ВЛИЯНИЕ АНДРАГОГИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Автор: Сафронова Оксана Владимировна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ФГБОУ ВО РГУПС Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта-филиал РГУПС
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: педагогическое исследование
Тема: ВЛИЯНИЕ АНДРАГОГИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Дата публикации: 21.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ВЛИЯНИЕ АНДРАГОГИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.В. Сафронова, преподаватель специальных дисциплин, ФГОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (РГУПС) Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта – филиал РГУПС г. Тихорецк, Краснодарский край Начало XXI века ознаменовало формирование расширяющегося интеллектуального и информационного общества. Именно для такого общества, образование взрослых становится основополагающим фактором, позволяющим расширять возможности и повышать уровень компетентности взрослого индивида, так как именно он является основным движителем прогресса, во всех областях науки и техники. Именно человек, находящийся в стадии стагнации и как бы не требующий, дальнейшего генезиса, осуществляет основные экономические, социальные, политические, культурологические, личностные и гуманистические функции, востребованные современным обществом. Понимание взрослым населением того, что окружающий мир находится в постоянном движении, видоизменяется, преобразуется, подвергается дифференциации и интеграции и другим глобальным процессам, способствует так же пониманию того, что необходимость учиться, изучать и познавать новые требования и тенденции является первоочередной задачей, чтобы быть востребованным, компетентным, необходимым окружающему обществу и миру. Благодаря такому пониманию современный человек понимает важность и необходимость обучаться, развиваться не периодически, а постоянно, независимо от возрастной группы и специальности. Обучение взрослого человека требует совершенно других подходов и методов, чем образовательная подготовка менее взрослой возрастной группы. Эффективность образования взрослых людей зависит от многих факторов, к которым следует отнести: заинтересованность индивида в обучении; методы, приемы и подходы в обучении взрослых; интеллектуальных способностей и психо-физиологического и эмоционального состояния; социально- экономического влияния и материальной заинтересованности; стремления к самоорганизации, саморазвитию и пополнению собственного интеллектуального запаса; внутренняя и внешняя мотивация; в понимании процесса обучения и его организации. Основными критериями, относящимися к андрагогике, как науки об образовании взрослых следует отнести: взрослый человек, взрослость, образование, образование взрослых, непрерывное образование, андрагог.
Взрослым человеком
следует считать личность, обладающую стабильной физической, интеллектуальной, эмоциональной формой; 1
обладающего достаточной зрелостью в нравственном и социальном смысле; экономической и финансовой независимостью от окружающих; жизненным и профессиональным опытом; высоким уровнем самосознания и самоорганизации. В педагогической и медицинской литературе очень часто взрослого человека позиционируют с возрастными группами людей от 18 до 65 лет. Именно взрослый человек осознаёт значимость и необходимость обучения и переобучения в зависимости от требований социума, экономической и политической ситуации, а также в зависимости от собственных взглядов и требований, исходя из собственного жизненного опыта. В диссертационном исследовании С.И. Змеёва «Становление андрагогики: развитие теории и технологии обучения взрослых» рассматривает
взрослого человека
, погружённого в процесс обучения со следующей точки зрения: «…это человек, обладающий пятью основополагающими характеристиками, отличающими его от невзрослых обучающихся: он осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью; он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег; его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели; он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств; его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными факторами (условиями)». С.И. Змеёв в исследовании «Основы андрагогики» считает, что взрослый человек, обладает пятью основополагающими характеристиками, отличающими его от невзрослых обучающихся: 1) он осознаёт себя более самостоятельной, самоуправляемой личностью; 2) он накапливает всё больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег; 3) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; 4) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств; 5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями). Е.П. Ильин в работе «Психология взрослости» определяет понятие
