Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина "Рожь"

Автор: Чилигина Ландыш Исламгарейовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 ж.-д.ст.Шентала
Населённый пункт: ст.Шентала, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина "Рожь"
Дата публикации: 20.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 ж.-д.ст.Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области
Конспект

урока русского языка в 5 классе

Тема урока

Подготовка к сочинению

по картине И.И. Шишкина «Рожь»
Учитель: Чилигина Ландыш Исламгарейовна
Шентала, 2016 Урок развития речи в 5 классе
Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «Рожь»

Цели:
обучение словесному описанию картины; эстетическое воспитание учащихся; привитие любви к родной природе.
Оборудование:
портрет И.И. Шишкина, репродукции картин Шишкина «Рожь», «Лесная глушь», «Сныть трава», «Корабельная роща» и др. Звукозапись: В. Калинников, симфония №1 часть 1., компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Ход урока:

Эпиграф урока на доске:
Все рожь, кругом, как степь живая, Ни замков, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор. (Н.А. Некрасов)
1. Организационный момент . (1 мин.) Вступительная беседа.
Сообщение темы и целей урока.
2. Работа над новым материалом. (30 мин.)
Уроженец Елабуги – маленького уездного городка на берегу Камы, Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898) детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии. Он рано пристрастился к рисованию и стремился запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей. (портрет И.И.Шишкина, фотографии представлены на интерактивной доске) - Что означает слово «пейзаж»? (Работа со словарем) Пейзаж – 1. общий вид какой-нибудь местности; 2. рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 году юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи и ваяния. Здесь он подружился с молодыми художниками В.Перовым, К.Маковским, И.Прянишниковым. В 1860 г. Шишкин , окончив Академию Художеств, получает большую золотую медаль и право на заграничную
командировку. В 1873 г он становится профессором Академии художеств. В 1894-1895 гг Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии. Шишкин – мастер изображения картин природы.
Физминутка: упражнения для глаз
- Сегодня мы познакомимся с одним из лучших произведений Шишкина «Рожь». Перед Вами репродукция картины.(репродукция картины представлена на интерактивной доске) - Что означает слово «репродукция»? Репродукция – 1) воспроизведение картин, рисунков, путем фотографии, клише; 2) картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом. - Где хранят подлинники ( эта картина хранится в Государственной Третьяковской галерее). Это полотно знаменует пору творческой зрелости художника. В.Стасов называл его картины «пейзажами для богатырей» - именно ко «Ржи» такие слова подходят более чем к любому иному произведению. Все в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Шишкин избирает здесь, как и во множестве других пейзажей, - время дня – полдень. Полуденный пейзаж – это образ России. «Рожь» - идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу. Покой и постоянство претворяются в четкой композиции.
Анализ картины
В ходе беседы, готовясь к предстоящему сочинению, составляем краткий план, записываем рабочие материалы, подбираем контекстные синонимы.
1. Желтеющее море ржи
- Какое впечатление производит на Вас картина? - Определите объект изображения. (На картине изображена золотистая рожь. Поле-пашня-нива). Вспомните стихи о ржаном поле (Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой») - Какие строки подойдут для описания картины? («Золотые переливы», «над безбрежной жатвой хлеба», «жаркая нива»). - Что можно сказать о колосьях? (Наклонились к земле золотые, спелые, тучные. Легкое дуновение ветерка. Колышется – волнуется). - Какие цветы растут во ржи ? (Васильки, ромашки и др. Полевые, родные простые). - Опишите дорогу.(Она заросла травой, убегает вдаль).

2. Огромные сосны среди ржи
- Расскажите о соснах. (как грозные часовые, поднимаются сосны. Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Сосны – богатыри. Темные, стойкие, мощные, могучие).
3. Как хорошо в поле!
- О каких еще впечатлениях мы расскажем? (Голубое небо, скользят облака. Высокое , светлое. Легкие, воздушные. Приятно пахнет зерном). -Почему мы чувствуем, что перед нами не дикая природа? (Рожь – дело рук человека. Яркие платки крестьянок). - Можем ли мы определить место России, где написана картина? (Это образ Родины). Шишкин написал на обратной стороне эскиза одного из своих пейзажей: «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать. Русское богатство». - Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину? Какие произведения русских композиторов (поэтов, писателей) вспоминаются вам? - Прослушиваем фрагмент симфонии № 1 русского композитора Х!Х в. В.С.Калинникова. Эта мелодия созвучна картине Шишкина, также воспевает широту, простор родной природы.
3.Заключение (7 мин.)
(Учитель декламирует стихотворения русских поэтов о природе) И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной… Срок настанет – господь сына блудного спросит: « Был ли счастлив ты в жизни земной?» И забуду я все - вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав – И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. (1918 г.) (Бунин И. « И цветы, и шмели, и трава, и колосья…») Зреет рожь над жаркой нивой, Робко месяц смотрит в очи, И от нивы и до нивы Изумлен, что день не минул, Гонит ветер прихотливый Но широко в область ночи Золотые переливы. День объятия раскинул. Над безбрежной жатвой хлеба Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око. («Зреет рожь над жаркой нивой», А.Фет).

4. Итог урока. (2 мин.)
Домашнее задание: написать сочинение по картине И.И. Шишкина «Рожь».