Автор: Сафронова Татьяна Николаевна Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Кондрашовская СОШ
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область, Иловлинский район, с. Кондраши
Наименование материала: Методическая разработка. План-конспект урока по математике в 6 классе
Тема: "Урок математики - как урок жизни".
МБОУ Кондрашовская СОШ
Иловлинского района Волгоградской области.
План-конспект урока
по математике в 6 классе
Решение практических задач.
Учитель математики: Сафронова Т.Н.
2015 год.
Урок математики – как урок жизни
«Математике должно учить еще с той целью, чтобы познания здесь
приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей
жизни».
Н.И. Лобачевский.
Цели урока:
Научиться решать задачи (ФГОС), с которыми каждый из нас
может столкнуться в повседневной жизни.
доказать, что математика нужна всем, чем бы человек не занимался,
какой бы профессией не овладевал, где бы не учился;
Подготовка к ГИА И ОГЭ.
Оборудование : компьютер, интерактивная доска, проектор.
Урок сопровождается презентацией.
Ход урока:
I.Вступление.
Слайд №1 «Урок математики – как урок жизни»
Слайд:№2.
Учитель:
Как часто приходится слышать: Зачем мне учить математику?
Я занимаюсь: спортом, музыкой. Я люблю рисовать, петь, фотографировать,
строгать, выпиливать… Я не собираюсь быть: математиком или физиком,
программистом или инженером - конструктором. А кто-то из девочек, глядя
на своих мам, скажет, что будет домохозяйкой. Многие считают, что
математика изучается и применяется только в школе и в институте, а в
повседневной жизни она не нужна. На самом деле это огромная ошибка. На
уроке докажем, что это не так.
Слайд: №3. Математика и жизнь.
Учитель : Ребята! Математика и жизнь, как вы это понимаете?
Ученик делает сообщение : Математика обладает богатейшим арсеналом
практических задач из повседневного быта: домашнее строительство, ремонт
квартиры, различные покупки, разведение смесей для всевозможных
практических потребностей и т. д.
Философы считают, что именно математика прививает такие высокие
нравственные качества, как разумность, точность, обязательность,
определенность мысли, любовь к истине, способность к аргументированному
убеждению, дисциплинированность и собранность в рассуждениях,
внимательность.
Повседневная жизнь каждого человека не обходится от похода в
магазин, человек не может жить без еды, в магазине он покупает продукты.
II. Устные упражнения.
Слайд: № 4. Математика в повседневной жизни.
Решение задачи (устно)
Задача 1.
Поход в магазин. Имеем: 500рублей. Купили: хлеб-15руб,
молоко-40руб, сосиски- 150руб. Печенье – 55руб. Итого - ?руб. Сдача -?руб.
Учитель: В магазине необходимы знания математики?
Ученик: подсчитать имеющиеся деньги, сдачу.
Слайд №5. В доме праздник.
Учитель: Жизнь каждого человека наполнена не только трудовыми,
учебными буднями, но праздниками…. А как устроить праздник без
математики? Даже не сможешь посчитать количество гостей. А ведь еще
нужно купить продукты, подарки, где опять применяется математика,
назначить время и много других сделать подсчетов…
Слайд №6. А какой Новый год без подарков?
Задача 2. Посчитаем затраты на подарки.
Решение задачи №2 (устно)
Учитель: В век технического прогресса наша жизнь немыслима без СМИ.
Слайд №7. Математика в периодической печати.
Слайд №8. Что означают рекламы из газет.
Решение задачи №3 (устно)
Задача 3. Если товар стоит 3 тыс. рублей, скидка 50%. За сколько рублей его
можно купить.
III. Решение задач с комментарием.
Задачу №4 решает ученик на доске с комментарием.
Задача 4. Слуховые аппараты стоят 1 500 руб. Скидка 10% только
пенсионерам. За какую цену пенсионеры могут купить слуховые аппараты?
1500-1500*0,1=1350(руб.)
IV. Математика и здоровье.
Слайд №9. Математика на страже здоровья.
Учитель: Причем здесь здоровье и математика? – спросите вы. Ответить
на вопрос, постараемся посредством решения математических задач.
Слайд №10.Решение задач.
Задачу №5 решает ученик на доске с комментарием.
Задача 5. Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что
составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько лет
дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины?
Решение: 75 -75*4:5=15(лет)
Задача. 6. Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он
бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека?
Задачу №6 решает ученик с комментарием.
Задача 7.
В России ежегодно умирает 500
000 мужчин среднего возраста.
42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек
могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить?
Решение: 500000*0,42=210000(чел)
Решение задачи №7 (устно)
Слайд №11. Бойся вредных привычек.
Ученик сообщает статистику «Бойся вредных привычек».
Слайд №12.
V. Самостоятельная работа (I, II, - варианты)
Вариант I – задача 8, вариант II –задача 9.
Задача 8 . Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек
обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов?
Задача 9.
Детям 11-15 лет на каждый килограмм своей массы необходимо
употреблять в день белков –1,8 г, жиров -1,8 г, углеводов – 7,8 г. Сколько
должен употреблять ежедневно белков, жиров и углеводов учащийся 12 лет,
масса которого равна 40кг.
Слайд №13.
