Напоминание

"Вода вокруг нас"

Автор: Челнакова Наталия Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №3" г. Алексеевка
Населённый пункт: Белгородская область г. Алексеевка
Наименование материала: конспект непосредственно - образовательной деятельности
Тема: "Вода вокруг нас"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект непосредственно –

образовательной деятельности

по ознакомлению детей

с окружающей средой


Программное содержание:
учить определять холодную и теплую воду, правильно обозначать ее словами; развивать тактильные ощущения детей; закрепить знания о том, что вода на морозе превращается в лед, а снег в тепле тает и становится водой; уточнить признаки воды и ее значение; закреплять знания детей о временах года и сезонных изменениях в природе; учить детей различать добро и зло, сопереживать доброй Капельке.
Материалы к занятию:
иллюстрации с осенним, зимним, весенним, летним пейзажем; фонограмма с шумом дождя, воем вьюги, журчанием ручья, шумом реки; две лейки разного цвета с теплой и холодной водой; два таза; салфетки и подносы по числу детей; формочки со льдом; молоток; прозрачный контейнер с весенним снегом; цветок в горшке; маленькая лейка; две бутылки с водой (у одной бутылки пробка намазана черной краской); два стола; стулья по числу детей; ширма.
Ход занятия:
(В группе полукругом стоят стулья по числу детей. Перед стульями два стола) Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришла маленькая капелька. Я вам загадаю загадку про капелькин дом: Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего мы, скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без … (чего?) Дети. Воды. Воспитатель. Правильно, дом маленькой капельки – вода. Она живёт в воде. Ребята, а вы хотите отправиться путешествовать по разным временам года? Тогда все закройте глаза… 1. (Включается фонограмма с шумом дождя. Воспитатель вешает на фланелеграф иллюстрацию с изображением осени). А теперь откройте глаза… Воспитатель. Интересно, в какое же время года мы попали?
Если на деревьях Листья пожелтели, Если в край далекий Птицы улетели, Если небо хмурое, Если дождик льется, Это время года Как зовется? Дети. Осень. Капелька. Правильно, молодцы! Мы оказались с вами в осеннем лесу. Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какой дождь идет осенью: теплый или холодный? Дети. Осенью идет холодный дождь. (Перед детьми два стола. На каждом столе по тазику, салфетки и подносы по количеству детей. На одном столе стоит красная лейка (по типу душа) с теплой водой, а на другом столе зеленая лейка с холодной водой.) Воспитатель: Ребята, я спрятала в одной лейке теплый летний дождик, а в другой лейке холодный осенний. Попробуйте, догадайтесь, где какой дождик. Что мы для этого должны сделать, чтобы отгадать, какой дождик у нас спрятался в лейках? Дети. Потрогать воду.
Исследовательская работа
Воспитатель. Дети, скажите, пожалуйста, какого цвета эта лейка? Дети. Эта лейка красного цвета. Воспитатель. А эта лейка какого цвета? Дети. Эта лейка зеленого цвета. Воспитатель. Сейчас девочки подойдут и станут вокруг стола с красной лейкой, а мальчики – вокруг стола с зеленой лейкой. (Дети выполняют задание.) Воспитатель. А сейчас девочки подставят руки под “дождик” и определят, какой “идет дождик” из красной лейки, теплый или холодный. (Воспитатель поливает девочкам на руки из красной лейки). Воспитатель. Девочки, какой же дождик спрятался в красной лейке? Девочки. В красной лейке спрятался теплый дождик. Воспитатель. Когда идет теплый дождик? Дети. Теплый дождик идет летом, когда тепло. Воспитатель. Правильно, молодцы! А сейчас мальчики подставят руки под дождик, и определяет, какой “дождик идет” из зеленой лейки – теплый или холодный? (Воспитатель поливает мальчикам на руки из зеленой лейки). Воспитатель. Мальчики, какой же дождик спрятался в зеленой лейке? Мальчики. В зеленой лейке спрятался холодный дождик. Воспитатель. Когда идет холодный дождик? Мальчики. Холодный дождик идет осенью, когда холодно.
Воспитатель. А сейчас вытрите руки салфетками, аккуратно положите их на место, садитесь на места (дети садятся на свои места). Воспитатель. Ребята, какой бывает дождик? Дети. Теплый и холодный. Воспитатель. Когда идет теплый дождик? Дети. Когда тепло, светит солнце – летом. Воспитатель. Когда бывает холодный дождик? Дети. Когда на улице холодно. Воспитатель. Молодцы, ребята! Правильно! Воспитатель. А сейчас мы немного отдохнем на стульчиках с закрытыми глазами. 2. (Включается фонограмма с воем вьюги. Воспитатель вешает на доску иллюстрацию с изображением зимы. Капелька прячется. Лейки и тазы убираются. На стол ставятся контейнеры со льдом.) Воспитатель. Ребята, откройте глаза….. Интересно, в какое же время года мы попали? Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. Дети. Зима. Воспитатель. Правильно, мы оказались с вами в зимнем лесу. Дети, что бывает с водой зимой? Дети. Вода замерзает. Воспитатель. Во что она превращается зимой? Дети. Вода превращается в лед. Воспитатель. Правильно, молодцы! И наша Капелька испугалась, что замерзнет, спряталась. Зато в подарок она нам оставила чудесные льдинки.
