"Педагогическая технология проектной деятельности, как средство гражданско- патриотического воспитания детей"
Автор: Устюжанина Татьяна Владимировна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 4
Населённый пункт: г. Кола Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Педагогическая технология проектной деятельности, как средство гражданско- патриотического воспитания детей"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 4
комбинированного вида г.Кола Кольского района Мурманской области
e
-
mail: mdou4kola@yandex
Опыт работы на тему:
«
Педагогическая технология проектной
деятельности, как средство гражданско-
патриотического воспитания детей»
Устюжанина Татьяна Владимировна
Воспитатель 1 квалификационной категории
2015год
Грядущие поколения не простили бы нам,
если бы мы забыли о подвигах великих
предков, равно как и мы не простили бы
им, если бы они предали забвению дела и
подвиги наши, наших героев. Без
патриотизма, без горячей любви к своей
Отечественной колыбели, земле предков,
к традициям не родится и чувство
единения со всем человечеством –
чувство толерантности.
М.Алексеев
В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины,
гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность
взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей истории,
воспитать из маленьких граждан настоящих патриотов своего Отчества. Ведь
память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не
возникает вдруг, из ниоткуда…
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО)
провозгласил одним из основных принципов воспитания « приобщение
детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства». В проекте «Национальной доктрины образования в Российской
Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить
воспитание патриотов России, граждан правового демократического,
социального государства, уважающих права и свободы личности,
обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и
религиозную терпимость». «Годы детства – это прежде всего воспитание
сердца» - писал В. А.Сухомлинский, а воспитание патриотических чувств без
воспитания сердца - невозможно.
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о
своей семье, родном крае, стране, особенностях русских традиций. Многим
родителям просто неизвестно , что в дошкольном возрасте происходит
усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на
основе подра
жания.
Анализ диагностических материалов по проблеме нравственно-
патриотического воспитания личности ребёнка выявил следующие
противоречия:
- необходимость формирования нравственно-патриотических чувств у
дошкольников и недостаточное взаимодействие по данной проблеме между
родителями и педагогами;
- необходимость вовлечения дошкольников в социально-значимую
деятельность и недостаточное применение развивающих технологий
проектной деятельности в данном направлении на базе МДОУ;
-недостаточный воспитательный потенциал семьи и отсутствие условий в
семье для его реализации в полном объеме.
Целью проектной деятельности является:
воспитание гуманных, нравственно – патриотических чувств, уважения к
культурному наследию России,
создание системы комплексного
взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых в
социально-значимой деятельности, создающей благоприятные условия для
формирования нравственно - патриотических чувств у старших
дошкольников.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
Развитие у детей интереса к истории Отчизны на примерах ярких
событий, связанных с защитой памятных мест, «откуда пошла земля
русская»;
Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира
путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
Выяснение влияния знаний о героическом прошлом страны на
становление и развитие самопознания, самооценки, образа « Я» у
дошкольников;
Подготовка наглядных материалов, оказывающих развивающее
воздействие и познавательную стимуляцию детей дошкольного возраста;
Расширение и систематизация знаний педагогов, родителей и детей в
сфере гражданско- патриотического воспитания.
Проектная деятельность строится на основе педагогических принципов:
- принцип взаимосотрудничества
– представляет собой способ
организации совместной деятельности и направлен на взаимовыгодное
развитие всех субъектов социокультурного пространства;
-принцип гуманизации
– установление подлинно человеческих,
равноправных и партнёрских отношений, направленных на сохранение
социально – эмоционального здоровья ребёнка;
- принцип деятельного подхода
– упор делается на объединение всех
программ в одно предметное поле, развивающую среду;
- культурологический принцип
положен в основу отбора содержания
образования. Именно единство ценностей составляет психологическое
ядро ощущений собственной принадлежности к какому-то народу,
государству.
- принцип индивидуально – дифференцированного подхода – ориентирован
на каждого ребёнка, где создают условия для реализации индивидуальных
качеств и способностей.
