Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие", ФЭМП в подготовительной группе "Происшествие в Простоквашино".

Автор: Павленко Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Сказка" г. Надыма"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Надым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие", ФЭМП в подготовительной группе "Происшествие в Простоквашино".
Дата публикации: 19.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г. Надыма» (МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма»)
Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по ОО «Познавательное развитие»,

ФЭМП в подготовительной группе

«Происшествие в Простоквашино».

Составил:
воспитатель высшей квалификационной категории Павленко Валентина Васильевна Надым 2015 г.
Образовательная область «Познавательное развитие». Возраст детей, группа 6-7 лет, подготовительная группа. Тип НОД Освоение новых знаний. Тема НОД «Происшествие в Простоквашино». Цель Формирование элементарных математических представлений, любознательности, познавательной мотивации. Задачи 1. Дать детям представление о составе и образовании чисел второго десятка и счетом в пределах 20 без операций над числами; 2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий: «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». 3. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. 4. Закрепить умение выстраивать цифровой ряд в пределах 10. 5. Упражнять детей в ориентации по элементарному плану, используя слова «слева», «справа», «прямо», «между». 6. Закрепить знания детей о последовательностях дней недели. 7. Развивать навыки общения и взаимоотношения со взрослым и сверстниками. 8. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим. Материал Компьютер, смарт доска, сотовый телефон, презентация smart notebook, раздаточный материал для счета (яблоки, груши), кубики двух цветов по 10 штук на каждого, билеты с цифрами в пределах 10, план ориентировки на местности на каждого ребенка, карандаши; отрывок видеоурока «Шишкина школа. Математика». Предполагаемый результат Знание образования чисел второго десятка, умение считать в пределах 20.
Этапы

технологии

«Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность

воспитанника

Предпосылки

учебной

деятельности

Контроль

результатов

деятельности

I

Введение

в ситуацию

Этапные задачи
Обобщить опыт детей о труде людей в деревне; мотивировать детей на включение в игровую и познавательную
деятельность, закрепить знания детей о последовательностях дней недели. Воспитатель собирает вокруг себя детей и спрашивает: - Ребята, кто из вас был в деревне? - Чем занимаются люди в деревне? Стук в дверь: Почтальон доставил письмо. - Смотрите, ребята, письмо (на конверте изображение «Трое из Простоквашино»). Хотите узнать, от кого оно? «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Дядя Федор из Простоквашино. Мы с Матроскиным и Шариком в этом году собрали большой урожай овощей и фруктов, наша Буренка дала много молока. Казалось бы, радоваться, а у нас беда: поссорились мои друзья. Мы не можем все это сосчитать, совсем запутались. Скоро заморозки, а урожай не прибран. Я к вам с большой просьбой: помогите помирить моих друзей!» Воспитатель: - Вот так история! Друзья Беседа с опорой на личный опыт детей; сюрпризный момент. Отвечают на поставленные вопросы. Принятие «детской» цели (с помощью вопросов «Хотите?», «Сможете?»). Принимают учебную задачу. Находят способы решения. Добиваться нужного ответа.
поссорились! - Ребята, вы хотите помирить Матроскина и Шарика? - А сможете? – На чем мы отправимся в Простоквашино? - А кто-то знает расписание движения поездов до Простоквашино? - А как нам это узнать? - О'кей гугл, расписание поездов до Простоквашино из Надыма. Воспитатель читает с телефона: «Поезд до Простоквашино отправляется в 1, 3, 5 дни недели с утра, во 2, 4 дни недели во второй половине дня. -Давайте, ребята, быстренько вспомним дни недели. Поиграем в игру «Лови, бросай, дни недели называй!» -Я начну, ты продолжай дни недели называй! - Вторник. - Я начну, ты продолжай 3 дня недели называй (задания усложняются: Игра «Лови, бросай, дни недели называй!» Разные варианты ответов. Предположения детей. Решение обратиться в сервис «о'кей гугл» Бросание и ловля мяча с последовательным названием дней недели.
первый день недели, четвертый, выходные, количество дней недели)! -Молодцы, знаете дни недели! А Сегодня мы сможем уехать в Простоквашино? Да! Сегодня понедельник – первый день недели. Поезд ходит в понедельник, среду, пятницу с утра, а сейчас как раз утро. Значит, сможем уехать.
II.

