Автор: Кузнецова Татьяна Николаевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 182"
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экскурсия в музей коровушки Буренки"
Тема: «Экскурсия в музей коровушки Буренки»
Цель: познакомить детей с образом жизни коровы на ферме, о то, кто заботится о ней: кормит, следит за
здоровьем, за чистотой на ферме, доит. Дать представление об автоматизации кормления, поения
и доения коров, воспитать уважение к труду взрослых, привить интерес к сельскому хозяйству и
производству молочной продукции. Уточнить знания детей о разнообразии продуктов молочного
происхождения, их пользе для здоровья человека, где перерабатывавют молоко, развить
познавательный интерес.
Словарь: ферма, фермер, доярка, скотник, зоотехник, ветеринар, цистерна, пастбище, оператор, вымя,
стадо, хлев, подойник.
Оборудование: экспонаты музея, 2 ведра для игры, молочные продукты: молоко, сыр, сметана, йогурт,
кефир, творог, ряженка. Иллюстрации: «Системы автоматизации доения, поения и кормления
коров», карточки «Путешествия молока», иллюстрации растений, употребляемых в пищу
коровами, «Ботало-колокольчик для коровы».
Ход экскурсии.
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на экскурсию в музей коровушки Буренки.
- Ребята, кто это нас встречает?
- Коровушка Буренка.
- Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы меня узнали. Да, я коровушка Буренка (ребенок в костюме
коровы). Я живу на ферме (показывает ферму в музее).
Ферма – это большое хозяйство, в котором разводят сельскохозяйственных животных. Посмотрите,
здесь очень много коров. Фермер на целый день выпускает меня на луг, чтобы я пощипала свежую траву
и полевые цветы.
Посмотрите – это пастбище, а пасет нас пастух. А чтобы корова не отстала от своего стада и не
заблудилась на её шею привязывали колокольчик, раньше он назывался «Болтало». Посмотрите, ребята,
как он выглядит.
Я захватываю травку языком и проглатываю, почти не прожевывая. Потом ложусь в тень. Мне
нужен покой и тогда рпоглоченная трава снова попадает ко мне в рот и я начинаю нё спокойно
пережевывать. Я ем много травы, пью много воды, чтобы мое молоко было вкусным.
- Ребята, чем же я питаюсь?
(Летом травой, зимой сеном)
- Правильно, но не только этим. Нам, коровам, необходима самая разная еда (показывает экспонаты
музея). За питанием коров на ферме следит зоотехник. Он составляет меню для коров. За нами
ухаживает скотник, он каждый день убирает хлев, выносит грязную солому. За нашим здоровьем следит
врач-ветеринар.
Корм для нас доставляется в кормушку по движущейся дорожке. Дорожкой управляет человек –
это оператор по кормлению. Настало время обеда – нажимается кнопка и поехала дорожка с вкусной
едой, богатой витаминами и микроэлементами, а иногда и с лекарствами. «Угощайтесь Буренки! Ешьте
на здоровье!»
Утром дорожка везет нам охапку душистого сена – люцерну, клевер, тимофеевку (показывает). В
полдень – кукурузный силос: початки сочные, листья – кисло-сладкие, аппетитные. Вечером – солому из
зерновых культур. Её мелко нарезают и поливают сладкой водицей – патокой из свеклы и мукой дают
полакомиться. Нам очень нравится такое меню.
Но лучшее время для нас – это лето, когда мы ходим по лугам, сами себе выбираем лучшую травку,
сочную, зеленую и пахучую.
Утром и вечером меня доят доярки. За один день я могу дать 2-3 ведра молока.
Чтение стихотворения ребенком:
«Ты моя коровушка,
Ты моя красавица,
Исходила полюшко,
Ох пришлось помаяться!
А какое маслице
Желтое, как солнышко,
Как цветы душистое,
Сразу получается.
Брызни, струйка тоненько,
В донышко подойника
Лейся, как из родника,
Ручеек молока»
Эстафета «Молочная ферма»
(Дети делятся на 2 команды и переносят ведра, передавая их друг другу.)
