Автор: Лукина Лариса Александровна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 17
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательные возможности модулей курса ОРКиСЭ"
Лукина Лариса Александровна
МБОУ СОШ №17
г.Новый Уренгой
Воспитательные возможности модулей курса ОРКиСЭ
«Национальная культура приобретает известность
во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней,
становятся достижением всего человечества.
Культура мира, культура межнационального общения -
результаты многовекового развития общечеловеческой истории».
Н.О. Лосский
Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые
компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна
быть размереннее, увереннее, радостнее. Но в современном обществе активный
рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное, следует
вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые
разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг
другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый
человечеством в различных областях, не привел к полнейшему
взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к
абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на
уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном
межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев
стало реально. И это страшно.
Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры,
национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного
сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере:
усиление криминогенности общества, рост преступности (в том числе и
детской), насилие, открытой пропаганде распущенности нравов. Ослабление
внимания государства и общества к целенаправленному формированию
1
общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом привело к
изменению психологии учащихся.
Сейчас в условиях глобализации остро встаёт вопрос – что завоюет
сердца юных россиян? Ценности истинные, непреходящие или мнимые в виде
современного язычества: идолопоклонства, культа денег, стяжательства,
нетерпимости, ксенофобии и других пороков современного общества.
Основной проблемой развития духовно-нравственной культуры в младшем
подростковом возрасте стала потеря нравственного идеала.
В жизни школы Российской Федерации произошел крупный поворот в
содержании образования. Впервые после длительного периода господства
официального атеизма в общественной жизни нашей страны традиционные для
России мировые религии выдвинули свои взгляды на усиление воспитательной
функции школы. Сегодня наше общество тихо и незаметно для себя наконец
решило давний спор, надо ли на школьном уроке говорить о Боге. Надо. О
Боге, в которого верит и которому молится наше многонациональное и
многоконфессиональное общество. И говорить – аккуратно, вдумчиво,
спокойно, без пафоса и пренебрежения. Видимо, пришло время вместе с
правилами умножения рассказывать и о многообразии религиозных культур.
Рассказывать о ценностях, дарованных нам самой жизнью, о праве каждого
молиться своему Богу, об уважении к другим. Духовно-нравственно воспитать
ребенка, дать сердцу правильное направление.
Школа – фундаментальная основа бытия и развития любого народа. И
именно в ней растущий человек может заложить в себе истинную,
непреходящую систему духовных ценностей, сформировать способность
морального выбора в духовно-нравственной системе координат на протяжении
всей своей жизни.
Все наиболее важное, чем обладает человечество, - культура, искусство,
технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – все
это закладывается в детстве, за школьной партой, в процессе взаимного
воспитания родителей и ребенка, взаимного влияния учителя и учеников. Дети
2
приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать прекраснее, мудрее и
совершеннее. Будущее нашей планеты зависит от степени духовного
нравственного состояния каждого ее обитателя. Именно поэтому знания,
интеллектуальные способности имеют прогрессивное значение, смысл только
при наличии высокого уровня духовности. Духовность личности – это система
ее ценности, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая
человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, и о
себе, о добре и зле, все то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся
или от чего грустим. Это наш духовный мир.
Еще Леонардо да Винчи писал: «Счастливым и гармоничным человеком,
можно считать того, кто хочет то, что может, а может то, что должен». К
сожалению, у современных детей присутствует вершина только «Хочу»,
родители до школы даже не развивают вершину «Могу», не говоря уже о
вершине «Надо». А ведь вершина, «Надо» - это долг перед семьей, обществом,
страной. Эта вершина воспитывает чувство патриотизма, толерантности,
сострадания, которое красной нитью проходят в курсе ОРК и СЭ.
Думаю, что ведение этого курса сплотит в единое целое школу, семью и
общество, которые в данный момент разобщены и существуют автономно друг
от друга.
И еще одна причина, по которой необходим этот курс – это использование
диалога ученика и учителя на уроке, т.е. педагогики сотрудничества, когда
учитель забывает, что он учит, а дети забывают, что их учат, т.к. они заняты
одним общим делом. Ведь те знания, которые получают в процессе изучения
содержания этого курса, новы не только для учеников, но и в большинстве
своем и для учителя. Следовательно, задача учителя состоит не в том, чтобы
дети «выучили историю» народа в датах и фактах, а в том, чтобы они поняли ее
нравственный смысл. Слово учителя – это спасительный путь к Душе. Ученик
должен быть готов к своему «девятому валу». Слово формирует в человеке все.
И хорошее, и плохое. Поэтому учитель должен быть максимально внимателен к
себе. «Не навреди!» - должно быть главным в преподавании учителя.
3
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» заставляет
пересмотреть наш взгляд на педагогику школы: она должна превратиться в
педагогику веры, веры в растущего человека, веры в самого педагога. Ведь
«Основы религиозных культур и светской этики» - это не просто передача
знаний как социально-исторического опыта человечества, а прежде всего то
количество и характер знаний, которое должно быть в действенном обороте, в
основе мышления и нравственного поведения воспитанников. Таким образом,
введение ОРКиСЭ позволяет сделать важный шаг на пути превращения
педагогики в прикладную философию, то есть науку, основанную на знании
основ бытия.
«Жизнь сердца есть любовь», - свидетельствует святитель Феофан
Затворник. Я считаю надо, вернее, необходимо уже в младшем школьном
возрасте «зажечь и раскалить» в ребенке «духовный уголь» (И.А. Ильин,
русский философ). Мы обязаны вывести страну из духовно-нравственного
кризиса и воспитать в детях чуткость ко всему Божественному, волю к
совершенству, радость любви и вкус к доброте.
Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет
будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных
изменений, мы обречены на вымирание. В кризисных условиях больше всего
подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к.
система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к
потере нравственного и духовного здоровья нации.
Я поддерживаю идею улучшить нравственное состояние общества с
помощью ведения предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
4