Напоминание

"Урок математики - как урок жизни".

Автор: Сафронова Татьяна Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Кондрашовская СОШ
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область, Иловлинский район, с. Кондраши
Наименование материала: Методическая разработка. План-конспект урока по математике в 6 классе
Тема: "Урок математики - как урок жизни".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ Кондрашовская СОШ Иловлинского района Волгоградской области. План-конспект урока по математике в 6 классе Решение практических задач. Учитель математики: Сафронова Т.Н. 2015 год.
Урок математики – как урок жизни


«Математике должно учить еще с той целью, чтобы познания здесь

приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей

жизни».
Н.И. Лобачевский.
Цели урока:
 Научиться решать задачи (ФГОС), с которыми каждый из нас может столкнуться в повседневной жизни.  доказать, что математика нужна всем, чем бы человек не занимался, какой бы профессией не овладевал, где бы не учился;  Подготовка к ГИА И ОГЭ.
Оборудование
: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Урок сопровождается презентацией.

Ход урока:

I.Вступление.

Слайд №1 «Урок математики – как урок жизни»

Слайд:№2.

Учитель:
Как часто приходится слышать: Зачем мне учить математику? Я занимаюсь: спортом, музыкой. Я люблю рисовать, петь, фотографировать, строгать, выпиливать… Я не собираюсь быть: математиком или физиком, программистом или инженером - конструктором. А кто-то из девочек, глядя на своих мам, скажет, что будет домохозяйкой. Многие считают, что математика изучается и применяется только в школе и в институте, а в повседневной жизни она не нужна. На самом деле это огромная ошибка. На уроке докажем, что это не так.
Слайд: №3. Математика и жизнь.

Учитель
: Ребята! Математика и жизнь, как вы это понимаете?
Ученик делает сообщение
: Математика обладает богатейшим арсеналом
практических задач из повседневного быта: домашнее строительство, ремонт квартиры, различные покупки, разведение смесей для всевозможных практических потребностей и т. д. Философы считают, что именно математика прививает такие высокие нравственные качества, как разумность, точность, обязательность, определенность мысли, любовь к истине, способность к аргументированному убеждению, дисциплинированность и собранность в рассуждениях, внимательность. Повседневная жизнь каждого человека не обходится от похода в магазин, человек не может жить без еды, в магазине он покупает продукты.
II. Устные упражнения.

Слайд: № 4. Математика в повседневной жизни.
Решение задачи (устно)
Задача 1.
Поход в магазин. Имеем: 500рублей. Купили: хлеб-15руб, молоко-40руб, сосиски- 150руб. Печенье – 55руб. Итого - ?руб. Сдача -?руб. Учитель: В магазине необходимы знания математики? Ученик: подсчитать имеющиеся деньги, сдачу.
Слайд №5. В доме праздник.

Учитель:
Жизнь каждого человека наполнена не только трудовыми, учебными буднями, но праздниками…. А как устроить праздник без математики? Даже не сможешь посчитать количество гостей. А ведь еще нужно купить продукты, подарки, где опять применяется математика, назначить время и много других сделать подсчетов…
Слайд №6. А какой Новый год без подарков?

Задача 2.
Посчитаем затраты на подарки. Решение задачи №2 (устно)
Учитель: В век технического прогресса наша жизнь немыслима без СМИ.
Слайд №7. Математика в периодической печати.

Слайд №8. Что означают рекламы из газет.
Решение задачи №3 (устно)
Задача 3.
Если товар стоит 3 тыс. рублей, скидка 50%. За сколько рублей его можно купить.
III. Решение задач с комментарием.
Задачу №4 решает ученик на доске с комментарием.
Задача 4.
Слуховые аппараты стоят 1 500 руб. Скидка 10% только пенсионерам. За какую цену пенсионеры могут купить слуховые аппараты? 1500-1500*0,1=1350(руб.)

IV. Математика и здоровье.

Слайд №9. Математика на страже здоровья.

Учитель:
Причем здесь здоровье и математика? – спросите вы. Ответить на вопрос, постараемся посредством решения математических задач.
Слайд №10.Решение задач.
Задачу №5 решает ученик на доске с комментарием.
Задача 5.
Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько лет дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины? Решение: 75 -75*4:5=15(лет)
Задача. 6.
Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека? Задачу №6 решает ученик с комментарием.
Задача 7.
В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить? Решение: 500000*0,42=210000(чел)
Решение задачи №7 (устно)
Слайд №11. Бойся вредных привычек.
Ученик сообщает статистику
«Бойся вредных привычек».

Слайд №12.

V. Самостоятельная работа (I, II, - варианты)

Вариант I – задача 8, вариант II –задача 9.

Задача 8
. Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов?
Задача 9.
Детям 11-15 лет на каждый килограмм своей массы необходимо употреблять в день белков –1,8 г, жиров -1,8 г, углеводов – 7,8 г. Сколько должен употреблять ежедневно белков, жиров и углеводов учащийся 12 лет, масса которого равна 40кг.
Слайд №13.

