"Технология 4 класс"

Автор: Костяева Светлана Раисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 6"
Населённый пункт: город Коряжма, Архангельская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Технология 4 класс"
Дата публикации: 19.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 города Коряжмы» Архангельской области РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры педагогическим советом школы. учителей начальных классов. Протокол № _ от « » __ 2015 г. Протокол № _ от «_ » __2015 г.
Рабочая программа

по предмету «
Технология
»
Класс: 4 Период реализации программ: 2015-2016 гг. Автор-составитель программы: Костяева Светлана Раисовна, учитель начальных классов первая квалификационная категория, 2015 год

Пояснительная записка


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. ХХI век – век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы. Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Технологическая подготовка школьника позволяет ему грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете. Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели
изучения технологии в начальной школе:  Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.  Освоение продуктивной проектной деятельности.  Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются: - Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности : понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; - развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями; - формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда; - формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; - развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других; - формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности; - развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; - формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; - гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта; - развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления; - формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта; - формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; - обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты; - формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места; - формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера; - формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.); - формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата; - формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами. Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека , осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности . Формирование конструкторско- технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта. Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
 знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;  овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;  первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;  знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;  изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);  осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;  проектная деятельность
(
определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач , составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);  использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;  знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;  изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы. Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества. Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл. Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения. При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов.
Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир». В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы. Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально- эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место курса «Технология» в учебном курсе
На изучение технологии в 4 классе отводится 1 ч в неделю (34 ч в год).
Результаты изучения курса
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. - Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. - Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. - Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. - Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. - Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. - Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. - Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. - Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. -Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. -Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; -Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. - Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Содержание курса

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы

деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов

1

. Элементы графической грамоты
1 В начальной школе учащимися могут использоваться любые доступные в обработке экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), а также материалы, применяемые в декоративно-прикладном творчестве региона, в котором
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор
и

замена
материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико- технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. проживают школьники.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Содержание программы (4 класс)

(68 ч)

Как работать с учебником (1 ч)
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.
Человек и земля (21 ч)

Вагоностроительный завод.
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона.
Полезные ископаемые.
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями).
Автомобильный завод.
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Работа с металлическим и пластмассовым конструктором.

Монетный двор.
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладение новым приёмом – тиснением по фольге.
Фаянсовый завод.
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.
Швейная фабрика.
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Работа с текстильными материалами. Освоение технологии создания мягкой игрушки.
Обувное производство.
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви. Создание модели обуви из бумаги.
Деревообрабатывающее производство.
Знакомство с новым материалом – древесиной. Знакомство со свойствами древесины. Изготовление изделия из реек.
Кондитерская фабрика.
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках.
Бытовая техника.
Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Абажур-плафон для настольной лампы.
Тепличное хозяйство.
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Выбор семян для выращивания рассады. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов.
Человек и вода (3 ч)

Водоканал.
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды.
Порт.
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами.
Узелковое плетение.
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике макраме.
Человек и воздух (3 ч)

Самолётостроение. Ракетостроение.
Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, о конструкции самолёта и космической ракеты. Ракета-носитель.
Летательный аппарат. Воздушный змей.
Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея.
Человек и информация (6 ч)

Создание титульного листа.
Значение информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги.
Работа с таблицами.

Создание содержания книги.
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере.

Переплётные
работы. Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов: шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу.
Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс (34 ч)



п/п

Название разделов и

тем

Всего

часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

1

Как работать с



Обобщить
знания о материалах и их свойствах,

учебником
Систематизация знаний о материалах и инструментах инструментах и правилах работы с ними, изученными в предыдущих классах.
Планировать
деятельность по выполнению изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты.
Познакомиться
с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки.
Создавать
условные обозначения производств (пиктограммы),
наносить
их на контурную карту России в рабочей тетради.
2

