"Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников".
Автор: Султанмуратова Фирюза Раисовна Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Снежинка"
Населённый пункт: п.Нижнесортымский Сургутский район Тюменская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников".
Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников
Предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и
коррекционную работу совместно с родителями, другими членами семьи. Для этого
можно организовывать не только праздники, но и целевые прогулки к определенным
объектам природы, экскурсии, походы походы в лес, к водоему, в заповедник на весь
день, мини-соревнова ния, сюжетно-сказочные эстафеты, игры-поединки на быстроту
реакции, координацию движений, шутливые старты-аттракционы («Чей поезд первым
доедет до конечной станции», «Какая сороконожка быст рее доберется до финиша»), и
т.д.
Совместно с родителями можно согласовать способы оздоровитель ных процедур и
закаливания: дневной сон на полу (на матах), облива
ние водой комнатной
температуры, бег в трусиках, маечках и кедах в осенний период на участке,
использование фитоподушек во время дневного сна, фиточая, аутогенная тренировка
перед дневным сном, полоскание горла водой комнатной температуры и т.д.
Педагогу необходимо дифференцированно подходить к нагрузке де
тей
физическими упражнениями и в выборе способов оздоровительной работы,
фитопроцедур с учетом переносимости предложенной деятель
ности. Больше
использовать элементов упражнений-асан Хатха-йоги, повышающих иммунитет даже
на начальной стадии их использования. Для этого целесообразно разделить детей по
группам здоровья.
Группы здоровья
1-я группа - профилактическая
Цель: повысить способность адаптации организма ребенка к неб
лагоприятным
воздействиям внешней среды, создать условия для последующей работы.
Закапывание носоглотки чесночным раствором
Цель:
профилактика и санация полости рта при ангинах, воспали
тельных
процессах в полости рта.
Методические рекомендации:
Применять против ОРВИ как лекарст
венное
средство, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы.
Один зубчик чеснока на один стакан воды. Чеснок размять, залить холодной
кипяченой водой, настоять 1 ч. Полоскать горло перед выхо
дом на улицу (можно
закапать в нос). Использовать в течение двух часов после приготовления.
Очистительный салат
Цель: очистка организма от шлаковых веществ, соблюдение опти мального режима
работы желудочно-кишеного тракта, выработка же
лудочного сока с помощью
клетчатки.
Методические рекомендации: Салат из свежих овошей в полусыром виде (капуста,
морковь, укроп, сельдерей и др.) дают детям перед ос новным завтраком (за 15 мин) по
столовой ложке на голодный желудок.
Промывание носа водой
Цель: восстановить носовое дыхание, удалить со слизистой оболоч ки носа флору,
которая могла бы способствовать размножению вирус
ной инфекции (которая
впоследствии может опуститься в верхние ды хательные пути) с помощью носового
платка или промывания носа мылом.
Методические рекомендации:
Подставить под проточную воду ладо
ни, одним
пальцем зажать левую ноздрю, а правой легко втянуть воду из ладони в нос и резко
вытолкнуть ее (то же другой ноздрей).
Здоровое питание
Цель:
способствовать нормализации функции желудочно-кишечно
го тракта,
повысить жизненные силы, устойчивость к простудным заболеваниям.
Методические рекомендации:
Пшеницу промывают холодной водой. Затем в
эмалированной, стеклянной или керамической посуде раскла
дывают между двумя
слоями влажной хлопчатобумажной ткани и ставят в теплое место. Верхнюю салфетку
время от времени увлажняют. Через 30-34 часов пшеницу, у которой появились
ростки, нужно нес колько раз промыть холодной кипяченой водой, и «эликсир жизни»
готов к употреблению.
Эта целебная и стимулирующая пища дается детям всех возрастных групп по 1
столовой ложке после дневного сна.
2-я группа - интенсивная Оздоровительный
бег (дозированный)
Цель:
дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного рав
новесия,
тренировать дыхание, укреплять мышцы.
Методические рекомендации: Оздоровительный бег отлично дейст вует на верхние
дыхательные пути, мускулатуру кишечника, сердце, легкие, вызывает активное
потоотделение, вырабатывает выносли
вость, подготавливает организм к более
интенсивным нагрузкам. Однако его нужно дозировать.
Детям дошкольного возраста перед бегом завязывают рот платком, что заставляет
их дышать носом, позволяет самим регулировать физи
ческую нагрузку
и вовремя
перейти на ходьбу.
Проводится во время утренней гимнастики (перед общеразвиваю-шими
упражнениями), в конце прогулки, перед хождением босиком, после занятий.
Утренняя зарядка на свежем воздухе (в течение всего года) Цель: повысить
психоэмоциональный и мышечный тонус, развивать приспособленность к
возрастающим физическим нагрузкам, активизировать обменные процессы.
Методические рекомендации:
В облегченной одежде (куртка, теп
лый свитер)
детей выстраивают друг за другом и выполняют утрен
нюю гимнастику с
оздоровительным бегом в медленном темпе. Можно бегать «стайкой». Исходное время
3—3,5 мин. В подготовительных группах - от 7 до 12 мин. Воспитатель следит за
состоянием детей, предлагает сойти с дистанции и отдохнуть тем, кто устал.
Заканчивается бег постепенным переходом на ходьбу с выполнением упражне
ний по
регулированию дыхания. Затем выполняются упражнения на расслабление.
Дыхательная гимнастика по системе Бутейко
Цель: обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных
путей, укрепить дыхательную мускулатуру.
Методические рекомендации:
Проводится в специально отведенной комнате (без
посторонних шумов) как со всеми детьми, так и индиви
дуально. Выполняя
дыхательную гимнастику, мы приводим себя в гар монию с окружающим миром. Это
укрепляет и способствует оздоров
лению системы дыхания, улучшает деятельность
желудка и желудочно-кишечного тракта, благотворно влияет на
нервную систему. Дыхательные упражнения с задержкой снижают бронхоспазмы
(применяются при бронхиальной астме).
Массаж. Самомассаж
Цель: привлечь детей к самопрофилактике, экспресс-диагностике (это важно в
ранние периоды заболевания), научить серьезно и береж
но относиться к здоровью,
повысить защитные свойства слизистых оболочек глотки, гортани, трахеи, бронхов и
др.
Методические рекомендации: Проделывать самомассаж ушной раковины, пальцев,
рук, ног, верхнего плечевого пояса. Стоя в колонне по одному, в шеренге или по кругу,
дети вместе с педагогом выполняют легкие пульсирующие движения пальцами обеих
рук в определенных точках, указанных педагогом.
3-я группа - сильнодействующая
Обливание водой
Цель: способствовать «пробуждению» нервной системы, мобилиза ции внутренних
сил организма.
Методические рекомендации: Обливание продолжается, как прави ло, 20-30 сек.,
затем ребенка вытирают насухо. Вся процедура не должна превышать 3-4 мин.
Если обливание происходит в бассейне, то после него желательно искупаться в
теплой воде. Нельзя обливать детей перед сном. Темпера тура воды (36° С) снижается
на каждом последующем обливании и постепенно доводится до 20-18°.