"Работа с текстом на уроках русского языка"

Автор: Хохлова Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №129
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа с текстом на уроках русского языка"
Дата публикации: 19.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Н.В.Хохлова

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
В условиях изменений во всей системе российского школьного образования одной из актуальных проблем является повышение качества преподавания русского языка. От уровня владения русским языком во многом зависит успешное формирование социально активной личности. В связи с переосмыслением целей и результата образования на первый план выходит формирование языковой компетенции, то есть овладение богатством самого языка, владение всеми нормами литературного языка. К сожалению, сейчас наблюдается противоречие между растущими требованиями общества к выпускнику школы и общим снижением уровня владения русским языком. Новое содержание образования, ориентированное на формирование языковой компетенции, сталкивается с традиционными формами и методами обучения, которые направлены на передачу готовых знаний [4]. Таким образом, одной из основных задач учителя является создание оптимальных условий для развития познавательной активности учащихся посредством активных форм обучения, образовательных технологий развивающего и личностно-ориентированного обучения. Языковая компетенция предполагает знание устройства и функционирования языка, его языковых норм. Системный подход к изучению языка позволяет осуществить работа с текстом, способствующая овладению всеми нормами литературного языка. Умение работать с текстом – залог формирования языковой развитой личности. Недостаточное внимание к работе с текстовыми материалами приводит к тому, что школьники не видят языковые особенности текста, не могут сформулировать тему текста, понять его идею, и в результате не могут создать собственные тексты определенного стиля и типа речи. Напротив, при систематической работе с текстами на уроках русского языка совершенствуются практические языковые навыки и умения обучаемых, активизируются знания о стилистике текста, развивается способность восприятия и анализа текста, формируется представление о тексте как речевом произведении. Задача учителя русского языка в современной школе – помочь учащимся уяснить, что текст представляет собой смысловое и структурное единство, части которого семантически и синтаксически взаимосвязаны [6]. Работа с текстами в значительной степени повышает мотивацию к обучению, эффективность освоения программного материала по русскому языку, создает условия для проявления исследовательских и творческих способностей. Задания на восстановление текста с нарушенным порядком предложений позволяют развивать у учащихся осознание связи между предложениями в тексте, 1
формировать умение композиционно строить тексты различных стилей и жанров. В процессе выполнения заданий закрепляются знания о признаках текста. Примеры заданий:
1. Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст а)

описание, б) рассуждение.
А 1. Его лиловатые, бахромчатые по краю колокольчики цветков ранней весной пробивают ледяную корку и первыми приветствуют яркое солнце. 2. Они похожи на маленькие блестящие монетки.3. Но вот снег тает и под ним обнаруживаются собранные в розетку мелкие темно-зеленые перезимовавшие листья. 4. Высокогорье избрало местом жительства приземистое растение из семейства первоцветных — сольданелла (Soldanella). Исходный текст: Высокогорье избрало местом жительства приземистое растение из семейства первоцветных — сольданелла (Soldanella). Его лиловатые, бахромчатые по краю колокольчики цветков ранней весной пробивают ледяную корку и первыми приветствуют яркое солнце. Но вот снег тает и под ним обнаруживаются собранные в розетку мелкие темно-зеленые перезимовавшие листья. Они похожи на маленькие блестящие монетки [3]. Б 1. Тот, кто интересуется, как возникают названия растений, многое может почерпнуть в этимологических словарях. 2. Таковы, например, общеславянские названия: ель, крапива, клюква, морковь, сосна, хрен, ясень, осина. 3. В первую очередь это касается слов древних, исконных, которые не были заимствованы, а издавна бытовали в народном языке. 4. И, конечно, большинство из них не оставались неизменными за свою долгую историю. 5. Однако этимология — наука, изучающая происхождение слов, — свидетельствует, что далеко не всегда удается проследить их историю подробно и последовательно. 6. Так, для крапивы известно более раннее «коприва», для моркови — «мърка», «морква», ясень еще не так давно был женского, а не мужского, как сейчас, рода. 7. Сегодня мы можем только догадываться, с чем связано их образование. Исходный текст: Тот, кто интересуется, как возникают названия растений, многое может почерпнуть в этимологических словарях. Однако этимология — наука, изучающая происхождение слов, — свидетельствует, что далеко не всегда удается проследить их историю подробно и последовательно. В первую очередь это касается слов древних, исконных, которые не были заимствованы, а издавна бытовали в 2
народном языке. Таковы, например, общеславянские названия: ель, крапива, клюква, морковь, сосна, хрен, ясень, осина. Сегодня мы можем только догадываться, с чем связано их образование. И, конечно, большинство из них не оставались неизменными за свою долгую историю. Так, для крапивы известно более раннее «коприва», для моркови — «мърка», «морква», ясень еще не так давно был женского, а не мужского, как сейчас, рода [3].
