"Из опыта работы: подготовка к итоговой аттестации по русскому языку и литературе".

Автор: Цибина Галина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГОАУ "Школа космонавтики"
Населённый пункт: город Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Из опыта работы: подготовка к итоговой аттестации по русскому языку и литературе".
Дата публикации: 21.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка
Статья «Из опыта работы: подготовка к итоговой аттестации по русскому языку и литературе» - методический материал для учителей – словесников, работающих в 10-11 классах. Данный материал представляет практические методы подбора учащимися аргументов к экзаменам по литературе и русскому языку, исходя из читательского опыта ученика и развитие умения систематизации накопленной информации. Интеграция уроков литературы и уроков русского языка помогает учителю качественно подготовить учеников к ЕГЭ как по русскому языку, так и по литературе. Цели: систематизация и совершенствование полученных знаний; развитие интереса и мотивации к изучению предметов; активизация познавательной деятельности. Основные задачи: обобщение знаний учащихся; воспитание у учащихся понимания важности изучения русского языка и литературы и потребности в чтении мировой классики; стимулирование интеллектуальной деятельности учащихся; способствование расширению активного словарного запаса учащихся; развитие учебно-познавательной компетенции; развитие умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Из опыта работы: подготовка к итоговой аттестации по русскому

языку и литературе
Приказом Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 года утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт – системообразующий элемент всего образования. На государственном уровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества. Перед школой и учителем конкретно стоит задача выявления и развития индивидуальных способностей ученика, достижения им не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Стандарт ориентирует учителя на формирование ключевых компетенций, которые обеспечат ученику гибкость и способность адаптации по отношению к социуму. Методических материалов, способствующих качественной подготовке к уроку, достаточно много среди предлагаемых книг в помощь учителю и на просторах Интернета. И, тем не менее, готовясь в очередной раз к уроку, находишь время заглянуть на тот или иной сайт, чтобы найти что-нибудь новое, интересное. Думаю, каждый педагог понимает, что современные требования к образованию и к итоговой аттестации ориентируют учителя на интеграцию. Интеграция уроков литературы и уроков русского языка безусловна, и именно интеграция помогает учителю качественно подготовить учеников к ЕГЭ как по русскому языку, так и по литературе. Анализ результатов экзаменов по русскому языку показывает, что определенную трудность для выпускников представляет выполнение задания части С, то есть написание развернутого сочинения. Для успешного выполнения задания учащиеся должны владеть следующими умениями: определить тему и идею текста; выделить проблемы, затронутые в тексте; прокомментировать выявленную проблему; сформулировать авторскую позицию и изложить собственную позицию с привлечением нескольких аргументов. Каждый этап сочинения отрабатывается учителем с использованием собственных методик. В данной статье я не буду подробно останавливаться на совместной работе учителя и ученика при подготовке к написанию сочинения, а поделюсь практическими методами подбора аргументов, исходя из читательского опыта ученика. Следует помнить, что к ЕГЭ готовиться необходимо в ходе обычного урока. На уроках литературы мы обсуждаем произведения, учимся обрабатывать полученную информацию и проецировать ее на жизнь. Именно на уроках литературы поднимаем те вопросы, которые связаны с пониманием чужого высказывания: темы, проблемы, идеи, авторской позиции и способов ее выражения, умении сформулировать своё мнение, аргументировать его.
Итак, работа по выявлению аргументов из художественного произведения. При анализе, например, рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова всегда прошу учеников выделить одну - две проблемы, поднятые в данном произведении. В тетради делим страницу пополам (или рисуем табличку, где слева указываем проблему, справа - доказательство). Озвучиваем проблему, например, проблему героизма солдата в годы Великой Отечественной войны. Обсуждаем с классом, соглашаемся с тем, что эта проблема действительно имеет место быть. Записываем в левую графу тетради, а справа ребята делают записи, исходя из анализа текста, доказывают наличие данной проблемы, комментируют ее. Эта работа может выполняться индивидуально каждым учеником, в парах и в группах. Можно учителю назвать проблему, а ученики должны будут найти комментарий и записать его. Иногда предлагаю «нечеткую» формулировку проблемы или «подпроблему», которая не имеет самостоятельности. Ребята должны исправить, откорректировать и записать правильно, доказать, что предложенная мной формулировка неверна или такой проблемы в данном тексте нет. Продолжается эта работа в качестве домашнего задания. Ребятам предлагается выделить максимальное количество поднятых проблем и прокомментировать их. Самостоятельная домашняя работа как форма обучения в условиях подготовки к экзаменам имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков и развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей. Более того, она способствует мотивации обучения, т.