"Педагогическая технология проектной деятельности, как средство гражданско- патриотического воспитания детей"

Автор: Устюжанина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 4
Населённый пункт: г. Кола Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Педагогическая технология проектной деятельности, как средство гражданско- патриотического воспитания детей"
Дата публикации: 20.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 4

комбинированного вида г.Кола Кольского района Мурманской области

e

-

mail:
mdou4kola@yandex

Опыт работы на тему:
«

Педагогическая технология проектной

деятельности, как средство гражданско-

патриотического воспитания детей»


Устюжанина Татьяна Владимировна Воспитатель 1 квалификационной категории 2015год
Грядущие поколения не простили бы нам, если бы мы забыли о подвигах великих предков, равно как и мы не простили бы им, если бы они предали забвению дела и подвиги наши, наших героев. Без патриотизма, без горячей любви к своей Отечественной колыбели, земле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством – чувство толерантности. М.Алексеев В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать из маленьких граждан настоящих патриотов своего Отчества. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникает вдруг, из ниоткуда… Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) провозгласил одним из основных принципов воспитания « приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца» - писал В. А.Сухомлинский, а воспитание патриотических чувств без воспитания сердца - невозможно. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о своей семье, родном крае, стране, особенностях русских традиций. Многим родителям просто неизвестно , что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подра жания.
Анализ диагностических материалов по проблеме нравственно- патриотического воспитания личности ребёнка выявил следующие противоречия: - необходимость формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников и недостаточное взаимодействие по данной проблеме между родителями и педагогами; - необходимость вовлечения дошкольников в социально-значимую деятельность и недостаточное применение развивающих технологий проектной деятельности в данном направлении на базе МДОУ; -недостаточный воспитательный потенциал семьи и отсутствие условий в семье для его реализации в полном объеме. Целью проектной деятельности является: воспитание гуманных, нравственно – патриотических чувств, уважения к культурному наследию России, создание системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых в социально-значимой деятельности, создающей благоприятные условия для формирования нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников. Для достижения этой цели определены следующие задачи:  Развитие у детей интереса к истории Отчизны на примерах ярких событий, связанных с защитой памятных мест, «откуда пошла земля русская»;  Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;  Выяснение влияния знаний о героическом прошлом страны на становление и развитие самопознания, самооценки, образа « Я» у дошкольников;  Подготовка наглядных материалов, оказывающих развивающее воздействие и познавательную стимуляцию детей дошкольного возраста;  Расширение и систематизация знаний педагогов, родителей и детей в сфере гражданско- патриотического воспитания.
Проектная деятельность строится на основе педагогических
принципов:
 - принцип взаимосотрудничества – представляет собой способ организации совместной деятельности и направлен на взаимовыгодное развитие всех субъектов социокультурного пространства;  -принцип гуманизации – установление подлинно человеческих, равноправных и партнёрских отношений, направленных на сохранение социально – эмоционального здоровья ребёнка;  - принцип деятельного подхода – упор делается на объединение всех программ в одно предметное поле, развивающую среду;  - культурологический принцип положен в основу отбора содержания образования. Именно единство ценностей составляет психологическое ядро ощущений собственной принадлежности к какому-то народу, государству.  - принцип индивидуально – дифференцированного подхода – ориентирован на каждого ребёнка, где создают условия для реализации индивидуальных качеств и способностей. Типы применяемых мною мини- проектов можно охарактеризовать как информационно - практико- ориентированные, то есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными и историческими событиями из истории России находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, мини- музеев, выставок и экспозиций при активном участии родителей. Первый этап работы: установочный- диагностический. Я считаю, что патриотическое воспитание в детском саду следует начинать с методической работы с кадрами. В первую очередь, cовместно с педагогом-психологом была проведена диагностика состояния педагогического процесса в области гражданско- патриотического воспитания на основе анализа педагогического опыта прошлых лет с 2014г. по настоящее время. Чтобы выяснить, насколько воспитатели и специалисты разбираются в понятии «патриотизм» и насколько они сами патриотичны, мы также провели специальное анкетирование. С родителями было проведено исследование вопросов
