"Работа над пьесой кантиленного характера"

Автор: Губина Людмила Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская музыкальная школа"
Населённый пункт: г. Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: "Работа над пьесой кантиленного характера"
Дата публикации: 21.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


План-конспект открытого урока по фортепиано

педагога дополнительного образования

Губиной Людмилы Александровны

Тема урока:
«Работа над пьесой кантиленного характера».
Форма работы:
индивидуальное занятие с ученицей.
Цель:
Формирование у учащейся навыков кантиленной игры, анализ средств музыкальной выразительности.
Задачи:
Обучающие - сформировать навыки певучей кантиленной игры, научить анализировать значение средств музыкальной выразительности, научить работать над выразительным интонированием мелодической линии. Развивающие - развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым контролем, развитие мелодического слуха, развитие навыка координации движений. Воспитательные - вырабатывание тонкого ощущения разных способов прикосновения к клавиатуре для решения художественно-звуковой задачи.
Тип урока:
урок получения новых знаний с элементами исследования.
Методы:
• словесный; • наглядно - слуховой; • эмоционально - познавательный.
Оснащение урока:
музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, стол, стул.
Структура урока:
1. Организационный этап. (5мин.)  Приветствие. Психологический настрой учащегося.  Вступительное слово педагога.  Сообщение темы урока и его задач. 2. Основная часть. Практическая. (30 мин.)  Анализ части произведения.
 Работа над певучим звукоизвлечением, интонированием мелодии  Оркестровка произведения. Тональный план. 3. Заключительная часть. (5 мин.)  Подведение итогов. Домашнее задание. Урок проводится с ученицей 6 класса Кобелевой Ириной. Кантилена - (от латинского слова "пение") - широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Термин так же обозначает напевность самой музыки или манеры ее исполнения. У музыки свой особенный язык - язык звуков, и свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр. Мы рассмотрим и проанализируем средства музыкальной выразительности на примере пьесы Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера» fis-moll Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни без слов написаны в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этого жанра – Италия. (От итальянского слова barka, в переводе означает – лодка). Баркарола - песня на воде. - Ира, исполни, пожалуйста, это произведение. Давай проанализируем, сколько частей в этой пьесе, какие образы мы представляем. Как мелодия звучит в каждой части? Я предлагаю посмотреть слайды с картинами Венеции. Это поможет нам найти образные ассоциации. - В этой пьесе 3 части. Начинается пьеса с аккомпанемента с трёхдольной пульсацией, который напоминает лёгкое покачивание гондолы на воде. А первые два звука в правой руке напоминают гудок. Затем появляется красивая мелодия в правой руке, которую спокойно напевает лодочник своей возлюбленной. Вторая часть – кульминационная. Кульминация от латинского слова "culminatio", которое имеет значение наивысшей точки напряжения каких- либо сил внутри произведения. Чаще всего слово "culminatio" переводится, как «вершина», «пик», «заострение». Данный момент в пьесе можно связать с откровением, признанием в любви. 2
После этого эмоционального накала наступает развязка. Третья часть – наступает спокойствие, гондольер возвращается. Теперь важно охватить всю пьесу по форме, соединить все части в единое целое. Основное внимание при изучении пьес кантиленного характера должно быть направлено на выразительное интонирование мелодии. Мелодия - основа художественного образа пьесы. Работа над первой частью. Первая часть написана в форме периода с вступлением. На фоне аккомпанемента слышим две ноты (ми-диез, соль-диез), которые мы сравнили с гудком. Первый звук – более глубокий, второй звук – на угасании первого. Красивая интонация - смысл музыки, без нее мелодия превращается в набор звуков. Определив границы фраз, прослеживаем направление мелодии, ее интервальный состав. Приступаем к детальной проработке каждой фразы. Характер дальнейшей работы приблизительно следующий: пытаемся на инструменте выразительно интонировать отдельные «мотивные слоги». Мягкой, свободной, но не расслабленной рукой, после «взятия дыхания» погрузиться в клавиши, хорошо ощущая дно, но не давить. Держать пальцы как можно ближе к клавишам, стараться играть подушечкой, мясистой частью пальца, т.е. стремиться к полному контакту, живому осязанию, слиянию с клавиатурой. Звуки между собой связываются без толчка, как бы переступая с пальца на палец. При этом, устремляясь к очередному звуку, рука обязана двигаться, передавая опору от пальца к пальцу наподобие смычка, плавно передвигающегося по струне. Внешние движения руки, огибающие контуры мелодической фразы, должны быть весьма незначительными, так как главная работа происходит «внутри», благодаря гибкому взаимодействию всех звеньев пианистического аппарата. Каждая фраза играется на одном дыхании, которое надо умело распределить на всю фразу. Эта работа требует постоянного слухового контроля. Если ухо не слышит звук до конца, то палец становится пассивным, следующий звук не выливается из предыдущего, а берется как бы заново, с помощью нового движения руки или кисти. Добившись выразительного 3
звучания отдельных фраз, надо объединить их в целое предложение, которое следует выстроить по форме, увязывая ее с динамическим развитием. Последний этап заключается в совершенствовании исполнения первой части. В этой работе пытаемся сглаживать шероховатости, смягчаем «углы», которые неизбежны на первых порах. Рассмотренные нами принципы и приемы работы над кантиленной пьесой, естественно, не исчерпывают все их художественное многообразие. И все же мы попытались в нашей работе раскрыть основные: художественно-звуковая специфика освоения кантиленой музыки, выразительное интонирование мелодии, гибкость темпо-ритмической и динамической выразительности, тонкое ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре, обусловленное осознанной учеником художественно-звуковой задачей, развитие слуховых навыков. Домашнее задание: закрепить работу, проделанную на уроке в первой части. Во второй части определить границы фраз, фразы разобрать по мотивам.
Список литературы.
1. Крюкова.В.В., Музыкальная педагогика.- Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002. 2. Тимакин.Е.М., Воспитания пианиста.- Москва, "Сов. Композитор", 1989. 3. Цыпин.Г., Обучение игре на фортепиано.- М,1984. 4. Любомудрова.Н. Методика обучения игре на фортепиано. Учеб. пособие.- М.:"Музыка", 1990. 5. Царева.Н.А. "Уроки госпожи Мелодии", Учебное пособие.- М.:"Артафон", 2000. 6. Рокитянская.Т.А. "Воспитание звуком" - Ярославль: Академия развития. 2002. 4
5