взрослости
человека следующим образом: « Период взрослости разделяется на ряд хорошо различимых стадий развития, однако сам процесс развития в 2
зрелом возрасте отличается от процессов развития в детстве, отрочестве и юности. Главная особенность развития во взрослости – минимальная его зависимость от хронологического возраста. Изменения мышления, поведения и личности взрослого человека в гораздо большей степени определяются обстоятельствами жизни человека – его опытом, родом занятий, установками и т. д. Ход развития во взрослости невозможно четко очертить какими-либо стадиями интеллектуальных или физических процессов, вместо этого он размечен определяемыми культурой социальными ориентирами, а также ролями, которые входят в состав циклов семейной жизни и карьеры». Понятие «взрослого человека» не следует связывать с определённым возрастом, а следует ориентироваться на внутренние процессы, происходящие с человеком, его потребностями, состояниями, требованиями, характеристиками. Такой же точки зрения придерживались следующие авторы: М. Ноулз, П. Джарвис, А. Роджерс, М. Тайт, Р. Патерсон, К. Дайнес и Б. Грэхэми др. считая, что взрослый человек должен быть зрелым и опытным, ответственным, уметь воспринимать себя, адекватно оценивать, быть в достаточной мере самоуправляемым и автономным. В работе «Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики» Г.С. Сухобская опираясь на собственный опыт и анализ литературных источников, выделила следующие показатели психологической зрелости человека: - самостоятельное прогнозирование своего поведения в любых жизненных ситуациях на основе умения добывать нужную информацию и анализировать её применительно к целям, связанным с решением конкретных и нестандартных ситуаций во всех жизненных сферах; - мобилизация себя на выполнение собственного решения о действии вопреки различным обстоятельствам и внутреннему социально не мотивированному желанию его прекратить («устал», «не хочу», «трудно»); - самостоятельное отслеживание хода выполнения собственных действий и результатов; - проявление оценочной рефлексии на основе сформированного самосознания и объективной оценки своих мыслей, действий, поступков; - способность извлекать уроки из собственного поведения в различных ситуациях; - эмоционально адекватная реакция на собственное поведение в различных ситуациях. 3
Рисунок 1. Важнейшие характеристики взрослости Анализируя понятие взрослости человека, следует понимать, что существует масса критериев и классификаций позволяющих отнести человека к «взрослой жизни», а это: способность к активному участию в проектированию и конструированию современного общества и его развитию; эффективное использование своих знаний и способностей на благо человечества; самостоятельность; способность отвечать за себя и за кого-то ещё; внешняя и внутренняя уверенность; требовательность к себе в первую очередь и к окружающим; во взрослости проявляется техническая и интеллектуальная грамотность; душевное здоровье и психологическая грамотность; умение контролировать свои чувства и желания. Понятие взрослости развивается на высоком, этическом, духовно-нравственном смысле. И возраст не является критерием оценки взрослости человека, а лишь показывает, на каком временном отрезке времени он находится или период его жизненного цикла. Временной показатель не всегда свидетельствует о наличии у человека богатого знаниевого и жизненного опыта. Современному взрослому человеку постоянно приходится сталкиваться с различными глобальными структурными изменениями в экономике, политике, рынке труда; трудностями взаимопонимания и взаимопроникновения различных отраслей народного хозяйства; финансовым и экономическим кризисом, кризисом межличностных отношений. В этих тяжёлых экономических и социальных условиях возникает осознание необходимости обновления знаний, умений и навыков, приобретённых ранее в процессе обучения, сложностями их адаптации к современным условиям трудовой деятельности в рамках глобализации, модернизации, внедрения информационных технологий в разные отрасли структур управления. Эти изменения способствуют формированию новых концепций образования, появлению новых государственных образовательных программ и проектов, появлению новых инструментов, позволяющих формировать и развивать совершенно новые направления в формировании компетентности и компетенций у уже взрослого, ранее обученного человека. Государственная система Российской Федерации внедряет целевые программы, приоритетные национальные