Автор: Низамова Эльвира Николаевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/c "Снежинка" с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей
Населённый пункт: п. Нижнесортымский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Влияние игры на речевые нарушения у детей".
За последние годы значительно возрос
процент детей с речевыми нарушениями.
Более того, с каждым годом возрастает число
практически не говорящих детей. Причины
этого явления разнообразны и многочисленны:
заболевания ребенка, травмы и пр. Как можно
раньше нужно уделить этому внимание
о
.Речевые нарушения, трудно корректируются,
их исправление требует совместных усилий
педагога и родителя. Особенностью нарушения
развития речи в дошкольном возрасте связано
с высокой пластичностью головного мозга.
Поэтому взрослый может создать условия для
дальнейшего гармоничного развития ребёнка,
в значительной степени ускорить ход его
речевого и умственного развития. Для
нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга
достигла определённой зрелости, а органы чувств - слух, зрение, обоняние,
осязание, вкус - были достаточно развиты. Особенно важно развитие
речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной
степени зависит от окружающей среды. Если ребёнок не получает новых .
ярких впечатлений, если не создана обстановка, способствующая развитию
движений и речи, задерживается его физическое и психическое развитие.
Игра, как основная деятельность дошкольника, является наиболее
благоприятным средством для формирования развития речи детей .С
детьмиj испытывающих трудности в общение со сверстниками,
проводятся индивидуальные игры и упражнения. Для игр в подгруппах
подбираются дети как одного возраста, так и разновозрастные. Основным
критерием могут быть привязанность детей друг к другу, общие игровые
интересы. Оречевляя игру, дети
активно используют грамматические формы слов, связанных с
наименованием цвета, обогащая тем самым свой активный словарь. Дети
таклнсе^
должны принимать активное участие в драматизации, тем самым
появляется стремление
Н
повторению словр к повторению слов вместе со
всеми, дети начинают договаривать окончания, и таким образом у него
повышается мотивация общения. В коррекционных целях^активно
используются дидактические игры, вечера досуга, игры драматизации,
подвижные игры. Такие выступления в играх^ активизируют
познавательную деятельность детей, развивают их саморегуляцию в речи. В
результате такой работы у многих детей значительно повышается
мотивация общения, начинает выравниваться речевое развитие,
становится познавательное активность, обогащается игровая
деятельность. В свободной игре дети часто разбиваются на несколько
игровых пар по интересам, но при этом между парами возникает речевые
контакты, и в итоге пары объединяются в группы, для общей игры. Дети
доброжелательно настроены по отношению к друг другу, помогают
новичкам освоится в речевом общение в игре друг другом.
Литература:
Е.И. Тихеева «Развитие речи»
«Методические советы к программе «Детство»».
О. Ушакова « Развитие речи детей»
Статьи журнала «Дошкольная педагогика».-
№ - Сентябрь, Октябрь ЮОЗгод.
Статьи журнала «Дошкольное воспитания». -
№2 - 1997 год, М6-2000год.