"Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников"

Автор: Варанкина Юлия Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: НДОУ "Детский сад №138 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников"
Дата публикации: 20.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Семинар в форме круглого стола

«Гендерный подход в организации игровой деятельности

дошкольников».

Цель:
повышение компетентности педагогов в отношении понимания, организации игровой деятельности дошкольников с учетом гендерного подхода.
Задачи:
найти эффективные механизмы гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
План семинара.
1. Упражнение на создание благоприятной эмоциональной атмосферы (5 мин). 2. Выступление ведущего об актуальности гендерного подхода в организации игровой деятельности дошкольников (5 минут). 3. Работа в малых группах с рабочими карточками (5 мин). 4. Обмен мнениями (10 мин). 5. Практическое задание (20 мин). 6. Подведение итогов (15 мин).
Ход семинара.

1.

Упражнение на создание благоприятной эмоциональной

атмосферы (5 мин).
Инструкция: Предлагаю всем встать и поздороваться. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Поздороваться важно с каждым 2 раза. Главное – никого не пропустить. Участники делятся на две подгруппы и занимают свои места.
2.

Выступление ведущего об актуальности гендерного подхода в

организации игровой деятельности дошкольников (5 минут).
Задача: вспомнить понятийный аппарат по теме круглого стола.
Актуальность темы.

В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчины не готовы взять на себя ответственность за семью. Женщины все чаще оказываются недостаточно хорошими хозяйками, женами и матерями. Всё это неизбежно приводит к увеличению числа разводов и социальному сиротству детей. Начинать формировать в девочке женщину, а в мальчике мужчину необходимо уже на этапе дошкольного детства, когда осуществляется половая дифференциация, у ребенка формируются представления о себе, своих половых ролях в семье.
Гендер
(gender) – это система культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом. Вместе с тем, важно заметить, что психологические качества человека, устойчивые модели его поведения и предпочитаемые виды профессиональной деятельности определяются преимущественно не биологическим полом, а социокультурными нормами, принятыми в данном обществе. Таким образом,
гендер трактуется как социальный пол человека
, который включает в себя психологические и социокультурные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Биологический пол является врожденным признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека. С первых дней своей жизни человек включается в гендерную систему общества. Прежде всего, вступают в силу символические родильные обряды, предписывающие родителям определенные действия, связанные с полом ребенка. Выбирается цвет коляски, кроватки, пеленок, одежды. Все социокультурные институты (семья, детский сад, школа) и культура в целом широко транслируют и формируют в сознании каждого человека гендерные нормы и правила поведения, создавая тем самым устойчивые представления о том, какими должны быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Отсюда следует, что быть женщиной или мужчиной предполагает не только и не столько наличие биологических половых признаков, сколько выполнение гендерных ролей, предписанных в конкретном обществе. Гендер конструируется обществом как устойчивая социокультурная модель, определяющая роли и положение человека в социуме (в семье, культуре, образовании, экономике, политической системе и др.) В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.),— одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. Гендерная социализация включает в себя три аспекта:
когнитивный
– ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина);
эмоциональный
– поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д. В. Колесов, А. Е Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман);
поведенческий
– усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина). Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются: - в физическом развитии и социальном поведении; - в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений; - в проявлении агрессии и многом другом. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
3
.
Работа в малых группах с рабочими карточками (5 мин).

Задача: сформировать единое мнение в группе по предложенному вопросу. Задания подгруппам: «Написать средства (инструменты, которые использует педагог в работе для освоения учебного материала), методы (способы для достижения результата), формы (способы организации учебно- воспитательного процесса), используемые в гендерном воспитании».
4
.
Обмен мнениями. Обобщение (10 мин).
Задача: возможность участникам представить свое мнение и опыт по предложенным вопросам. Обобщение. Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:
Средства:
• игры • народные сказки • пословицы • колыбельные песни
Методы:
• игры • познавательно-развивающие этические беседы • проблемные ситуации • схемы-действия
Форма:
• игровая деятельность • экспериментальная • проблемно - поисковая
5.

Практическое задание (20 мин).
Задача: определение практических путей работы. Задания подгруппам: «Написать предметно-развивающую среду, наглядные пособия (альбомы, газеты), игры (сюжетно-ролевые, дидактические), темы познавательных бесед для формирования женственности у девочек/ мужественности у мальчиков».

6.