Типы применяемых мною мини- проектов можно охарактеризовать как
информационно - практико- ориентированные, то есть информация и
впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с
документальными и историческими событиями из истории России находят
свое отражение в различных видах детской деятельности – игре,
изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, мини-
музеев, выставок и экспозиций при активном участии родителей.
Первый этап работы: установочный-
диагностический. Я считаю, что
патриотическое воспитание в детском саду следует начинать с методической
работы с кадрами.
В первую очередь,
cовместно с педагогом-психологом была проведена
диагностика состояния педагогического процесса в области гражданско-
патриотического воспитания на основе анализа педагогического опыта
прошлых лет с 2014г. по настоящее время. Чтобы выяснить, насколько
воспитатели и специалисты разбираются в понятии «патриотизм» и
насколько они сами патриотичны, мы также провели специальное
анкетирование. С родителями было проведено исследование вопросов
необходимости гражданско-патриотического воспитания детей –
дошкольников, изучено отношение родительской общественности к
предлагаемой деятельности в рамках проектной деятельности и
возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса.
Большинство родителей согласились с тем, что дети должны знать историю
своей страны, и начинать такую работу необходимо как можно раньше. К
сожалению, около 33 % родителей считают, что дети еще маленькие и
рассказывать об исторических фактах и событиях гражданского характера
лучше со школьного возраста.
В некоторых семьях сохранились старые фотографии бабушек и дедушек,
предметы военной формы и солдатского быта, военные награды, которые
были использованы в рамках реализации проектов.
Второй этап -
организационный. По результатам диагностики
постарались выстроить методическую работу с кадрами для
совершенствования их профессиональной деятельности по данной проблеме.
Ее целями явились:
максимальное повышение квалификации и профессионального
мастерства, а также творческого потенциала каждого педагога, участвующего
в проектной деятельности;
достижение оптимального уровня образования и развития
воспитанников по данной теме;
формирование комплекса нормативно- правового и организационно -
методического обеспечения системы патриотического воспитания.
В целях развития творческой инициативы педагогов, совершенствования
воспитательно- образовательного процесса и реализации конкретных
проектов из числа административных и педагогических работников была
создана творческая группа.
Главная цель деятельности творческой группы –
разработка системы
мероприятий по гражданско- патриотическому воспитанию . Члены рабочей
группы также подбирали информационные ресурсы для самообразования
педагогов, проводили анализ методических разработок, разрабатывали и
организовывали непосредственную образовательную деятельность,
праздники, досуги, развлечения, привлекая к их реализации весь коллектив
детского сада и родителей . На этапах завершения разных проектов – задача
творческой группы – обобщение лучшего опыта работы.
Основной этап работы - практический. В ходе его нами был разработан и
реализован годовой план различных мероприятий , состоящий из следующих
блоков:
- Моя семья.
-Мой детский сад
-Моя малая родина.
- Наша Родина – Россия.
Каждый блок включает различные виды проектов, отличающиеся по
продолжительности, количеству участников: комплексные, творческие,
игровые, исследовательские, индивидуальные, межгрупповые, групповые.
В результате для гражданско- патриотического воспитания детей были
отобраны следующие формы работы :
досуги;
НОД на патриотические темы;
экскурсии;
театрализованные представления;
выставки детских работ;
спортивные праздники ;
конкурсы патриотической направленности;
книжные выставки;
праздники патриотической направленности и др.
Отобраны средства патриотического воспитания:
работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра, коллективно-
творческая игра;
игрушки, карточки, книги, карты- путешествия, иллюстрации.;
звукозаписи, видеоматериалы;
разучивание стихотворений, песен;
инсценировки сказок, стихотворений, песен;
подвижные, дидактические, тематические игры;
работа с тематическими картинами;
Содержание гражданско – патриотического воспитания определялось
принципом наглядности и доступности, познавательными и
коммуникативными потребностями дошкольников, психологическими
особенностями детей старшего дошкольного возраста (острота восприятия,
любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать).