Актуализац

ия знаний

Этапные задачи
Актуализировать навыки порядкового счета в пределах 10, умение строить числовой ряд от 1 до 10, правильно определять взаимное расположение предметов по плану. -Идем покупать билеты! У воспитателя в руке билеты. -К поездке все готово. Вот билеты. Продаются за вежливое слово. -Все сели в свои вагончики? - Кондуктор, проверь! (назначается один ребенок кондуктором, который проверяет правильность построения). - Сколько вагонов? Игра «Вагончики» Дети «покупают» билетики, называя вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «благодарю» и выстраиваются в соответствии с номером билета. Взаимопроверка. - Я первый, второй и т. д. -У меня цифра 4, я четвертый и т.д. - Десять. Находят способы решения. Добиваться нужного ответа
-Как иначе можно назвать 10 вагонов? - Вагончик, вагончики По рельсам тарахтят. Везут в деревню Простоквашино Компанию ребят. -Ехали мы, ехали, И, наконец, приехали! Остановка «Станция Простоквашино». Выходите. А куда же нам идти? Адреса- то мы не знаем. - Давайте присядем и определим маршрут дальнейшего пути. -Ребята, вот план деревни. Красной точкой обозначено место, где мы стоим. - Ребята, все согласны с Максимом? Хорошо (если есть, выявляются допущенные ошибки) Имитация движения поезда по рельсам, звукоподражание (выделение голосом гласного звука [У]). На смарт доске изображение деревни Простоквашино. «Чтение» плана местности на смарт доске. На доске картинка: дом, сад, Матроскин и - Десяток. -Чух – чух - чух! У- У-У! Дети предлагают обратиться к навигатору. На столах у каждого ребенка план – схема. Дети работают по заданию навигатора индивидуально. Проверка. Ребенок у доски определяет путь движения: идем прямо, возле березы поворачиваем направо, потом опять вперед, поворот налево. А вот и дом.
Шарик.
III

Затруднени

е в

ситуации

Этапные задачи
- создать мотивационную ситуацию для определения детьми понятия «второй десяток»; - сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания особенностей чисел второго десятка. - Вот сад. Какие деревья растут в саду? - Пришел Печкин и говорит: «Большой урожай собрали, второй десяток пошел. А что такое второй десяток, мы не знаем и не умеем считать, вот и поссорились. - Ребята! Почему же поссорились Матроскин и Шарик? - Знаете ли вы, что такое второй десяток? Как считать вторым десятком? - Считай вторым десятком! - Смогли мы помочь помирить? (Нет) - Почему не смогли помочь? Беседа, вопрос-ответ Отвечают на вопросы. Работа детей за столами. - Не умеют считать и не знают, что такое второй десяток. - Нет! На случай, если ребенок скажет: «Да!» - Потому, что не знаем, что такое второй десяток, как считать вторым десятком. Ситуация затруднения Фиксация затруднения; выявление причины затруднения - опыт Добиваться нужного ответа
- Что нам надо сделать, чтобы помирить друзей? - А как мы можем узнать? - Надо узнать числа второго десятка и научиться их считать. Спросить у воспитателя, старших сестер, зайти в интернет, и т.д. целеполагания
IV.