к. ученики понимают необходимость данного вида работы. В течение двух лет (я преподаю только в 10 и 11 классах) накапливается собственный банк проблем и аргументов у каждого выпускника, что в итоге снижает перегрузки в период подготовки к ЕГЭ. Только при изучении данного рассказа ученики предлагают для рассмотрения следующие проблемы: проблема одиночества; проблемы войны и мира (человек на войне, противоестественность, бесчеловечность, жестокость войны); проблема борьбы за идеалы человечества; проблема психологии русского солдата; проблема великого гуманизма и самопожертвования; проблема героизма и мужества, стойкости и достоинства; проблема силы духа и выдержки, проявившихся на войне, в фашистском плену; проблема душевной теплоты и великой отзывчивости на чужую беду; проблема беззащитности простой человеческой судьбы во время войны; проблема предательства; проблема сиротства, обездоленности и невосполнимых утрат; проблема безграничной веры в жизнь; проблема веры в душевные силы русского человека; проблема античеловечности фашизма; проблема поведения советского солдата в плену; проблема нравственного выбора человека; проблема личной ответственности человека за свою судьбу; проблема дома, дороги, пути; проблема соотношения героя и мира; проблема сущности человека, смысла жизни; проблема осознания человеком своего
долга перед собой и обществом; проблема отношения к судьбе, истории, обществу. Мои ученики знают, что данный вид работы необходим в старшей школе при прочтении всех произведений, т.е. не только тех, которые предусмотрены школьной программой. Второй год ученики выпускных классов пишут итоговое сочинение по литературе, где также необходимо знание литературных произведений. Критерий № 2 - аргументация, привлечение литературного материала. Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Учимся тому, как использовать приобретенные знания и читательский опыт при выборе определенного блока и, соответственно, темы будущего сочинения. Активизируя познавательную деятельность через создание ситуации для поиска и обработки материала, ученикам при изучении того или иного произведения предлагаю самостоятельно сформулировать название блока и возможные темы сочинения в этом блоке. Они легко интегрируют свои знания и, пользуясь банком проблем и аргументов, составляют перечень возможных тем. Такой подход дает возможность систематизировать накопленные знания. Вернусь к рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». Прошу учеников определить возможные блоки. Ребята предлагают варианты: «Родина», «Война», «Любовь», «Дом», «Дорога, путь». Очередной этап работы – формулировка тем и передача содержания тех эпизодов, которые будут являться ключевыми для предложенной темы. Блок «Родина» дает возможность поразмышлять над следующими темами: «За что мы любим Родину?», «Вот она, моя Родина», «Судьба человека – судьба Родины», «Человек и Родина едины»; «Война» - «Судьбы, опаленные войной», «Человек на войне», «Кто он, советский солдат?», «Героизм на войне», «Нравственный выбор человека на войне»; «Любовь» - «Гуманизм и самопожертвование во имя людей», «И не было для меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет!», «Сила любви», «Любовь – источник жизни»; «Дом» - «Дом – опора и надежда», «Семейное тепло домашнего очага», «Дом, дающий веру», «Дом, формирующий нравственный выбор»; «Дорога, путь» - «Дорогами войны», «Нравственный путь героя», «Пути – дороги», «Путь осознания человеком своего долга», «Дорога домой», «Трудный путь к счастью». Работа также может быть индивидуальной или групповой, где первоначально исследуется материал, а затем защищается проект. Одной из важнейших проблем при планировании уроков в старших классах для учителя является выбор форм работы, оптимально решающих не только учебные задачи, но и обеспечивающие эффективную подготовку к экзаменам. Особое место уделяю методам проектов, которые относятся к
личностно - ориентированным технологиям. Такой способ организации самостоятельной работы учеников способствует развитию исследовательских, рефлексивных, проблемных навыков. Мониторинг качества обученности по предмету свидетельствует о подготовленности учеников к прохождению итоговой аттестации. Безусловно, это только фрагмент той большой совместной работы учителя и ученика, которая осуществляется при подготовке к ЕГЭ. Учитель обязан тщательно выбирать методические приемы по развитию у школьника общеучебных навыков, необходимых для преобразования текстовой информации, так как работа с текстом - это основа изучения и освоения любой образовательной дисциплины, изучаемой в школе. Преодолевая разобщённость научного знания по смежным дисциплинам, учитель ориентирует ученика на усвоение основ лингвистики и формирование коммуникативных умений и навыков, которые обеспечивают свободное владение русским языком в разных сферах. Таким образом, использование данной системы подготовки к ЕГЭ обеспечивает успешную сдачу экзамена всеми выпускниками и получение баллов, соответствующих уровню знаний и возможностей учащихся. Средний балл ЕГЭ по русскому языку моих учащихся – 73 – 74%, что значительно выше средних показателей по региону и России. В течение нескольких лет я разработала и апробировала систему подготовки к ЕГЭ, которая освобождает ученика от чрезмерной загруженности, дает возможность чувствовать себя уверенным при прохождении итоговой аттестации, интегрировать свои знания в жизнь.