Человек и земля (21 ч)
2.1 2.2
Вагоностроительный

завод
Создание модели вагона из бумаги, картона. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» 2 ч
Находить
и
отбирать
информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников.
Выбирать
информацию, необходимую для выполнения изделия,
объяснять
новые понятия.
Овладевать
основами черчения,
анализировать
конструкцию изделия,
выполнять
разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц,
соблюдать
правила безопасного использования этих инструментов.
Создавать
разные виды вагонов, используя объёмные геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус).
Выбирать
и
заменять
материалы и инструменты при выполнении изделия.
Применять
на практике алгоритм построения деятельности в проекте,
определять
этапы проектной деятельности. С помощью учителя
заполнять
технологическую карту,
анализировать
её структуру,
сопоставлять
технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте и
соотносить
её с рубрикой «Вопросы юного технолога» и слайдовым и текстовым планами.
Организовывать
рабочее место. Рационально
использовать
материалы при разметке и раскрое изделия. 2.3
Полезные ископаемые
Изделие: «» 1 ч
Находить
и
отбирать
информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей ископаемых посредством бурения и поиском полезных ископаемых, из материала учебника и других источников.
Находить
и
обозначать
на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа.
Выбирать
информацию, необходимую для выполнения изделия,
объяснять
новые понятия.
Анализировать
конструкцию реального объекта
(буровой вышки) и
определять
основные элементы конструкции.
Соотносить
детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора,
выбирать
необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или неподвижное).
Выбирать
и
заменять
материалы и инструменты при изготовлении изделия.
Применять
на практике алгоритм построения деятельности в проекте,
определять
этапы проектной деятельности.
Составлять
план изготовления изделия на основе слайдового плана,
заполнять
технологическую карту и
соотносить
её с рубрикой «Вопросы юного технолога».
Соблюдать
правила безопасного использования инструментов (отвёртки, гаечного ключа). Самостоятельно
собирать
буровую вышку.
Распределять
роли и обязанности при выполнении проекта (работать в мини-группах).
Помогать
участникам группы при изготовлении изделия.
Проводить
оценку этапов работы и на её основе
контролировать
последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации. 2.4
Полезные ископаемые
Изготовление шкатулки в технике мозаики Изделие: «Малахитовая шкатулка» 1ч
Находить
и
отбирать
информацию о создании изделий из поделочных камней и технологии выполнения «русская мозаика» из текстов учебника и других источников.
Выбирать
информацию, необходимую для выполнения изделия,
объяснять
новые понятия. Овладевать технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита. Смешивать пластилин разных оттенков для создания нового оттенка цвета. Использовать приёмы работы с пластилином.
Выбирать
и
заменять
материалы и инструменты при изготовлении изделия. Выполнять соединение деталей, подбирая цвет и рисунок малахитовых кусочков.
Применять
на практике алгоритм построения деятельности в проекте,
определять
этапы проектной деятельности. На основе текста учебника
определять
способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика»,
заполнять
технологическую карту и
соотносить
её с рубрикой «Вопросы юного технолога» и слайдовым планом.
Сопоставлять
технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. Рационально
использовать
материалы при выполнении имитации малахита.

