Ложкина Лариса Леонидовна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ № 95 «Радуга» компенсирующего вида
Проектирование «Мини-музея «Елочная игрушка»
для детей среднего дошкольного возраста
В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектов все
более широко применяется для совершенствования воспитательно-образовательной
практики. Одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится
педагогическое проектирование. [1,7].
Начиная работу над проектом «Музейная педагогика», в рамках которого был создан
мини-музей «Елочная игрушка», мы и не думали, какой интерес проявят наши воспитанники
к елочной игрушке.
Доказано, что наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие
следующими качествами:
полифункциональность, возможность применения игрушки в
совместной деятельности, дидактические свойства,
принадлежность к изделиям
художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического
развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным
творчеством. Кроме этого игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с
замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества,
воображения. Народная игрушка отвечает всем этим требованиям.
Создавая проект «Мини-музей «Елочная игрушка», мы определили его тип как
информационный, практико-ориентированный [3, 7].
Вид проекта : групповой, в рамках ДОУ.
Руководители проекта : педагоги группы.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители воспитанников группы.
Срок выполнения : 2014-2015 учебный год.
Устойчивость проекта : проект устойчив, т.к. его содержание будет являться
составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ.
Цель проекта :
создание развивающей, эстетической среды группы посредством
организации мини-музея «Елочная игрушка»; внедрение в воспитательно-образовательный
процесс инновационных форм работы.
Задачи:
1.
Систематизация у дошкольников представлений о музее.
2.
Обобщение представлений детей о русской народной игрушке, истории ее
происхождения, обучение способам ее изготовления и украшения.
3.
Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать
полученные знания.
4.
Развитие коммуникативного творчества, зрительно-моторной координации.
5.
Воспитание интереса к музейной культуре, народным промыслам.
Объект исследования : елочная игрушка и способы ее изготовления.
Методы работы : анализ литературы, экскурсия, синтез, обобщение.
Большую помощь в работе над проектом нам оказала книга «Музейная педагогика» под
редакцией А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой.
Практико-ориентированные проекты отличает четко-обозначенный ожидаемый,
ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. [2,24].
Таблица 1. Предполагаемые результаты.
Педагоги
Повышение профессиональной компетенции педагогов по внедрению
проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс.
Создание мини-музеев в детском саду и группе.
Разработка конспектов мероприятий с детьми в рамках проекта
«Мини-музей «Елочная игрушка».
Дети
Активизация познавательного интереса к музейной среде.
Умение детально рассматривать экспонаты, выделять главное,
обобщать увиденное.
Расширенные и углубленные представления о народной игрушке.
Родители
Повышение компетентности по проблеме.
Активные участники создания мини-музея.
Также этот тип проекта требует хорошо продуманной структуры и организации
работы на отдельных этапах.
- Поисково-собирательский. Важным этапом в процессе комплектования мини-музея
явилась подготовка к поисково-собирательской работе. В процессе этой работы дети
проявили свои умения в исследовательской деятельности. На подготовительном этапе мы
изучили как новую литературу, так и материалы, уже имеющиеся в группе.
- Экспозиционный (оформительский). Музейную экспозицию оформили с помощью
не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.
- Экскурсионный. Музейная экскурсия – одна из основных форм культурно-
образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под
руководством взрослого. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный
метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка,
моделирование).
- Культурно-массовые мероприятия, дела.
Таблица 2. Мероприятия.
Участники
Название мероприятия
Педагоги
Изучение литературы по проблеме.
Приобретение настольно-печатных и дидактических игр.
Разработка и оформление совместно с родителями визитки мини-музея.
Организация и оформление мини-музея «Народная игрушка».
Разработка схемы описания экспонатов.
Создание памятки и мультимедийной презентации «Как вести себя в музее»
для детей.
Мастер-класс для педагогов «Организация работы по созданию мини-музея
в группе».
Оформление заочной консультации для родителей «Как подготовиться к
походу в музей с ребенком».
Посещение с детьми действующих выставок и музеев.
Участие в выставках ДОУ: «Учебно-методический материал по проектам».
Презентация проекта на сайте детского сада.
Дети
Беседы, сбор и обследование экспонатов.
Разработка правил поведения в мини-музее группы.
Использование приемов ТРИЗ.
Познавательные, творческие мероприятия, экскурсии.
Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, режиссерские,
театрализованные игры).
Выставки творческих детских работ (выставка «Народная кукла»).
Родители
Участие в выставках рисунков и поделок сотворчества детей и родителей.
Пополнение коллекций мини-музея экспонатами.
Презентация семейного опыта воспитания по проблеме, размещение опыта
в мини-газете ДОУ «Морозко».
