Автор: Ефимова Надежда Ивановна Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово"
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Здоровьесбережение"
Занятие-конкурс
«Что я знаю о здоровье, здоровом образе жизни (ЗОЖ)?»
Автор – Ефимова Надежда Ивановна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово»
Цель занятия
– пропаганда знаний по проблеме здоровья, здорового
образа жизни.
Задачи:
проверить и оценить знания обучающихся по вопросам
здоровья;
способствовать развитию интереса к вопросам здоровья,
здорового образа жизни, осознанию его серьезности.
Оборудование: листы бумаги писчей, карточки-задания, песочные часы
Сценарий занятия – конкурса
«Что я знаю о здоровье, здоровом образе жизни?»
(45 минут)
1. Вступление (2 минуты)
7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. В Уставе Всемирной
организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного
физического, духовного и социального благополучия,
а не только отсутствие
болезней и физических дефектов».
Факторы, определяющие здоровье: 50% – образ жизни; 20% – экология;
20% – наследственность; 10% – медицинское обслуживание.
2. Конкурс «Что я знаю о здоровье?»
Представление членов жюри. Формирования команд. Выбор капитанов (5
минут).
I тур – Игра «Счастливый случай» (Продолжительность – 10 минут)
1. Вопросы по биологии и медицине (0–10 баллов).
2. «Заморочки» из бочки (по 5 баллов).
II тур – Игра «Звездный час» (Продолжительность – 10 минут)
1.
Составить из предложенных букв слова, имеющие отношение к
здоровью (по 1 баллу за слово).
2.
Из предложенных вариантов выбрать правильный ответ
(по 5 баллов).
III тур – Игра «Кроссворд» (Продолжительность – 10 минут)
1.
Составить кроссворд на тему: «Здоровый образ жизни»
(по 1 баллу за слово).
2.
Расшифровать аннограмму (5 баллов).
IV тур – Конкурс «Знатоков» (Продолжительность – 5 минут)
Определить (по описанию), о каком лекарственном растении идет речь
(по 5 баллов).
3. Подведение итога конкурса (3 минуты)
Приложение
I тур – Игра «Счастливый случай»
Задание №1. Вопросы по биологии
(Вариант № 1)
Напишите ответы на данные вопросы:
1. Как называется жидкая ткань организма человека?
2. Какой отдел мозга является центром координации движений?
3. Как называется жидкая часть крови?
4. Назовите оболочку, выстилающую легкие и стенки грудной клетки.
5. Назовите железу, вырабатывающую инсулин.
6. Что является насосом в человеческом организме?
7. Как называется сгусток крови, закупоривающий кровеносный сосуд?
8. Назовите орган слуха и равновесия.
9. Как называется массовое распространение заразной болезни?
10. Назовите красные кровяные тельца, одним словом.
Ответы: 1. Кровь. 2. Мозжечок. 3. Плазма. 4. Плевра.5.
Поджелудочная железа. 6. Сердце. 7. Тромб. 8. Ухо.
9. Эпидемия. 10. Эритроциты.
(Вариант № 2)
Напишите ответы на данные вопросы:
1. Как называется человек, дающий кровь для переливания или ткань для
подсадки?
2. Как называется железа, вырабатывающая гормон роста?
3. Какой человеческий орган можно сравнить с современным
фотоаппаратом?
4. Как называется самая крупная артерия человеческого тела?
5. Как называются легочные пузырьки на концах бронхиол?
6. Как называется вырабатываемая печенью желто-бурая или зеленоватая
жидкость?
7. Назовите отверстие в радужной оболочке глаза.
8. Система мероприятий по уничтожению заразных болезней, одним словом.
9. Как называются мельчайшие кровеносные сосуды?
10. Что является основной структурной единицей организмов?
Ответы: 1. Донор. 2. Гипофиз. 3. Глаз. 4. Аорта. 5. Альвеолы. 6.
Желчь. 7. Зрачок. 8. Дезинфекция. 9. Капилляры. 10.
Клетка.
Задание №2. «Заморочки» из бочки
1. Как называется разумное использование солнечных лучей, воды и
воздуха для повышения сопротивляемости организма внешним
факторам?
Ответ: Закаливание.
2.
Как называются химические вещества, образуемые
микроорганизмами, и обладающие способностью подавлять рост и
убивать других микробов?
Ответ: Антибиотики.
3.
Что ответил И.П. Павлов, когда его спросили о том, какая пища
полезнее всего?
Ответ: Та, которую человек ест с аппетитом.
4. Как называется умение человека удерживать свое тело в различных
положениях?
Ответ: Осанка.
II тур – Игра «Звездный час»
Задание №1
Составить из предложенных букв слова, имеющие отношение к здоровью,
здоровому образу жизни: ОМВУИАВНРТБСЗТЯКАДЕМЛЕВПИ
Примеры: белок, витамин, вода, диета, забота, завтрак, зарядка, обед,
полдник, салат, свекла, сон, суп, томат, тренировка.
Задание №2
1. Из предложенных вариантов выбрать правильный ответ:
Это вещество – важнейшая составная часть и основа всего живого, основа
жизни:
а) вода;
б) белок.
Ответ: белок.
2. Из предложенных вариантов выбрать правильный ответ:
Авитаминоз – это заболевание, которое развивается в результате:
а) недостатка в пище витаминов;
б) отсутствия в пище витаминов;
в) избытка витаминов в пище.
Ответ: отсутствия в пище витаминов.
III тур – Игра «Кроссворд»
Задание №1
Составить кроссворд на тему: «Здоровый образ жизни». Например:
П
IV тур – Конкурс «Знатоков»
Определить (по описанию), о каком лекарственном растении идет речь:
1.
Наиболее витаминное растение мира, занимает первое место по
содержанию аскорбиновой кислоты. Кроме того, содержит целый
комплекс других витаминов.
Ответ: Шиповник.
2.
Это старинное лекарственное средство, которое на Руси считали
«травой от девяноста девяти болезней». Имеет желтые цветки, а также
очень характерные продырявленные листья, что и легло в основу его
названия.
Ответ: Зверобой.
3.
Ценное поливитаминное средство. В научной медицине применяют в
качестве кровоостанавливающего средства. Молодые листья этого
растения съедобны и могут заменять в супах и борщах капусту. По
питательным свойствам не уступают бобовым.
Ответ: Крапива.
4.
Это растение имеет китайское название, в переводе – «корень жизни»,
«божественная трава». Самое активное и универсальное средство при
упадке сил, переутомлении, малокровии и т.д. Ему предписывают
способность продлять жизнь.
Ответ: Женьшень.
Литература:
1.
Колесов, Д.В. Биология: Человек. 8 класс.: учебник /Д.В.
Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2014. – 416с с: ил.