Авторы: Кахтаева Элла Витальевна, Яшнева Стелла Викторовна Должности: инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС 27
Населённый пункт: город Озёрск Челябинской обл.
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Игры с нотами"
Игра «Лавата
»
Подготовка: Игроки встают в круг, взявшись за руки.
Ход игры: играющие идут по кругу, поют и выполняют движения:
Вместе танцуем мы, тра-та-та! Ходьба по кругу, взявшись за руки.
Танец весёлый наш - это Лавата!
Наша голова хороша, а у соседа лучше! Положить руки на головы соседей.
Вместе танцуем мы, тра-та-та! Ходьба по кругу, положив руки на головы
Танец весёлый наш - это Лавата! соседей.
Наши плечи хороши, а у соседа лучше! Положить руки на плечи соседей.
Вместе танцуем мы, тра-та-та! Ходьба по кругу, положив руки на плечи соседей
Танец весёлый наш – это Лавата!
Наши животики хороши, а у соседа лучше! Положить руки на животы соседей.
Вместе танцуем мы, тра-та-та! Ходьба по кругу, положив руки на животы
Танец весёлый наш – это Лавата! соседей.
Наши коленки хороши, а у соседа лучше! Положить руки на колени соседей.
Вместе танцуем мы, тра-та-та! Ходьба по кругу, положив руки на колени
Танец весёлый наш – это Лавата! соседей.
Наши пятки хороши, а у соседа лучше! Положить руки на пятки соседей.
Вместе танцуем мы, тра-та-та! Ходьба по кругу, положив руки на пятки
Танец весёлый наш – это Лавата! соседей.
Влияние на организм : развитие внимания и координации; повышает эмоциональный фон.
Правила игры : стараться не разрывать круг. Игра проводится 3-4 раза.
Домашнее задание : ходьба по кругу, взявшись за руки (в полуприседе, в полном приседе)
Оценка:
1
2
3
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Игра «Коза»
Подготовка : Игроки располагаются в кругу или встают в пары, берутся за руки. Выбирается
водящий – Коза.
Инвентарь : маска Козы.
Ход игры : под музыку дети двигаются по кругу и поют:
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу, Ходьба по кругу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу, Найти пару.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, Прыжки на 2-х ногах.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, Прыжки, выбрасывая ноги вперёд.
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, Хлопки в ладоши.
Ножками потопаем, потопаем, потопаем. Притопы ногами.
Влияние на организм : развитие внимания и координации; повышает эмоциональный фон.
Правила игры : выигрывают дети, выразительно танцующие.
Домашнее задание : прыжки на месте, выбрасывая ноги вперёд.
Оценки:
41
42
43
44
45
46
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
Игра «Пирожок»
(1 вариант)
Подготовка: Игроки встают в круг.
Инвентарь : мяч.
Ход игры : Дети передают мяч по кругу («пекут пирожок») и поют:
Ладушки, ладушки, где были? у бабушки
Как у нашей бабушки
На столе оладушки,
И с малиной пирожок.
Ну-ка, съешь меня, дружок!
Игроки под музыку начинают перебрасывать мяч друг другу: «угощать » всех участников.
Влияние на организм : закрепляет умения в бросании и ловле мяча; повышает эмоциональный
фон.
Правила игры: во время передачи мяча стараться, чтобы каждый игрок поймал и бросил мяч
(всех «угостил пирожком»). Выигрывает тот, кто не уронил мяч.
Усложнение : в игре участвуют 2 и более мячей.
Игра повторяется 3-4 раза.
Домашнее задание : бросать мяч друг другу.
Оценка:
76
77
78
79
80
81
83
84
85
86
87
88
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
Игра «Пирожок»
(2 вариант)
Подготовка:
Выбираются ведущие: «бабушка» – ребёнок, который стоит за кругом,
«пирожок» – ребёнок, который стоит в кругу.
Ход игры: Остальные игроки встают в круг, берутся за руки, идут по кругу и читают стихи.
Произнося слова: «Ну-ка, съешь меня, дружок!» - игроки останавливаются, поднимают руки
вверх – «ворота» и «пирожок» начинает убегать от «бабушки», пробегая в ворота.
Влияние на организм : закрепляет умение ориентироваться в пространстве, развивает
внимание, координацию движений, повышает эмоциональный фон.
Домашнее задание : бег с увёртыванием
Игра повторяется 3-4раза
Оценка:
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
Игра «Части тела»
Подготовка: В начале игры ведущий делает правильный показ частей тела. Игроки
располагаются врассыпную так, чтобы видеть ведущего. Ведущим может быть педагог или
ребёнок, хорошо освоивший правила игры.
