"Метод проектов в рамках реализации деятельностного подхода к обучению детей с нарушением слуха на уроках и во внеурочной деятельности"

Автор: Яковлева Марина Григорьевна
Должность: учитель-сурдопедагог
Учебное заведение: ГКОУ "Школа-интернат г. Бузулука"
Населённый пункт: Бузулук, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Метод проектов в рамках реализации деятельностного подхода к обучению детей с нарушением слуха на уроках и во внеурочной деятельности"
Дата публикации: 20.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГКСК ОУ ОВОВЗ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих I вида» г. Бузулука Оренбургской области
Метод проектов

в рамках реализации деятельностного подхода к обучению детей

с нарушением слуха на уроках и во внеурочной деятельности
Подготовила: учитель – сурдопедагог Яковлева М.Г. Бузулук 2014. Традиционно успешность обучения измерялась лишь усвоением того, что преподано ученику. Сегодня мы не можем ограничивать себя методами,
побуждающими ученика к механическому воспроизведению. Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Проект Федерального государственного образовательного стандарта для глухих детей зафиксировал тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных и жизненных компетенций. Это значит, что компетентностный подход приходит на смену знаниевому. Новый подход в образовании предполагает применение инновационных методик обучения. Одной, из которых является метод проектной деятельности. Именно поэтому я начала использовать его в своей работе. Метод проектов, как педагогическая технология, является эффективным способом достижения дидактической (обучающей) цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, и оформлена тем или иным наглядным способом. В методе проектов присутствуют все этапы построения учебного занятия в системе компетентностного образования: целеполагание, проектирование, выбор формы учебно-познавательной деятельности, самоанализ. При работе над проектом появляется исключительная возможность освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. Поисково-исследовательская деятельность решает целый ряд коррекционных задач: во-первых, расширяет активный словарный запас учащихся; во-вторых, при работе над проектом, так же как и при предметно- практической деятельности, строго соблюдаются три этапа: планирование работы, её выполнение и отчёт; в-третьих, в ходе сбора информации при общении со слышащими людьми (в библиотеке, на улице, на предприятиях) ребята вынуждены стараться говорить разборчиво. Метод проектной деятельности эффективен в ходе развития разговорной речи глухих учащихся на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи и во внеурочной деятельности. Этот метод позволяет повышать уровень самостоятельности учащихся, вести обучение на активной основе, через деятельность ученика, повышать учебную мотивацию. Существуют разные формы реализации проектов: индивидуальные и групповые, локальные и телекоммуникационные, долгосрочные и краткосрочные.
Чтобы учитель смог управлять активностью учащихся на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него, таким образом, необхо- димые предметные знания и умения, общенаучные умения и навыки, необхо - димые компетентности важно правильно подобрать тип проекта, исходя из которого, будут разрабатываться цели, тип деятельности, формируемая компетентность (таб.1) Таблица 1.
Тип

проекта

Цель

проекта

Проектный

продукт

Тип

деятельности

учащегося

Формируемая

компетентность

Прак-

тико-ори-

ентиро-

ванный

проект
Решение практических задач заказчи- ка проекта Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, па- мятки, рекоменда- ции Практическая дея- тельность в опре- делённой учебно- предметной обла- сти Деятельностная
Исследо-

ватель-

ский

проект
Доказатель- ство или опровержение какой-либо гипотезы Результат иссле- дования, оформ- ленный установ- ленным способом Деятельность, свя- занная с экспери- ментированием, ло- гическими мысли- тельными операци- ями Мыслительная
Информа-

ционный

проект
Сбор инфор- мации о ка- ком-либо объекте или явлении Статистические данные, результа- ты опросов обще- ственного мнения, обобщение выска- зываний различ- ных авторов по какому-либо во- просу Деятельность, свя- занная со сбором, проверкой, ранжи- рованием информа- ции из различных источников; обще- ние с людьми, как источниками ин- формации Информационная
Творче-

