Напоминание

"Проектный метод как эффективное средство повышения качества музыкального воспитания в ДОУ"

Автор: Дуванова Ирина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 "Дружные ребята" г. Поронайска
Населённый пункт: город Поронайск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектный метод как эффективное средство повышения качества музыкального воспитания в ДОУ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО

ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ.

Дуванова И.В., музыкальный руководитель.

МДБОУ д/с комбинированного вида №1 «Дружные ребята» г. Поронайска.
«Современное понимание сущности и смысла организации музыкального воспитания в ДОУ состоит не в получении музыкальных знаний, обучения детей грамоте и игре на музыкальных инструментах, а в создании условий для общения с музыкой, творческих проявлений и эмоционально-психического развития ребёнка. При организации музыкальной деятельности с детьми следует обратить внимание на выводы психологов о том, что у ребёнка дошкольного возраста процесс познания происходит при участии в деятельности всех анализаторов. Это определяет идеи интеграции всех видов деятельности в образовательный процесс как возможность получения более глубоких и разносторонних представлений об окружающем мире со способностью использования их самостоятельно. Исследователи музыкального воспитания детей А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская обозначили ряд актуальных задач для музыкального воспитания и развития детей, связанных с разработкой новых подходов и педагогических технологий. Авторы выделяют задачу интеграции разных видов искусств в процесс музыкально-творческого воспитания дошкольников.»[1: 2-4] Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является
метод проектной

