Напоминание

"Необыкновенный мир магнитов"

Автор: Сидорова Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 99
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия
Тема: "Необыкновенный мир магнитов"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Необыкновенный мир магнитов» Образовательная область: «Познание». Раздел: Познавательно – исследовательская деятельность. Тема: «Необыкновенный мир магнитов». Педагогическая цель: Знакомство с магнитом. Формировать у детей представление о магните. Развить познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. Помочь ответить детям на вопрос, для чего нужен магнит. Планируемые результаты: Соблюдает правила; проявляет интерес; знает и предполагает где используется магнит; делает выводы. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность». Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная. Билингвальный компонент: Магнит. Средства реализации: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, металлические предметы (скрепка, ложка, булавка, гвоздь, монеты достоинством 5 и 10 рублей), бумажный кораблик, стакан с водой, пять рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороной, скотч, игрушечный металлический автомобиль, пара маленьких мебельных магнитов, пара среднего размера магнитов с окрашенными полюсами.
Организованная структура занятия Мотивационно – побудительный этап Педагог: — Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами (Я за ранее приготовила несколько столов с атрибутами). Организационно –поисковый этап Педагог: - Сейчас мы подойдем к первому столу и проделаем первый опыт. Все ли притягивают магниты? Опыт с различными предметами Оборудование (на каждого ребенка или на не большую группу детей): мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, ложка, монеты достоинством 5 и 10 рублей), бумажный кораблик, маленький магнит. Поднести магнит по очереди ко всем предметам. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, — в левую. Можно дать детям «Листочек наблюдений», на котором изображены предметы, находящиеся перед ребенком, и предложить обвести карандашом те из них, которые притягиваются магнитом. Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.
Вывод. Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы, например, железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит. Педагог: - Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит». - Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа. Педагог: - Идем ко второму столу. Действует ли магнит через другие материалы? Игра-опыт «Рыбалка» Оборудование (на каждого ребенка или на пару): стакан с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, маленький магнит.
В стакан с водой опустить рыбок. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок. Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук. Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду. Педагог: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент. Педагог: - Следуем к третьему столу. Почему иногда два магнита отталкиваются? Опыт № 1 Оборудование (на каждого ребенка или на пару): два маленьких мебельных магнита. Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу. Результат опыта: В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.
Педагог: — У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный. Опыт № 2 Оборудование (на каждого ребенка или на пару): пары магнитов разной формы (бруски или подковообразные) с окрашенными полюсами. Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом — разноокрашенные. Результат опыта: Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются. Педагог: - Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости. Педагог: - Пройдемте к четвертому столу. «Управление автомобилем» Оборудование: два магнита с окрашенными полюсами, игрушечный автомобиль, скотч. Один магнит закрепить скотчем на автомобиле. Другим магнитом пользоваться, двигая автомобиль. Результат опыта. Когда сближаешь одинаковые полюсы, автомобиль едет вперед, когда разные — назад.
Вывод. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются. Где еще используются магниты? Педагог: - Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку). Рефлексивно – корригирующий этап Педагог: - Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились. Дети: - Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества. Магниты оказывают свое действие даже на расстоянии. Сила магнитов больше по краям. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются. Педагог: - Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали, и машинку.