Л.Н.Толстой "Какая бывает роса на траве".

Автор: Бондаренко Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ - СОШ №7 г.Клинцы, Брянская область
Населённый пункт: Брянская область
Наименование материала: урок литературного чтения
Тема: Л.Н.Толстой "Какая бывает роса на траве".
Дата публикации: 18.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок литературного чтения в 3а классе

Тема «Какая бывает роса на траве? Сравнение текстов».

Цель урока:
знакомство с новыми рассказами Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов.
Задачи:
1. Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста. 2. Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, эпитеты), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности. 3. Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво. 4. Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы. 5. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства.
Формирование УУД
Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из символов, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы таблицы 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2)
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Огрмомент. Оргмомент. Вхождение в урок. На уроке разговор свой поведем О прекрасном человеке. Жил он в 19 веке. Знают это имя в мире, Не молчала его лира. Он писал, мечтал, учил. В крымский он поход ходил. Был учёный он и пахарь. За работу брался смело, Создавал, творил умело. Очень Родину любил, И о детях не забыл. Школы он в селе открыл. Детей грамоте учил И велик он, и простой, Имя его… Посмотрите на тему, записанную на доске. Попытайтесь поставить цель урока. (выслушиваются ответы учащихся, ставится цель урока). Систематизация изученного материала. - А сейчас я предлагаю вам рассказать биографию писателя, используя числа: 1828, полтора года, 5, 13, 22, 1859, 26, 1870, 1910, 82. (ответы учащихся) - Как Лев Толстой в детстве называл свою семью? Почему? - С какими литературными жанрами писателя мы познакомились? Приведите пример. - Какой вид этих текстов? Что характерно для текста повествование? - Что такое быль? - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Лев и собачка»). - С какой целью написал автор для нас эту быль? - Кто главные герои? - Зачитайте, как появилась собачка. - Как отреагировал лев. - Расскажите как разворачиваются события в тексте. - Какова главная мысль? -С какой целью написал автор эту быль? -Какой вид текста? Докажите?
Введение в новую тему.
- А сейчас я предлагаю вам тоже побыть в роли писателей.
- У вас на парте лежат листы, в которых написано слово роса. Рядом в колонке, запишите что такое роса, какой вы её представляете. Составьте небольшой текст о росе. Самостоятельная работа. -Выслушиваются ответы детей. - Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью. - Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Что объединяет все изображения? ( Капля воды или роса) - Наблюдали ли вы это явление природы? ( Выслушиваются ответы детей) - Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (Дети читают текст из словаря)
Словарь:

1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими

водяными каплями.

2.

Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при

наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)


Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ? «Какая бывает роса на траве».
Постановка проблемы.
-Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст? - Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного.
5. Первичное чтение учителем по презентации.
- Что вы представляли себе, когда читали этот текст? (яркое солнечное утро.) - С какой целью Толстой написал этот текст? - Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного. - Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру . - Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА? - Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве? (как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый) 6.
Повторное чтение текста по «цепочке».

Словарная работа.
- С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами)
(Слайд 7) Алмазы (словарь в учебнике с.220)
- прозрачные драгоценные камни. - А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат (словарь Ожегова)
- плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом. - Какие еще сравнения вы нашли в тексте?
(Слайд 8)
-Определите тип этого текста. (описание) - Вывешиваю таблицу:
« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой?

Какая? Какое? Какие?»
Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте.
(Слайд 9)
(Алмазы блестят, переливаются разными цветами; Листок внутри мохнат и пушист, как бархат…- это метафоры) - Какие изобразительные средства использует автор?
( Сравнения, эпитеты)
- Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста. ( Да. Автор любуется росой, он восхищается ею, хочет поделиться своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого напитка кажется») 7.
Чтение текста из энциклопедии о росе про себя.
- Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине. - Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать. ( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.) - Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора. - Какие названия вы бы могли дать этим текстам - описаниям, к каким стилям они относятся? (
ИД
текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.) - Какой ещё тип текста нам знаком? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.) На доске вывешена таблица:
«Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось,

как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»
5.
Обобщение. Сходство и различие текстов (3-5 мин.).
6. Рефлексия Составление синквейна со словами текст, роса. 1. Существительное – роса
2. 2 прилагательных – утренняя, алмазная 3. 3 глагола – блестит, сверкает, перекатывается, переливается 4. Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами 5. 6.
Домашнее задание (1-2 мин.).
Стр. 162  «5» - наизусть стихотворение о росе, чтение и пересказ текста.  «4» - чтение и пересказ близко к тексту.