Каждый день на ферму приезжают грузовики с цистернами, чтобы забрать молоко. Затем молоко
перевозят на молокозавод, где оно разливается в красивые бутылочки, коробочки и пакетики. Здесь
начинаетс интересный процесс. Молоко превращается в сметану, масло, сливки, творог, кефир,
простоквашу, сыр, йогурты и т.д. Потом молочные продукты поступают в магазины, где мы их
покупаем.
Вот и заспорили между собой молочные продукты, кто из них главнее, вкуснее и полезнее.
Послушайте:
(дети читают стихи)
Кефир: Буду главным я сейчас,
Пьют меня пред сном как раз,
Витаминный очень я,
И полезен всем, друзья!
Творожок: Главным буду я, конечно
Всем известно, как полезнно
Творожок поесть с утра.
Убежит от вас беда!
Йогурт: Самый вкусный это я!
Фруктовых кусочков
Много у меня!
Сметана: Сметану крутили,
Вертели, взбивали
И вышло из нее - сливочное масло!
Сыр: Я твердый и круглый
Чуть-чуть желтоват.
Съесть меня будет каждый рад!
Молоко: В молоко добавь закваски –
Получается тогда:
И сметана и кефир,
Очень вкусный твердый сыр,
Творог, масло, йогурт разный.
И конечно же «растишка» для детей.
- Ребята, как вы думаете, какой молочный продукт самый главный и вкусный? (ответы детей)
- Правильно! Все продукты вкусные и полезные для здоровья. Каждый день в детский сад грузовик
привозит молоко и молочные продукты.
- Ребята, какие молочные продукты в нашем детском саду готовит для вас повар?
- Сырники, запеканка из творога, ленивые вареники, молочные каши с маслом, молочный суп,
кофейный напиток и т.д.
- Молодцы! Эта аеда самая полезная вас, чтобы вы росли здоровыми и крепкими.
Пальчиковая игра «Кормилица».
Я коровушку свою ..
(приставить кулачки с выставленными указательными пальцами к голове, имитируя рога,
покачивание головой из стороны в сторону)
Рано утром подою …
(движение пальцев, имитирующее поглаживание)
Дай детишкам молока!
(сложить кисть руки стаканчиком, имитируя питье)
Буренка : - Следующий раздел музея «Молочные продукты»
Игра «Угадай по вкусу»
(на подносе лежат молочные продукты: ванильный сырок, масло, йогурт, кефир, имунеле, молоко,
творог, сыр, ряженка)
Дети с завязанными глазами определяют на вкус, что за молочный продукт они попробовали.
- Молодцы ребята! Вы без ошибки определили молочный продукт.
Буренка: - Ребята! А вы знаете, как молоко появилось у вас на столе?
Воспитатель: - Давайте расскажем Буренке какой долгий путь прошло молоко чтобы появиться на
нашем столе.
Дидактическое пособие «Откуда пришло молоко?»
Игра «Разложи картинки по порядку»
С чего началось путешествие молока?
1. Корова пасется на лугу, кушает травку
2. После того, как она поела, у нее в вымени появилось молоко. Ее подоили.
3. Машина с цистерной «Молоковоз» отвезла молоко на молокозавод.
4. На молочном заводе молоко переработали и разлили в красивую емкость, сделали из молока
различные молочные продукты.
5. С молочного завода машина развезла молоко и молочную продукцию по магазинам нашего
города.
6. В магазине мы покупаем молоко и молочные продукты, приносим домой.
Так молоко появляется на нашем столе.
Буренка : - Какие вы молодцы! Все знаете.
(Воспитатель берет в руку стакан с молоком и читает стихотворение)
Бесценный клад в моей руке –
Для жизни все есть в молоке:
Белки, жиры и углеводы –
Подарки матушки природы
А также чудо – витамины –
Все хвори с ними победимы.
Шлет привет вам всем корова
- Пейте дети молоко
Будете здоровы!
Буренка : - Ребята, вам понравилась экскурсия по музею коровушки Буренки?
- Ответы детей
- Скажите, пожалуйста, что было бы, если бы не было коров на земле?
- Ответы детей
- Ребята, запомните, что люди давно уже не могут существовать без коров и не смогут
существовать никогда.
Буренка : - Дети, я вас приглашаю в наше кафе «Веселый молочник» полакомиться молочком.