Горные породы и минералы

Автор: Денисюк Лариса Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №59
Населённый пункт: Город Архангельск
Наименование материала: конспект урока по окружающему миру
Тема: Горные породы и минералы
Дата публикации: 20.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема урока: «Горные породы и минералы»( 4 класс)

УЧИТЕЛЬ: ДЕНИСЮК ЛАРИСА ВАЛЕНТИНОВНА,

МБОУ СШ № 59, ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК

Цели:
1.Исследовать, как горные породы отличаются по свойствам, составу, происхождению и способу их использования 2.Формировать (Регулятивные УДД) свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. 3.Воспитать интерес к познанию окружающего мира и к бережному отношению к полезным ископаемым.
Оборудование
: Учебник А. А.Вахрушев, Д.Д.Данилов «Окружающий мир» Проектор, экран, презентация, ноутбук, коллекция наиболее распространенных пород и минералов, атлас, таблица, стаканы, коллекция «Гранит и его состав», «Известняк», раздаточный материал (инструкции, материал из интернета, рисунки).
Тип урока
: изучение нового материала
Вид урока
: урок-исследование
Творческие группы
: 6 групп исследователей Х од урока.
1. Постановка проблемы и актуализация знаний.
-Ребята, сегодня, прежде чем начать изучение новой темы, нам с вами надо вспомнить некоторые знания по окружающему миру, полученные во 2 и 3 классе. -Назовите оболочки Земли: Ближайшая к Земле — атмосфера, это воздушное пространство вокруг Земли. Атмосфера состоит из азота, кислорода, водяных паров и незначительного количества других газов. Благодаря атмосфере на нашей планете возникла жизнь. Растениям, животным и человеку для дыхания необходим кислород, который они получают из атмосферы. Моря, океаны, реки, озера, водохранилища, ледники образуют гидросферу — прерывистую водную оболочку Земли. Без гидросферы жизнь на нашей планете была бы невозможна (тело человека на 65% состоит из воды!). - Вспомните, как называется каменная оболочка Земли? Литосфера — это твердая оболочка Земли, суша и дно океанов, ее образуют горные породы, а геологи называют земной корой. - Из чего она состоит? (Из земли или почвы и горных пород) -Как мы называем предметы, которые нас окружают? (Тела, вещества). - Из чего состоят тела? ( Из веществ). - В каких состояниях может находиться вещество? (Жидком, твёрдом и газообразном). - Какими свойствами обладают твёрдые тела? (Имеют постоянную форму и объём).

