"Определение места звука [м] в слове в сильной позиции".

Автор: Харченко Елена Степановна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: КОУ Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ХМАО-ЮГРЫ
Населённый пункт: город Радужный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Определение места звука [м] в слове в сильной позиции".
Дата публикации: 19.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок чтения во 2Б классе

Тема: «Определение места звука [м] в слове в сильной позиции».

Тип урока:
Обобщения и систематизации знаний.
Цель:
Учить выделять звук [м] в слове в сильной позиции. Систематизировать знания обучающихся о букве и звуке [м].
Задачи:

Образовательная:
 Учить выделять звук [м] среди других звуков, в слоге, в слове; обозначать согласный звук [м] (синей фишкой);  Формировать навыки сознательного, правильного, слогового, чтения.
Коррекционно-развивающая:
 Развивать мелкую, артикуляционную, зрительную и общую моторику;  Развивать фонематическое восприятие и представление;  Способствовать обогащению словарного запаса; развивать речь, внимание.  Корригировать мышление на основе отработки операции анализа и синтеза.
Коррекционно-воспитательная:
 Формировать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;  Воспитывать интерес к чтению, самостоятельность.
Оборудование:
мультимедийная презентация, предметные картинки с их названиями, разрезная азбука, слоговые таблицы, фишки красного и синего цветов для обозначения звуков, счетные палочки, тетради.
Ход урока



п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1.

Организационный

момент.

Положительный

настрой на работу,
Долгожданный дан звонок Начинается урок. Звуки с буквами пришли, Чтоб порядок навести. Повторяют за учителем слова, тихо садятся на свои места.

концентрация

внимания.
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять И внимательно читать.
2.

Сообщение темы и

целей урока.

концентрация

внимания.
Сегодня на уроке, мы повторим все буквы и звуки, которые учили. Будем составлять с ними слоги. Читать слоги и слова. Определять место звука [м] в слогах, словах. Прежде чем начнем работать, повторим наш девиз. Слушают учителя Произносят хором: «Мы внимательные, Мы старательные, Мы отлично учимся – Все у нас получится»
3.

Артикуляционная

гимнастика

Развитие

артикуляционного

аппарата
Предлагает выполнить упражнения для языка. Показывает упражнения, контролирует правильность выполнения детьми упражнений. 1. «улыбка» 2. «трубочка» 3. «рупор» 4. «блинчик» 5. «вкусное варенье» 6. «чистим зубы» 7. «футбол» 8. «маляр» Упражнения для регуляции дыхания “Снежинка”. У каждого ребёнка на ладошке лежит снежинка, вырезанная из бумаги. Рука мёрзнет, поэтому снежинку нужно сдуть. А так как она Выполняют артикуляционные упражнения вместе с учителем.
очень маленькая и лёгкая, то сдувать её нужно очень осторожно. - “Греем руки”. мы лепили снеговика и у нас очень замёрзли руки. Нужно их согреть. Подносим руки ко рту и дуем на них вот так: х-х-х. – Чистоговорка Ма-ма-ма - снежная зима. Ам-ам-ам - мы гуляли там! Ом-ом-ом - шуму на весь дом. Ум-ум-ум - почему здесь шум? Повторяют за учителем слова чистоговорки.
4.

Повторение

пройденного

материала.
Игра: «Буква спряталась» Показывает карточки, на которых изображены части букв, дети должны назвать; какая буква спряталась

5.

Актуализация

знаний

Гимнастика для глаз

Профилактика

усталости.

Повторение

пройденного

материала.

Актуализация

знаний
Предлагает составить из счетных палочек названные буквы (с, а, у) Предлагает составить данные буквы из счетных палочек. Предлагает обучающимся дать характеристику данных звуков (каждому ученику дать характеристику одного звука). Ребята, посмотрите на экран и прочитайте слоги с буквами, которые мы уже знаем. Называют букву. Следят глазами за фигурами на экране. Составляют из счетных палочек заданные буквы Дают характеристику звука. Читают слоги:
Составьте слоги, которые мы прочитали из разрезной азбуки. Обозначьте буквы фишками. (предлагает дать каждому звуку характеристику). Перед составлением слога вместе с учителем производят подробный звукобуквенный анализ слогов. Обозначают буквы нужными фишками.
6.

Систематизация

знаний.
Посмотрите на экран и прочитайте рассказ
Среди ёлок и сосёнок,
Лена читает рассказ

7.

Физминутка

Систематизация

знаний.

Маму потерял телёнок:

- Где же мама , не поймууу?

- Здесь я, мой хороший, мууууууу!
Вспомните, кто потерял маму? Что ответила мама теленку? У теленка мама – кто? Корова и теленок как мычат? Составьте слог «му» из разрезной азбуки Предлагает произвести звуко- буквенный анализ слога му. Повторите, как мычат корова и теленок? А сейчас мы с вами поиграем в игру: «где живет буква» Показывает карточки с изображением предметов с буквой м.  Дом  Сом Отвечают на вопросы учителя. Повторяют слог му Составляют слог му из букв разрезной азбуки. Звукобуквенный анализ. Объясняют: Первый звук [м], второй [у]. звук [м] согласный, [у] гласный Определяют место звука, буквы в слове, с помощью фишки. Выполняют упражнения Хлопают в ладоши, когда слышат звук м.
  Мак  Муха  прочитайте слово. В этом слове есть буква м? в какой части слова она находится? Игра: «Поймай звук м» Звук В слоге В слове
8.

Закрепление
Работа в тетрадях Предлагает детям напечатать слова с буквой м в тетради. Дома подчеркните синим карандашом букву м в слове мама. Прописывают слова: Сом Муха Мама Подчеркивают синим карандашом букву м
9.

Итог урока
- Назовите букву, которую мы определяли в слогах, словах на сегодняшнем уроке. - Покажите её среди остальных букв в кассе. Отвечают на вопросы учителя.
- Какие слова вы знаете на звук М? Что вам на уроке понравилось? - Молодцы, ребята. Отлично потрудились. Спасибо за урок.
Список литературы:
1. Бгажнокова И.М. проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью .- М.; //Дефектология.- 1994.-№1. 2. Грюневальд К. как учить и развивать умственно отсталых детей . СПб., 1994.