Исследовательская работа.
Воспитатель. Ребята, подойдите, пожалуйста, к столам… Возьмите в руки по одной льдинке…. Потрогайте пальчиком льдинки и скажите, какие они? Дети. Твердые, холодные, гладкие, скользкие, мокрые. (Воспитатель по мере необходимости помогает детям ответить). Воспитатель. Молодцы! А сейчас положите льдинки обратно на поднос, вытрите руки салфеткой… Садитесь на свои места. (Дети садятся на свои места.) Воспитатель. Как вы думаете, что произойдет, если по льду ударить? Давайте посмотрим. (Воспитатель демонстрирует - ударяет молоточком по льду.) Дети. Лед раскололся. Воспитатель. Значит, лед какой? Дети. Хрупкий, колется. Воспитатель. Что будет со льдом, если его подольше подержать в комнате, в тепле?
Дети. Лед растает. Воспитатель. Во что он превратится? Дети. Лед превратится в воду. Воспитатель. Почему это произойдет? Дети. Потому что в группе тепло. Воспитатель. Мы с вами в зимнем лесу… Хотите поиграть, чтоб не замерзнуть? Встаньте возле своих стульев… Физкультминутка. (игра «Заморожу») Ух, мороз! (Дети хлопают себя по плечам, пытаются согреться). Щиплет уши (Массаж ушей). Щиплет нос. (Массаж крыльев носа – снизу вверх). Лезет в валенки мороз. (Массаж ног). Не вода уже (ладони), а лед (кулаки). Даже птице не летится (Дети машут руками, как крыльями). На морозе стынет птица. (Основная стойка). Воспитатель. Прячьтесь от мороза в домики, садитесь на стулья. Мы немного отдохнем и опять играть начнем. Закройте глаза… (Включается фонограмма с журчанием ручья. Воспитатель вешает на фланелеграф иллюстрацию с изображением весны. Лед, подносы, салфетки убираются. На стол ставится контейнер с весенним снегом. Достаёт картинку с изображением капельки). Воспитатель. Откройте глаза. Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. В какое же время года мы попали? Дети. Это весна. Воспитатель: Ребята, а у меня в коробочке снег от весны спрятался! Воспитатель. Дети, какой снег стал весной? Дети. Серый, грязный, жесткий. Воспитатель. Вот пригреет солнышко, что станет с нашим снегом? Дети. Снег растает. Воспитатель. Во что превратится снег? Дети. Снег превратится в воду. Воспитатель: Тает снег, бегут ручьи… А вы любите в ручейке пускать кораблики? Дети. Да! Воспитатель. Давайте сделаем лодочку. ( Для этого руки надо расположить ладошками вверх, пальцы сложить лодочкой и плавно двигать кисти рук влево – вправо). Долго лодочку качало, Ветер стих, и лодка встала. Воспитатель. Ребята, Капелька зовет нас дальше в путь. Закройте глаза…
(Включается фонограмма с шумом реки. Воспитатель вешает на фланелеграф иллюстрацию с изображением лета. На стол ставится комнатный цветок, лейка, две бутылки с водой). Воспитатель. Откройте глаза. В каком времени года мы оказались? Я соткано из зноя, несу тепло с собою. Я реки согреваю, купайтесь – приглашаю. И любите за это вы все меня. Я… Дети. Лето! Воспитатель. Вот мы с вами попали в летний лес. Ой, как стало жарко! Цветок. Пить! Пить! Воспитатель. Ребята, смотрите, цветок хочет пить. Давайте его польем! Вот у меня бутылка с водой. Сейчас я ее перелью в лейку. (Воспитатель берет бутылку, встряхивает. Пробка намазана черной краской. Вода окрашивается, становится грязной.) Воспитатель. Смотрите, ребята, что это стало с водой? Дети. Вода стала грязная, испачкалась. Воспитатель. Можно такой водой поливать наш цветок? Дети. Нет! Воспитатель достаёт бутылку с чистой, проз
Исследовательская работа:
Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим на воду в грязной бутылке и чистой, сравним их. Каким цветом грязная вода? А чистая? (Подвести к тому, что вода не имеет цвета – она бесцветная). Вода находится в бутылке и похожа по форме на бутылку, давайте перельём воду в прозрачный стакан, какая теперь стала вода? Похожа на стакан! (Вода не имеет формы). Давайте понюхаем воду (вода не имеет запаха). Воспитатель. Давайте польем чистой водичкой наш цветок. Сейчас я перелью эту воду в лейку. (Переливает). Кто польет цветок, поможет ему? (Поливает ребенок с воспитателем). Воспитатель. Вот и подходит наше путешествие к концу. Давайте вспомним и расскажем: Какая вода может быть на ощупь? Дети. Теплая и холодная. Воспитатель. Во что превращается вода на морозе? Дети. Вода превращается в лед. Воспитатель. Что происходит со снегом и льдом в тепле? Дети. Снег и лед в тепле тают, становятся водой. Воспитатель. Кому нужна вода? Дети. Вода нужна всем для того, чтобы мыть разные предметы. Вода необходима растениям, животным, людям для жизни. Воспитатель. Вода – друг человека. Без воды, жизнь на планете невозможна. Ее надо беречь. До свидания!