2. Восстановите пропущенные части предложений, чтобы получился текст-

рассуждение.
А. Слово бег – имя существительное. Во-первых, оно обозначает_______, к нему можно задать __________. Во-вторых, слово бег относится к одному из трех________, а именно – к_________: ________бег. В-третьих, слово бег склоняется, т. е.________: бег, бега, бегу… В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является _________и___________. Итак, мы доказали, что слово бег – ____________________. Б. Занятия лепкой из глины помогут подготовить ребенка к школе. Во-первых, _____. Во-вторых, _______ Кроме того _______. Поэтому можно утверждать, что __________. 3.
Расположите предложения так, чтобы получился текст.
1. Сети и Ини бережно берут доставшуюся им рукопись и осторожно начинают ее разворачивать. 2. Потом такой сложенный из двух слоев кусок бьют деревянным молотком, чтобы он стал тонким и оба его слоя плотно пристали друг к другу. 3. Но на таком куске папируса большая рукопись не поместится, поэтому обычно берут несколько кусков, склеивают, ровно подрезают и на полученном длинном куске пишут то, что нужно. 4. Этот желтоватый мягкий свиток сделан из особого болотного растения, в зарослях которого у берегов Нила так хорошо ловить рыбу и водяных птиц. 5. Затем папирус кладут под пресс, и выделяющийся при этом сок прочно склеивает оба слоя. 6. Рукопись написана на папирусе крупным, четким почерком. 7. Когда рукопись готова, ее скатывают в аккуратный свиток. 8. Эти полосы склеивают в прямоугольный кусок, на него накладывают новые полосы, но так, чтобы волокна этих полос легли поперек волокон первого куска. 3
9. Вот от стеблей этого растения и отрезают ровные куски, потом режут их по всей длине на тонкие полосы. 10. Остается только высушить папирус — и он готов. 11. Мальчики давно знают, что такое папирус, как и для чего он приготовляется. Исходный текст: Сети и Ини бережно берут доставшуюся им рукопись и осторожно начинают ее разворачивать. Рукопись написана на папирусе крупным, четким почерком. Мальчики давно знают, что такое папирус, как и для чего он приготовляется. Этот желтоватый мягкий свиток сделан из особого болотного растения, в зарослях которого у берегов Нила так хорошо ловить рыбу и водяных птиц. Вот от стеблей этого растения и отрезают ровные куски, потом режут их по всей длине на тонкие полосы. Эти полосы склеивают в прямоугольный кусок, на него накладывают новые полосы, но так, чтобы волокна этих полос легли поперек волокон первого куска. Потом такой сложенный из двух слоев кусок бьют деревянным молотком, чтобы он стал тонким и оба его слоя плотно пристали друг к другу. Затем папирус кладут под пресс, и выделяющийся при этом сок прочно склеивает оба слоя. Остается только высушить папирус — и он готов. Но на таком куске папируса большая рукопись не поместится, поэтому обычно берут несколько кусков, склеивают, ровно подрезают и на полученном длинном куске пишут то, что нужно. Когда рукопись готова, ее скатывают в аккуратный свиток [7]. 1. Сахарум (Saccharum) — так по-латыни назван сахарный тростник. 2. Он определяет его так: 3. Европейцы же познакомились с сахаром значительно позднее. 