Также я всегда стараюсь учитывать, что ведущей для этого возраста
является игровая деятельность. На мой взгляд, содержание мероприятий по
проектной деятельности было достаточно креативным и строилось с учетом
духовного становления личности ребенка и формирования его творческого
потенциала.
Публичное представление продуктов проектной деятельности происходило
на выставках, конкурсах, практических занятиях.
Наилучших результатов в работе мы достигали, объединив краеведческий,
культурологический, исторический, литературный материал, используя
разнообразные формы и методы работы.
Позволю себе привести некоторые примеры наиболее удачных мини-
проектов, которые удалось реализовать.
Проект « Дружная семья ». Цель проекта – воспитание уважения к близким
людям.
В ходе реализации проекта было создано детско- взрослое
сообщество, для которого характерны содействие друг к другу, совместное
творчество, сопереживание, учет индивидуальных особенностей детей, их
желаний.
Работа строилась на изучении семейных историй, фотографий, общения со
всеми членами семьи, знакомству с родословной семьи.
В результате работы над проектом были созданы генеалогические древа и
гербы семьи каждого воспитанника.
Работа по реализации проекта дала положительные результаты. Родители,
старшее поколение, стали активнее принимать участие в жизни детского
сада, изменились отношения между детьми и взрослыми в сторону теплоты и
взаимопонимания…
Любовь к Родине связана с восхищением тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С умения
видеть красоту родной природы начинается знакомство с родным краем.
Цель проекта «Экологическая тропа» - воспитание любви к родной
природе, умение видеть и защищать ее красоту.
В ходе работы над проектом, дети собирали сведения о растениях,
произрастающих на территории детского сада,
по крупицам исследовали
каждый объект (о том какую пользу, а может и вред оказывает данный
объект) и о необходимости сберечь его для будущих поколений. Основной
продукт – красочно оформленный гербарий редких растений Кольского края.
Любой край, область, даже небольшая деревушка – неповторимы и
уникальны по своей культуре, красоте, истории. И здесь важно показать
ребенку, что и наш древний город Кола славен своей историей, традициями,
достопримечательностями.
Предварительный опрос показал, что у детей недостаточно сформированы
представления о месте, где они родились и живут, нет знаний о том, чем
знаменит их город, а в результате нет чувства привязанности и любви к своей
культуре, народу.
Для решения этих проблем был разработан проект «
С чего начинается
Родина », который реализовывался по следующим направлениям: история
возникновения города; люди, прославившие город; памятники и
достопримечательности Колы.
Знакомство с историей возникновения города происходило через
посещение Краеведческого музея, Храма святой Богородицы, чтение
специальной литературы исторического характера, организацию
исследовательской деятельности.
Работу по ознакомлению с родным городом осуществляли на основе
разработанных тем: «Мой родной город», «Улицы моего города», «Природа
родного города», «Памятники, памятные места». С участием родителей
воспитанников в группе был создан мини – музей «Город чудный, город
древний».
Во время проведения
непосредственно организованной
образовательной деятельности с детьми мы сочиняли рассказы о профессиях
родителей: «Все профессии нужны, все профессии важны», проводили
беседы о родном городе, рисовали «Наш детский сад», изготовили панно
«День рождения нашего города»,
В ходе образовательной деятельности, осуществляемой во время режимных
моментов проводили беседы на тему «Люди разных профессий живут в
нашем городе»; знакомили с произведениями местных поэтов;
организовывали экскурсии по улицам города; изготовили специальные
дидактические игры. Во время самостоятельной деятельности
организовывали сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Экскурсия по
городу», рассматривали альбомы, иллюстрации.
Совместно с родителями
оформляли фотовыставки: «Мама, папа, я – дружная семья», «Как мы
отдыхали летом», «Тебе, мой город, посвящается».
Итогом изучения лексических тем в рамках реализации проекта стали
открытые мероприятия для детей и родителей на тему: «Я здесь живу, здесь
родина моя», а также конкурс «Знатоки города».