Открытие

нового

знания или

способа

действий
Этапные задачи : - сформировать представление об образовании чисел второго десятка, счет в пределах 20; - сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действия «если чего-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу - Как зададим вопрос? - О'кей гугл! Как считать вторым десятком? Как образуются числа второго десятка? - Ребята вы поняли, что такое числа второго десятка? - Как образовалось число 11? - Ребята, у вас такие же кубики на столе, покажите, как образовать число 12 - Просмотр отрывка видеоурока «Шишкина школа. Математика». - Как считать вторым десятком? -Это те числа, которые идут после 10 или за десятком. - Один кубик положили на 10, 1 на 10. Работа с кубиками. Овладение способами решения учебных задач. Фиксация в речи нового знания и нового действия. Добиваться нужного ответа, исправлять ошибки детей.
- Научились вы считать вторым десятком? Теперь сможем помирить друзей? - Поможем посчитать нашим героям яблоки и груши? У вас на столах корзины с фруктами. -Сколько в каждом ведре яблок? Груш? - А как сказать по- другому? - Посчитайте остальные. - Сколько всего яблок ты собрал для Матроскина? - Сколько всего груш ты собрал для Шарика? - Одинаковое ли количество фруктов собрали друзья? Картина сада с грушами и яблоками По 10 Один десяток Проверка у доски с проговариванием. (взаимопроверка) раздаточным материалом Дети делятся на две команды. Одна помогает Матроскину собрать яблоки, вторая Шарику – груши. Два ребенка поочередно у доски собирают фрукты с объяснением. - Всего 15 яблок. - Всего 16 груш. - Нет! У Шарика больше фруктов, чем у Матроскина и наоборот, у Матроскина меньше фруктов, чем у Шарика.
V

Включение

нового
Этапные задачи - закрепить умение самостоятельно образовывать числа второго десятка, счет до 20; - совершенствовать умение использовать новые знания в самостоятельной игровой деятельности;

знания в

систему

знаний
- способствовать ситуации успеха в совместной деятельности. - Ребята, выходите все ко мне. А теперь мы отдохнём, игру вместе проведем. Игра называется «Кто знает – пусть дальше считает». Я буду бросать мяч и называть число, а вы ловите мяч, и, бросая его обратно, называете число на единицу больше. (11 – 12, 12 -13, 13 – 14 и т.д. до 20) - Девочки и мальчики, прыгайте как мячики. - А теперь мы опять в Простоквашино. - Вот Буренка, а это её молоко. Посчитайте, сколько бутылок молока? (10 и 4) - А это сметана. Сколько баночек сметаны получилось из молока? Физкультминутка - игра «Кто знает – пусть дальше считает». Дидактическая игра: «Посчитай». Дети выполняют движения в кругу. Дети прыгают на двух ногах под удары мяча, восстанавливают дыхание и садятся на стульчики. Один ребенок у доски присчитывает к 10 по 1 предмету (11, 12, 13, 14). - Всего 14 бутылок молока и обводит множество рукой. Один ребенок у доски присчитывает к 10 по 1 предмету (11, 12, 13, 14, 15, 16), а дети хором проговаривают. Закрепление новой учебной задачи. Добиваться нужного ответа, исправлять ошибки детей.
- Урожай прибран в погреб. Заготовки сделаны (консервированные овощи в банках, связки лука, тыквы разного размера, яйца). Игра «Посмотри и быстро назови количество». - Всего 16 баночек сметаны (обводит множество рукой)
VI

Осмыслени

е (итог)
Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха. - Чью просьбу мы сегодня выполняли? (Дяди Федора) - Смогли помирить Матроскина и Шарика? - Как мы это делали? - Какие знания нам в этом помогли? - Молодцы, ребята! Помирили друзей и меня порадовали. У меня вот такое настроение от общения с вами! А у вас? - Вагончики, вагончики По рельсам тарахтят. Везут обратно в группу Компанию ребят. Беседа, вопрос-ответ. Отвечают на вопросы. Прибавляли к 10 по 1 предмету. Знаем числа второго десятка, научились считать до 20. Дети мимикой изображают свое эмоциональное состояние. Дети имитируют движение поезда. Оценка достижения результата Подвести итог, сделать выводы. Комментари й