"Растения хищники и паразиты".

Автор: Ерокова Ильсияр Равгатовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 ж.-д. ст.Шентала
Населённый пункт: ст.Шентала, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Растения хищники и паразиты".
Дата публикации: 20.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 ж.-д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области
Разработка урока

Предмет: биология

Тема: Растения хищники и паразиты.

Составил: учитель Ерокова Ильсияр Равгатовна
Шентала 2016год

Тема: Растения хищники и паразиты.

Цель урока:
формирование знаний о взаимосвязи особенностей строения растений-хищников и растений-паразитов со способами питания.
Задачи:

- образовательные:
выявление понимания и степени прочности усвоения материала о воздушном и почвенном питании растений, дать представление о таких способах питания растений как хищничество и паразитизм, познакомить с некоторыми представителями растений хищников и паразитов, расширение словарного запаса биологических терминов;
-развивающие:
развитие умения анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, наблюдательности, речи, творческих способностей учащихся, умения ответить на поставленный вопрос, работать в коллективе;
-воспитательные:
воспитание интереса к природе родного края, формирование умения правильно организовывать свой труд, воспитание толерантности, ответственного отношения к своему здоровью.
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Форма урока:
комбинированный урок.
Методы обучения:
беседа, рассказ, биологический диктант, работа по карточкам, демонстрация слайдов, работа с учебником, заполнение таблицы, игра.
Оформление доски:
в центре записаны дата и тема урока, слева задачи, которые необходимо решить учащимся вместе с учителем на уроке. Задачи для учащихся на уроке: 1. Вспомнить биологические термины по теме «Почвенное и воздушное питание растений». 2.Вспомнить, как происходят почвенное и воздушное питание растений. 3.Вспомнить опыты по изученной теме.
4. Узнать об особенностях строения и питания растений хищников и паразитов. 5. Игра. 6. Задание на дом. 7. Подведение итогов.
Оборудование:
слайды , листы для записи выполненных заданий у учащихся на столах, карточки с заданиями, гербарный материал,материал для игры.
Структура урока:
1. Организация учащихся к занятиям. 2.Повторение и проверка знаний учащихся. 3.Изучение нового материала. 4.Закрепление изученного материала. 5. Задание на дом. 6.Подведение итогов.
Ход урока

1. Организация учащихся к занятиям.

Задача:
настроить учащихся на плодотворную работу.
Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Ребята, сядьте правильно, чтобы вам было удобно работать. Мы с вами на прошлом уроке узнали, как работает « зелёная фабрика» растений. Сегодня же мы узнаем о том, что растения могут питаться и необычными способами. Чтобы урок прошёл плодотворно, я предлагаю в качестве этапов урока использовать задачи, записанные на доске.
2. Повторение и проверка знаний учащихся.

(Все используемые методы контроля знаний знакомы учащимся)

Учитель:
Пишем биологический диктант, ответы записываем на листах, разложенных на ваших столах.
1) Биологический диктант.


Задача:
проверить знание биологических терминов по теме. Вопросы: А) Процесс получения организмами веществ и энергии называется ... . Б) Поглощение воды и растворённых минеральных веществ с помощью корня называют … питанием. В) Питание, осуществляемое с участием зелёных листьев, называется … . Г) Специальные щелевидные клеточные образования в кожице, через которые в лист поступает воздух, называются… . Д) Зелёный пигмент хлоропласта называется… . Е) Процесс образования в хлоропластах органических веществ из воды и углекислого газа на свету называется… . Ё) Совместное взаимно полезное существование двух организмов называется… .
2) Работа по карточкам.