Распределять
роли и обязанности при выполнении проекта.
Помогать
участникам группы при изготовлении изделия.
Проводить
оценку этапов работы и на её основе
контролировать
свою деятельность.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации. 2.5 2.6
Автомобильный завод
Изготовление «КамАЗа» Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика» 2 ч
Находить
и
отбирать
информацию о развитии автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологическом процессе сборки на конвейере из материала учебника и других источников.
Находить
и
обозначать
на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили.
Выбирать
информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции,
объяснять
новые понятия.
Анализировать
конструкцию реального объекта (автомобиля «КамАЗ») и
определять
основные элементы конструкции.
Соотносить
детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора,
выбирать
необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или неподвижное),
пользоваться
гаечным ключом и отвёрткой.
Применять
на практике алгоритм построения деятельности в проекте,
определять
этапы проектной деятельности,
имитировать
технологию конвейерной сборки изделия.
Составлять
план изготовления изделия с технологическим процессом сборки автомобиля на конвейере и слайдовым планом,
заполнять
технологическую карту.
Соблюдать
правила безопасного использования инструментов (отвёртки, гаечного ключа).
Распределять
роли и обязанности при выполнении проекта (работать в группе) и
организовывать
рабочее место с учётом выбранной операции. Самостоятельно
изготавливать
модель автомобиля.
Помогать
участникам группы при изготовлении изделия.
Проводить
совместную оценку этапов работы и на её основе
контролировать
последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации. 2.7 2.8
Монетный двор
Проект «Медаль». Изделия: «Стороны медали», «Медаль» 2 ч
Находить
и
отбирать
информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материала учебника и других источников.
Объяснять
новые понятия, используя текст учебника.
Сравнивать
стороны медали,
объяснять
особенности их
оформления в зависимости от назначения.
Выполнять
эскиз сторон медали на основе образца, приведённого в учебнике
, переносить
эскиз на фольгу при помощи кальки.
Осваивать
правила тиснения фольги.
Соединять
детали изделия при помощи пластилина.
Применять
на практике алгоритм построения деятельности в проекте,
определять
этапы проектной деятельности.
Составлять
план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана,
заполнять
с помощью учителя технологическую карту и
соотносить
её с рубрикой «Вопросы юного технолога».
Соблюдать
правила безопасного использования инструментов.
Распределять
роли и обязанности при выполнении проекта.
Помогать
участникам группы при изготовлении изделия.
Проводить
оценку этапов работы и на её основе
контролировать
последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации. 2.9 2.10
Фаянсовый завод
Изготовление вазы Изделия: «Основа для вазы», «Ваза» 2 ч
Находить
и
отбирать
информацию о технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников.
Использовать
эмблемы, нанесённые на посуду, для определения фабрики изготовителя.
Находить
и
обозначать
на карте города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий.
Объяснять
новые понятия, используя текст учебника.
Анализировать
технологию изготовления фаянсовых изделий и
определять
технологические этапы, которые возможно выполнить в классе.
Выполнять
эскиз декора вазы.
Использовать
приёмы и способы работы с пластичными материалами для создания и декорирования вазы по собственному эскизу.
Применять
на практике алгоритм построения деятельности в проекте,
определять
этапы проектной деятельности,
соотносить
их с технологией создания изделий из фаянса.
Составлять
план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана,
заполнять
с помощью учителя технологическую карту.
Соблюдать
правила безопасного использования инструментов.
Распределять
роли и обязанности при выполнении проекта.
Помогать
участникам группы при изготовлении изделия.
Проводить
оценку этапов работы и на её основе
контролировать
последовательность и качество
изготовления изделия.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации. 2.11
Швейная фабрика
Изготовление прихватки Изделие: «Прихватка» 1 ч
Находить
и
отбирать
информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материала учебника и других источников.
Находить
и
отмечать
на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства.
Использовать
текст учебника для определения последовательности снятия мерок.
Снимать
мерки и
определять
, используя таблицу размеров, свой размер одежды.
Объяснять
новые понятия, используя текст учебника,
выделять
и
сравнивать
виды одежды по их назначению.
Анализировать
технологию изготовления одежды,
определять
технологические этапы, которые возможно выполнить в классе.
Определять
размеры деталей по слайдовому плану и
вычерчивать
лекало при помощи циркуля.
Выполнять
самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия.
Использовать
для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков.
Соблюдать
правила работы иглой, ножницами, циркулем.
Составлять
план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, самостоятельно
заполнять
технологическую карту.
Проводить
оценку этапов работы и на её основе
контролировать
последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации. 2.12
Швейная фабрика
Изготовление мягкой игрушки Изделие: «Новогодняя игрушка», «Птичка» 1 ч
Находить
и
отбирать
информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материала учебника и других источников.
Выделять
общие этапы технологии их производства.
Использовать
материал учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки.
Анализировать
технологию изготовления,
определять
технологические этапы, которые можно выполнить самостоятельно, материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия.
Определять
размеры деталей по слайдовому плану и
вычерчивать
лекало при помощи циркуля.
Выполнять
самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия.
Использовать
для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков. Самостоятельно
декорировать
изделие,
использовать
приёмы
декорирования для создания разных видов изделий.
Соблюдать
правила работы иглой, ножницами, циркулем.
Составлять
план изготовления изделия на основе слайдового плана, сравнивать план с технологической картой изготовления прихватки.
Проводить
оценку этапов работы и на её основе
контролировать
последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации. 2.13 2.14
Обувное производство
Изготовление детской летней обуви Изделие: «Модель детской летней обуви» 2 ч
Находить
и
отбирать
информацию о технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материала учебника и других источников.
Находить
и
отмечать
на карте города, в которых расположены крупнейшие обувные производства.
Использовать
текст учебника для определения последовательности снятия мерок.
Снимать
мерки и
определять
, используя таблицу размеров, свой размер обуви.
Объяснять
новые понятия, используя текст учебника,
выделять
и
сравнивать
виды обуви по их назначению.
Соотносить
назначение обуви с материалами, необходимыми для её изготовления.
Анализировать
технологию изготовления обуви,
определять
технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе.
Определять
размеры деталей по слайдовому плану и
переносить
размеры на бумагу.
Выполнять
самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия.
Использовать
при изготовлении изделия навыки работы с бумагой.
Соблюдать
правила работы с ножницами и клеем.
Составлять
план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, самостоятельно
заполнять
технологическую карту,
соотносить
её с технологическим процессом изготовления обуви.
Помогать
участникам группы при изготовлении изделия.
Проводить
оценку этапов работы и на её основе
контролировать
последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации. 2.15 2.16
Деревообрабатывающее