Подведение итогов (15 мин).
Задача: рефлексия участников.
Вывод.
Главная цель нашей работы: способствовать подготовке к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребёнка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские.
Литература.
1.
Коломийченко Л.В.
Программа нравственно-полового воспитания дошкольников. Пермь, 2008. 2.
Коломийченко Л.В., Григорьева Ю.С
.: статья «О разработке полоролевых дидактических игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста». 3.
Татаринцева Н.Е.
Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Ростов н/Д, 2011. 4.
Шелухина И.П
. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М., 2006.
Приложение.
Организация игровой деятельности дошкольников с

учетом гендерного подхода.

Предметно-развивающая среда.

1.

Оформление уголков:
«Салон красоты/ Парикмахер» «Гараж/Автопарк» «Больница» «Строитель» «Семья»
2.

Оформление настольно-печатных игр ( альбомов, лото, домино,

парных картинок):
«Одежда для женщин», «Одежда для мужчин»; «Профессии (женские/мужские)»; «Защитники Отечества»; « Умные машины»; « Нужные инструменты»; «Украшения (мужские/женские)»; «Семья: кто чем занят»; «Я – мальчик»/ «Я – девочка» «Спорт мужской»/ «Спорт женский» «Настоящий мужчина»/ «Настоящая женщина»
Игры.

1.

Сюжетно-ролевые:
«Дочки-матери», «Врач и пациент», «Ожидаем гостей», «Поездка на автобусе», «Магазин», «Семья», «Помоги маме», «Папин помощник».
2.

Дидактические:
«Одень мальчика, одень девочку»/ «Одень правильно», «Правильно и неправильно», «Подбери украшение», «Что не так?», «Кому что нужно для работы», «Кто поменялся ролями?», «Сундучок хозяюшки», «Труд мужской и женский»
«Кем быть?» «Что не так?»
3.

Игры – эстафеты:
«Помоги маме», «Папин помощник» «Папа, мама, Я – отличная семья».
4.

Познавательно-развивающие этические беседы:
«Портрет мальчика/девочки», «Профессии женские/мужские», «Семья: кто что делает», «Этикет мужской и женский»/ «Уроки этикета»,
5.

Чтение литературы:
Маяковский В. «Кем быть?», Родари Д. «Чем пахнут ремесла», 6.
Проблемные ситуации
: «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?» 7.
Картотека пословиц:
«Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и др. 8.
Целевые прогулки
(знакомство с трудом шофера, врача, дворника и др.)
Дидактическая игра «Подбери имя мальчику».

Дидактические задачи:
1. Обобщить знания детей о мужских именах и их роли в жизни человека. 2. Способствовать становлению положительного отношения к своему имени. 3. Упражнять в самостоятельном составлении мужских имен, способствовать формированию навыков чтения.
4. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление. 5. Поддерживать проявление интереса к игровому взаимодействию в разнополых игровых объединениях.
Игровое правило:
правильно определить первый звук слова, обозначающего предмет, который изображен на картинке. Найти соответствующую этому звуку букву и, сложив все буквы, прочитать имя мальчика.
Игровые действия.
1. Каждый играющий получает таблицу с изображением мальчика, 2-3 карточки с картинками и набор букв. 2. Ребенок внимательно рассматривает карточку с картинками, определяет первый звук слова, обозначающего изображенный на ней предмет, и подбирает соответствующую этому звуку букву. 3. Читает сложившееся имя.
Итоговый результат
: выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выложит и прочитает имя мальчика.
Дидактическая игра: кроссворд «Герои мифов и легенд с

мужскими образами».

Дидактические задачи:
1. Конкретизировать знания детей о героях мифов и легенд, поступки которых носят выраженную маскулинную направленность. 2. Учить соотносить внешний вид персонажей с описанием их поступков. 3. Стимулировать проявления устойчивого интереса к объектам и предметам, предпочитаемым представителями мужского пола. 4. Развивать наглядно-образное, логическое мышление.
5. Упражнять в самостоятельном составлении слов, способствовать формированию навыков чтения. 6. Поддерживать проявление интереса к игровому взаимодействию в разнополых игровых объединениях.
Игровое правило
: необходимо правильно отгадать героя и записать ответ под нужной цифрой.
Игровые действия:
ребенок берет кроссворд, рассматривает картинки с героями мифов и легенд, читает приведенную ниже надпись, сопоставляет цифры и записывает ответ.
Итоговый результат
: заполненный кроссворд.