необходимости гражданско-патриотического воспитания детей – дошкольников, изучено отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проектной деятельности и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса. Большинство родителей согласились с тем, что дети должны знать историю своей страны, и начинать такую работу необходимо как можно раньше. К сожалению, около 33 % родителей считают, что дети еще маленькие и рассказывать об исторических фактах и событиях гражданского характера лучше со школьного возраста. В некоторых семьях сохранились старые фотографии бабушек и дедушек, предметы военной формы и солдатского быта, военные награды, которые были использованы в рамках реализации проектов. Второй этап - организационный. По результатам диагностики постарались выстроить методическую работу с кадрами для совершенствования их профессиональной деятельности по данной проблеме. Ее целями явились:  максимальное повышение квалификации и профессионального мастерства, а также творческого потенциала каждого педагога, участвующего в проектной деятельности;  достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной теме;  формирование комплекса нормативно- правового и организационно - методического обеспечения системы патриотического воспитания. В целях развития творческой инициативы педагогов, совершенствования воспитательно- образовательного процесса и реализации конкретных проектов из числа административных и педагогических работников была создана творческая группа. Главная цель деятельности творческой группы – разработка системы мероприятий по гражданско- патриотическому воспитанию . Члены рабочей группы также подбирали информационные ресурсы для самообразования педагогов, проводили анализ методических разработок, разрабатывали и организовывали непосредственную образовательную деятельность, праздники, досуги, развлечения, привлекая к их реализации весь коллектив
детского сада и родителей . На этапах завершения разных проектов – задача творческой группы – обобщение лучшего опыта работы. Основной этап работы - практический. В ходе его нами был разработан и реализован годовой план различных мероприятий , состоящий из следующих блоков: - Моя семья. -Мой детский сад -Моя малая родина. - Наша Родина – Россия. Каждый блок включает различные виды проектов, отличающиеся по продолжительности, количеству участников: комплексные, творческие, игровые, исследовательские, индивидуальные, межгрупповые, групповые. В результате для гражданско- патриотического воспитания детей были отобраны следующие формы работы :  досуги;  НОД на патриотические темы;  экскурсии;  театрализованные представления;  выставки детских работ;  спортивные праздники ;  конкурсы патриотической направленности;  книжные выставки;  праздники патриотической направленности и др. Отобраны средства патриотического воспитания:  работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра, коллективно- творческая игра;  игрушки, карточки, книги, карты- путешествия, иллюстрации.;  звукозаписи, видеоматериалы;  разучивание стихотворений, песен;  инсценировки сказок, стихотворений, песен;  подвижные, дидактические, тематические игры;  работа с тематическими картинами; Содержание гражданско – патриотического воспитания определялось принципом наглядности и доступности, познавательными и коммуникативными потребностями дошкольников, психологическими
особенностями детей старшего дошкольного возраста (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать). Также я всегда стараюсь учитывать, что ведущей для этого возраста является игровая деятельность. На мой взгляд, содержание мероприятий по проектной деятельности было достаточно креативным и строилось с учетом духовного становления личности ребенка и формирования его творческого потенциала. Публичное представление продуктов проектной деятельности происходило на выставках, конкурсах, практических занятиях. Наилучших результатов в работе мы достигали, объединив краеведческий, культурологический, исторический, литературный материал, используя разнообразные формы и методы работы. Позволю себе привести некоторые примеры наиболее удачных мини- проектов, которые удалось реализовать. Проект «
Дружная семья
». Цель проекта – воспитание уважения к близким людям. В ходе реализации проекта было создано детско- взрослое сообщество, для которого характерны содействие друг к другу, совместное творчество, сопереживание, учет индивидуальных особенностей детей, их желаний. Работа строилась на изучении семейных историй, фотографий, общения со всеми членами семьи, знакомству с родословной семьи. В результате работы над проектом были созданы генеалогические древа и гербы семьи каждого воспитанника. Работа по реализации проекта дала положительные результаты. Родители, старшее поколение, стали активнее принимать участие в жизни детского сада, изменились отношения между детьми и взрослыми в сторону теплоты и взаимопонимания… Любовь к Родине связана с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С умения видеть красоту родной природы начинается знакомство с родным краем.