В ходе работы использовали разнообразные виды фольклора (сказки,
былины, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.п.) в образовательной
деятельности, на развлечениях, праздниках, прогулках, ведь именно в устном
народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского
характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре,
красоте, храбрости, трудолюбии, верности.
Совместная работа сплотила детей, родителей и педагогов. Наблюдения
показали, что у всех участников реализованных проектов возник устойчивый
интерес к совместному творчеству.
Исследовательско - творческий проект «Мир природы», проводимый в
рамках блока «Моя малая родина» помог детям познакомиться с
разнообразием природного мира, красотой и богатством нашего края.
Данный проект объединил следующие формы работы: экскурсии по
экологической тропе, рассматривание иллюстраций, гербариев «Цветы с
нашей клумбы», «С какого дерева лист?», фотоальбомов и календарей
«Времена года», «Край морошковый», чтение художественной литературы и
энциклопедий «Удивительные растения», «Тайны нашей природы», «Что?
Зачем? Почему?», «От осени до лета», «Рассказы – загадки о природе».
Дети совместно с родителями приняли участие в конкурсе «Лучшая
кормушка», который прошел в дошкольном образовательном учреждении.
Знания, полученные во время экскурсий, цикла познавательных занятий
«Природный мир нашего края», дети отображают в творческих работах.
В рамках данного проекта была оформлена выставка «
«Город мой самый
милый и родной»
Участие в межгрупповом проекте «Самая красивая клумба», где дети сами
учились ухаживать за многочисленным количеством цветущих растений,
способствовало воспитанию любви к природе, заботливому отношению к
ней, развитию нравственно-патриотических чувств: гуманизма,
добросердечности.
Воспитывая любовь к родному Отечеству,
нельзя забывать о его
защитниках. С детьми проводились акции «Тот герой, кто за Родину горой»,
«Наша армия родная». Созданы мультимедийные презентации «Боевая
техника», «Армия и флот», которые включались в занятия на разных этапах.
Дети с удовольствием сочиняли свои рассказы о Российской армии, рисовали
картины ,оформили альбом «Российская армия глазами детей». В рамках
работы по этой теме особое внимание было уделено празднику День Победы.
С детьми обсуждались темы : «Праздник нашей победы», «Дети войны»,
«Как хорошо, когда мир на земле». Детям очень понравилась экскурсия к
памятнику погибшим в ВОВ воинам, но особенно запомнилась встреча с
ветеранами-фронтовиками.
В нетрадиционной форме прошел праздник, посвященный Защитникам
Отечества. Мотивацией изготовления поздравительных открыток для своих
пап, дедушек стала выставка военной формы разных родов войск, орденов,
медалей. А изготовление совместно со взрослыми медалей из пластилина и
разнообразных подручных средств способствовало появлению в группе
мини-коллекции «Медали».
Данное мероприятие позволило вовлечь родителей в образовательный
процесс, сплотить детско-родительский коллектив.
Уникальные возможности в воспитании патриотизма представляются
через знакомство старших дошкольников с традициями, обычаями,
фольклором, бытом и прикладным искусством русского народа.
Накапливая творческий опыт, дети в развивающем пространстве группы
самостоятельно создают игрово-ролевые проекты с народными игрушками,
игрушками – говорушками «На ярмарке», «В музее», «Магазин сувениров и
подарков», придумывают сказки «В царстве глиняных игрушек», озвучивают
их в кукольном театре младшим дошкольникам, моделируют народные
костюмы в своих творческих работах на занятиях и в свободной
деятельности.
Наличие познавательной литературы в группе «Большая книга
занимательных опытов», «Большая книга экспериментов для дошкольников»
дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получаемые
знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Дети
при поддержке педагога стали авторами индивидуальных исследовательских
проектов: «Воздух – художник», «Статическое электричество», «Свойства
магнита».Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление,
радость от успеха, гордость от одобрения взрослых порождают у детей
уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
Во время изучения блока «Родная страна» дети получали географические
сведения о территории России (понятия: глобус, карта), познакомились с
государственными символами России: герб, флаг, гимн, проявляли
уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Дети
знакомились со столицей нашей Родины – Москвой, формировалось
представление о том, что Россия – многонациональная страна с
самобытными, равноправными культурами.