ский

проект
Привлечение интереса пуб- лики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно- прикладного ис- кусства, видео- фильмы Творческая дея- тельность, связан- ная с получением обратной связи от публики Коммуникативная
Игровой

или роле-

вой

проект
Предоставле- ние публике опыта уча- стия в реше- нии проблемы проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экс- курсия и тому подобное) Деятельность, свя- занная с групповой коммуникацией Коммуникативная Проектную деятельность можно вводить на любом этапе обучения. В младших классах это могут быть творческий или ролевой проекты, в старших – исследовательский или информационный.
Для работы мною были выбраны групповые проекты, в состав которых входили и индивидуальные. С детьми младшего и среднего возраста был осуществлен групповой краткосрочный проект «В гостях у зимней сказки». Главной целью данного проекта явилось повышение интереса к книге, воспитание любви к чтению. Ведь не секрет, что глухие дети, в последнее время очень мало читают самостоятельно. Мой выбор был также обусловлен необходимостью воспитания эмоционально-волевых черт личности, о бедности и недостаточном воспитании которых в своих работах говорят ведущие отечественные сурдопедагоги Речицкая и Сошина. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости глухих младших школьников в книжную культуру. Поставив цели и задачи проекта, наметив этапы реализации, мы приступили к его выполнению. Участниками данного проекта стали дети 1-5 классов, воспитатели, учителя - дефектологи, библиотекарь, музыкальный руководитель, учитель рисования, руководители некоторых кружков. Проект длился 2 недели. В первую очередь классные руководители совместно с библиотекарем пополнили содержание своих классных книжных уголков сказками зимней тематики, которые они читали самостоятельно и вместе с воспитателями, а после обсуждали их на занятиях. Параллельно руководители кружков проводили мастер-классы по изготовлению подснежников, снежинок, поделок и рисунков к сказкам. На следующей неделе подключились учителя-дефектологи. Они разучивали стихи и загадки о зиме и сказочные героях, готовили инсценировку в сказке «12 месяцев». Итогом Проекта стал речевой праздник «В гостях у зимней сказки», на котором дети и взрослые увидели все результаты своей деятельности. Это и оформление зала, и выставка рисунков, атрибуты для конкурсов и сценок, а главное – это речевое оформление праздника. Проделанная работа способствовала тому, что ребята хорошо понимали устную речь ведущих (среди которых были не только взрослые, но и ребята 5 класса). Воспитанники старались грамотно оформлять собственную речь, опираясь на представленный образец, ориентировались в ответах, с интересом отгадывали кроссворд, увлеченно выполняли задания по подбору антонимов, прилагательных, составлению предложений, исправляли ошибки, эмоционально, сопровождая естественными жестами, рассказывали стихи. После завершения проекта были подведены итоги и сделаны выводы. Главным, из которых стало то, что это очень действенный метод, позволяющий достичь необходимых целей без принудительного выполнения заданий.
С детьми старшего возраста в феврале месяце начата работа по реализации долгосрочного проекта «Дизайн пришкольного участка». Он рассчитан на период с 2014 по 2016 годы. Его главные цели: благоустройство пришкольного участка, углубление знаний в области ботаники, зоологии, биологии, формирование интереса к профессиям дизайнера. Первая часть проекта уже завершена, и можно сделать некоторые выводы. В ходе реализации проекта была проведена научно-исследовательская работа по цветоводству и ландшафтному дизайну, с учетом особенностей расположения пришкольного участка. Ребята 10 класса на уроках РСВ подготовили презентации на данные темы, участвовали в планировке пришкольного участка. Ребята 7 классов участвовали в посадке и выращивании семян на рассаду. Участие в претворении проекта в жизнь принимала вся школа: учителя, воспитатели и ученики с 4 по 10 класс. Работа проводилась в свободное от занятий время. Некоторые работали днем после уроков, другие же вечером. Работали ребята творчески, с интересом. Участок заметно преобразился, но места для реализации фантазии еще много. Проект предусматривает использование средств телекоммуникации. А именно использование школьного сайта, отражающего ход работы над проектом. Общим решением было продолжение работы на следующий год, но с предварительным проведением конкурсов «Лучший дизайн клумбы» и «Лучшая планировка участка». А также привлечение внимания к проекту со стороны родителей, через вовлечение их к изготовлению и оформлению клумб. Главным достижением явилось не столько благоустройство пришкольного участка, сколько появление интереса к получению новых знаний и опыта, тяга к самостоятельному поиску лучшего решения, обогащение словарного запаса глухих учащихся. Результаты работы по реализации метода проектов, показали, что учащи - еся на занятиях и внеклассных мероприятиях чувствуют себя уверенно, мо - гут высказать свою точку зрения, с удовольствием вступают в диалог и умеют договариваться, плодотворно взаимодействовать друг с другом. Но необходи - мо больше внимания уделять самостоятельности при подготовке презента - ций. Так как самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предмет - ных областей способствует развитию критического мышления. Введение для глухих учащихся выпускных экзаменов по русскому языку в форме ГВЭ, требующих от выпускников умения анализировать вещи и события, формулировать выводы, обосновывать свои оценки, интерпретировать и применять полученные результаты к ситуации, показало
недостаточное формирование у школьников универсальных учебных компетенций и критического мышления. Чтобы повысить мотивацию обучающихся с нарушением слуха к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, и сформировать у них универсальные компетентности, а также развить способность пользоваться инвентарём языковых средств, необходимо использовать метод проектной деятельности не только во внеклассной работе, но и на общеобразовательных уроках. Считаю, что в дальнейшем следует активизировать работу школы по реализации проектной деятельности как технологии обучения. Так, например, учащиеся предвыпускных и выпускных классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ для лиц с нарушениями слуха могут осуществлять проектную деятельность, разрабатывая, а затем защищая свои проекты как индивидуально, так и в парах (группах) по различным предметам и темам. На защите проекта учащиеся должны выступить с докладами (учитывается, что доклад − это образец монологической речи), представить устную защиту проекта с помощью презентации. Хорошей мотивацией для учащихся может явиться конкурс защиты проектов. На основе Положения о конкурсе защиты проектов учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ Сибирского региона «Шаг в науку и творчество» мною подготовлено Положение о проведении конкурса защиты проектов для нашей школы, где даны рекомендации по организации работы над проектом, его защите и критерии оценивания (Прил.1). Инициативу проектной деятельности в нашей школе подхватили и учителя русского языка и литературы, запланировав на этот год внедрение в практику работы метод проектов. Метод проектов являясь инновационной технологией образования, побуждает к саморазвитию. По своей дидактической сущности он нацелен на формирование способностей, обладая которыми, глухие ученики оказываются более приспособленными к жизни, умеют адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. А главное учащиеся начинают осознавать для чего им все это нужно, где и как они могут это применить. Современная школа должна не столько обеспечить ребенка знаниями, сколько подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. Поэтому с воей главной задачей я ставлю формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.