Цель проекта
«Экологическая тропа»
- воспитание любви к родной природе, умение видеть и защищать ее красоту. В ходе работы над проектом, дети собирали сведения о растениях, произрастающих на территории детского сада, по крупицам исследовали каждый объект (о том какую пользу, а может и вред оказывает данный объект) и о необходимости сберечь его для будущих поколений. Основной продукт – красочно оформленный гербарий редких растений Кольского края. Любой край, область, даже небольшая деревушка – неповторимы и уникальны по своей культуре, красоте, истории. И здесь важно показать ребенку, что и наш древний город Кола славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Предварительный опрос показал, что у детей недостаточно сформированы представления о месте, где они родились и живут, нет знаний о том, чем знаменит их город, а в результате нет чувства привязанности и любви к своей культуре, народу. Для решения этих проблем был разработан проект «
С чего начинается

Родина
», который реализовывался по следующим направлениям: история возникновения города; люди, прославившие город; памятники и достопримечательности Колы. Знакомство с историей возникновения города происходило через посещение Краеведческого музея, Храма святой Богородицы, чтение специальной литературы исторического характера, организацию исследовательской деятельности. Работу по ознакомлению с родным городом осуществляли на основе разработанных тем: «Мой родной город», «Улицы моего города», «Природа родного города», «Памятники, памятные места». С участием родителей воспитанников в группе был создан мини – музей «Город чудный, город древний». Во время проведения непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми мы сочиняли рассказы о профессиях родителей: «Все профессии нужны, все профессии важны», проводили беседы о родном городе, рисовали «Наш детский сад», изготовили панно
«День рождения нашего города», В ходе образовательной деятельности, осуществляемой во время режимных моментов проводили беседы на тему «Люди разных профессий живут в нашем городе»; знакомили с произведениями местных поэтов; организовывали экскурсии по улицам города; изготовили специальные дидактические игры. Во время самостоятельной деятельности организовывали сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Экскурсия по городу», рассматривали альбомы, иллюстрации. Совместно с родителями оформляли фотовыставки: «Мама, папа, я – дружная семья», «Как мы отдыхали летом», «Тебе, мой город, посвящается». Итогом изучения лексических тем в рамках реализации проекта стали открытые мероприятия для детей и родителей на тему: «Я здесь живу, здесь родина моя», а также конкурс «Знатоки города». В ходе работы использовали разнообразные виды фольклора (сказки, былины, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.п.) в образовательной деятельности, на развлечениях, праздниках, прогулках, ведь именно в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Совместная работа сплотила детей, родителей и педагогов. Наблюдения показали, что у всех участников реализованных проектов возник устойчивый интерес к совместному творчеству.

Исследовательско - творческий проект
«Мир природы»,
проводимый в рамках блока «Моя малая родина» помог детям познакомиться с разнообразием природного мира, красотой и богатством нашего края. Данный проект объединил следующие формы работы: экскурсии по экологической тропе, рассматривание иллюстраций, гербариев «Цветы с нашей клумбы», «С какого дерева лист?», фотоальбомов и календарей «Времена года», «Край морошковый», чтение художественной литературы и энциклопедий «Удивительные растения», «Тайны нашей природы», «Что? Зачем? Почему?», «От осени до лета», «Рассказы – загадки о природе».
Дети совместно с родителями приняли участие в конкурсе «Лучшая кормушка», который прошел в дошкольном образовательном учреждении. Знания, полученные во время экскурсий, цикла познавательных занятий «Природный мир нашего края», дети отображают в творческих работах. В рамках данного проекта была оформлена выставка « «Город мой самый милый и родной» Участие в межгрупповом проекте «Самая красивая клумба», где дети сами учились ухаживать за многочисленным количеством цветущих растений, способствовало воспитанию любви к природе, заботливому отношению к ней, развитию нравственно-патриотических чувств: гуманизма, добросердечности.


