Мини-музей "Елочная игрушка"в детском саду

Автор: Ложкина Лариса Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 95 "Радуга"
Населённый пункт: город Северодвинск Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мини-музей "Елочная игрушка"в детском саду
Дата публикации: 29.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Ложкина Лариса Леонидовна
воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 95 «Радуга» компенсирующего вида
Проектирование «Мини-музея «Елочная игрушка»

для детей среднего дошкольного возраста
В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектов все более широко применяется для совершенствования воспитательно-образовательной практики. Одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится педагогическое проектирование. [1,7]. Начиная работу над проектом «Музейная педагогика», в рамках которого был создан мини-музей «Елочная игрушка», мы и не думали, какой интерес проявят наши воспитанники к елочной игрушке. Доказано, что наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами: полифункциональность, возможность применения игрушки в совместной деятельности, дидактические свойства, принадлежность к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством. Кроме этого игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения. Народная игрушка отвечает всем этим требованиям. Создавая проект «Мини-музей «Елочная игрушка», мы определили его тип как информационный, практико-ориентированный [3, 7].
Вид проекта
: групповой, в рамках ДОУ.
Руководители проекта
: педагоги группы.
Участники проекта
: воспитатели, дети, родители воспитанников группы.
Срок выполнения
: 2014-2015 учебный год.
Устойчивость проекта
: проект устойчив, т.к. его содержание будет являться составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ.
Цель проекта
: создание развивающей, эстетической среды группы посредством организации мини-музея «Елочная игрушка»; внедрение в воспитательно-образовательный процесс инновационных форм работы.
Задачи:
1. Систематизация у дошкольников представлений о музее. 2. Обобщение представлений детей о русской народной игрушке, истории ее происхождения, обучение способам ее изготовления и украшения. 3. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. 4. Развитие коммуникативного творчества, зрительно-моторной координации. 5. Воспитание интереса к музейной культуре, народным промыслам.
Объект исследования
: елочная игрушка и способы ее изготовления.
Методы работы
: анализ литературы, экскурсия, синтез, обобщение. Большую помощь в работе над проектом нам оказала книга «Музейная педагогика» под редакцией А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. Практико-ориентированные проекты отличает четко-обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. [2,24]. Таблица 1. Предполагаемые результаты. Педагоги Повышение профессиональной компетенции педагогов по внедрению проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс. Создание мини-музеев в детском саду и группе. Разработка конспектов мероприятий с детьми в рамках проекта «Мини-музей «Елочная игрушка».
Дети Активизация познавательного интереса к музейной среде. Умение детально рассматривать экспонаты, выделять главное, обобщать увиденное. Расширенные и углубленные представления о народной игрушке. Родители Повышение компетентности по проблеме. Активные участники создания мини-музея. Также этот тип проекта требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах. - Поисково-собирательский. Важным этапом в процессе комплектования мини-музея явилась подготовка к поисково-собирательской работе. В процессе этой работы дети проявили свои умения в исследовательской деятельности. На подготовительном этапе мы изучили как новую литературу, так и материалы, уже имеющиеся в группе. - Экспозиционный (оформительский). Музейную экспозицию оформили с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. - Экскурсионный. Музейная экскурсия – одна из основных форм культурно- образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством взрослого. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). - Культурно-массовые мероприятия, дела. Таблица 2. Мероприятия. Участники Название мероприятия Педагоги Изучение литературы по проблеме. Приобретение настольно-печатных и дидактических игр. Разработка и оформление совместно с родителями визитки мини-музея. Организация и оформление мини-музея «Народная игрушка». Разработка схемы описания экспонатов. Создание памятки и мультимедийной презентации «Как вести себя в музее» для детей. Мастер-класс для педагогов «Организация работы по созданию мини-музея в группе». Оформление заочной консультации для родителей «Как подготовиться к походу в музей с ребенком». Посещение с детьми действующих выставок и музеев. Участие в выставках ДОУ: «Учебно-методический материал по проектам». Презентация проекта на сайте детского сада. Дети Беседы, сбор и обследование экспонатов. Разработка правил поведения в мини-музее группы. Использование приемов ТРИЗ. Познавательные, творческие мероприятия, экскурсии. Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, режиссерские, театрализованные игры). Выставки творческих детских работ (выставка «Народная кукла»). Родители Участие в выставках рисунков и поделок сотворчества детей и родителей. Пополнение коллекций мини-музея экспонатами. Презентация семейного опыта воспитания по проблеме, размещение опыта в мини-газете ДОУ «Морозко». Создание рукописных книг по различным музейным экспозициям. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Посещение с детьми действующих выставок и музеев. Проведение семейного праздника «Скоморошина», семейного часа «Подарок