2.Проблемная ситуация.
Вспомните, чем занимался Данила – мастер — главный герой сказки П.П.Бажова «Каменный цветок»? (Создавал предметы из камня) - На партах у вас стоят коробочки. Прочитайте, что в них находится? (Гранит, песок, глина, стекло, кирпич, цемент) - Можно ли назвать их телами? (Да). - Разделите их на группы. - Сколько групп получилось? (Две. 1 - гранит, песок, глина; 2 - стекло, кирпич, цемент). - Как можно назвать тела первой группы? (Природные). -Почему? (Это предметы, которые нас окружают) - А как ещё их можно назвать? (Горные породы). -Почему? ( Не созданы человеком) -Но почему горными? ( Находятся в горах) -Они встречаются только в горах? - Как можно назвать тела второй группы? (Искусственные). -Внимательно рассмотрите образцы на ваших столах, одинакова ли их структура? (нет) Почему? ( Строение горных пород неоднородно. Они разного происхождения) Какого? (Магматического, осадочного: органического и неорганического, метаморфического) Магматические горные породы сформировались из магмы – расплавленной каменной массы, возникающей во время извержения вулканов (ГРАНИТ). Осадочные горные породы образуются на земной поверхности и вблизи неё в условиях низких температур и давлений (ГАЛЬКА, ГРАВИЙ, СОЛИ) (УГОЛЬ, МЕЛ). Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) осадочных или магматических горных пород . Магматические и осадочные горные породы под действием высокой температуры и давления видоизменяются и превращаются в метаморфические (ИЗВЕСТНЯК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МРАМОР). - Определите тему сегодняшнего урока? (Горные породы и минералы). - Да, сегодня мы будем говорить о горных породах и минералах. Что бы вы хотели узнать о горных породах? ( из чего они состоят и как их использует человек)
3. Совместное открытие знаний.
Минералы и горные породы старше растений. Животных и человека. Они рождаются, живут и умирают как живые существа. Вода в море и нарядные
снежинки – тоже минералы, хотя трудно в это поверить. Восхитительные по форме, красоте и прочности кристаллы вызывали у первобытного человека массу вопросов: откуда появились камни? Куда они исчезают? Почему у них разные свойства? Недаром самый древний период истории человечества называют… каменный век. Люди находили камни, похожие на различные орудия труда . И из таких камней изготавливали орудия труда. Делали ножи, копья, стрелы, наконечники. Их использовали для охоты и обработки добычи). - Как вы думаете, на какие свойства горных пород и минералов люди обратили своё внимание ещё в каменном веке? ( прочность) Возьмите в руки кусок гранита, попробуйте сжать… (ОДИН УЧЕНИК) - Значит, одно из главных свойств горных пород и минералов - … (твёрдость) - Большинство горных пород – твёрдые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую используют люди и сейчас. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах в роли исследователей , изучить состав и свойства горных породи их отличие от минералов. Каждая группа получит инструкцию, файлы с материалами. ( Информация в файлах вам поможет заполнить таблицу, текстовыделителем отметьте нужную информацию).
4. Практическая работа
Ребята изучают горные породы и минералы, и данные исследования записывают в таблицу. ( У ребят на столах лежат образцы горных пород и минералов)
Запиши свои исследования в таблицу
Фамилии, имена учащихся, входящих в группу Название горной породы В каком состоянии находится (твердое, жидкое, газообразное) Плотное или пористое Твердое или мягкое Прочность – хрупкость ( раскалывается с трудом или легко) Цвет Растворяется в воде (да, нет)
Инструкция
Дорогой четвероклассник, мы предлагаем тебе изучить материалы по теме: « Горные породы и минералы» Результатом твоей работы станет таблица. Чтобы тебе легче было её заполнить, воспользуйся инструкцией: 1
.
Запиши название образца в таблицу.
2.Чтобы узнать о составе и свойствах образца, ознакомься с материалами, собранными в файле .Заполни таблицу. 3.Чтобы выяснить, растворяется ли образец в воде, возьми стакан с водой, опусти в воду образец, помешай ложкой, понаблюдай, что будет происходить. Определи свойство и запиши в таблицу 4. Чтобы узнать , как и где добывают, рассмотри карту России , ,найди как на карте условно обозначено полезное ископаемое и определи его месторождение. 5. Как ты думаешь, где можно применить исследования, которые стали результатом твоей работы? Что мог бы ты ещё сделать дома по этой теме. Если у тебя возникли вопросы, не забудь задать их учителю и одноклассникам.
Удачи тебе в выполнении работы!