деятельности.
Использование технологий проектирования в процессе художественно- эстетического развития дошкольников в детском саду нацелено на повышение качества музыкального воспитания через внедрение и распространение опыта проектной деятельности и позволяет решить следующие задачи: - объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ для решения актуальных на данном этапе задач; - разработать или обновить формы организации музыкального воспитания в ДОУ; - усовершенствовать предметно-развивающую среду; - повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Создание и реализация проекта «Встали все ребята вместе, вот и маленький оркестр» возникла в связи с разрешением противоречия между важностью развития музыкального восприятия через игру на детских музыкальных инструментах и слабой проработанностью в программах по музыкальному воспитанию вопроса приобщения к данному виду деятельности. Нацелен проект был на приобщение ребёнка к музыке, развитие музыкальных способностей, пропаганду важности детского музицирования в среде родителей через решение наиболее важных задач: 1. Развивать музыкальный кругозор: дети должны знать названия инструментов, характер звучания, правила пользования и хранения. 2. Развивать индивидуальные исполнительские навыки: учить владеть простейшими приемами игры на различных инструментах, правильно расходовать дыхание. 3. Развивать навык коллективного исполнительства: учить играть в ансамбле.
4. Развивать индивидуальные творческие способности: приучать подбирать по слуху, импровизировать ритмические, мелодические попевки. 5. Развивать самостоятельность, творческую инициативу, интерес к концертной деятельности. 6. Развивать заинтересованность родителей в детском музицировании, привлекать родителей к совместной музыкальной деятельности с детьми, развивать музыкальную культуру. Результативность проекта: 1. За время действия проекта создали: - новые формы для развития детского музыкального творчества (кружок), внедрили новые технологии («Элементарное муцицирование» К.Орфа), повлиявшие на общий уровень развития музыкально-творческих способностей детей. - новые формы работы семьи и детского сада (мастер-класс, музыкальный конкурс) 2. Улучшили предметно-развивающую среду: - пополнили материальную базу музыкального зала (участие в грантовой программе компании «Сахалин Энерджи») - пополнили групповые музыкальные уголки (игрушки-самоделки, изготовленные родителями на мастер-классе) 3. Обеспечили распространение опыта работы на уровне района (выступление на метод/объединение музыкальных руководителей района) 4. Добились доверия среди родителей через опрос, анкетирование, стендовую информацию, совместные мероприятия. Проект имел дальнейшее развитие: - в детском саду на протяжении нескольких лет работал кружок «Поиграй-ка»; - музыкальные конкурсы для родителей стали традиционными; - детское музицирование стало более разнообразным, интересным как на музыкальных занятиях, так и на мероприятиях ДОУ; - повысилась заинтересованность родителей в дальнейшем музыкальном образовании детей. Актуальность мини-проекта
«
Как хорошо и мило, если подружатся Армения и Россия» была обусловлена следующими факторами: 1. проблемой проявления в обществе интолерантного поведения; 2. значимостью развития морально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством формирования толерантных способностей; 3. необходимостью поиска новых педагогических технологий, методических приёмов развития морально-нравственных качеств детей дошкольного возраста. Новизной проекта явилось привлечение к участию общественных организаций: - общественная организация «Союз женщин России»; - представители армянской диаспоры города. Ожидаемые результаты проекта ориентированы на всех участников педагогического процесса: -
дети
приобретут положительный опыт общения, новые знания и умения, утолят жажду узнавания нового, интересного, необычного, обогатят
психоэмоциональную сферу, разовьют коммуникативные качества и музыкально-творческие способности; -
родители
станут активнее общаться друг с другом, проявят заинтересованность в общении собственного ребёнка с остальными детьми; -
педагоги более грамотно и профессионально
станут подходить к проблеме развития толерантного поведения, контролировать взаимодействия родителей, детей и сотрудников, разработают новые методические приёмы и педагогические технологии формирования морально-нравственных качеств через развитие толерантности. У всех участников педагогического процесса будут заложены основы толерантного поведения, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства) стали неотъемлемой частью их жизни. Анализ результативности данного проекта позволяет говорить о высокой эффективности технологии проектирования в условиях воспитательно- образовательного процесса ДОУ: - в короткие сроки были решены поставленные воспитательно-образовательные задачи; - усовершенствованна предметно-развивающая среда (пошив национальных костюмов) - распространен опыт работы на муниципальном уровне (статья в СМИ; участие в муниципальном конкурсе методических разработок уроков и внеклассных мероприятий на тему «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся»), на региональном уровне (статья в журнале «Открытый урок», издательство ИРОСО) Метод проектной деятельности был выбран за основу при решении задач формирования гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при реализации проекта «Мы - помним, мы - гордимся». Новизной проекта является: 1. разработка системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, интеграция всех участников педагогического процесса; 2. взаимодействие с общественными организациями; 3.применение информационно-коммуникативных технологий О высокой результативности проекта свидетельствует последнее итоговое мероприятие – утренник, который готовился, как поздравление ветеранам ВОВ. Праздник прошел на высоком эмоциональном подъеме: дети выразительно читали стихи и исполняли музыкальные номера, более осмысленно смотрели мультимедийную презентацию. Включение музыкальных видов деятельности в проекты других педагогов детского сада (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, воспитатели) говорит о высокой интегративной способности музыки. Наряду с музыкально-эстетическими задачами, музыка решает и воспитательно- образовательные, поставленные в конкретном проекте.
Участие в реализации проектов муниципального уровня позволяет раскрыть творческие способности воспитанников в концертной деятельности, повышает имидж детского сада. Диссеминация опыта работы способствует более глубокому внедрению технологии проектирования в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Формы распространения опыта разнообразны: - активное привлечение педагогов к участию в реализации проектов музыкально-эстетического цикла, - выступления на МО музыкальных руководителей, - организация семинаров («Проектный метод в ДОУ» 2010 г.) Анализ реализации проектов говорит об эффективности внедрения технологии проектирования в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Проекты становятся более разнообразными по видам, формам, включенности в воспитательно-образовательный процесс. Реализация проектов музыкально-эстетического цикла имеет важное значение в развитии познавательных интересов детей. Интеграция различных областей знаний формирует целостное представление картины окружающего мира. Совместная работа детей даёт им возможность проявить себя, развивает интегративные качества, решая задачи в различных видах познавательной деятельности. Ежегодный анализ показателей освоения воспитанниками образовательной программы по музыкальному воспитанию говорит о высоком качестве организации музыкального воспитания в ДОУ.Самый важный показатель – эмоциональная отзывчивость на музыку, являющаяся основой развития музыкальности и одним из основных интегративных качеств, у воспитанников детского сада ежегодно имеет положительную динамику и на конец учебного года наиболее развит. Считаем, что немаловажную роль в повышении качества воспитательно- образовательного процесса по музыкальному воспитанию играет внедрение технологии проектирования, так как позволяет разработать или обновить формы организации музыкального воспитания в ДОУ; способствует усовершенствованию предметно-развивающей среды и повышению уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Внедрение проектов художественно-эстетического цикла органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает свою эффективность.
Литература:

1. Шалянт И.Г.
Образовательная область «Музыка» в программе «Радуга». Соответствие ФГТ//Музыкальный руководитель. – 2013. - №2. – С. 2-3.