"Воспитательные возможности модулей курса ОРКиСЭ"

Автор: Лукина Лариса Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 17
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательные возможности модулей курса ОРКиСЭ"
Дата публикации: 18.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Лукина Лариса Александровна МБОУ СОШ №17 г.Новый Уренгой
Воспитательные возможности модулей курса ОРКиСЭ
«Национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества. Культура мира, культура межнационального общения - результаты многовекового развития общечеловеческой истории». Н.О. Лосский Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально. И это страшно. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усиление криминогенности общества, рост преступности (в том числе и детской), насилие, открытой пропаганде распущенности нравов. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию 1
общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом привело к изменению психологии учащихся. Сейчас в условиях глобализации остро встаёт вопрос – что завоюет сердца юных россиян? Ценности истинные, непреходящие или мнимые в виде современного язычества: идолопоклонства, культа денег, стяжательства, нетерпимости, ксенофобии и других пороков современного общества. Основной проблемой развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте стала потеря нравственного идеала. В жизни школы Российской Федерации произошел крупный поворот в содержании образования. Впервые после длительного периода господства официального атеизма в общественной жизни нашей страны традиционные для России мировые религии выдвинули свои взгляды на усиление воспитательной функции школы. Сегодня наше общество тихо и незаметно для себя наконец решило давний спор, надо ли на школьном уроке говорить о Боге. Надо. О Боге, в которого верит и которому молится наше многонациональное и многоконфессиональное общество. И говорить – аккуратно, вдумчиво, спокойно, без пафоса и пренебрежения. Видимо, пришло время вместе с правилами умножения рассказывать и о многообразии религиозных культур. Рассказывать о ценностях, дарованных нам самой жизнью, о праве каждого молиться своему Богу, об уважении к другим. Духовно-нравственно воспитать ребенка, дать сердцу правильное направление. Школа – фундаментальная основа бытия и развития любого народа. И именно в ней растущий человек может заложить в себе истинную, непреходящую систему духовных ценностей, сформировать способность морального выбора в духовно-нравственной системе координат на протяжении всей своей жизни. Все наиболее важное, чем обладает человечество, - культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – все это закладывается в детстве, за школьной партой, в процессе взаимного воспитания родителей и ребенка, взаимного влияния учителя и учеников. Дети 2
приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать прекраснее, мудрее и совершеннее. Будущее нашей планеты зависит от степени духовного нравственного состояния каждого ее обитателя. Именно поэтому знания, интеллектуальные способности имеют прогрессивное значение, смысл только при наличии высокого уровня духовности. Духовность личности – это система ее ценности, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, и о себе, о добре и зле, все то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся или от чего грустим. Это наш духовный мир. Еще Леонардо да Винчи писал: «Счастливым и гармоничным человеком, можно считать того, кто хочет то, что может, а может то, что должен». К сожалению, у современных детей присутствует вершина только «Хочу», родители до школы даже не развивают вершину «Могу», не говоря уже о вершине «Надо». А ведь вершина, «Надо» - это долг перед семьей, обществом, страной. Эта вершина воспитывает чувство патриотизма, толерантности, сострадания, которое красной нитью проходят в курсе ОРК и СЭ. Думаю, что ведение этого курса сплотит в единое целое школу, семью и общество, которые в данный момент разобщены и существуют автономно друг от друга. И еще одна причина, по которой необходим этот курс – это использование диалога ученика и учителя на уроке, т.е. педагогики сотрудничества, когда учитель забывает, что он учит, а дети забывают, что их учат, т.к. они заняты одним общим делом. Ведь те знания, которые получают в процессе изучения содержания этого курса, новы не только для учеников, но и в большинстве своем и для учителя. Следовательно, задача учителя состоит не в том, чтобы дети «выучили историю» народа в датах и фактах, а в том, чтобы они поняли ее нравственный смысл. Слово учителя – это спасительный путь к Душе. Ученик должен быть готов к своему «девятому валу». Слово формирует в человеке все. И хорошее, и плохое. Поэтому учитель должен быть максимально внимателен к себе. «Не навреди!» - должно быть главным в преподавании учителя. 3
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» заставляет пересмотреть наш взгляд на педагогику школы: она должна превратиться в педагогику веры, веры в растущего человека, веры в самого педагога. Ведь «Основы религиозных культур и светской этики» - это не просто передача знаний как социально-исторического опыта человечества, а прежде всего то количество и характер знаний, которое должно быть в действенном обороте, в основе мышления и нравственного поведения воспитанников. Таким образом, введение ОРКиСЭ позволяет сделать важный шаг на пути превращения педагогики в прикладную философию, то есть науку, основанную на знании основ бытия. «Жизнь сердца есть любовь», - свидетельствует святитель Феофан Затворник. Я считаю надо, вернее, необходимо уже в младшем школьном возрасте «зажечь и раскалить» в ребенке «духовный уголь» (И.А. Ильин, русский философ). Мы обязаны вывести страну из духовно-нравственного кризиса и воспитать в детях чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание. В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации. Я поддерживаю идею улучшить нравственное состояние общества с помощью ведения предмета «Основы религиозных культур и светской этики». 4