Положение о конкурсе защиты проектов

«Профессии, которые мы выбираем»

обучающихся ГКОУ «Школы-интернат» г. Бузулука

Участники

Учащиеся 7-10 классов «Специальной (коррекционной) общеобразовательной шко - лы - интернат 1 вида для глухих» г. Бузулука. В защите проектов могут участвовать группы и пары учащихся, пары учитель − уче- ник.
Цель конкурса
Выявление среди учащихся старших классов лучших проектов по темам,
посвященным профориентации
.
Задачи конкурса
 Активизировать работу школы по реализации проектной деятельности как техноло - гии обучения;  Повысить мотивацию обучающихся с нарушением слуха к самостоятельной иссле - довательской и творческой деятельности и сформировать у них универсальные компетентности;  Развить творческую способность обучающихся с нарушением слуха пользоваться инвентарём языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию;  Освоить учащимися целого ряда специфических проектных умений, общеучебных навыков и предметных знаний.
Рекомендации по организации работы над проектом
1. Выбрать форму организации проектной деятельности учителем. 2. Подобрать определённый тип проекта (Таблица 1), что бы учитель смог управлять активностью учащихся на протяжении всего периода работы над проектом, форми - рую у него, таким образом, необходимые предметные знания и умения, общенауч - ные умения и навыки, необходимые компетентности. Таблица 1.
Тип

