"Театрализованная деятельность как способ реализации личностно-ориентированных технологий при формировании связной речи дошкольников с ОНР"

Автор: Тушина Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: д/с "Солнышко" г. Нефтегорска
Населённый пункт: город Нефтегорск, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Театрализованная деятельность как способ реализации личностно-ориентированных технологий при формировании связной речи дошкольников с ОНР"
Дата публикации: 01.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка

«Театрализованная деятельность как способ реализации личностно-

ориентированных технологий при формировании связной речи

дошкольников с ОНР
»
Подготовила:
учитель-логопед СП детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ №2 г. Нефтегорска Самарской области Тушина Ольга Николаевна Нефтегорск 2015

Оглавление

I. Вводная часть
........................................................................................... 3
II. Основная часть
.......................................................................................6 1. Теоретическое описание модели.............................................6 2. Описание изменений в образовательном процессе...............8 2.1. Содержательно-технологический блок................................8 2.2. Контрольно-оценочный блок..............................................11 3. Ресурсный блок....................................................................... 11
III. Заключени
е.......................................................................................... 12
IV. Информационные источник
и............................................................13
Приложение
................................................................................................ 14 2

I. Вводная часть

Актуальность
. В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывают личностно-ориентированные технологии взаимодействия ребенка и педагога. Эти технологии соответствуют организации воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса [7]. Данный факт находит свое отражение в таких документах как:  Ст. 2 Закона РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;  Концепция модернизации российского образования;  Приказе № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками с ОНР относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Однако в специальной литературе указаны такие формы работы, которые не учитывают интересов и индивидуально-личностных особенностей детей. При обучении связной речи предлагается составлять предложения, короткие тексты по картинкам и сюжетной картине и т.д. Не все дети способны с одинаковым интересом работать по таким формам, а, следовательно, эффективность логопедической работы существенно снижается. Таким образом, мы сталкиваемся с
проблемой
, которая выражается в
противоречии
: с одной стороны, из-за несовершенства лексико- грамматической системы, ребенок не способен строить связное высказывание, что требует последовательного накопления языковых моделей на определенном лингвистическом материале, с другой стороны, личностно- 3
ориентированные технологии предполагают индивидуализацию логопедической работы с каждым ребенком с учетом его интересов и потребностей. То есть, не все дети в группе будут с одинаковым интересом работать в соответствии с существующей программой логопеда, что свидетельствует о необходимости изменения модели формирования связной речи дошкольников с ОНР.
Решением данной проблемы
стало обучение детей навыкам владения связной речью в театрализованной деятельности. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Таким образом, в моей работе особое значение приобрело применение личностно-ориентированных технологий, а именно включение детей с ОНР в театрализованную деятельность. Таким образом,
целью
работы является разработка модели личностно- ориентированного обучения связной речи дошкольников с ОНР через вовлечение их в театрализованную деятельность.
Задачи
: 1) изучить логопедическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме; 2) осуществить поиск эффективных форм организации логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР; 3) совершенствовать модель коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи с позиций личностно-ориентированных технологий; 4) провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе разработки модели.
Ожидаемые результаты
. 4
 обогащение опыта детей с ОНР впечатлениями из жизни, раскрытие индивидуальности каждого ребенка;  положительная динамика в развитии неречевых функций детей;  обогащение и активизация словаря детей;  умение детей связно передавать предложенный сюжет, владеть структурой связного высказывания в процессе инсценировки.
Педагогические условия
реализации модели:  успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды ; для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации;  формирование связной речи в театрализованной деятельности должно проходить поэтапно, опираясь на специальные и общепедагогические принципы;  вовлечение в работу всех компонентов связной речи ребенка: невербальных (мимики, пантомимики, дыхания) и вербальных (просодики, звукопроизношения, грамматики, лексики). Таким образом, театрализованная деятельность способствует
социально-личностному и коммуникативному развитию
дошкольника:  психофизические способности (мимика, пантомимика);  психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память);  речь (монолог, диалог);  творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). 5

II. Основная часть

1. Теоретическое описание модели
Модель ориентирована на дошкольников с ОНР 6-7 лет (подготовительная группа). Это связано с тем, что у детей данного возраста накапливается достаточный объем лексического запаса и грамматических конструкций, что позволяет перейти к формированию самостоятельного развернутого высказывания. Схематично
модель
можно отразить следующим образом: В соответствии с личностно-ориентированными технологиями успешность реализации модели формирования связной речи у детей с ОНР обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей детей [13]. Предполагаю, что это успешнее всего можно достичь, вовлекая дошкольников с ОНР в театрализованную деятельность, поэтому она и была выбрана форматом коррекционного обучения. Театрализованная деятельность многофункциональна, т.е. она выполняет функцию социализации, креативную функцию, галографическую функцию, развивающе-терапевтическую функцию, культурно-этническую функцию, коррекционно-логопедическую и лексико-образную функцию [2]. Участие в 6
театрализованной деятельности требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций [6]. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Эта театральная постановка дает повод и материал для разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям [2].
Этапы
реализации модели:
Название и содержание деятельности