VI. Работа в парах
(каждая пара учащихся решает одну задачу по выбору из трех предложенных). Решение одной из задач выносят на доску.
Задача 10.
Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения? (ученик решает задачу на доске и комментирует решение вслух). 1) 0,5 · 3 · 8 = 12 (г) лекарства нужно на курс лечения 2) 0,25 · 10 = 2,5 (г) лекарства в 1 упаковке 3) 12 : 2,5 = 4,8 (упаковок) Ответ: 5 упаковок.
Задача 11.
Пакетик сока стоит 14 рублей 50 копеек. Какое наибольшее число пакетиков сока можно купить на 100 рублей? Сколько рублей останется?
1) 100 : 14,5 = 1000 : 145 = 6,8… (п.) На 100 руб. можно купить не более 6 пакетиков сока. 2) 100 – 14,5 · 6 = 100 – 87 = 13 (руб.) Ответ: 6 пакетиков сока, останется 13 рублей. Учитель: Обратите внимание, что в решенной задаче округление выполняется с недостатком.
Задача 12.
В супермаркете проходит рекламная акция: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три шоколадки (одна шоколадка в подарок). Шоколадка стоит 36 рублей. Какое наибольшее число шоколадок можно получить на 200 рублей? Решение: 200 : 36 = 5,5… (шоколадок) , 5 шоколадок можно купить на 200 рулей. (округление с недостатком по смыслу задачи, + 2 шоколадки в подарок.) Ответ: 7 шоколадок.
Слайд №14.
(из двух предложенных задач ученик решает одну по выбору, одна - дополнительная)
Задача 13
. Аня купила месячный проездной билет на автобус. За месяц она сделала 45 поездок. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет стоит 750 рублей, а разовая поездка 25 рублей? Решение: 1) 25 · 45 =1125 (руб.) стоимость 45 поездок по 25 руб. 1125 – 750 = 375 (руб.) - экономия Ответ: 375 руб.
Задача 14
. Для приготовления борща, на каждые 100г мяса, надо взять 60г свеклы. Сколько свеклы надо взять на 650г мяса?

Слайд №15. Расход семьи в месяц.
Задача решается устно. Питание - 15000руб. Квартплата -2800руб. Бытовые нужды -2000руб. Прочие нужды -5500руб. Затраты на одежду -6000руб. Итого -?руб. Зарплата папы –22500руб. Зарплата мамы – 15700руб. Пособие на двух детей – 380руб. Итого -?руб. Рассчитайте разницу между доходом и расходом. Доход - ?руб. Расход – ? руб. Разница - ?руб.
VI. Тестирование.
(весь класс работает самостоятельно)
Слайд №16. Тест.
1. Сколько нужно заплатить за потраченную электроэнергию, если в декабре потратили 100 киловатт, а 1 киловатт стоит 2руб.26коп.? а)125 руб. б) 100руб. в) 226руб г) 20руб 50коп.
2. За сутки из плохо закрученного крана вытекает 8 ведер воды. Сколько вытекает литров воды, если в одном ведре 10 литров. а) 8л б) 10л в)80л г) 800л
VII
.
Диалог с учащимися о профессиях.

Слайд № 17. Слайд №18. Математика в профессиях.

Учитель:
Какие профессии вы знаете и как они связаны с математикой. Ученики по слайду рассказывают о профессиях, где применяется математика.
VIII. Итог урока.

Учитель
: В повседневной жизни любой человек, любой профессии решает математические задачи. Так ли на самом деле?

1
.
Ученик:
Да. Люди ходят в магазин, рассчитывают свой бюджет, оплачивают счета, выбирают тариф интернета, телефонной сети, делают ремонт, берут кредит и т.д. Везде применяется математика.
2.Ученик:
Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор, компьютер, сотовый телефон…
3.Ученик
: Математика нужна в истории, физике, химии и даже в русском языке. Мы знаем, что в алфавите тридцать три буквы. Математика позволяет человеку думать, логически мыслить, делать выводы. Математика нужна в повседневной жизни: например, при кройке шитья, приготовления пищи или при денежных вопросах. Математика нужна всем людям на земле.
Слайд №18.

Ученик:
Наука в школе есть одна. Во всех профессиях нужна Учителям, врачам и поварам. Бухгалтерам, певцам и продавцам. Всем математика важна. Царица всех наук она. Куда не захотел пойти, Профессию хорошую найти, Сначала выучи таблицу, Чтоб с губ слетала словно птица. Нам всем зарплату получать,
Слайд №19.
А значит надо посчитать. И, чтобы в жизни не страдать, Задачи сложные решать. Делить все беды пополам, И всем прибавить счастья вам. И приумножить капитал, Чтоб мир везде спокойным стал. И пусть пора сейчас настала, Компьютер знает наш немало. Но, если сам всё будешь знать, Успешным в жизни можешь стать.


Учитель:
Человеку необходимо адаптироваться в любой жизненной обстановке, он каждый день сталкивается с решением логических и проблемных задач своей профессии. Математика в быту и профессиях – это ежедневная потребность каждого человека.
IX. Домашнее задание.
1.Составить задачу на практическую направленность, ориентированную на жизненную ситуацию.