Автор: Ерокова Ильсияр Равгатовна Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 ж.-д. ст.Шентала
Населённый пункт: ст.Шентала, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Растения хищники и паразиты".
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской
области средняя общеобразовательная школа №2 ж.-д. ст. Шентала
муниципального района Шенталинский Самарской области
Разработка урока
Цель урока: формирование знаний о взаимосвязи особенностей строения
растений-хищников и растений-паразитов со способами питания.
Задачи:
- образовательные: выявление понимания и степени прочности
усвоения материала о воздушном и почвенном питании растений, дать
представление о таких способах питания растений как хищничество и
паразитизм, познакомить с некоторыми представителями растений хищников
и паразитов, расширение словарного запаса биологических терминов;
-развивающие: развитие умения анализировать, устанавливать причинно-
следственные связи, наблюдательности, речи, творческих способностей
учащихся, умения ответить на поставленный вопрос, работать в коллективе;
-воспитательные: воспитание интереса к природе родного края,
формирование умения правильно организовывать свой труд, воспитание
толерантности, ответственного отношения к своему здоровью.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок.
Методы обучения:
беседа, рассказ, биологический диктант, работа по
карточкам, демонстрация слайдов, работа с учебником, заполнение таблицы,
игра.
Оформление доски: в центре записаны дата и тема урока, слева задачи,
которые необходимо решить учащимся вместе с учителем на уроке.
Задачи для учащихся на уроке:
1. Вспомнить биологические термины по теме «Почвенное и воздушное
питание растений».
2.Вспомнить, как происходят почвенное и воздушное питание растений.
3.Вспомнить опыты по изученной теме.
4. Узнать об особенностях строения и питания растений хищников и
паразитов.
5. Игра.
6. Задание на дом.
7. Подведение итогов.
Оборудование: слайды , листы для записи выполненных заданий у учащихся
на столах, карточки с заданиями, гербарный материал,материал для игры.
Структура урока:
1. Организация учащихся к занятиям.
2.Повторение и проверка знаний учащихся.
3.Изучение нового материала.
4.Закрепление изученного материала.
5. Задание на дом.
6.Подведение итогов.
Ход урока
1. Организация учащихся к занятиям.
Задача: настроить учащихся на плодотворную работу.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Ребята, сядьте
правильно, чтобы вам было удобно работать. Мы с вами на прошлом уроке
узнали, как работает « зелёная фабрика» растений. Сегодня же мы узнаем о
том, что растения могут питаться и необычными способами. Чтобы урок
прошёл плодотворно, я предлагаю в качестве этапов урока использовать
задачи, записанные на доске.
2. Повторение и проверка знаний учащихся.
(Все используемые методы контроля знаний знакомы учащимся)
Учитель: Пишем биологический диктант, ответы записываем на листах,
разложенных на ваших столах.
1) Биологический диктант.
Задача: проверить знание биологических терминов по теме.
Вопросы:
А) Процесс получения организмами веществ и энергии называется ... .
Б) Поглощение воды и растворённых минеральных веществ с помощью
корня называют … питанием.
В) Питание, осуществляемое с участием зелёных листьев, называется … .
Г) Специальные щелевидные клеточные образования в кожице, через которые
в лист поступает воздух, называются… .
Д) Зелёный пигмент хлоропласта называется… .
Е) Процесс образования в хлоропластах органических веществ из воды и
углекислого газа на свету называется… .
Ё) Совместное взаимно полезное существование двух организмов
называется… .
2) Работа по карточкам.
Учитель: Далее работаем индивидуально с карточками. Внимательно
прочитайте, что вы должны делать. Найдите на листе для записи
выполненных заданий номер вашего варианта. Понятно ли вам задание? Кто
затрудняется, выполняет только часть А.
Задача: выяснить знание процессов воздушного и почвенного питания,
последовательности их протекания
.
Задание. А) Выписать номера предложений, характеризующих воздушное
питание растений ( 1 вариант), почвенное питание растений (2 вариант).
Б)Расположить их в последовательности протекания процессов в растении.
1.