4. Впервые о сахаре упоминает древнегреческий историк Геродот, живший за пять веков до новой эры, представляя его как мед, сделанный руками человека, то есть искусственный. 5. Его название было перенесено на растение — «поставщика» этого продукта. 6. Скажем, в Венеции он появился примерно в 990 году. 7. Казалось бы, отсюда понятно и наименование получаемого из него продукта. 8. «Сахар — это вид окаменевшего меда, который получают из тростника в Индии и счастливой Аравии. Сахар очень похож на соль и, как соль, хрустит на зубах». 9. На самом деле все сложнее. 10. О том, что данный продукт добывается из сока сахарного тростника, пишет в своей книге Теофраст, и только Диоскорид первым в Европе применил слово «сахар». 4
Исходный текст: Сахарум (Saccharum) — так по-латыни назван сахарный тростник. Казалось бы, отсюда понятно и наименование получаемого из него продукта. На самом деле все сложнее. Впервые о сахаре упоминает древнегреческий историк Геродот, живший за пять веков до новой эры, представляя его как мед, сделанный руками человека, то есть искусственный. О том, что данный продукт добывается из сока сахарного тростника, пишет в своей книге Теофраст, и только Диоскорид первым в Европе применил слово «сахар». Он определяет его так: «Сахар — это вид окаменевшего меда, который получают из тростника в Индии и счастливой Аравии. Сахар очень похож на соль и, как соль, хрустит на зубах». Европейцы же познакомились с сахаром значительно позднее. Скажем, в Венеции он появился примерно в 990 году. Его название было перенесено на растение — «поставщика» этого продукта [3]. Развитию аналитического мышления способствует работа с ложными и истинными утверждениями. Такие упражнения приучают учащихся к внимательному, вдумчивому чтению (слушанию), критическому восприятию информации.
Примерные задания:

Прочитайте текст, укажите верные и ложные утверждения.
Возможен другой вариант задания: к предложенному тексту составить определенное количество ложных и истинных утверждений. Другое слово с индоевропейским корнем *rudh-, прилагательное румяный (румянъ), также очень древнее, праславянское. Слово сохранилось в славянских языках до настоящего времени: укр. румяный, блр. румены, польск. rumiany, чешек, rumeny, болг. румен и др. В русском языке, в отличие от прилагательного рудой, известно с эпохи древнейших памятников, хотя в древности употреблялось ограниченно, первоначально для обозначения цвета лица. В этой основной функции сохранилось и в современном русском языке; его вторичные значения, фиксируемые словарями, появляются несколько позднее [1]. А. Прилагательное румяный более древнее, чем слово «рудой». Б. Значения прилагательного румяный в древнерусском и современном русском языку различны. 5
В. Слова с индоевропейским корнем *rudh- встречаются не только в русском языке Г. Слово румяный многозначное. Постижению закономерностей построения текста способствует работа с псевдотекстами. Ученики, применяя исследовательские методы, развивают умения определять типы и стили речи, выделять единые стилистические отрывки произведении, выявляя языковые текстообразующие элементы.