Ход игры : Ведущий показывает те части тела, которые все слышат в песне. Игроки должны
внимательно слушать, повторять и проверять, правильно ли показывает части тела ведущий.
Ведущий старается запутать детей, показывая на другие части тела, такие как: уши, колени,
живот, спина, пятки и др.
Влияние на организм : развивает внимание; закрепляет знания своего организма; повышает
эмоциональный фон.
Правила игры : стараться не ошибаться, показывая движения.
Игра повторяется 3-4 раза.
Домашнее задание : закрепить понятие «части тела»; соотносить слова и движения .
Оценка :
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
Игра «Васька – кот»
Подготовка: Из играющих выбирается водящий – Кот, а остальные – Мышки, которые живут
в норке. Васька – кот прячется в домике. Для норки необходимо закрепить верёвку на высоте
4-50см от пола.
Инвентарь: верёвка, маска Кота, обруч.
Ход игры : Под весёлую песню Мышки выходят из норки и подражают Коту:
Кот спит.
Ходит Васька серенький, Ходьба по- кошачьи, крадучись, умываются, как коты,
Хвост пушистый, беленький, мяукают.
Ходит Васька – кот.
Сядет, умывается,
Лапкой вытирается,
Песенки поёт.
Как только Мышки увидят, что Кот проснулся, и услышат:
Мышки, мышки, вам беда –
Разбегайтесь кто куда!
Мышки бегут к норке и, подлезая под верёвку, убегают от Кота. Выбирается другой Кот и
игра повторяется.
Влияние на организм : развивает ловкость, быстроту; знакомит с пантомимой и
выразительностью движений.
Правила игры : 1.Выигрывают мыши, которые ни разу не попались Коту;
2. Пойманные Мышки идут в домик к коту и пропускают кон;
3. Отмечаются дети, наиболее выразительно изображающие повадки Кота;
4. Выигрывают Мышки, которые не задевали верёвку.
Игра повторяется 3 раза.
Домашнее задание : имитировать движения, проговаривая слова.
Оценка :
192
193
194
195
196
197
198
199
200
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
Игра «Чайничек»
Подготовка: Игроки располагаются врассыпную так, чтобы видеть ведущего. Изображают
одной рукой ручку чайника, другой рукой – носик чайника.
Ход игры : Игроки поют и изображают руками:
Чашечка с крышечкой, Кисть зажимается в кулак и накрывается другой ладошкой.
Крышечка с шишечкой, Кулак распрямляется, а другая рука сжимается в кулак.
В шишечке дырочка, Большой и указательные пальцы рук соединяются в круг.
В дырочке – пар. Глубоко вдохнув, выдохнуть, изображая пар из чайника.
Влияние на организм : развивает дыхательную мускулатуру; развивает координацию движений
рук; повышает эмоциональный фон.
Правила игры : движения выполнять с наибольшей амплитудой; следить за осанкой.
Игра повторяется 3-4 раза.
Домашнее задание : имитация движений, проговаривая слова.
Оценка :
226
227
228
229
230
231
232
234
235
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
Игра «Жила- была бабка»
(1вариант)
Подготовка : Игроки встают в хоровод.
Ход игры : Под музыку дети идут по кругу, выполняют движения и поют:
Жила-была бабка на берегу речки, Идти направо.
Захотела бабка искупаться в речке. Идти налево.
Вот она купила Щелчок пальцами.
Мыло Потереть ладони.
И мочало! Обнять себя.
Эта песня хороша! Начинай сначала! Хлопать в ладоши.
Влияние на организм : развивает координацию движений; повышает эмоциональный фон;
развивает фантазию детей.
Правила игры : выигрывают дети, которые не допустили ошибок. Во втором и в третьем
повторе выполняются те же движения в ускоренном темпе.
Позволяет внедрять движения соответственно возрасту игроков.
Игра повторяется 3-4раза.
Домашнее задание : имитировать движения, проговаривая слова.
Оценка:
267
268
269
270
271
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
Игра «Жила-была бабка»
(2 вариант)
Подготовка: Игроки встают в круг.
Ход игры: Под музыку дети встают в круг и выполняют движения.
Жила-была бабка на берегу речки Идут по кругу направо, взявшись за руки.
Захотела бабка искупаться в речке Идут по кругу налево, взявшись за руки.
Вот она купила «Лепить комок», поворачивая правую\левую
руку вверх-вниз.
Мыло и мочало. Обнять себя – «мыться»
Эта песня хороша! Покружиться на месте.