Вода с растворёнными минеральными солями поднимается по сосудам
зоны проведения в стебель.
2.
Через устьица кожицы в лист поступает воздух.
3. В хлоропластах на свету происходит фотосинтез.
4.Корневые волоски зоны всасывания берут из почвы воду с растворён-
ными минеральными солями.
5.Из стебля вода и минеральные соли поступают в листья.
6.Растение использует для питания лишь углекислый газ.
3) Заполнение таблицы.
Учитель: Заполняем индивидуально таблицу. Прочитайте задание. Понятно
ли вам оно? Приступаем к работе.
Задача:
выяснить знания условий протекания фотосинтеза.
Задание: Заполните таблицу, выписав правильный ответ (дан в скобках) из
левой части таблицы в правую часть.
фотосинтез
Протекает ( во всех клетках, в
клетках с хлоропластами)
Вода и минеральные соли
( образуются, расходуются)
Органические вещества
( образуются, расходуются)
Кислород ( выделяется,
поглощается)
Энергия ( выделяется, поглощается)
4) Просмотр слайдов и определение назначения опыта.
Задача: определить знания практического доказательства воздушного и
почвенного питания растений.
Учитель: Ребята, сейчас мы просмотрим слайды с изображением и
описанием проводимых опытов. Вам необходимо в ваших листах в столбце
«Доказательство» поставить № слайда, который соответствует данному
опыту, в столбце « Результат» написать, что получим в результате опыта. Кто
затрудняется в ответе, может записать только номер слайда.
Описание слайдов.
№1
Опыт №1
Взять 2 полоски чёрной бумаги,
прикрепить на одном уровне с
верхней и нижней стороны листа
герани. Через 7 дней лист срезать,
снять бумагу и прокипятить в
спирте. Спирт окрасился в зелёный
цвет. Лист промыть водой, положить
в чашку Петри и добавить раствор
йода.
№2
Опыт №2
Взять растение бальзамина в
цветочном горшке, срезать стебель,
оставив пенёк, на него надеть
резиновую трубку, обильно полить
растение водой.
№3
Опыт №3
Сделать кольцевой срез на коре
побега черёмухи, поставить побег в
воду так, чтобы срез оказался под
водой.
№4
Опыт №4
Взять побег бальзамина, поставить в
воду, окрашенную красной тушью.
Через несколько дней побег вынуть
из воды, сделать поперечный срез
стебля, приготовить микропрепарат
и рассмотреть под микроскопом
В конце повторения и проверки знаний учащиеся сдают выполненные
задания.
3. Изучение нового материала.
1) Показ слайда с изображением росянки.
Задача: развивать наблюдательность.
Учитель: Итак, ребята, мы узнали, что растения имеют два способа питания:
воздушное и почвенное. Но некоторые из них могут иметь и не совсем
обычный для растений способ питания. Обратите внимание на изображение
на слайде. Это росянка. Что необычного вы можете отметить в её внешнем
строении?
(Учащиеся делают предположения, описывают внешний вид растения.)
2) Рассказ учителя о росянке. а) Внешнее строение (обобщение сказанного
учащимися, дополнение).
б) Привлечение насекомых и их переваривание.
в) Место обитания.
3) Беседа .
Задача : развивать умение отвечать на поставленный вопрос, анализировать,
устанавливать причинно-следственные связи.
Вопросы для беседы:
1.Почему растение названо росянкой?
2.Можно ли назвать росянку хищником? Почему?
3. Как вы думаете, может ли это растение фотосинтезировать и
поглощать из почвы воду и минеральные соли? Ответ обоснуйте.
4. Следовательно, будет ли питание росянки насекомыми основным
или дополнительным?
5. Как вы считаете, с чем связан такой необычный способ питания
росянки?
Учитель: А вот какие ещё растения-хищники встречаются в природе, и как
они ловят животных, мы узнаем, прочитав текст учебника.
4) Работа с учебником.
Задача: продолжить формирование умения работать с текстом учебника,
составлять краткий пересказ, развитие речи.
Учитель: Ребята, откройте учебники на странице 66, вместе вслух прочитаем
второй абзац. (Кто-то один из учащихся читает вслух).