Примерные задания
 Прочитайте «текст». Сколько авторов у этого «текста»?  Выделите тексты по четырём признакам: единство темы, тип речи, стиль текста, способы связи предложений в тексте. Когда мы говорим о Пульчинелле, необходимо помнить, что это не один персонаж, а два – Пульчинелла и Пульчинелло. Это странная, но очень интересная история, начавшаяся, по преданию, в XVI веке в окрестностях итальянского города Неаполя. Я услышал звон бубна и весёлый пронзительный голос, кричавший что-то, а что – я не мог разобрать. Двое мальчишек пробежали мимо меня, крича: «Пульчинелла! Пульчинелла!» – и свернули за угол. Я бросился за ними следом. В кукольных неаполитанских комедиях того времени появились два одинаково одетых шута. В них жители Неаполя узнавали героев веселых анекдотов о жителях Беновенто. Согласно городскому фольклору, в этом городке, половина которого находится на горе, а половина – на равнине, живут разные люди: те, что на горе, – живые, остроумные, хитрые, а те, что внизу, – ленивые, невежественные и глупые. Ребятишки и взрослые прохожие окружали толпой ширмы бродячего кукольника – красные ширмы с зелёными разводами. Глухо гремел бубен, мелко звенели колокольчики, ветер развевал золотую бахрому по краю ширм. Театр Пульчинеллы и его брата-близнеца начинался как театр марионеток, а со временем его герои стали верховыми куклами . А над ширмами кланялся, махал руками и пронзительно верещал маленький человечек в белом колпачке и в белом балахончике – Пульчинелла! Кукольники, показывая комедию о Пульчинелле, путешествовали по Англии, Франции, Испании, Германии, России, в результате во всех этих странах появился свой Пульчинелла – Панч, Полишинель, Дон Кристобаль, Гансвурст, Петрушка… Веселый Пульчинелла с огромным удивительным носом, с чёрными глазками и с такой чудесной 6
улыбкой на деревянном личике, что на него нельзя было смотреть без смеха. Пульчинелла и Пульчинелло были своего рода "живой газетой": зрители узнавали из их сценок все интересные новости, слухи и сплетни о событиях, происходивших в Неаполе и его окрестностях. Эти два героя могли играть вместе, но часто выступали и поодиночке. Я уже не раз видел Пульчинеллу на городских улицах, но ещё ни один не казался мне таким забавным, как этот. Те были в чёрных масочках, закрывавших половину лица, а этот был без масочки, и ничто не мешало мне видеть его горбатый нос. Пульчинелл вы всегда узнаете по широкой белой рубахе навыпуск, двум горбам и черной полумаске с крючковатым носом и пронзительному скрипучему голосу. Толпа росла. Я протолкался вперед, стал перед ширмами и, закинув голову, смотрел на Пульчинеллу [2,5]. Работа по составлению текста на основе ключевых слов развивает умение отбирать и систематизировать материал для создания соответствующего текста, планировать содержание высказывания. В процессе работы учащиеся учатся придавать высказыванию соответствующую композиционную форму и стилистическую окраску, осознанно отбирать необходимые языковые средства для оформления высказывания.
Примерное задание
По перечню слов (выписанным главным членам) определите какого стиля текст нужно написать. А. бисер, красители, круглая или овальная форма, используют, расплавленное стекло, стандарт, размер от №15/0 до №6\0, изготовление украшений Б. тридесятое царство, жить-поживать да добра наживать, добрый молодец, наелся-напился, чистое поле В. химические реактивы, меры предосторожности, средства индивидуальной защиты, первичные средства пожаротушения, несчастный случай, инструктаж Результаты моей работы подтверждают, что при использовании специальных упражнений по работе с текстом у школьников формируются умения, позволяющие ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять структуру текста, выделять основные текстовые элементы, отбирать необходимые языковые средства для оформления высказывания. 7
Сформированная языковая компетенция – необходимое условие не только в процессе обучения и прохождения итоговой аттестации по русскому языку, но и в дальнейшей взрослой жизни выпускников.
Литература
1. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. - М.: Наука, 1975 . - 292 с. 2. Голдовский Б. Кукольный театр. Детская энциклопедия. - ЗАО "Аргументы и факты". – 1999 - №4 3. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. – М.: Агропромиздат, 1986. - 160с 4. Государственный образовательный стандарт// Вестник образования. 2004. № 5. (edu) 5. Данько Е. Деревянные актеры. - Ленинградское отделение издательства "Детская литература", Ленинград, 1965 – 44с. 6. Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014 – 192 с. 7. Матье М. Э. День египетского мальчика. Историческая повесть. - М.: Дет. лит., 1975 - 143с. 8