5.Применение знаний
А вот у ИЛЬИ возникли вопросы, которые он задаст вам( ИЛЬЯ ЗАДАЁТ ВОПРОСЫ) А теперь давайте выясним, где современный человек применяет горные породы, и какие свойства при этом использует. - Возьмите в руки гранит. Какими свойствами он обладает? (Твёрдый, прочный). - Рассмотрите его. Как вы думаете, из чего он состоит? В коробочках на партах вы видите: - Гранит состоит из кварца, полевого шпата и слюды. - Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы. На уроке мы будем говорить и о минералах. Выясним, чем горные породы отличаются от минералов. - Вы видите, что цвет гранита может быть от белого до чёрного. Это зависит от цвета полевого шпата, который входит в его состав. - Где он используется? (богатые могут позволить себе выложить во дворе плитку из гранита, изготавливают памятники архитектуры, украшают здания, станции метро, фонтаны, набережные рек в Санкт-Петербурге. - Гранит – это горная порода. Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы, из которых он состоит. Какой вывод можно сделать? Чем горные породы отличаются от минералов? Вывод: Горные породы состоят из минералов. - Рассмотрим ещё одну горную породу – глину. - Как вы думаете, из чего она состоит? (Из мелко перетёртых камней). - Что можно делать с глиной? (Лепить и строить). - Какие изделия делают из глины? (Посуду, кирпич, дома). - Какие свойства глины при этом используются? (Мягкость и пластичность) - Давайте попробуем что-нибудь слепить - Получается? (Нет). - Что нужно сделать? (Намочить глину).
- Да, из сырой глины можно лепить. Высохнув, она затвердевает и сохраняет форму. Но такие изделия бояться воды. А как же мы пользуемся посудой, ведь вода из неё не протекает? (Показываю). Как строят из кирпича дома? - Как же сделать изделия из глины прочными? Работа по учебнику с.93 прочитайте ,что делают с глиняными изделиями, чтобы они были прочными? (Обжиг). - Мы узнали, как изготавливают кирпичи. А чем скрепляют кирпичи? (Цементом). - Давайте прочитаем в учебнике, как получают цемент (стр. 94)
6.Физминутка
По дорожке шли, шли, Много камешков нашли. Присели, собрали и дальше пошли. По дорожке, по дорожке Прыгаем на левой ножке. И по этой же дорожке Прыгаем на правой ножке.
7. Отчёт каждой группы .
- А зачем человеку нужно изучать свойства горных пород и минералов? (чтобы применять их для своих нужд). - Как же человек использует каждое из свойств? (заслушиваются ответы) - Как человек должен относится к добыче горных пород? Почему? -Если бы люди захотели перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добывают из недр Земли, то им потребовался бы длинный-предлинный поезд, который опоясал бы земной шар 17 раз. - В чём же разница между горными породами и минералами? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите гранит и соль. Рассмотрите внимательно эти тела, и скажите сколько составных частей в них? (гранит 3 части, соль – одна). Верно. Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». Какие зерна вы видите? (Черные — это слюда, белые блестящие – кварц, серые и красные – полевой шпат). А что вы скажите о составе поваренной соли (Галит)? (однородное тело) Так вот гранит – это горная порода, а галит – минерал. Чем они отличаются? (Минералы однородны, а горные породы – нет. Горные породы – это сочетания минералов). Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами. Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются как самостоятельное вещество. Минералы – это природные неорганические вещества. Они состоят из одинаковых молекул, связанных друг с другом. Если минерал раскрошить,
растереть в порошок – измениться только размер его крупинок, но каждая маленькая крупинка все равно сохранит все свойства данного вещества. Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным — или в полосочку из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных минералов, на которых оставили свои следы естественные природные процессы. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы — и огромные валуны, и мелкий песок. Красивые поделочные и драгоценные камни (агат, гранат, сапфир) — это тоже минералы.
Вывод.
Исследовав горные породы и минералы мы пришли к выводу, что каждый минерал обладает своими собственными свойствами. Горная порода может иметь несколько составов, а минералы однородные. Главными свойствами горных пород и минералов является прочность (трудно расколоть), твердость. Горные породы и минералы применяются в строительстве, промышленности, в школе - мел (грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге)
А знаете ли вы?

У геологов , кроме техники, есть ещё и помощники- растения.
Где растут лесные фиалки, там есть цинк. А ещё друг геологов -полевой хвощ. Растёт себе и растёт. А геолог прочитал: здесь возможно есть золото. Летит над лесом самолёт. А кругом, лишь хвойные деревья. Но вот среди них ясно видна полоса лиственных деревьев, значит здесь можно искать каменный уголь. Там, где среди безжизненных песков пышно разросшийся островок растений, надо искать воду. « Зелёные разведчики» помогают человеку находить полезные ископаемые. А вот вам ещё загадка. Догадайтесь о каком камне идёт речь. Открыт человеком около 5 тысяч лет тому назад. Считается самым твёрдым из всех открытых в природе камней. На него не оказывают воздействия агрессивные природные вещества. Поэтому древние греки назвали его адамасом. (Об алмазе). - Правильно, «адамас» - «несокрушимый». Это самый твёрдый материал. У геологов принято ставить минералам «оценки» за твёрдость. Только, в отличие от школьной системы оценок, она не 5-ти балльная, а 10-ти балльная. Так вот, алмаз - самый твёрдый минерал, его оценка твёрдости – 10 баллов. А где ещё используют алмаз? (стр. 95) (Бормашина, стеклорез, свёрла для дрелей и т. д.) У нас в Архангельской области очень много добывают алмазов. Не верите? Тогда посмотрите мультфильм « Сказ о Североалмазе».
8. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Чем отличаются горные породы от минералов? - Какие свойства горных пород использует человек? - Из каких горных пород можно изготовить каменный цветок, а из каких нельзя? ( Нельзя изготовить каменный цветок из осадочных пород, так как они рыхлые и сыпучие. Цветок будет непрочным.) – Как вы оценивали свои шансы в начале урока? – Какие выводы сделали? – Удовлетворены ли вы своей работой? – Что помогло вам пройти испытания, чего не хватило, чтобы работа была лучше? Нарисуйте свое настроение на таблице .
9

.Домашнее задание:
* подберите пословицы и поговорки, высказывания, в которых качества горных пород и минералов характеризовали бы качество человека.

Приложение 1.