Создание рукописных книг по различным музейным экспозициям.
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Посещение с детьми действующих выставок и музеев.
Проведение семейного праздника «Скоморошина», семейного часа «Подарок
для музея».
Создание коллекций с детьми дома.
В начале учебного года наши воспитанники познакомились с мини-музеем
дошкольного учреждения «Русская изба». Они заинтересовались, какие игрушки были у
наших предков. По возвращении в группу решили создать мини-музей народной игрушки.
Педагоги совместно с родителями провели предварительную работу, направленную
на расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного
поведения. Порекомендовали родителям посетить с детьми городской краеведческий музей и
выставки. Родители поделились своими фотоматериалами и рассказами о посещении с
детьми различных музейных экспозиций.
Работу по созданию мини-музея начали с
подготовительного этапа - «Планирование
мини-музея » и разработке алгоритма по его созданию.
Алгоритм создания мини-музея.
1. Выбор темы мини-музея.
2. Определение места размещения мини-музея.
3. Планирование экспозиций.
4. Выбор дизайна оформления мини-музея.
5. Подбор экспонатов.
6. Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея.
7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев.
8. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей.
9. Разработка конспектов НОД с использованием экспозиций мини-музея.
10. Планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музее.
Второй этап работы, практический - «Создание мини-музеев».
В мини-музее мы представили самые интересные, на наш взгляд виды народной
игрушки для дошкольного возраста: тряпичная кукла, глиняная и деревянная игрушка,
игрушки из теста, ниток, ткани, расписные прялки из картона для кукол. Есть здесь и
матрешки, и птицы, выполненные в разной технике. Экспонаты разместили на полочках в
уголке художественного творчества. Встречает гостей хозяйка музея кукла Дуняша в русском
национальном костюме.
Особое место в музее отводится куклам, которые придуманы и выполнены детьми
совместно с педагогом и родителями. У каждой куклы свой костюм, выбранный ребенком,
своя роль в режиссерской игре. Одни куклы живут в «лукошке», другие закружились в
веселом хороводе. На полке рядом с куклами разместилась литература с красочными
иллюстрациями по её изготовлению. Все куклы доступны детям.
Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев».
На этом этапе
проводили семейные праздники, экскурсии, выставки. Например, на семейном часе “Подарок
для музея” дети вместе с родителями и педагогами лепили из теста жаворонков,
познакомились с народными русскими играми и смогли все вместе поиграть. Большой
интерес у взрослых и детей вызвал семейный фольклорный праздник “Скоморошина” с
песнями, народными играми, конкурсами. Представили свой проект на общем родительском
собрании и сайте детского сада.
Обобщать сведения, полученные детьми, помогает авторская подборка игр по
музейной педагогике. Проведение музейных игр, требует, как подчеркивают психологи,
очень большой работы музейного педагога [4, 11]. Ему нужно обладать даром импровизации,
быть находчивым, но одновременно и достаточно строгим.
Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».
Благодаря
работе над проектом слово «музей» стало привычным для наших детей. Экспонаты
используются для проведения различных мероприятий с дошкольниками. Любой предмет
мини-музея может подсказать тему для интересной беседы, самостоятельной игры, для
работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок. Театральная
ширма позволяет детям объединяться в группы и разыгрывать свои спектакли. Дети и
родители других групп заинтересовались и посетили наш мини-музей. При этом некоторые
экскурсии проводили сами ребята. Во время экскурсий дошкольники составляли рассказы об
игрушках, их истории. Экспонаты музея также используются педагогом по изобразительной
деятельности. Время от времени родители с детьми пополняют коллекции новыми
экспонатами и меняют экспозиции мини-музея.
У детей, участвующих в создании мини-музеев, более чем у их сверстников
развивается коммуникативное творчество. Они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к
театрализованным играм, чувствуют себя уверенней в любом коллективе. Активизируется
мыслительная деятельность детей. Они свободно оперируют образами. Проектная
деятельность формирует самостоятельность, воображение, дееспособность [5, 79].
Хочется отметить, что во время создания мини-музея, родители посетили с детьми
музейные экспозиции не только в нашем городе, но и планировали посещение музеев в
других городах, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и
воспитателям. А педагоги совместно с родителями оформили презентацию в
Power Point
«Коллекция семейных путешествий». Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей
предметной среды нашей группы и непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Список литературы:
1.
Давыдова О.И., Майер Л.Г., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое
пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (5)
2.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. –
(Библиотека руководителя ДОУ).
3.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева и др. – 2-
изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
4.
Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика: Из опыта методической
работы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с. – (Программа развития).
5.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ
Сфера, 2010. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (5)