"Экологическое развитие детей дошкольного возраста"
Автор: Астафьева Анна Александровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад №2
Населённый пункт: Иркутская область, Чунский район, р.п.Чунский
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое развитие детей дошкольного возраста"
Экологическое развитие детей дошкольного возраста
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. И. Тютчев.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное
отношение к ее красоте, ее мудрости, ее законам, ее проблемам каждого
человека должны воспитываться с раннего возраста в семье и в дошкольных
учреждениях. В нашей стране экологическое образование и воспитание
осуществляется в системе государственных и общественных форм, которые
формируют экологическое сознание российского гражданина.
Разнообразные объекты природы позволяют воспитателю организовать
полезную и интересную деятельность подопечных. У детей развивается
любознательность в процессе наблюдений, сравнений, игр и труда в природе,
так же они знакомятся со свойствами и качествами объектов. Дети учатся
замечать явления природы их изменения и развитие, а полученные знания и
умения дошкольникам предлагается использовать на практике. Ребята
поливают водой снег для создания построек, увлажняют песок, обмазывают
глиной дно каналов, чтобы удерживать воду. Дальнейшее совершенствование
знаний и развитие умственных способностей происходит в процессе
трудовой деятельности в природе.
Природа сама по себе влияет на развитие личности ребенка и это
связанно с формированием у него определенных знаний о ней. Знания о
природе помогают ребенку различать признаки, свойства и качества
предметов. Говоря о задачах стоящих перед педагогом , который знакомит
детей с природой , можно выделить три задачи.
1.
Формирование у детей элементарной системы знаний. Знания у детей о
природе дошкольного возраста формируются обычно представлениями и
выраженными их признаками
2.
Формирование у детей трудовых навыков и умений. Трудовые умения и
навыки детей при взрослении не разрушаются, а наоборот
совершенствуются. Уход за растениями и животными вызывает радость у
ребенка и желание у других детей помочь ему.
3.
Формирование любви к природе. Природа прежде всего является
основой красоты, источником музыки, поэзии и живописи. Ребенок
прочувствовавший однажды красоту природы, будет всегда охранять,
оберегать и любить ее, как источник радости.
Главной целью экологического развития и образования является
формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста. А это
возможно только при наличии экологического сознания у педагога и
родителей, и их совместной работе с детьми.
Через экологические знания ребенок узнает о своих особенностях,
начинает ощущать свою видовую принадлежность. Познавая природу, и все
живое на земле у детей происходит одухотворение бытия, эстетическое
восприятие природы. Полученные знания и навыки в дошкольном периоде
помогает личности, дельнейшем утвердиться в мире, укрепляет уверенность
в себе. Экологическая активность позволяет дошкольникам овладеть умением
вести себя в природе, а так же значительно повышает уровень экологической
воспитанности.
Литература:
Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших
школьников. М.: АРКТИ, 1999.
Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей. -
СПб.: Детсво-пресс, 2000.
Ф. Тютчев, Каменева Л.А. Методика ознакомления детей с природой в
детском саду. -М.: просвещение, 1992.