производство
Изготовление лесенки- опоры для растений Изделия: «Технический 2 ч
Находить
и
отбирать
из материала учебника и других источников информацию о древесине, её свойствах, технологии производства пиломатериалов.
Объяснять
новые понятия, используя текст учебника.
Объяснять
назначение инструментов для обработки древесины с опорой
рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений» на материал учебника и другие источники.
Анализировать
последовательность изготовления изделий из древесины,
определять
технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе.
Осваивать
правила работы столярным ножом и
использовать
их при подготовке деталей.
Соблюдать
правила безопасной работы ножом.
Обрабатывать
рейки при помощи шлифовальной шкурки и
соединять
детали изделия с помощью клея.
Составлять
план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана,
заполнять
технологическую карту с помощью учителя,
соотносить
её с последовательностью изготовления изделий из древесины.
Соотносить
размеры лесенки-опоры с размерами растения и
корректировать
размеры лесенки-опоры при необходимости.
Декорировать
изделие по собственному замыслу,
использовать
различные материалы.
Помогать
участникам группы при изготовлении изделия.
Проводить
оценку этапов работы и на её основе
контролировать
последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации. 2.17 2.18
Кондитерская фабрика
Изделие: «Пряник» 2 ч
Находить
и
отбирать
информацию о технологии производства кондитерских изделий (пряника) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве, из материала учебника и других источников.
Отыскивать
на обёртке продукции информацию о её производителе и составе.
Отмечать
на карте города, в которых находятся крупнейшие кондитерские фабрики.
Анализировать
технологию изготовления пряника,
определять
технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе, и
выделять
ингредиенты, из которых изготовлен пряник.
Анализировать
рецепты пряника,
заполнять
технологическую карту с помощью учителя.
Определять
необходимые для приготовления блюд инвентарь, принадлежности и кухонную посуду.
Составлять
план приготовления блюда,
распределять
обязанности.
Соблюдать
правила гигиены, правила приготовления блюд.
Помогать
участникам группы при изготовлении изделия.
Проводить
оценку этапов работы и на её основе
контролировать
последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации. 2.19
Бытовая техника
2 ч
Находить
и
отбирать
информацию о бытовой
2.20 Изготовление настольной лампы Изделия: «Настольная лампа», «Абажур» технике, её видах и назначении из материала учебника и других источников.
Находить
и
отмечать
на карте России города, в которых находятся крупнейшие производства бытовой техники.
Объяснять
новые понятия, используя текст учебника.
Определять
последовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и
соотносить
условные обозначения с реальными предметами (батарейкой, проводами, лампочкой).
Анализировать
правила пользования электрическим чайником,
осмысливать
их значение для соблюдения мер безопасности и
составлять
на их основе общие правила пользования электроприборами.
Собирать
модель лампы на основе простой электрической цепи.
Составлять
план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана,
заполнять
технологическую карту с помощью учителя.
Изготавливать
абажур для настольной лампы в технике «витраж».
Использовать
правила выполнения имитации витража для самостоятельного составления плана выполнения работы и заполнения технологической карты.
Выполнять
разметку изделия при помощи линейки, раскрой при помощи ножниц и ножа.
Использовать
при изготовлении и изделия навыки работы с бумагой.
Соблюдать
правила работы ножницами, ножом и клеем.
Помогать
участникам группы при изготовлении изделия.
Проводить
оценку этапов работы и на её основе
контролировать
последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации. 2.21
Тепличное хозяйство
Создание мини-теплицы, посадка семян цветов Изделие: «Цветы для школьной клумбы» 1 ч
Находить
и
отбирать
информацию из материала учебника и других источников о видах и конструкциях теплиц, их значении для обеспечения жизнедеятельности человека.
Использовать
текст учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах.
Объяснять
новые понятия, используя текст учебника.
Анализировать
информацию на пакетике с семенами,
выделять
информацию, характеризующую семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания (агротехника: время и способ посадки, высадка растений в грунт),
определять
срок годности семян.
Соотносить
информацию о семенах и условиях их выращивания со слайдовым и текстовым планами
в учебнике,
заполнять
технологическую карту с помощью учителя.
Подготавливать
почву для выращивания рассады,
высаживать
семена цветов (бархатцы),
ухаживать
за посевами,
соблюдать
технологию ухода за рассадой,
изготавливать
мини-теплицу из бытовых материалов для создания микроклимата.
Проводить
наблюдения за всходами и
записывать
их в таблицу.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации.
3