Начинай сначала! Хлопать в ладоши.
Влияние на организм : развивает координацию движений, повышает эмоциональный фон
Игра проводится со сменой темпа.
Игра повторяется 3-4раза
Домашнее задание : имитировать движения, проговаривая слова.
Оценка:
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
Игра «У оленя дом большой»
Подготовка : Игроки встают врассыпную так, чтобы видеть ведущего.
Ход игры : игроки выполняют движения и поют:
У оленя Скрестить руки над головой – оленьи рога.
Дом большой Сложить руки над головой, как крыша – дом.
Он глядит в своё окно. Сложить руки перед собой, как окно.
Заяц по лесу бежит, Поднять руки над головой, как уши зайца, прыгать
на 2-х ногах на месте.
В дверь к нему стучится: Поставить перед собой раскрытые ладони – дверь,
сжать в кулак одну руку, другая – раскрыта – дверь,
постучать кулаком в ладонь - в дверь.
«Тук, тук, дверь, открой! Поставить перед собой раскрытые ладони – двери,
раздвинуть ладони – открыть двери.
Там в лесу охотник злой!» Показать пальцем за спину, имитация движений -
охотник с ружьём.
«Заяц, заяц, забегай! Пригласительным жестом - позвать зайца к себе.
Лапу мне давай!» Рукопожатие.
Влияние на организм : развивает координацию движений; повышает эмоциональный фон.
Правила игры : выигрывают дети, которые не допустили ошибок; во 2-м и 3-м повторе
выполняются те же движения в ускоренном темпе.
Домашнее задание : имитировать движения, проговаривая слова.
Оценка:
352
353
354
355
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
Игра «Пчёлки и ласточка»
Подготовка: Среди играющих выбирается водящий – «ласточка» и определяется для неё дом.
Все играющие превращаются в «пчёлок» и поселяются в «улей»
Инвентарь: канат (дом для пчёл), обруч (дом для ласточки), ободок ласточки
Ход игры : Игроки рассказывают стихотворение и изображают руками.
Пчелиный дом зовётся улей, Пальцы обеих рук соединяются над головой,
изображая крышу дома.
Пчела в него несётся пулей . Правая и левая рука поочерёдно выпрямляются
перед собой.
Он весь как будто на ладони, Смыкая и размыкая кисти рук, несколько раз
показать ладони. Ладони повернуть вверх.
Пчелиный сладкий, дружный домик! Погладить живот, облизывая рот, – «съесть
конфету».
После слов ведущего: «Полетели, пчёлки!» игроки бегают по всей площадке и поют: «Пчёлки
летают, медок собирают. Зум-зум-зум!»
Как только игроки услышат: «Ласточка встанет, пчёлок поймает!» Ласточка начинает ловить
пчёлок. Пчёлки убегают и до окончания музыки должны забежать в домик.
Во время паузы меняется ведущий и игра повторяется.
Влияние на организм : развитие быстроты и ловкости, координации движений. Выигрывают
пчёлки, которых не поймали.
Игра повторяется 3-4раза.
Домашнее задание : имитировать движения, проговаривая слова.
Оценка:
Подготовка: Построение детей для выполнения движений (в круг, в колонну по одному и т.д.)
Ход игры : Дети имитируют движения в соответствии с песней.
О.Р.У. Как-то под сосною, Ходьба друг за другом.
Собрались звери все
Зимнею порою!!!
О.Р.У. Вот шагают петушки
Золотые гребешки Ходьба, высоко поднимая колени, руки
Красные сапожки!!!
На высоких ножках развести в стороны, махая, как крыльями.
О.Р.У. Ну-ка, выходи-ка,
Серый кот Мурлыка, Ходьба крадучись, по-кошачьи.
Бархатные лапки,
А на них царапки!!!
О.Р.У. Вот бегут зайчишки Бег друг за другом.
Зайчики-трусишки!!!
Ушками подвигали, Приставить руки к голове, как уши, подвигать.
Весело попрыгали Прыжки на 2-х ногах, продвигаясь вперёд.
О.Р.У. Подошел к дороге Ходьба вперевалку, по-медвежьи.
Мишка из берлоги,
Лапками захлопал Хлопки.
По снегу затопал!!! Ходьба, топая ногами.
О.Р.У. Как-то под сосною, Ходьба друг за другом.
Собрались звери все
Зимнею порою!!!
Влияние на организм : включает в работу все группы мышц, улучшает кровообращение и
поднимает мышечный тонус.
Правила игры : упражнения выполняются в танцевальной форме. Игра проводится 3-4раза.