Во время непосредственно образовательной деятельности проводилась
беседа «Государственные символы России: флаг, герб, гимн», в области
«Познание» - интегрированные занятия «Страна профессий», «С чего
начинается Родина», «Крепости и богатыри» и др., что способствовало
формированию основ гражданско-патриотических чувств: любви, гордости,
уважения к своей стране.
В социально - значимую и общественную деятельность дети вовлекаются
посредством реализации благотворительных проектов.
Благотворительный проект «Юный патриот»
включил в себя ряд
мероприятий, направленных на воспитание у детей патриотического
сознания, любви к малой родине, обогащение опыта социально - значимой
деятельности взрослых и детей, приобщение дошкольников к работе по
возрождению духовно-нравственных ценностей. В рамках данного проекта
осуществлялось взаимодействие с Советом Ветеранов г.Колы. Дети
совместно с педагогами изготовили сувениры и поздравительную газету,
посетили музей, общение с ветеранами вызвало положительный
эмоциональный отклик у дошкольников и взрослых
Участие детей и родителей
в спортивной акции «Спорт в каждую
семью», способствовало сплочению семейных отношений, увеличению числа
детей, занимающихся в спортивных секциях города. Родители с увлечением
откликнулись на предложение участвовать в акции «Семья семье», где
предлагались для продажи спортивные товары, оборудование и инвентарь.
Итогом акции стали спортивный праздник «Вместе с мамой, вместе с папой»
и выпуск семейной газеты«Активный отдых моей семьи».
Проект «Зеленый огонек»
объединил мероприятия: выставки семейного
творчества «Мы пешеходы», детских рисунков «На перекрестке», конкурс
«Дорожная азбука», где родители представили частушки собственного
сочинения, делились забавными случаями. В смотре - конкурсе на лучший
макет по дорожному движению воспитанники моей группы стали
победителями.
Закрепить полученные знания о правилах поведения на дороге позволило
развлечение «Правил дорожных на свете немало» .
Результаты проектной деятельности 2014-2015уч.г. .
Более половины детей группы приобрели устойчивые первичные
представления о себе, семье, обществе (ближайшем окружении), стране;
знакомы с элементарными историческими фактами из истории Отечества;
Проявляют интерес к организованной взрослыми исследовательской и
проектной деятельности по гражданско- патриотическому направлению;
особенно эмоционально отзывчивы в вопросах, касающихся своей семьи
(родословные, проекты о прадедушках, семейные художественные проекты и
др);
Часто проявляют интерес к причинам действий и поступков взрослых и
сверстников литературных героев в художественной литературе о войне
( задают вопросы: почему? зачем? как можно помочь?..);
Особенно любят свободную самостоятельную игровую деятельность
на военно- спортивную тематику (сюжетные игры: «Зарничка», «В лесу
прифронтовом», «Моряки», «Летчики», «Разведчики», игры
соревновательного характера: «Победи соперника», «Русские богатыри» и
др.,), активно включаются в общение и взаимодействие в сюжетных играх,
предлагают простые сюжеты; большой интерес вызывают игры в
путешествия, различные поездки в прошлое.. ;
Активно включаются в художественно- творческую деятельность по
изготовлению атрибутов к играм, дидактического и наглядного материала;
Проявляют любовь и уважение к близким, сотрудникам детского сада,
гостям, людям, защищавшим ранее и защищающим нашу страну в
настоящее время;
Более тесным стало сотрудничество с семьей; более 20-ти семей на
открытых итоговых мероприятиях и заседаниях родительского клуба
получили грамоты и благодарности детского сада за действенную помощь в
организации развивающей среды ДОУ и успехи в воспитании своих детей;
Использование технологии проектирования позволяет развивать
поисковое поведение детей ,
творческие способности и коммуникативные
навыки, дает возможность ребёнку проявить себя в экспериментировании и
исследованиях .