Учитель:
Далее работаем индивидуально с карточками. Внимательно прочитайте, что вы должны делать. Найдите на листе для записи выполненных заданий номер вашего варианта. Понятно ли вам задание? Кто затрудняется, выполняет только часть А.
Задача:
выяснить знание процессов воздушного и почвенного питания, последовательности их протекания .
Задание. А)
Выписать номера предложений, характеризующих воздушное питание растений ( 1 вариант), почвенное питание растений (2 вариант). Б)Расположить их в последовательности протекания процессов в растении. 1. Вода с растворёнными минеральными солями поднимается по сосудам зоны проведения в стебель. 2. Через устьица кожицы в лист поступает воздух. 3. В хлоропластах на свету происходит фотосинтез. 4.Корневые волоски зоны всасывания берут из почвы воду с растворён- ными минеральными солями.
5.Из стебля вода и минеральные соли поступают в листья. 6.Растение использует для питания лишь углекислый газ.
3) Заполнение таблицы.

Учитель:
Заполняем индивидуально таблицу. Прочитайте задание. Понятно ли вам оно? Приступаем к работе.
Задача:
выяснить знания условий протекания фотосинтеза. Задание: Заполните таблицу, выписав правильный ответ (дан в скобках) из левой части таблицы в правую часть. фотосинтез Протекает ( во всех клетках, в клетках с хлоропластами) Вода и минеральные соли ( образуются, расходуются) Органические вещества ( образуются, расходуются) Кислород ( выделяется, поглощается) Энергия ( выделяется, поглощается)
4) Просмотр слайдов и определение назначения опыта.

Задача:
определить знания практического доказательства воздушного и почвенного питания растений.
Учитель:
Ребята, сейчас мы просмотрим слайды с изображением и описанием проводимых опытов. Вам необходимо в ваших листах в столбце
«Доказательство» поставить № слайда, который соответствует данному опыту, в столбце « Результат» написать, что получим в результате опыта. Кто затрудняется в ответе, может записать только номер слайда.
Описание слайдов.

№1

Опыт №1
Взять 2 полоски чёрной бумаги, прикрепить на одном уровне с верхней и нижней стороны листа герани. Через 7 дней лист срезать, снять бумагу и прокипятить в спирте. Спирт окрасился в зелёный цвет. Лист промыть водой, положить в чашку Петри и добавить раствор йода.


№2

Опыт №2
Взять растение бальзамина в цветочном горшке, срезать стебель, оставив пенёк, на него надеть резиновую трубку, обильно полить растение водой.
№3


Опыт №3
Сделать кольцевой срез на коре побега черёмухи, поставить побег в воду так, чтобы срез оказался под водой.
№4

Опыт №4
Взять побег бальзамина, поставить в воду, окрашенную красной тушью. Через несколько дней побег вынуть из воды, сделать поперечный срез стебля, приготовить микропрепарат и рассмотреть под микроскопом В конце повторения и проверки знаний учащиеся сдают выполненные задания.
3. Изучение нового материала.

1) Показ слайда с изображением росянки.

Задача:
развивать наблюдательность.
Учитель:
Итак, ребята, мы узнали, что растения имеют два способа питания: воздушное и почвенное. Но некоторые из них могут иметь и не совсем обычный для растений способ питания. Обратите внимание на изображение на слайде. Это росянка. Что необычного вы можете отметить в её внешнем строении? (Учащиеся делают предположения, описывают внешний вид растения.)
2) Рассказ учителя о росянке.
а) Внешнее строение (обобщение сказанного учащимися, дополнение). б) Привлечение насекомых и их переваривание. в) Место обитания.

3) Беседа
.
Задача
: развивать умение отвечать на поставленный вопрос, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Вопросы для беседы:
1.Почему растение названо росянкой? 2.Можно ли назвать росянку хищником? Почему? 3. Как вы думаете, может ли это растение фотосинтезировать и поглощать из почвы воду и минеральные соли? Ответ обоснуйте. 4. Следовательно, будет ли питание росянки насекомыми основным или дополнительным? 5. Как вы считаете, с чем связан такой необычный способ питания росянки?
Учитель:
А вот какие ещё растения-хищники встречаются в природе, и как они ловят животных, мы узнаем, прочитав текст учебника.
4) Работа с учебником.