Задание: Расскажите, о каких растениях-хищниках вы узнали? Какие
приспособления они имеют для ловли животных?
( Краткий пересказ учащимся прочитанного в учебнике абзаца).
Учитель: Значит, среди растений, как и среди животных, также есть
хищники. Ребята, обратите внимание на тему урока. Она предполагает, что
среди растений есть и паразиты. Обратимся вновь к учебнику. Откройте
страницу 68. Прочитаем, кто же такие паразиты. ( Ученик читает вслух
первое предложение первого абзаца). Теперь познакомимся с растением-
паразитом. ( Ученик читает вслух второй абзац о раффлезии).
Вопросы :1 Как вы думаете, какой орган должен отсутствовать у этого
растения? Ответ обоснуйте.
2.В связи с чем мог появиться такой способ питания?
3. Является ли паразитизм основным способом питания раффлезии
или дополнительным, как хищничество у росянки? Почему?
Учитель: Ребята, не только в тропических лесах есть растения- паразиты, но
они встречаются и в нашей местности. ( Рассказ о повилике, показ гербарного
материала). А сейчас немного поиграем.
4. Закрепление изученного материала.
Задача : первичное закрепление изученного материала, активизация
мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся
Игра «Шесть шляп».
Описание игры. Класс делится на шесть команд. В каждой команде есть
сильные и более слабые учащиеся. Командам предлагается выбрать шляпу
какого-либо цвета из шести, прикреплённых на доске. На оборотной стороне
шляпы задание, которое выполняет команда, отвечать может только один
человек из каждой команды.
Цвета шляп и задания.
Белый - факты, цифры, информация
Красный - эмоции
Чёрный – осторожность
Жёлтый – преимущество, выгода
Зелёный – идеи
Синий - итог
Команда, выбравшая белую шляпу, приводит факты наличия в природе
растений- хищников и растений-паразитов, даёт о них краткую информацию.
Команда, выбравшая чёрную шляпу, предупреждает, кто и почему должен
быть осторожным с изученными на уроке растениями.
Команда, выбравшая жёлтую шляпу, показывает выгодное положение этих
растений.
Команда, выбравшая красную шляпу, высказывает свои положительные или
отрицательные эмоции, связанные с растениями-хищниками и растениями-
паразитами.
Команда, выбравшая зелёную шляпу, предлагает свои идеи, как можно
использовать знания об этих растениях.
Команда, выбравшая синюю шляпу, подводит итог всему сказанному.
Учитель: Ребята, каждая команда выбрала себе шляпу, ответы должны быть
краткими и по теме, изученной нами на уроке. Так как вы уже умеете играть в
эту игру, на обдумывание ответа даётся две минуты.
( Ответы учащихся)
5. Задание на дом. Работа по карточкам
6. Подведение итогов . 1)Оценивание работы наиболее активных учащихся.
Отметки за письменные работы выставляются после проверки работ.
2) Рефлексия. Было ли вам интересно на уроке?
Приложение 1.
Лист для записи выполненных заданий.
Ф.И. ученика_______________________________
Вариант_1__
Задание №1( биологический диктант)
Задание №3 (Выполняется на карточке)
Задание №4
Доказательство
№ слайда
Результат
Движение воды и минеральных
солей по стеблю к листьям
Образование крахмала в листьях на
свету
Наличие корневого давления,
двигающего воду по корням в
стебель
Движение органических веществ
от листьев по стеблю
Приложение 2.
Карточка с домашним заданием.
Ответьте письменно на вопросы, пользуясь текстом учебника.
1. Недостаток чего привёл к появлению растений хищников?
2. Какие особенности появились в строении растений хищников?
3. Какие сходства с животными наблюдаются у растений хищников?
4.Является ли данный способ питания основным?
5. Приведите примеры растений хищников.
6. Какова причина появления растений паразитов?
7. Какие органы у них отсутствуют, а какие появились в связи с
особенностями питания?
8. Является ли способ питания растений паразитов основным?
9. Приведите примеры растений паразитов.