Глина
– очень широко применяемый строительный материал. - Как вы думаете, из чего она состоит? (Из мелко перетёртых камней. Глина состоит из одного или нескольких минералов). Глина и песок образовались при разрушении гранита. Причем из кварца образуется песок, а из полевого шпата и слюды – глина. Цвет глины зависит от цвета полевого шпата. Если шпат красный – глина рыжая, а если серый, то глина – серая. - Что можно делать с глиной? (Лепить и строить) - Давайте попробуем что-нибудь слепить. - Получается? (Нет). - Что нужно сделать? (Намочить глину). При увлажнении глина становится пластичной, ей можно придавать самую различную форму) - Да, из сырой глины можно лепить. Высохнув, она затвердевает и сохраняет форму. Но такие изделия бояться воды. А как же мы пользуемся посудой, ведь вода из неё не протекает? (Показываю). Как строят из кирпича дома? - Как же сделать изделия из глины прочными? - Какие свойства глины при этом используются? (Мягкость и пластичность) - Для чего используют глину? ( Для строительства, из глины делают кирпич, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими, слово «керама» -глина)
Приложение 2.

Гранит
– очень крепкий и красивый камень. Почему гранит так называется? «Гранит» - название не русское, а итальянское и происходит от слова «гранум», означающее в переводе «зерно». Естественно, речь идет не о зернах пшеницы и ржи. Итак, почему же итальянцы назвали гранит «зернистым»? - В составе гранита видны зерна: черные - это слюда; мелкие зерна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета – кварц; а розовая или серая часть – полевой шпат, шпат придает граниту цвет и соответственно гранит бывает серый или красный. Слюда, кварц и шпат – это минералы, составные части гранита. Залегает гранит и глубоко в земле, и на поверхности, где он встречается в виде целых гор Гранит-это смесь твёрдых веществ.. Все горные породы, полезные для человека, так и называются – полезные ископаемые. -Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землей, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы. - Как же образуется гранит? ( Образуется в глубинах Земли, где очень высокая температура высокое давление. Камни плавятся, превращаются в огненную жидкость-магму. Магма поднимается к поверхности и вырывается наружу . Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности земли она остывает и образуется базальт -очень прочная горная порода.)
- Почему он относится к магматическим горным породам? Что такое магма? Магма – это смесь различных минералов, внешне похожая на тесто. Гранит образуется в глубинах Земли при охлаждении расплавленной магмы. - А для чего используется гранит? - Гранит очень прочный камень. Поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется, поэтому его используют для облицовки стен зданий. В Санкт- Петербурге установлен памятник Петру 1 на гранитном камне, таком огромном, что для его перевозки участвовало более пяти тысяч человек. А другой памятник- Александровская колонна имеет массу 650 тонн. Поднимали колонну 1260 человек, а полировали 200.) _ А где и как добывают гранит? (Гранит залегает глубоко в земле и на её поверхности. Чтобы его добыть, машина сверлит в граните углубления, в которые закладывают взрывчатку. Только сильный взрыв разделяет гранит на куски, которые и используют для разных целей)
Приложение 3.
- Какого цвета
торф
? ( Тёмно- коричневого) -Из чего состоит? ( из остатков растений) Назови его свойства (рыхлый, непрочный, легче воды, сухой торф впитывает воду, хорошо горит) -Где образуется торф? ( В болотах из отмерших остатков растений) Во многих местах залегает слой торфа толщиной несколько метров, а за год образуется всего 1 мм торфа) Значит нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого ценного полезного ископаемого) -Как человек использует торф? ( топливо, на фермах торф служит подстилкой для скота, 1 кг торфа способен впитать 20 кг влаги, торф ещё убивает болезнетворных микробов, удобрение, лекарство) -Как нужно использовать? ( экономно, оберегать залежи от пожаров)
Приложение 4.
-Назови свойства
известняка
? -Где добывают? ( в карьерах с помощью экскаваторов, работают как бы не дне моря, которое было здесь в далёком прошлом, морские организмы, погибая, оседали на дно. Из скелетов, раковинок и образовывались толщи известняка ,если нужны ровные камни, то выпиливают особыми пилами) -Где и как используют известняк? ( при строительстве зданий и дорог, получают из него известь, мел) -Как образуется песок? ( При разрушении твёрдых пород, например, гранита) -Назовите свойства песка? (сыпуч) -Из чего состоит?- Где используют?(в строительстве, для изготовления стекла- нужен белый песок) Где добывают? ( в карьерах)