Домашнее задание: имитировать движения, проговаривая слова.
Оценка:
Подготовка : Игроки выбирают водящего – хитрую лису, остальные зайцы.
Инвентарь : обручи (др. пособия )для обозначения домиков лисы и зайцев.
Ход игры : Играет весёлая музыка. Зайцы поют песню: Зайцы скачут скок-скок
На зелёный, на лужок!
Дети, изображая зайцев, прыгают по площадке, приседают как будто щиплют травку.
По сигналу все зайцы идут искать лису: Хитрая лиса, где ты?
Хитрая лиса, где ты?
Со словами: «Вот я!!!» Лиса выбегает из норы и догоняет зайцев, которые стараются занять
свой домик.
Затем выбирается другая лиса и игра повторяется.
Правила игры : выигрывают те зайцы, которые ни разу не попали в лапы лисы;
пойманные зайцы идут в норку к лисе и пропускают 1 кон.
Влияние на организм : закрепление умения прыгать на 2-х ногах, продвигаясь вперёд,
развивает быстроту и ловкость.
Домашнее задание : прыжки на 2 - х ногах, продвигаясь вперёд; имитировать движения,
проговаривая слова.
Оценка:
Игра «Сима-ма-ка»
Подготовка: Игроки располагаются врассыпную (по кругу и т. д.)
463
464
465
466
467
468
471
472
473
474
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
Ход игры: участники поют песню и выполняют движения:
Сима-ма-ка Постукивание ладонями по коленям
Рука-рука-рука Руки перед грудью «заводят мотор»
Темпея-темпея Постукивание ладонями по плечам.
Запомнив 3 движения, игроки повторяют их в быстром темпе
Разучиваются следующие 3 движения
Сима-ма-ка Приседание, руки - на поясе.
Рука-рука-рука Подпрыгнуть на месте.
Темпея-темпея Ходьба вокруг себя на месте.
Запомнив 3 движения, игроки повторяют их в быстром темпе.
Разучиваются следующие 3 движения.
Сима-ма-ка Постукивание ладонями по коленям.
Рука-рука-рука Руки перед грудью - «заводят мотор».
Темпея-темпея Ходьба вокруг себя на месте.
Запомнив 3 движения, игроки повторяют их в быстром темпе.
2 вариант
И.п. сидя на стуле:
488
489
490
491
492
493
494
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
Сима-ма-ка Присесть –встать
Рука-рука-рука Прыжки на ногах перед стулом
Темпея-темпея Бег вокруг стула
Запомнив движения, игроки повторяют их в быстром темпе.
Правила игры : выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Влияние на организм : развивает внимание и координацию движений, повышает
эмоциональный фон.
Домашнее задание : имитировать движения, проговаривая слова.
Оценка:
Дорогие родители и педагоги!
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
Скажите, кто из Вас не хотел бы видеть своего ребёнка здоровым, жизнерадостным и
физически крепким? А Вы знаете, как этого добиться? Как приобщить наших малышей к
музыкальной и физической культуре?
Предлагаемое пособие содержит материал, позволяющий в комплексе развивать
физические, умственные и музыкальные способности детей дошкольного возраста. Осваивая
данный материал, Ваш ребёнок будет тренировать зрительную, слуховую и образную память,
фонематическое восприятие, мышление. А поможет Вам – игра.
Игра – неотъемлемая часть жизни ребёнка. С помощью игры дети учатся общаться с
окружающими, работать в команде, познают мир. Игры, представленные в пособии, можно
проводить как на природе, так и дома.
Описанные здесь игры, игры – песенки помогут родителям, педагогам с пользой
организовать досуг детей, развивать их интеллектуальные способности. А любимое с детства
ощущение «мышечной радости» поможет детям окрепнуть и приобрести двигательные
навыки, для освоения знаний в школе и в решении задач в жизни.
В конце каждого комплекса задаётся домашнее задание, которое необходимо выполнить
для успешного осваивания комплекса. Также в конце каждого комплекса необходимо
поставить оценку, выполненным действиям. Постарайтесь выучить детские песенки и
научиться движениям. Если Вы свободно выполняете задания и знаете слова песен, то можно
нарисовать: лицо с улыбкой – «смайлик»; если выполнили задания с 1-2-мя ошибками – «
грустный смайлик»; если задание выполнено с большим количеством ошибок – «мрачный
смайлик». Так будет виден результат. Комплексы и задания можно выполнять всем вместе.
Желаем успехов!!!
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
С.В. Яшнева
Э.В. Кахтаева
Озёрск