для музея». Создание коллекций с детьми дома. В начале учебного года наши воспитанники познакомились с мини-музеем дошкольного учреждения «Русская изба». Они заинтересовались, какие игрушки были у наших предков. По возвращении в группу решили создать мини-музей народной игрушки. Педагоги совместно с родителями провели предварительную работу, направленную на расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Порекомендовали родителям посетить с детьми городской краеведческий музей и выставки. Родители поделились своими фотоматериалами и рассказами о посещении с детьми различных музейных экспозиций. Работу по созданию мини-музея начали с подготовительного этапа - «Планирование мини-музея
»
и разработке алгоритма по его созданию. Алгоритм создания мини-музея. 1. Выбор темы мини-музея. 2. Определение места размещения мини-музея. 3. Планирование экспозиций. 4. Выбор дизайна оформления мини-музея. 5. Подбор экспонатов. 6. Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея. 7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев. 8. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей. 9. Разработка конспектов НОД с использованием экспозиций мини-музея. 10. Планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музее. Второй этап работы, практический - «Создание мини-музеев». В мини-музее мы представили самые интересные, на наш взгляд виды народной игрушки для дошкольного возраста: тряпичная кукла, глиняная и деревянная игрушка, игрушки из теста, ниток, ткани, расписные прялки из картона для кукол. Есть здесь и матрешки, и птицы, выполненные в разной технике. Экспонаты разместили на полочках в уголке художественного творчества. Встречает гостей хозяйка музея кукла Дуняша в русском национальном костюме. Особое место в музее отводится куклам, которые придуманы и выполнены детьми совместно с педагогом и родителями. У каждой куклы свой костюм, выбранный ребенком, своя роль в режиссерской игре. Одни куклы живут в «лукошке», другие закружились в веселом хороводе. На полке рядом с куклами разместилась литература с красочными иллюстрациями по её изготовлению. Все куклы доступны детям. Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев». На этом этапе проводили семейные праздники, экскурсии, выставки. Например, на семейном часе “Подарок для музея” дети вместе с родителями и педагогами лепили из теста жаворонков, познакомились с народными русскими играми и смогли все вместе поиграть. Большой интерес у взрослых и детей вызвал семейный фольклорный праздник “Скоморошина” с песнями, народными играми, конкурсами. Представили свой проект на общем родительском собрании и сайте детского сада. Обобщать сведения, полученные детьми, помогает авторская подборка игр по музейной педагогике. Проведение музейных игр, требует, как подчеркивают психологи, очень большой работы музейного педагога [4, 11]. Ему нужно обладать даром импровизации, быть находчивым, но одновременно и достаточно строгим. Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев». Благодаря работе над проектом слово «музей» стало привычным для наших детей. Экспонаты используются для проведения различных мероприятий с дошкольниками. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересной беседы, самостоятельной игры, для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок. Театральная
ширма позволяет детям объединяться в группы и разыгрывать свои спектакли. Дети и родители других групп заинтересовались и посетили наш мини-музей. При этом некоторые экскурсии проводили сами ребята. Во время экскурсий дошкольники составляли рассказы об игрушках, их истории. Экспонаты музея также используются педагогом по изобразительной деятельности. Время от времени родители с детьми пополняют коллекции новыми экспонатами и меняют экспозиции мини-музея. У детей, участвующих в создании мини-музеев, более чем у их сверстников развивается коммуникативное творчество. Они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя уверенней в любом коллективе. Активизируется мыслительная деятельность детей. Они свободно оперируют образами. Проектная деятельность формирует самостоятельность, воображение, дееспособность [5, 79]. Хочется отметить, что во время создания мини-музея, родители посетили с детьми музейные экспозиции не только в нашем городе, но и планировали посещение музеев в других городах, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. А педагоги совместно с родителями оформили презентацию в Power Point «Коллекция семейных путешествий». Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы и непосредственно образовательной деятельности с детьми. Список литературы: 1. Давыдова О.И., Майер Л.Г., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (5) 2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ). 3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева и др. – 2- изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника) 4. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика: Из опыта методической работы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с. – (Программа развития). 5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (5)