Задача:
продолжить формирование умения работать с текстом учебника, составлять краткий пересказ, развитие речи.
Учитель:
Ребята, откройте учебники на странице 66, вместе вслух прочитаем второй абзац. (Кто-то один из учащихся читает вслух). Задание: Расскажите, о каких растениях-хищниках вы узнали? Какие приспособления они имеют для ловли животных? ( Краткий пересказ учащимся прочитанного в учебнике абзаца).
Учитель:
Значит, среди растений, как и среди животных, также есть хищники. Ребята, обратите внимание на тему урока. Она предполагает, что среди растений есть и паразиты. Обратимся вновь к учебнику. Откройте страницу 68. Прочитаем, кто же такие паразиты. ( Ученик читает вслух первое предложение первого абзаца). Теперь познакомимся с растением- паразитом. ( Ученик читает вслух второй абзац о раффлезии).
Вопросы :1 Как вы думаете, какой орган должен отсутствовать у этого растения? Ответ обоснуйте. 2.В связи с чем мог появиться такой способ питания? 3. Является ли паразитизм основным способом питания раффлезии или дополнительным, как хищничество у росянки? Почему?
Учитель:
Ребята, не только в тропических лесах есть растения- паразиты, но они встречаются и в нашей местности. ( Рассказ о повилике, показ гербарного материала). А сейчас немного поиграем.
4. Закрепление изученного материала.

Задача
: первичное закрепление изученного материала, активизация мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся
Игра «Шесть шляп».

Описание игры.
Класс делится на шесть команд. В каждой команде есть сильные и более слабые учащиеся. Командам предлагается выбрать шляпу какого-либо цвета из шести, прикреплённых на доске. На оборотной стороне шляпы задание, которое выполняет команда, отвечать может только один человек из каждой команды. Цвета шляп и задания. Белый - факты, цифры, информация Красный - эмоции Чёрный – осторожность Жёлтый – преимущество, выгода Зелёный – идеи Синий - итог Команда, выбравшая белую шляпу, приводит факты наличия в природе растений- хищников и растений-паразитов, даёт о них краткую информацию. Команда, выбравшая чёрную шляпу, предупреждает, кто и почему должен быть осторожным с изученными на уроке растениями. Команда, выбравшая жёлтую шляпу, показывает выгодное положение этих растений.
Команда, выбравшая красную шляпу, высказывает свои положительные или отрицательные эмоции, связанные с растениями-хищниками и растениями- паразитами. Команда, выбравшая зелёную шляпу, предлагает свои идеи, как можно использовать знания об этих растениях. Команда, выбравшая синюю шляпу, подводит итог всему сказанному.
Учитель:
Ребята, каждая команда выбрала себе шляпу, ответы должны быть краткими и по теме, изученной нами на уроке. Так как вы уже умеете играть в эту игру, на обдумывание ответа даётся две минуты. ( Ответы учащихся)
5. Задание на дом.
Работа по карточкам
6. Подведение итогов
. 1)Оценивание работы наиболее активных учащихся. Отметки за письменные работы выставляются после проверки работ. 2) Рефлексия. Было ли вам интересно на уроке?
Приложение 1.
Лист для записи выполненных заданий.
Ф.И. ученика_______________________________ Вариант_1__
Задание №1( биологический диктант)

А_________________________Б___________________________
В_________________________Г____________________________ Д_________________________Е____________________________ Ё_________________________
Задание №2

Задание №3 (Выполняется на карточке)
Задание №4 Доказательство № слайда Результат Движение воды и минеральных солей по стеблю к листьям Образование крахмала в листьях на свету Наличие корневого давления, двигающего воду по корням в стебель Движение органических веществ от листьев по стеблю
Приложение 2. Карточка с домашним заданием. Ответьте письменно на вопросы, пользуясь текстом учебника. 1. Недостаток чего привёл к появлению растений хищников? 2. Какие особенности появились в строении растений хищников? 3. Какие сходства с животными наблюдаются у растений хищников? 4.Является ли данный способ питания основным? 5. Приведите примеры растений хищников. 6. Какова причина появления растений паразитов? 7. Какие органы у них отсутствуют, а какие появились в связи с особенностями питания? 8. Является ли способ питания растений паразитов основным? 9. Приведите примеры растений паразитов.