проекта

Цель

проекта

Проектный

продукт

Тип

деятельности

учащегося

Формируемая

компетент-

ность

Практико-ори-

ентированный

проект
Решение практических задач заказ- чика проекта Учебные посо- бия, макеты и модели, инструкции, па- мятки, рекомен- дации Практическая дея- тельность в опре- делённой учебно- предметной обла- сти Деятельност- ная
Исследова-

тельский

проект
Доказатель- ство или опроверже- ние какой- либо гипоте- зы Результат иссле- дования, оформ- ленный установ- ленным спосо- бом Деятельность, связанная с экспе- риментировани- ем, логическими мыслительными операциями Мыслительная
Информаци-

онный проект
Сбор инфор- мации о ка- ком-либо объекте или явлении Статистические данные, ре- зультаты опро- сов обществен- ного мнения, обобщение вы- Деятельность, связанная со сбо- ром, проверкой, ранжированием информации из различных источ- Информацион- ная
сказываний раз- личных авторов по какому-либо вопросу ников; общение с людьми, как ис- точниками инфор- мации
Творческий

проект
Привлечение интереса пуб- лики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительно- го или декора- тивно-приклад- ного искусства, видеофильмы Творческая дея- тельность, связан- ная с получением обратной связи от публики Коммуникатив- ная
Игровой или

ролевой

проект
Предоставле- ние публике опыта участия в решении проблемы проекта Мероприятие (игра, состяза- ние, викторина, экскурсия и тому подобное) Деятельность, связанная с груп- повой коммуника- цией Коммуникатив- ная 3. Выполнить этапы работы над проектом: проблематика, целеполагание, планирова - ние, реализация плана, рефлексия, презентация.
Рекомендации по защите проекта
На защите проекта конкурсанты должны выступить с докладами (учитывается, что доклад − это образец монологической речи), представить устную защиту проекта с помо - щью презентации (Таблица 2.), ответить на проблемные вопросы по проекту жюри и участников Олимпиады (Таблица 3.). Таблица 2.
Компьютерная демонстрация

проекта в технологии слайд-шоу

Содержание

Количество

слайдов

Регламент

времени защи-

ты проекта
Конкурсная работа представляет- ся в виде мультимедийной пре- зентации, выполненной в про- грамме Power Point 2003 Текст, рисунки, схемы, фото, ви- део и т.д. 20-30 10-15 минут Таблица 3.
Выполнение правил

говорящего

Выполнение правил

работы с информацией

Способы формирования

умственных

действий
Логично строить речь Уметь слушать Выделять главное Ясно излагать мысли Уметь находить информацию Анализировать и синтези- ровать Правильно и красиво говорить и не терять «нити» разговора Уметь читать с соблюдением норм русского языка Классифицировать и обоб- щать Владеть интонацией Уметь конспектировать Логически мыслить
Уметь варьировать темп речи Уметь понимать Доказывать аргументиро- вать Владеть вниманием слушателей Уметь запоминать Проявлять творчество, ис- следовать
Перечень критериев оценивания проекта

1.
Постановка цели и обоснование проблемы проекта.
2.
Планирование путей её достижения.
3.
Глубина раскрытия темы проекта.
4.
Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
5.
Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
6.
Анализ хода работы, выводы и перспективы.
7.
Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
8.
Соответствие требованиям оформления письменной части.
9.
Качество проведения презентации.
10.
Качество проектного продукта.
Подведение итогов
Конкурсантам, занявших
I, II
и
III места
по результатам конкурса защиты проектов вручаются грамоты школы и памятные подарки.