Человек и вода (3 ч)
3.1
Водоканал
Изготовление фильтра для очистки воды Изделие: «Фильтр для очистки воды» 1 ч
Находить
и
отбирать
информацию из материала учебника и других источников об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды.
Использовать
иллюстрацию учебника для составления рассказа о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека.
Делать выводы
о необходимости экономного расходования воды.
Осваивать
способ очистки воды в бытовых условиях. На основе слайдового и текстового планов
заполнять
технологическую карту и
изготавливать
фильтр.
Проводить
эксперимент по очистке воды,
составлять
отчёт на основе наблюдений.
Изготавливать
струемер и
исследовать
количество воды, которое расходует человек за 1 минуту при разном напоре водяной струи.
Выбирать
экономичный режим.
Составлять
рассказ для презентации о значении воды, способах её очистки в бытовых условиях и правилах экономного расходования воды. 3.2
Порт
Изготовление канатной лестницы Изделия: «Канатная лестница» 1 ч
Находить
и
отбирать
информацию из материала учебника и других источников о работе и устройстве порта, о профессиях людей, работающих в порту.
Находить
и
отмечать
на карте крупнейшие порты России.
Объяснять
новые понятия, используя текст учебника.
Анализировать
способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узлов.
Определять
правильное крепление и расположение груза.
Осознавать
, где можно на практике или в быту применять свои знания. На основе технического рисунка
составлять
план изготовления изделия и с
оотносить
его со слайдовым и текстовым планами изготовления изделия. С помощью учителя
заполнять
технологическую карту.
Определять
размеры деталей изделия по слайдовому плану и самостоятельно их
размечать
.
Соединять
детали лестницы, самостоятельно
оформлять
изделие.
Использовать
морские узлы для крепления
ступенек канатной лестницы.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации. 3.3
Узелковое плетение
Изготовление браслета в технике макраме Изделие: «Браслет» 1 ч
Находить
и
отбирать
информацию из материала учебника и других источников об истории развития узелкового плетения и макраме, материалах, используемых для техники макраме.
Осваивать
приёмы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приёмы крепления нити при начале выполнения работы.
Сравнивать
способы вязания морских узлов и узлов в технике макраме.
Составлять
план изготовления изделия и
соотносить
его со слайдовым и текстовым планами изготовления изделия. С помощью учителя
заполнять
технологическую карту.
Определять
размеры деталей изделия,
закреплять
нити для начала вязания изделия в технике макраме.
Изготавливать
изделие,
использовать
одинарный и двойной плоские узлы,
оформлять
изделие бусинами.
Проводить
оценку этапов работы и на её основе
контролировать
последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации.
4

Человек и воздух (3 ч)
4.1
Самолётостроение.