Сроки

1. Проектировочный этап
1. Обследование и зачисление детей на логопункт 1 – 15 сентября 2. Определение актуальности модели (проведение исследования уровня владения связной речью) 1 - 15 сентября 3. Определение ресурсного потенциала 1 - 15 сентября 5. Составление перспективного планирования логопедических занятий по формированию связной речи 1 - 15 сентября
2. Практический этап
1. Выход на родительские собрания Сентябрь 2. Проведение логопедических занятий в соответствии с перспективным планированием 15 сентября– 15 мая 3. Проведение открытых занятий с участием родителей (отчетные мероприятия с разыгрыванием сценок) Декабрь Март Май
3. Этап оценки эффективности модели
Проведение контрольной диагностики уровня сформированности связной речи дошкольников с ОНР с использованием тех же экспериментальных методов, которые применялись на проектировочном этапе. 15-28 мая 7

2. Описание изменений в образовательном процессе

2.1. Содержательно-технологический блок
В коррекционной работе особое внимание уделяется коммуникативному подходу к формированию связной речи детей, т.е. тем видам связных высказываний, которые, прежде всего, используются в процессе усвоения детьми знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывание по аналогии). Схематично
изменения в коррекционно-образовательном процессе
можно представить следующим образом: Коррекционная работа по формированию связной речи детей с ОНР включает в себя ряд разделов. Опираясь на рекомендации Е.Н.Кутеповой [6], Э.П.Коротковой [5], Т.А. Сидорчук [9,10], мы предлагаем вести работу по обучению связной речи на основе театрализованной деятельности по следующим
этапам
:
1 этап.
Развитие навыков диалогической речи в инсценировке по ролям.
Задачи
: 1. Развитие умения внимательно слушать собеседника. 8
2. Закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений (из 4-х слов и более). 3. Развитие умения точно отвечать на поставленные вопросы, выражать свое мнение. 4. Развитие умения говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2 этап
. Формирование умения пересказывать текст в процессе игр- драматизаций.
Задачи
: 1. Обучение детей пересказывать текст с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом. 2. Формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия. 3. Усвоение детьми ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.). 4. Практическое овладение синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия. 5. Формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа.
3 этап.
Формирование умения самостоятельно составлять истории на различные темы.
Задачи
: 1. Создание мотивации говорения, формирование стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и детсада. 2. Усвоение норм построения связного высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями- фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.). 9
3. Развитие творческих способностей детей в процессе самостоятельной речевой деятельности. 4. Перенос знаний, умений, навыков владения связной речью, полученных в театрализованной игре в различные виды практической деятельности детей, свободную игровую деятельность. Предполагаю, что обучение детей навыкам владения связной речью будет успешнее всего реализовано в театрализованной деятельности. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. На всех этапах коррекционно-логопедической работы считаю необходимым использовать такие
виды
театрализованных игр как:  игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;  ролевые диалоги на основе текста;  инсценировки произведений;  постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;  постановки в кукольном театре;  игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки [2]. Предлагаю использовать
методические приемы
:  предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его;  прочитать детям знакомую сказку и предложить им придумать новую, но с теми же персонажами [4];  предложить детям нетрадиционный набор кукол для со чинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей - Де да Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петушка;  предоставить детям возможность для исполнения конт растных 10
ролей - старого медведя и маленького медвежон ка, злой собаки и беззащитного щенка [1]. Использование этих приемов на практике способствует более глубокому проникновению во внутренний мир персонажа, стремлению оречевить возникающие переживания.
2.2. Контрольно-оценочный блок
С целью определения уровня сформированности связной речи дошкольников с ОНР необходим первичный анализ данного навыка у каждого ребенка. В своей модели я предлагаю использовать методики: 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (по Н.М. Зубаревой). 2. Пересказ текста (В.П. Глухов). 3. Завершение рассказа по готовому началу (О.С. Ушакова). Речевой материал подобран в соответствии с возрастными и речевыми особенностями дошкольников 6-7 лет. Целесообразно использовать количественную систему оценки выполнения каждого задания, что позволит более наглядно показать полученные результаты. Определяется: степень самостоятельности при составлении рассказа, связность, последовательность и полнота изложения, смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядно изображенному сюжету и др.) и поставленной речевой задаче, а также особенности построения фразы. По каждому из приведенных критериев начисляется от 0 до 2 баллов. Текст методик и критерии оценки представлены в приложении.
3. Ресурсный блок
Для успешной реализации модели формирования связной речи дошкольников с ОНР с учетом личностно-ориентированных технологий необходимы ресурсы: 11
1. Временные (модель рассчитана на 1 учебный год – с сентября по май). 2. Материально-технические (наличие кабинета, оснащенного компьютером и колонками; материалы для изготовления костюмов и декораций; готовые маски животных и героев произведений). 3. Информационные (наличие компьютера с выходом в Интернет, методическая литература, периодические методические издания, детская литература). 4. Партнерские (сотрудничество с родителями по изготовлению костюмов и разучиванию ролей к инсценировкам; с воспитателями – помощь в репетициях; с музыкальным работником – содействие в формировании пантомимики).
III. Заключение

