для детей
1. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца.- Москва. Просвещение,1985. 2. Балет. Энциклопедия. Москва, Современная энциклопедия, 1986. 3. Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. Искусство, 1987.
51