Напоминание

"Культура как способ регулирования межнациональных отношений на Северном Кавказе"

Автор: Кушта Евгения Сергеевна
Должность: преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ПТТТиС
Населённый пункт: г.Пятигорск Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Культура как способ регулирования межнациональных отношений на Северном Кавказе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Культура как способ регулирования

межнациональных отношений на Северном Кавказе.
Кушта Е.С., преподаватель ГБПОУ ПТТТиС Исторически сложилось так, что Россия является многонациональной страной. Все мы, какой бы национальности мы не были, мы все россияне. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире, многие страны отказались от политики мультикультурности. расписавшись в своей несостоятельности понять и принять культуру других народов. В России сложилась совершенно иная ситуация - в стране проживает огромное количество национальностей. При общей численности россиян в 145, 2 млн. человек, этнически русскими себя назвали 1 15, 87 млн. человек, что говорит о наличии почти 30 миллионного нерусского населения, включающего титульные национальности, коренные малые народы, этнические и религиозные меньшинства. Из них около 40 имеют «собственные» национально- территориальные образования в лице национальных республик, округов и областей. Россия - это симфония народов. Северный Кавказ неотъемлемая часть Российской Федерации и для того, чтобы сохранить единство и территориальную целостность России, мы должны идти по пути развития мультикультуризма и культурного взаимодействия народов. Для нашей страны характерен мультикультуризм. но в рамках толерантности, то есть, признание культурной и религиозной самобытности других народов. Многие понятия, имеющие глубокий смысл, в современном обществе теряют своё значение - такие как «дружба», «лояльность», «общая история», а это ставит под сомнения сами основы совместного сосуществования семьи российских народов. Поиск точек соприкосновения должен происходить на основе культуры. Кризис науки, образования и культуры приводит к разобщению общества, потере нравственных идеалов и ценностей. Сохраняя духовное единство на основе патриотизма, непоколебимую веру в собственные силы и могущество, достоинство и ценности, без чего на национальной российской истории можно поставить крест. Важнейшая задача национальной политики страны - предотвращение или трансформация конфликтов из насильственных форм в конституционные, переговорные рамки, снижение уровня агрессивности, недопущение открытых столкновений и человеческих жертв. В сохранении единства Северного Кавказа и принадлежности его к Российской Федерации необходимо проведение специфической политики.
Прежде всего, потому, что Северный Кавказ в лице подавляющей части всего населения. является устойчиво «пророссийский» - 90% - 95% представителей всех его национальных сообществ, включая чеченское, понимают, что нахождение в составе Российской Федерации – наилучший (из реально существующих) вариант исторического развития республик в современном мире. Причина минимальной популярности самостоятельной государственности, не только хорошо осознаваемый национальными сообществами своей зависимости от комплексной помощи федерального центра. При всей формализации формулировки «дружная семья российских народов», в нем по-прежнему заключено живое содержание - реально идущие процессы социокультурной, языковой; в известном смысле и социоментальной адаптации народов Северного Кавказа с условиями функционирования в составе Российской Федерации. Данная пророссийскость северокавказских национальных сообществ, их «заинтересованность» в своём российском статусе, своём месте в кругу российских народов предполагает и известную внутреннюю готовность к социокультурным компромиссам. А это потенциальный залог успешности комплексной интеграции Северного Кавказа в Российской Федерации: притом, что очень многие рамки социальной практики республиканских обществ, свидетельствуют против – этого. Культура в любом обществе - это связующее звено между индивидами и жизнью, и чем качественнее культура, тем крепче эта связь. Общество, изолированное от мирового культурного наследия, лишено возможности накапливать опыт собственного цивилизованного развития и обречено на культурную деградацию. Симбиоз культур и традиций является концентрацией духовного опыта разных народов и способствует развитию общества. Любая этнокультура впитывает в себя различные элементы культуры других народов, а современные средства информации и коммуникации способствуют этим процессам. Северный Кавказ - регион сложный и в языковых, и в этнических, и религиозных отношениях. Здесь на сравнительно небольшой территории издавна бок о бок проживают народы, отличающиеся друг от друга особенностями хозяйства, быта, традициями, повседневной жизнью. Наука, культура и образование - вот главный социальный институт, который обладает духовно - нравственным потенциалом, способным положительно повлиять на формирование культуры межэтнического общения. Нужно попытаться найти творческий подход
к
выходу из сложной ситуации. Ведь взаимообмен талантливыми людьми, культурными ценностями, новыми идеями, технологиями, в отдельных регионах происходят быстрее, чем в рамках государства или цивилизации.
Работа всех структур обучения, воспитания и образования, должна быть направлена на формирование толерантного сознания у подрастающего поколения, уважающего свою Родину, культуру и традиции населяющих ее народов. Для этого необходимо в рамках образовательных программ разрабатывать циклы, направленные на изучение культуры других этносов. На начальном этапе образования это может быть инициатива обучающихся и преподавателей, затем эти процессы межнационального общения в рамках
культуры
должны стать управляемым процессом, в котором будут участвовать все
элементы
общества. Например: • Введение
курсов
лекций по национально-региональному компоненту, предоставляющих определённую систему знаний, обеспечивающих развитие этнической толерантности. • Проведение педагогом занятий, на которых можно реализовать потенциал межэтнического взаимодействия
обучающихся.
• Проведение Дней
национальной культуры.

Курсы
межнационального общения (для обучающихся и преподавателей) • Проведение
конкурсов
национальных блюд. • Знакомство с произведениями национальной культуры. • На базе Центра профессиональных квалификаций возможно проведение всех вышеперечисленных мероприятий, где на практике произойдет соприкосновение культур, традиций и взглядов студентов. Именно благодаря
профессиональному
взаимодействию они смогут выработать и закрепить основные аспекты толерантной личности, которая будет жить и работать в современном обществе. Центр профессиональных квалификаций, станет той основой, на которой будет расти личность не только профессионально, оттачивая мастерство, но и духовно, постоянно взаимодействуя с людьми разных национальностей, профессий и взглядов. Вопросы толерантности поднимаются во внеурочной работе: проведение открытых классных часов по теме «Формирование толерантности в условиях профподготовки в Пятигорском техникуме торговли, технологий и сервиса»; проходят беседы, в форме диспутов «Что такое толерантность?», «Толерантность. Учимся взаимодействовать с окружающими», в ходе которых обучающиеся знакомятся с основными чертами, толерантной и интолерантной личности, учатся адекватно оценивать себя и других людей. Чтобы сохранить Северный Кавказ в прежних границах и в составе Российской Федерации, необходимо уделять внимание развитию культуры межнациональных отношений у подростков. Формирование у них фундаментальных ценностей, уважение к культурным особенностям других этнических групп, готовности к межэтническим контактам. И, конечно
же, без государственной власти, с помощью которой будут налаживаться отношения между этносами, не обойтись. И все мы должны помнить и знать, что единая Россия - это сильная Россия.
Библиографический список.
1. Х.Г. Адзиев. Гасанов Н.Н. Национальная политика Республики Дагестан: опыт, проблемы. //Социально - гуманитарное знание 2010, №3. 2. Ф.В. Димаева. О традиционной и современной
культуре
чеченцев. // Научная мысль Кавказа. 2010, №4 Куда идёт российская культура? (материалы
«круглого
стола») // Вопросы философии. 2010, №9 3. Л.Р. Низамова. Российские и западные трактовки мультикулыуризма. // Социс. 2009, №10. М.Е ; ;. Соболева. О возможности диалога между
культурами.
// Е^опросы философии. 2009. №3. 4. С.Я. Сущий. Народы Северного Кавказа и проблема
формирования
российской гражданской нации. // Научная мысль Кавказа 2010, №3. 5. С.И. Худяков. Культура как фактор консолидации народов России. //Социально гуманитарное знание. 2008. №6.