Выводы
. Итак, проблема формирования связной речи дошкольников с ОНР становится решаемой, если:  образовательное пространство изменится с позиций современных образовательных технологий, а именно, будут использованы личностно- ориентированные технологии взаимодействия с детьми с ОНР;  логопед будет использовать в своей работе новые форматы коррекционного обучения - элементы театрализованной деятельности, побуждая детей творчески подходить к построению высказываний, используя интонационную выразительность речи, нужную лексику, а также неязыковые средства (мимику и пантомимику).
Прогноз и риски
. Ребенок, владея указанными речевыми и неречевыми умениями в условиях театрализованной игры, успешно может перенести их в свободную деятельность. Модель может быть полностью реализована, если логопед добьется поддержки со стороны родителей, воспитателей и музыкального работника. 12

IV. Информационные источники
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Академия, 1998. 2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников, М 1991 3. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей// Психологический журнал, 1995, №5. 4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей М 2002 5. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. Пособие для воспитателя детского сада.-2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1992. 6. Кутепова Е.Н. Методические материалы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Учебно-методическое пособие Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой, 2007 7. Мелевская Е.В. Ценностные основания личностно- ориентированного воспитания // Педагогика. – 2006. - № 4. – С. 29-36. 8. Методы обследования речи детей/ Под. общ. ред. Проф. Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. 9. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. Челябинск, 2000 г. 10. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников - М.: Академия, 2004. 11. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002 12. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказывания по картинам. – М.: Владос, 2005. 13. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 13

Приложение

Составление рассказа по серии сюжетных картинок
(по Н.М. Зубаревой). Цель: выявить особенности составления связного рассказа по серии сюжетных картинок. Материал: серия сюжетных картинок (3 картинки). Инструкция. «Разложи картинки по порядку, чтобы получился рассказ. Расскажи его». Картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы ребенок смог найти начало истории, ее продолжение и конец. Помощь в раскладывании оказывается только после того, как ребенок расскажет историю по своему плану. Рассказ ребенка по правильной последовательности записывался дословно (приложение 1). Оценка результатов. Полученные баллы суммируются.

При суммировании полученных баллов дети могут быть распределены по уровням сформированности связной речи: Высокий уровень – 10-14 баллов. Раскладывание картинок самостоятельное, без ошибок либо правильное выполнение при стимулирующей помощи; фразы достаточно распространенные, грамматически правильные. Средний уровень – 5-9 баллов. При стимулирующей помощи допускает 1-2 смысловые ошибки, 1-2 логические ошибки, фразы малораспространенные, наличие аграмматизмов. Низкий уровень – 0-4 баллов. При наводящих вопросах допускает более 2 ошибок; фразы простые, нераспространенные; либо при непринятии помощи, невозможности составления связного рассказа, большое количество аграмматизмов. 14