Ракетостроение
Изготовление самолёта Изделие: «Самолёт» 1 ч
Находить
и
отбирать
информацию из материала учебника и других источников об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов.
Находить
и
отмечать
на карте России города, в которых находятся крупнейшие заводы, производящие самолёты.
Объяснять
конструктивные особенности самолётов, их назначение и области использования различных видов летательных аппаратов.
Сравнивать
различные виды летательных аппаратов (ракета и самолёт) на основе иллюстраций учебника.
Осуществлять
поиск информации о профессиях создателей летательных аппаратов. На основе слайдов
определять
последовательность сборки модели самолёта из конструктора, количество и виды деталей, необходимых для изготовления изделия, а также виды соединений.
Использовать
приёмы и правила работы отвёрткой и гаечным ключом.
Заполнять
технологическую карту.
Распределять
обязанности для работы в группе.
Помогать
участникам группы при изготовлении изделия.
Проводить
оценку этапов работы и на её основе
контролировать
последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на
вопросы по презентации. 4.2
Ракета-носитель
Модель ракеты Изделие: «Ракета- носитель» 1 ч
Осмысливать
конструкцию ракеты,
строить
модель ракеты.
Анализировать
слайдовый план и на его основе самостоятельно
заполнять
технологическую карту.
Выполнять
самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу.
Трансформировать
лист бумаги в объёмные геометрические тела – конус, цилиндр.
Использовать
правила сгибания бумаги для изготовления изделия.
Соблюдать
правила работы ножницами.
Соединять
детали изделия при помощи клея. Самостоятельно декорировать изделие.
Проводить
оценку этапов работы и на её основе
контролировать
последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации. 4.3
Летательный аппарат.

Воздушный змей
Изделие: «Воздушный змей» 1 ч
Находить
и
отбирать
информацию из материала учебника и других источников об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев.
Объяснять
конструктивные особенности воздушных змеев, используя текст учебника.
Осваивать
правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. На основе слайдового плана
определять
последовательность выполнения работы, материалы и инструменты, необходимые для её выполнения, и виды соединения деталей.
Использовать
приёмы работы шилом (кнопкой), ножницами,
изготавливать
уздечку и хвост из ниток.
Заполнять
технологическую карту.
Распределять
обязанности для работы в группе.
Проводить
оценку этапов работы и на её основе
контролировать
последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации.
5

Человек и информация (6 ч)
5.1
Создание титульного

листа
Изделие: «Титульный лист» 1 ч
Находить
и
отбирать
информацию из материала учебника и других источников о технологическом процессе издания книги, о профессиях людей, участвующих в её создании.
Выделять
этапы издания книги,
соотносить
их с профессиональной деятельностью людей.
Определять
этапы технологического процесса издания книги, которые можно воспроизвести в классе.
Использовать
полученные знания для составления рассказа об истории книгопечатания и видах печатной продукции.
Находить
и
называть
, используя текст учебника и иллюстративный материал, основные элементы книги,
объяснять
их назначение.
Находить

информацию об издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе её создания.
Определять
, какие элементы книги необходимы для создания книги «Дневник путешественника».
Распределять
обязанности для выполнения групповой работы в соответствии с собственными возможностями и интересами,
соотносить
их с интересами группы.
Находить
и
определять
особенности оформления титульного листа.
Использовать
в практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft Word.
Применять
правила работы на компьютере.
Отбирать
информацию для создания текста и
подбирать
иллюстративный материал.
Создавать
титульный лист для книги «Дневник путешественника».
Составлять
план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов,
заполнять
технологическую карту с помощью учителя, соотносить её с технологическим процессом создания книги.
Помогать
участникам группы при изготовлении изделия.
Проводить
оценку этапов работы и на её основе
контролировать
последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации. 5.2
Работа с таблицами
Изделие: работа с таблицами 1 ч
Закреплять
знания работы на компьютере.
Осваивать
набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word:
определять
и
устанавливать
число строк и столбцов,
вводить
текст в ячейку таблицы,
форматировать
текст в таблице.
Создавать
на компьютере произвольную таблицу.
Помогать
одноклассникам при выполнении работы.
Соблюдать
правила работы на компьютере. 5.3
Создание содержания