VI. Работа в парах (каждая пара учащихся решает одну задачу по выбору из
трех предложенных). Решение одной из задач выносят на доску.
Задача 10. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г
3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по
0,25г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
(ученик решает задачу на доске и комментирует решение вслух).
1) 0,5 · 3 · 8 = 12 (г) лекарства нужно на курс лечения
2) 0,25 · 10 = 2,5 (г) лекарства в 1 упаковке 3) 12 : 2,5 = 4,8 (упаковок)
Ответ: 5 упаковок.
Задача 11. Пакетик сока стоит 14 рублей 50 копеек. Какое наибольшее число
пакетиков сока можно купить на 100 рублей? Сколько рублей останется?
1) 100 : 14,5 = 1000 : 145 = 6,8… (п.)
На 100 руб. можно купить не более 6 пакетиков сока.
2) 100 – 14,5 · 6 = 100 – 87 = 13 (руб.)
Ответ: 6 пакетиков сока, останется 13 рублей.
Учитель: Обратите внимание, что в решенной задаче округление выполняется
с недостатком.
Задача 12. В супермаркете проходит рекламная акция: заплатив за две
шоколадки, покупатель получает три шоколадки (одна шоколадка в подарок).
Шоколадка стоит 36 рублей. Какое наибольшее число шоколадок можно
получить на 200 рублей?
Решение: 200 : 36 = 5,5… (шоколадок) , 5 шоколадок можно купить на 200
рулей. (округление с недостатком по смыслу задачи, + 2 шоколадки в
подарок.)
Ответ: 7 шоколадок.
Слайд №14.
(из двух предложенных задач ученик решает одну по выбору,
одна - дополнительная)
Задача 13 . Аня купила месячный проездной билет на автобус. За месяц она
сделала 45 поездок. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет
стоит 750 рублей, а разовая поездка 25 рублей?
Решение: 1) 25 · 45 =1125 (руб.) стоимость 45 поездок по 25 руб.
1125 – 750 = 375 (руб.) - экономия
Ответ: 375 руб.
Задача 14 . Для приготовления борща, на каждые 100г мяса, надо взять 60г
свеклы. Сколько свеклы надо взять на 650г мяса?
Слайд №15. Расход семьи в месяц.
Задача решается устно.
Питание - 15000руб. Квартплата -2800руб. Бытовые нужды -2000руб. Прочие
нужды -5500руб. Затраты на одежду -6000руб. Итого -?руб.
Зарплата папы –22500руб. Зарплата мамы – 15700руб.
Пособие на двух детей – 380руб. Итого -?руб. Рассчитайте разницу между
доходом и расходом.
Доход - ?руб. Расход – ? руб. Разница - ?руб.
VI. Тестирование. (весь класс работает самостоятельно)
Слайд №16. Тест.
1. Сколько нужно заплатить за потраченную электроэнергию, если в декабре
потратили 100 киловатт, а 1 киловатт стоит 2руб.26коп.?
а)125 руб. б) 100руб. в) 226руб г) 20руб 50коп.
2. За сутки из плохо закрученного крана вытекает 8 ведер воды. Сколько
вытекает литров воды, если в одном ведре 10 литров.
а) 8л б) 10л в)80л г) 800л
VII . Диалог с учащимися о профессиях.
Слайд № 17. Слайд №18. Математика в профессиях.
Учитель: Какие профессии вы знаете и как они связаны с математикой.
Ученики по слайду рассказывают о профессиях, где применяется
математика.
VIII. Итог урока.
Учитель : В повседневной жизни любой человек, любой профессии решает
математические задачи. Так ли на самом деле?
1 . Ученик: Да. Люди ходят в магазин, рассчитывают свой бюджет,
оплачивают счета, выбирают тариф интернета, телефонной сети, делают
ремонт, берут кредит и т.д. Везде применяется математика.
2.Ученик: Без математики человек не сможет решать, мерить и считать.
Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить
расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести
самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор,
компьютер, сотовый телефон…
3.Ученик : Математика нужна в истории, физике, химии и даже в русском
языке. Мы знаем, что в алфавите тридцать три буквы. Математика позволяет
человеку думать, логически мыслить, делать выводы. Математика нужна в
повседневной жизни: например, при кройке шитья, приготовления пищи или
при денежных вопросах. Математика нужна всем людям на земле.
Слайд №18.
Ученик:
Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.
Куда не захотел пойти,
Профессию хорошую найти,
Сначала выучи таблицу,
Чтоб с губ слетала словно птица.
Нам всем зарплату получать,
Слайд №19.
А значит надо посчитать.
И, чтобы в жизни не страдать,
Задачи сложные решать.
Делить все беды пополам,
И всем прибавить счастья вам.
И приумножить капитал,
Чтоб мир везде спокойным стал.
И пусть пора сейчас настала,
Компьютер знает наш немало.
Но, если сам всё будешь знать,
Успешным в жизни можешь стать.
Учитель:
Человеку необходимо адаптироваться в любой жизненной
обстановке, он каждый день сталкивается с решением логических и
проблемных задач своей профессии. Математика в быту и профессиях – это
ежедневная потребность каждого человека.
IX. Домашнее задание.
1.Составить задачу на практическую направленность, ориентированную на
жизненную ситуацию.