Воспитывая любовь к родному Отечеству,
нельзя забывать о его защитниках. С детьми проводились акции «Тот герой, кто за Родину горой», «Наша армия родная». Созданы мультимедийные презентации «Боевая техника», «Армия и флот», которые включались в занятия на разных этапах. Дети с удовольствием сочиняли свои рассказы о Российской армии, рисовали картины ,оформили альбом «Российская армия глазами детей». В рамках работы по этой теме особое внимание было уделено празднику День Победы. С детьми обсуждались темы : «Праздник нашей победы», «Дети войны», «Как хорошо, когда мир на земле». Детям очень понравилась экскурсия к памятнику погибшим в ВОВ воинам, но особенно запомнилась встреча с ветеранами-фронтовиками. В нетрадиционной форме прошел праздник, посвященный Защитникам Отечества. Мотивацией изготовления поздравительных открыток для своих пап, дедушек стала выставка военной формы разных родов войск, орденов, медалей. А изготовление совместно со взрослыми медалей из пластилина и разнообразных подручных средств способствовало появлению в группе мини-коллекции «Медали». Данное мероприятие позволило вовлечь родителей в образовательный процесс, сплотить детско-родительский коллектив.
Уникальные возможности в воспитании патриотизма представляются через знакомство старших дошкольников с традициями, обычаями, фольклором, бытом и прикладным искусством русского народа. Накапливая творческий опыт, дети в развивающем пространстве группы самостоятельно создают игрово-ролевые проекты с народными игрушками, игрушками – говорушками «На ярмарке», «В музее», «Магазин сувениров и подарков», придумывают сказки «В царстве глиняных игрушек», озвучивают их в кукольном театре младшим дошкольникам, моделируют народные костюмы в своих творческих работах на занятиях и в свободной деятельности. Наличие познавательной литературы в группе «Большая книга занимательных опытов», «Большая книга экспериментов для дошкольников» дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получаемые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Дети при поддержке педагога стали авторами индивидуальных исследовательских проектов: «Воздух – художник», «Статическое электричество», «Свойства магнита».Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых порождают у детей уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Во время изучения блока «Родная страна» дети получали географические сведения о территории России (понятия: глобус, карта), познакомились с государственными символами России: герб, флаг, гимн, проявляли уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Дети знакомились со столицей нашей Родины – Москвой, формировалось представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Во время непосредственно образовательной деятельности проводилась беседа «Государственные символы России: флаг, герб, гимн», в области «Познание» - интегрированные занятия «Страна профессий», «С чего начинается Родина», «Крепости и богатыри» и др., что способствовало
формированию основ гражданско-патриотических чувств: любви, гордости, уважения к своей стране. В социально - значимую и общественную деятельность дети вовлекаются посредством реализации благотворительных проектов.
Благотворительный проект «Юный патриот»
включил в себя ряд мероприятий, направленных на воспитание у детей патриотического сознания, любви к малой родине, обогащение опыта социально - значимой деятельности взрослых и детей, приобщение дошкольников к работе по возрождению духовно-нравственных ценностей. В рамках данного проекта осуществлялось взаимодействие с Советом Ветеранов г.Колы. Дети совместно с педагогами изготовили сувениры и поздравительную газету, посетили музей, общение с ветеранами вызвало положительный эмоциональный отклик у дошкольников и взрослых Участие детей и родителей
в спортивной акции «Спорт в каждую

семью»,
способствовало сплочению семейных отношений, увеличению числа детей, занимающихся в спортивных секциях города. Родители с увлечением откликнулись на предложение участвовать в акции «Семья семье», где предлагались для продажи спортивные товары, оборудование и инвентарь. Итогом акции стали спортивный праздник «Вместе с мамой, вместе с папой» и выпуск семейной газеты«Активный отдых моей семьи».
Проект «Зеленый огонек»
объединил мероприятия: выставки семейного творчества «Мы пешеходы», детских рисунков «На перекрестке», конкурс «Дорожная азбука», где родители представили частушки собственного сочинения, делились забавными случаями. В смотре - конкурсе на лучший макет по дорожному движению воспитанники моей группы стали победителями. Закрепить полученные знания о правилах поведения на дороге позволило развлечение «Правил дорожных на свете немало» . Результаты проектной деятельности 2014-2015уч.г. .
 Более половины детей группы приобрели устойчивые первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем окружении), стране; знакомы с элементарными историческими фактами из истории Отечества;  Проявляют интерес к организованной взрослыми исследовательской и проектной деятельности по гражданско- патриотическому направлению; особенно эмоционально отзывчивы в вопросах, касающихся своей семьи (родословные, проекты о прадедушках, семейные художественные проекты и др);  Часто проявляют интерес к причинам действий и поступков взрослых и сверстников литературных героев в художественной литературе о войне ( задают вопросы: почему? зачем? как можно помочь?..);  Особенно любят свободную самостоятельную игровую деятельность на военно- спортивную тематику (сюжетные игры: «Зарничка», «В лесу прифронтовом», «Моряки», «Летчики», «Разведчики», игры соревновательного характера: «Победи соперника», «Русские богатыри» и др.,), активно включаются в общение и взаимодействие в сюжетных играх, предлагают простые сюжеты; большой интерес вызывают игры в путешествия, различные поездки в прошлое.. ;  Активно включаются в художественно- творческую деятельность по изготовлению атрибутов к играм, дидактического и наглядного материала;  Проявляют любовь и уважение к близким, сотрудникам детского сада, гостям, людям, защищавшим ранее и защищающим нашу страну в настоящее время;  Более тесным стало сотрудничество с семьей; более 20-ти семей на открытых итоговых мероприятиях и заседаниях родительского клуба получили грамоты и благодарности детского сада за действенную помощь в организации развивающей среды ДОУ и успехи в воспитании своих детей;  Использование технологии проектирования позволяет развивать поисковое поведение детей , творческие способности и коммуникативные навыки, дает возможность ребёнку проявить себя в экспериментировании и исследованиях .