Пересказ текста
(В.П. Глухов). Цель: выявить особенности воспроизведения простого по структуре и небольшого по объему знакомого текста. Материал: текст сказки «Теремок». Инструкция. Ребенка просят припомнить и рассказать сказку. Если ребенок затрудняется, ему зачитывается сказка полностью и предлагается воспроизвести услышанное. Рассказ ребенка записывается дословно (приложение 1). Оценка результатов . За каждый приведенный в таблице 1 параметр начисляются баллы. При суммировании полученных баллов дети могут быть распределены по уровням сформированности связной речи: Высокий уровень – 10-14 баллов. Ребенок выполняет задание без помощи; использует синонимы, антонимы; демонстрирует высокую степень точности словоупотребления; в предложениях 4 и более слова; верно выбирает интонацию, паузы, логические ударения, тон и темп говорения; предложения логически связаны, разнообразные по структуре, последовательны, порядок слов не изменен; придерживается темы, есть завершенность текста, рассказ соответствует ситуации. Средний уровень – 5-9 баллов. Ребенок выполняет задание с помощью экспериментатора; использует однообразную лексику; в наличии 1-3 грамматические ошибки; предложения состоят их 3-4 слов; частично соблюдает логические паузы, допускает интонационные неточности; предложения логически связаны, однако однотипные по структуре, непоследовательны, порядок слов негрубо изменен; соскальзывает с темы, есть завершенность текста, привнесения из личного опыта. Низкий уровень – 0-4 балла. Ребенок составляет рассказ т олько при наличии наводящих вопросов; допускает неточности в подборе слов, более 3-х грамматических ошибок; перечисляет объекты и действия; рассказывание монотонное, наличие длительных пауз; признаки связности без наводящих вопросов отсутствуют; перечисляет объекты и действия. 15

Завершение рассказа по готовому началу
(О.С. Ушакова). Цель: выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенной речевой и наглядный материал. Наглядный материал: сюжетная картинка «Волки». Методика проведения . Ребенку предлагалась картинка, изображающая кульминационный момент действия рассказа (мальчик залез на дерево, внизу, под деревом - четыре волка, один из них пытается залезть на дерево; вдали виднеется деревня; действие происходит зимой). После разбора содержания картинки ребенку дважды прочитывался текст незавершенного рассказа и предлагалось придумать его продолжение. Рассказ ребенка записывался дословно. Текст рассказа: «Мальчик пошел в лес на прогулку и отстал, заблудился. На него напали волки и он залез на дерево…». Пример окончания рассказа: волки убежали и мальчик благополучно ушел домой, пришли взрослые и прогнали волков, мальчик сам справился с волками (неважно каким способом). Оценка выполнения. Суммируя все полученные баллы (таблица 1), можно судить об уровне развития умения продолжать рассказ по заданному началу: Высокий уровень – 10-14 баллов. Ребенок выполняет задание без помощи; придерживается темы, есть завершенность текста, рассказ соответствует ситуации, синтаксически и грамматически правильный. Средний уровень – 5-9 балла. Ребенок выполняет задание с помощью экспериментатора; предложения логически связаны, однако однотипные по структуре, непоследовательны; допускает незначительные искажения ситуации, есть завершенность текста, привнесения из личного опыта, в наличие аграмматизмы. Низкий уровень – 0-4 балла. Ребенок составляет рассказ т олько при наличии наводящих вопросов; признаки связности без наводящих вопросов 16
отсутствуют; завершить рассказ без искажения смысла не может, присутствуют более 3-х различных аграмматизмов. Таблица 1 Количественная оценка связной речи дошкольников с ОНР
Параметры

Баллы

Смысловое оформление

1. Само-

стоятель-ность
2 балла – помощь не оказывалась; 1 балл – оказывалась стимулирующая помощь; 0 баллов – рассказывание только при наличии наводящих вопросов
2. Полнота
2 балла – описание затрагивает все значимые объекты изображенного на картине, смысл сюжета передан полностью; 1 балл – в описании присутствуют лишь некоторые объекты, смысл сюжета искажен или передан частично; 0 баллов - признаки полноты рассказа без наводящих вопросов отсутствуют.
3. Цель-ность
2 балла – придерживается темы, есть завершенность текста, рассказ соответствует ситуации; 1 балл – соскальзывает с темы, есть завершенность текста, привнесения из личного опыта; 0 баллов - перечисляет объекты и действия.
4. Логич-ность
2 балла – предложения логически связаны, разнообразные по структуре, последовательны, порядок слов не изменен; 1 балл – предложения логически связаны, однотипные по структуре, непоследовательны, порядок слов негрубо изменен; 0 баллов - признаки связности без наводящих вопросов отсутствуют.
Языковое оформление

1. Точность

словоупо-

требления
2 балла – использовались синонимы, антонимы; высокая степень точности словоупотребления; 1 балл – использовалась однообразная лексика; 0 баллов - допускались неточности в подборе слов.
2. Грамма-

тическая

прав-сть
2 балла – без грамматических ошибок; 1 балл – 1-3 грамматические ошибки; 0 баллов - Более 3-х грамматических ошибок. 17

3. Синтаксическое

оформление выск-я
2 балла - правильно использует средства связи между предложениями, пользуется сложными предложениями (более 4-х слов), правильно употребляя союзы и союзные слова; 1 балл - пользуется простыми распространенными предложениями (3-4 слова); возможно неверное употребление союзов; 0 баллов - пользуется простыми нераспространенными предложениями, либо перечисляет объекты и действия. 18