книги
Практическая работа: «Содержание» 1 ч
Объяснять
значение и возможности использования ИКТ для передачи информации.
Определять
значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги.
Использовать
в практической деятельности знания программы Microsoft Word.
Применять
на практике правила создания таблицы для оформления содержания книги «Дневник путешественника».
Закреплять
умения
сохранять
и
распечатывать
текст.
Анализировать
темы учебника и
соотносить
их с содержанием книги «Дневник путешественника». 5.4 5.5
Переплётные работы
Изготовление переплёта 2 ч
Находить
и
отбирать
информацию из материала учебника и других источников о видах
дневника и оформление обложки Изделие: «Книга «Дневник путешественника» выполнения переплётных работ.
Объяснять
значение различных элементов (форзац, переплётная крышка) книги.
Использовать
правила работы шилом, ножницами и клеем.
Создавать
эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой.
Применять
умения работать с бумагой.
Составлять
план изготовления изделия и
соотносить
его с текстовым и слайдовым планами. С помощью учителя
заполнять
технологическую карту.
Определять
размеры деталей изделия,
выполнять
разметку деталей на бумаге,
выполнять
шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов).
Оформлять
изделие в соответствии с собственным замыслом.
Проводить
оценку этапов работы и на её основе
контролировать
последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять
рассказ для презентации изделия,
отвечать
на вопросы по презентации.
Использовать
свои знания для создания итогового проекта «Дневник путешественника». 5.6
Итоговый урок
Презентация своих работ, выставка 1 ч
Презентовать
свои работы,
объяснять
их преимущества, способ изготовления, практическое использование.
Использовать
в презентации критерии оценки качества выполнения работ.
Оценивать
свои и чужие работы,
определять
и
аргументировать
преимущества и недостатки.
Выявлять
победителей по разным номинациям.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Ученик научится: Ученик получит возможность научиться:
• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности; • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. • уважительно относиться к труду людей; • понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мир,е и уважать их; • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Ученик научится: Ученик получит возможность научиться: • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы; • применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла); • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей. 3. Конструирование и моделирование
Ученик научится: Ученик получит возможность научиться: • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере); • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере). • соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. 4. Практика работы на компьютере Ученик научится: Ученик получит возможность научиться: • соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; • использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию,выполнять задания; • создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций. • пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов

и средств материально-

технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция
Программа «Технология 1-4» Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова. В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального
обучения технологии, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебники
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В.
Технология: Учебник: 4класс.
В учебниках представлены практические задания, технологическая документация (технологическая карта, чертеж и др.), задания на самообслуживание, культурно – исторические справки, разнообразный иллюстративный материал. Многие задания включают ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения.
Рабочие тетради
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Анащенкова С.В.
Технология:

Рабочая тетрадь: 4 класс.
Рабочие тетради состоят из заданий по темам и отдельно выполненных на плотной бумаге шаблонов. В пособия включены практические и тестовые задания, отдельные правила. Рабочие тетради имеют цветные иллюстрации.
Методические пособия


Шипилова Н.В.
Уроки

технологии: 4 класс.

«Технологические карты»
(На сайте издательства «Просвещение».) Методические пособия построены как поурочные разработки с детальным описанием хода урока и методик его реализации. Новый вид методического пособия. Представлено содержание работы учителя по темам с учетом целей, задач и планируемых результатов обучения (в соответствии с ФГОС начального образования).
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.
Комплекты тематических

таблиц
Технология обработки ткани Технология. Обработка бумаги и картона-1 Технология. Обработка бумаги и картона-2 Технология. Организация рабочего места 6т (для работы с разными материалами).
Демонстрационный и

раздаточный материал.
Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок", "Шерсть"
Раздаточные материалы
(справочные)
Информационно-коммуникативные средства

Электронное приложение к

учебнику «Технология» 4 класс

(Диск CD-ROM),
авторы С.А. Соответствует содержанию учебника. В пособии представлены слайдовые иллюстрации к вводным текстам тем, закадровые комментарии к
Володина. Ольга Алексеевна Петрова. М. О. Майсурадзе, В. А. Мотылева, CD “Развивашка» Делаем игрушки с дизайнером Поделкиным. Выпуск 2, Карнавальные костюмы мистера Маски. CD «Смешарики» Подарок для мамы. Выпуск 8 CD «Мышка Мия. Юный дизайнер». ним, правила и технология работы с материалами, инструментами, видеозапись изготовления всех изделий с подробными комментариями учителей – методистов. Представленная видеозапись проектной деятельности учащихся также снабжена квалифицированными комментариями.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения. Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой). Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, крепированной, крафт-бумаги и др. видов бумаги. Заготовки природного материала.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных композиций) на выставках. Подставки или витрины для экспонирования объемно- пространственных композиций на выставках. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами