Напоминание

"Рабочая программа для учителей работающих в 5 классах ФГОС".

Автор: Цыганкова Элла Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Будённовск, Ставропольский край
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Рабочая программа для учителей работающих в 5 классах ФГОС".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Рабочая программа 5 класс

Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету "Технология" для учащихся 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644) — для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования; - Положением о рабочих программ педагога, реализующих ФГОС второго поколения; -Положением о рабочих программах. Рабочая программа разработана с учётом программы по учебному предмету "Технология"5 – 8 классы, под редакцией Н.В.Синица., П.С.Самородский М.: «Вентана – Граф»,2015 года и ориентирована на использование учебника "Технология" (универсальная линия) для 5 класса под редакцией Н.В.Синица, П.С.Самородский М.: «Вентана – Граф», 2015 г , который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).
Цель курса :
 формирование представлений о технологической культуре производства;  развитие культуры труда подрастающих поколений;  становление системы технических и технологических знаний и умений;  воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Задачи курса:
 сформировать у учащихся необходи мые в повседневной жизни базовые приемы ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;  овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;  научить применять в практической деятельн ости знания, полученные при изучении основ наук.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что обучению учащихся технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Предмет "Технология" предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям: ■ культура, эргономика и эстетика труда; ■ получение, обработка, хранение и использование техни ческой и технологической информации; ■ основы черчения, графики и дизайна; ■ влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; ■ творческая, проектно-исследовательская деятельность; ■ история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии; ■ распространённые технологии современного производства. В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:

• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией; • с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства; • с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями; • с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда; • с производительностью труда; реализацией продукции; • с экологичностью технологий производства; • с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий); • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности; • навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера; • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды; • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов; • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений; • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда; • навыками организации рабочего места. Особенность построения курса состоит в том, что основной формой обучения является учебно-практическая деятельность. Все разделы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические работы для освоения необходимого минимума теоретического материала. На выполнение практических работ отводится 75 % учебного времени соответствующей программы.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану школы на изучение предмета "Технология" в 5 классе отводится в объёме 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Личностные, метапредметные
,
предметные результаты
Изучение технологии в 5 классе направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
К важнейшим личностными результатами
изучение предмета «Технология» в 5 классе , относятся:  проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;  выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
 развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;  овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;  самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;  становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;  планирование образовательной и профессиональной карьеры;  осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;  бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;  готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;  проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;  самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере обслуживающего труда.
К важнейшим метапредметным результатам
изучения предмета «Технология, относятся: – планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; – определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. – комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; – проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; – мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; – самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; – виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов; – приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; – выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; – выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; – использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость; – согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; – объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; – оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; – диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям. – обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; – соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства; – соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
К важнейшим предметными результатами
изучения предмета «Технология», относятся: 1. В познавательной сфере:  рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;  оценка технологических свойств материалов и областей их применения;  ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;  владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;  классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;  распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;  владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;  применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;  владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;  применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. 2. В трудовой сфере:  планирование технологического процесса и процесса труда;  подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;  проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;  подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;  проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;  выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;  соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;  соблюдение трудовой и технологической дисциплины;  обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;  выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;  подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;  контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
 выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;  документирование результатов труда и проектной деятельности;  расчет себестоимости продукта труда;  экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг. 3. В мотивационной сфере:  оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;  оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;  выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;  выраженная готовность к труду в сфере материального производства;  согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;  осознание ответственности за качество результатов труда;  наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;  стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. 4. В эстетической сфере:  дизайнерское проектирование технического изделия;  моделирование художественного оформления объекта труда;  разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;  эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;  опрятное содержание рабочей одежды. 5. В коммуникативной сфере:  формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;  выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;  оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;  публичная презентация и защита проекта технического изделия;  разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;  потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы. 6. В психофизической сфере  развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;  достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;  соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;  сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Содержание программы

Раздел I «Технологии домашнего хозяйства»


Тема 1. Интерьер жилого дома
Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические. Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребно стей семьи и санитарно- гигиенических требований. Планиров ка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Варианты пла нировки кухни: линейная, параллельная, угловая, П-образная. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерь ере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Проектирование кухни на компьютере. Лабораторно-практические и практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне. Про ектирование кухни на компьютере.
Раздел II «Электротехника»

Тема 1. Бытовые электроприборы
Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электропри боров
на
кухне: бытового холодильника, микроволновой печи . Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение принципа действия и правил эксплуатации бытового холодильника и микроволновой печи.
Раздел III «Технологии обработки конструкционных материалов»

Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения. Рабочее место обучающегося. Сто лярный или универсальный верстак. Ручные инструменты и приспособления. Планирование создания изделий. Технологический процесс, технологические операции. По нятия «заготовка», «деталь», «изделие». Технологическая и маршрутная карты. Графическое изображение изделия: технический рисунок, эскиз, чертёж. Разметка плоского изделия на заготовке. Разметочные и из мерительные инструменты, шаблон. Применение компьютера для разработки графической документации. Древесина как конструкционный материал. Пиломатериалы. Конструкционные древесные материалы. Основные технологические операции и приёмы ручной об работки древесины и древесных материалов; особенности их выполнения: пиление, строгание, сверление. Сборка деталей изделия: гвоздями, шурупами, склеиванием. Зачистка и лакирование деревянных поверхностей. Правила безопасного труда. Лабораторно-практические и практические работы. Организация рабочего места для столярных работ. Чтение графического изображения изделия. Разметка плоского изделия. Определение пород древесины. Характеристика пиломате риалов и древесных материалов. Выполнение рациональных и безопасных приёмов работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении. Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами, склеиванием. Использование ручных инструментов и приспособлений с соблюдением правил безопасной работы.

Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных

материалов
Теоретические сведения. Рабочее место для ручной обра ботки металлов и искусственных материалов (пластмасс). Тон кие металлические листы, проволока и искусственные конструкционные материалы. Основные технологические операции и приёмы ручной об работки металлов (правка, резание, зачистка, гибка) и искусственных материалов. Соединение тонких металлических листов фальцевым швом и заклёпками. Правила безопасной работы. Лабораторно-практические и практические работы. Оборудование рабочего места для изготовления изделий из металлов и искусственных материалов. Ознакомление с тонкими металлическими листами, прово локой и искусственными материалами. Планирование слесарных работ. Разметка деталей из тонких металлических листов, проволоки, искусственных материалов. Правка, резание, зачистка и гибка металлического листа и проволоки с соблюдением правил безопасного труда. Соединение тонких металлических листов фальцевым швом и заклёпками.
Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных

материалов
Теоретические сведения. Сверлильный станок: назначение, устройство. Инструменты и оснастка. Приёмы работы на сверильном станке. Крепление заготовок. Правила безопасной работы на сверлильном станке. Лабораторно-практические и практические работы. Изучение устройства и работы сверлильного станка. Озна комление с машинными тисками и способами крепления загото вок. Отработка приёмов сверления на сверлильном станке.
Тема 5. Технологии художественно

-прикладной обработки

материалов
Теоретические сведения. Технологии художественно-при кладной обработки материалов. Выпиливание контуров фигур лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для вы пиливания. Организация рабочего места, приёмы выполнения работ. Правила безопасной работы лобзиком. Выжигание. Электровыжигатель, его устройство и принцип работы. Материалы и инструменты. Нанесение рисунка. Организация рабочего места. Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение подготовительных работ и выпиливание лобзи ком фигуры. Разработка и нанесение рисунка на изделие. Выжигание рисунка. Зачистка изделия.
Раздел IV «Создание изделий из текстильных материалов»

Тема 1. Свойства текстильных материалов
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растите льного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в щи. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое гласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические,
технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, м11рофессии оператор прядильного производства, ткач. Лабораторно-практические и практические работы. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Изучение свойств шей из хлопка и льна.
Тема 2. Конструирование швейных изделий
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготов ления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Рас положение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Осо - бенности построения выкроек фартука, прямой юбки с кулиской на резинке. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование гото вой выкройки. Правила безопасной работы ножницами. Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема 4. Швейная машина
Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной ма шины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: на чало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Непо ладки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переклю чателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине. Лабораторно-практические и практические работы. Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками. Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование ра боты регулирующих механизмов швейной машины. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка. Упражнение в выполнении закрепок.
Тема 5. Технология изготовления швейных изделий
Теоретические сведения. Организация рабочего места для выполнения работ. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безо- пасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятие о стежке, строчке, шве. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: портновскими булавками и мелом прямыми стежками.
Основные
операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соедине ние деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края - заметывание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Основные опе рший
при
машинной
обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание ( с открытым и закрытым срезами). Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживани, разутюживание, заутюживание. Правила безопасной работы утюгом. Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов в разутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Последовательность изготовления швейных изделий. Тех нология пошива фартука, юбки, шорт. Обработка кулиски для мягкого пояса (в фартуке), резинки (в юбке). Профессии закройщик, портной. Лабораторно-практические и практические работы. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Проведение влажно-тепловых работ. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
Тема 6. Художественные ремёсла
Теоретические сведения. Отделка швейных изделий вы шивкой. Материалы и оборудование для вышивки крестом. Под готовка ткани и ниток к вышивке. Технология вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование компьютера в вышивке крестом. Лабораторно-практические и практические работы. Создание схемы вышивки крестом. Выполнение образцов вышивки.
Раздел V Кулинария

Тема 1. Санитария и гигиена на кухне
Теоретические сведения. Понятия «санитария» и «гигиена».Правила санитарии и гигиены перед началом работы, при приготовлении пищи. Правила безопасной работы при пользовании электрическими плитами и электроприборами, газовыми плитами, при работе с ножом, кипящими жидкостями и приспособлениями. Профессия повар.
Тема 2. Здоровое питание
Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Состав пищевых продуктов. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах.
Тема 3. Бутерброды и горячие напитки
Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека, бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Технология заваривания, подача чая. Виды кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Практические работы. Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе какао). Дегустация блюд. Оценка
качества. Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и с горячей жидкостью.
Тема 4. Блюда из овощей и фруктов
Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, клетчатки, воды. Кулинарная классификация овощей. Питательная ценность фруктов. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые виды нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, за пекание). Преимущества и недостатки различных способов теп ловой обработки овощей. Технология приготовле ния салатов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов, способст вующие сохранению питательных веществ и витаминов. Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов. Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 5. Блюда из яиц
Теоретические сведения. Значение яиц в питании челове ка. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Тех нология приготовления блюд из яиц. Способы варки куриных яиц: всмятку, «в мешочек», вкрутую. Приспособления для взбива ния. Подача варёных яиц. Технология приготовления омлета. Подача готовых блюд. Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 6. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку
Теоретические сведения . Меню завтрака. Понятие о сервировке стола . Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Салфеточный этикет. Лабораторно- практические и практические работы. Разработка меню завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.


Раздел VIII «Технологии творческой и опытнической деятельности

»

Тема 1. Исследовательская и созидательная

деятельность
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах . Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовитель ный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический (основной) этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовле ние изделия с соблюдением правил безопасной работы,
подсчёт затрат на изготовление. Аналитический (заключительный) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта. Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства». Творческий проект по разделу «Технологии обработки конструкционных материалов». Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Творческий проект по разделу «Кулинария». Составление портфолио и разработка электронной презентации. Презентация и защита творческого проекта. Варианты творческих проектов : «Планирование кухни», Моя комната», «Интерьер гостиной», «Подставка под горячее», «Кухонная доска», «Набор столовых салфеток», «Фартук для кулинарных работ», «Наряд для завтрака на траве», «Приготовление завтрак для всей семьи» и др.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников Программа для общеобразовательных учреждений по учебным предметам «Технология» 5 – 8 классы, М.: «Вентана – Граф», 2015 г. Учебник, учебное пособие «Технология.Универсальная линия», 5 класс, Н.В. Синица, П.С. Самородский, М.: «Вентана - Граф», 2015 г. Рабочая тетрадь для обучающихся Электронное приложение к УМК Дидактический материал Раздаточный материал по всем темам курса Материалы для контроля (тесты и т.п.) Тесты, самостоятельные работы, электронные образовательные ресурсы - ОМС (в тестовой форме) Методическое пособие с поурочными разработками «Технология. Универсальная линия», 5 класс, Н.В. Синица, П.С. Самородский, М.: «Вентана - Граф», 2015 г. Список используемой литературы 1.И.П.Арефьев: «Занимательные уроки технологии» 5 класс, М.: «Школьная пресса»2006; 2.. Е.Г. Баранюк: «Основы экономической культуры» 5 класс, Ек.: «Сократ» 2002; 3. Г.Н.Калашникова: «Настольная книга для девочек», М.: «Эксмо - Пресс» 2000; 4.М. Максимова, М.Кузьмина: «Лоскутная мозаика», М.: «Эксмо» 2006; Цифровые и электронные образовательные ресурсы При выполнении творческих и проектных работ Технико- Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2»
экономичес кие требования ставится, если учащийся: ставится, если учащийся: ставится, если учащийся: ставится, если учащийся: Защита проекта Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами. Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы. Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами. Оформлени е проекта Печатный вариант. Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения. Печатный вариант. Соответствие требованиям выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям. Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологически х разработок v современным требованиям. Рукописный вариант. Не соответствие требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов. Устаревшие технологии обработки. Практичес кая направлен ность Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта. Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренно го в проекте, но может использо- Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.
проекте не имеют принципиального значения. ваться в другом практическом применении. Соответст вие технологии выполнени я Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора технологических операций при проектировании Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренн ые операции, изделие бракуется Качество проектного изделия Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворитель -но, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительна я доработка не может привести к возможности использования изделия

Календарно-тематическое планирование в 5 классе



п/п

наименование тем

кол-во

часов

теория

прак

тика

дата проведения

Дом.задание

план

факт
1 Вводный урок. Творческая проектная деятельность 2 2 Д/з п.1,2 с.5-10 ответы на вопросы с.6, с.9
Разделы «Кулинария», «Технологии творческой и опытнической

деятельности» (16 ч)
Темы «Санитария и гигиена на кухне» (1 ч), «Здоровое питание» (1 ч), «Бутерброды и горячие напитки» (2 ч), «Блюда из овощей и фруктов» (2 ч), «Блюда из яиц» (2 ч), «Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку» (2 ч), «Исследовательская и созидательная деятельность» (6 ч) 2 Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание Л.п/р №3 2 1 1 Д/з п.26,27 с.160-167 ответы на вопросы с.164, с.167 3 Бутерброды и горячие напитки П/р 10 2 2 Д/з п.28 с. 168-175 ответы на вопросы с.175 4 Блюда из овощей и фруктов П/р 11 2 2 Д/з п.29 с.175-179 п.30 с.179-182 таблица 7, с.175 таблица 8, с. 180 ответы на вопросы с.179, с.182 5 Блюда из яиц П/р 12 2 2 Д/з п.31 с.183-188 ответы на вопросы с.188 6 Приготовление зав- трака. Сервировка стола к завтраку 2 2 Д/зп.32 с.188-193 ответы на вопросы с.192 7 Творческий проект по разделу «Кулинария» 2 2 Д/з с.192-198 8 Подготовка к защите творческого проекта 2 2 Д/з п. 33 с.199-204
9 Защита творческого проекта 2 2
Разделы «Технологии домашнего хозяйства», «Электротехника», «Технологии

творческой и опытнической деятельности» (4ч)
Темы «Интерьер кухни» (1ч), «Бытовые электроприборы» (1ч), «Исследовательская и созидательная деятельность» (2ч) 10 Интерьер и планировка кухни. Бытовые элек- троприборы на кухне П/р №1 2 2 Д/з п.3,4 рабочая тетрадь выполнить замеры домашней кухни с.10-24 ответы на вопросы с.18 11 Творческий проект по разделу «Оформление интерьера» 2 2 с.25
Разделы «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии

творческой и опытнической деятельности» (24ч)
Темы «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» (12 ч), «Технологии ручной обработки металлов и пластмасс» (6 ч), «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (2 ч), «Исследовательская и созидательная деятельность» (4 ч) 12 Оборудование рабочего места учащегося и планирование работ по созданию изделий из древесины 2 2 Д/з п.5 с.26-33 табли ца 1,2 ответы на вопросы с.33 13 Графическое изоб- ражение изделия и его разметка на заготовке 2 2 Д/з п.6 с.33-40 табли ца 3 с.36 ответы на вопросы с.40 14 Древесина и древесные материалы для изготовления изделий 2 2 Д/з п.7 с.40-47 ответы на вопросы с.46-47 15 Операции и приёмы пиления древесины при изготовлении изделий 2 2 Д/з п.8 с.47-50 ответы на вопросы
с.50 16 Операции и приёмы строгания древесины при изготовлении изделий. Операции и приёмы сверления отверстий в древесине 2 2 Д/з п.9, 10 с.50-56 ответы на вопросы с.53,56 17
Соединение деталей
из древесины гвоздями, шурупами и клеем
2
2 Д/з п.11 с.57-63 ответы на вопросы с.62-63 18 Отделка изделий: вы- пиливание лобзиком, выжигание, зачистка и лакирование 2 2 п.12 с.63-71 ответы на вопросы с.70-71 19 Оборудование рабочего места учащегося и планирование работ по созданию изделий из металлов и пластмасс 2 2 Д/з п.13 с.71-81 табли ца 4 ответы на вопросы с.80-81 20 Операции и приёмы ручной обработки ме- таллических листов, проволоки и пластмасс 2 2 Д/з п.14 с.81-90 ответы на вопросы с.90 21 Изготовление изделий из жести соединением фальцевым швом и заклёпками 2 2 Д/з 15 с.90-94 ответы на вопросы с.93-94 2 2 Творческий проект по разделу «Создание изделий из древесины, металлов и пластмасс» 2 2 с.94-98 таблица 5 с.97 23 Творческий проект по разделу «Создание изделий из древесины, металлов и пластмасс» 2 2 с.94-98 таблица 5 с.97 повторить
Разделы «Создание изделий из текстильных материалов», «Технологии творческой и опытнической

деятельности» (24 ч)
Темы «Свойства текстильных материалов» (2 ч), «Конструирование швейных изделий» (2 ч), «Швейная машина» (2 ч), «Технология изготовления швейных изделий» (10 ч), «Художественные ремёсла» (4 ч), «Исследовательская и созидательная деятельность» (4 ч) 24 Свойства текстильных материалов Л.п/р 1 2 2 Д/з 16,17 с.100-109 ответы на вопросы
с.105, 109 25 Конструирование швейных изделий П/р 2 2 2 Д/з п.18 с.109-117 ответы на вопросы с.117 26 Раскрой швейного изделия П/р 3 2 2 Д/з п.19 с.117-122 ответы на вопросы с.122 27 Ручные швейные работы П/р 4 2 2 Д/з п.20 с.122-129 ответы на вопросы с.129 2 8 Швейная машина Л.п/р 2 2 1 1 Д/з п.21 с.129-135 ответы на вопросы с.135 2 9 Основные операции при машинной обра- ботке изделия. Машинные швы. Влаж- но-тепловая обработка ткани П/р 5 2 1 1 Д/з 22,23 с.136-139 п.23 с.139-143 таблица 6 с. 140 ответы на вопросы с.139, с.142-143 30 Последовательность изготовления швейных изделий П/р 6 2 2 Д/з п.24 с.143-147 147-150 ответы на вопросы с.150 31 Последовательность изготовления швейных изделий П/р 7 2 2 Д/з п.24 с.143-147 147-150 ответы на вопросы с.150 повторить 32 Отделка швейных изделий вышивкой П/р 8 2 1 1 Д/з п.25 с. 150-154 ответы на вопросы с.154 33 Отделка швейных изделий вышивкой П/р 9 2 2 Д/з п.25 с. 150-154 ответы на вопросы с.154 34 Творческий проект по 2 1 1 с.155-159
разделу «Создание изделий из текстиль - ных материалов» 35 Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстиль - ных материалов» 2 с.155-159 повторить Итого: 70 43 27