проекты, государственные программы, «дорожные карты». Образование взрослых и обучение взрослых находится в разных весовых категориях. Обучение представляет собой процесс, основанный на взаимодействии обучаемого и обучающего, причём важная роль принадлежит обучающему лицу, организующего процесс обучения. Данный процесс основывается на усвоении знаний, умений, навыков, это своего рода возможность передачи опыта от одного лица другому. Образование подразумевает формирование у человека системы знаний об окружающем мире. Образование это процесс приобщения человека к знаниям и опыту предшествующих поколений в различных сферах деятельности. Образование формирует систему социальных институтов, деятельность которых 4
направлена на становление совершено новых подходов и методов, обеспечивающих профессиональное, дополнительное профессиональное образование. Усложнение социальной жизни, глобальный экономический кризис, рост научно-технических достижений, наличие демократических принципов и плюрализма в обществе вынуждают взрослого человека по-новому смотреть на необходимость достижения новых социальных, профессиональных критериев, особенно если профессиональные компетенции, приобретённые ранее быстрыми темпами устаревают и требуют быстрой реакции со стороны взрослого человека в вопросах переобучения, повышения квалификации, получения нового образования. Именно эти критерии позволяют не утратить связь с реальным миром и находиться на активных жизненных позициях. Согласно Декларации об обучении взрослых принятой в Гамбурге на пятой Международной конференции в 1997 году образование взрослых является « … результатом активной гражданской позиции и условием для всестороннего участия в жизни общества. Это мощная концепция, способствующая экологически устойчивому развитию, содействующая демократии, справедливости, равноправию мужчин и женщин, научному, социальному и экономическому развитию, а также строительству мира, в котором на смену жестоким конфликтам придут диалог и культура мира, основанные на справедливости. Обучение взрослых может помочь в деле формирования личности и сделать жизнь осмысленной. Обучение на протяжении всей жизни подразумевает переосмысление содержания образования с целью учета таких факторов, как возраст, равноправие мужчин и женщин, физические недостатки и недостатки интеллектуального развития, язык, культура и экономическое неравенство». Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (A Memorandum on Lifelong Learning) принятого в Брюсселе 30 октября 2000 году определяет две главные цели непрерывного образования: активная гражданская позиция и конкурентоспособность на рынке труда. Участие в гражданском обществе практически невозможно без успешной профессиональной карьеры, поскольку она составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благосостояния, а значит, определяет качество жизни. Таким образом, занятость становится важным параметром развития гражданского общества и благосостояния Европы в целом. По мнению Г.С. Сухобской, Е.А. Соколовской, Т.В. Шадриной «Образование взрослых: цели и ценности» определяют образование взрослых следующим образом «…образования взрослых, обеспечивающим перевод этих исходных ориентиров в реальный образовательный процесс, выступает интеграционное согласование ценностей и опытов – взрослого человека и социума. Таким образом, процессы происходящие в образовании взрослых и отрефлексированные социумом, прочерчивают перспективы образования в целом, по-новому расставляют акценты в образовании детей и взрослых». 5
История вопроса образования взрослых формируется уже на протяжении более шестидесяти лет. Система образования взрослых основывается на унификации и демократизации современных национальных систем образования, позволяющих взрослому человеку формировать собственную структуру образования в зависимости от личных потребностей и потребностей общества, в удобное для себя время, желательной форме и адекватных сроках обучения. Образование взрослых неотъемлемо связно с такими понятиями как: непрерывное образование, пожизненное образование, образование в течение всей жизни, рекуррентное образование, побочное образование, дополнительное образование и повышение профессиональной квалификации. Теория и практика образования взрослых относительно не нова для России и связана с массовой ликвидацией безграмотности народа в постреволюционный период времени. Именно в это время, теоретики и практики педагогики 20-х годов XX века Е.А. Голант, С.В. Гайсинович, Н.К. Крупская, Е.Н. Медынский в своих работах поднимают вопросы, связанные с принципами и положениями дидактики образования взрослых, которые принципиально отличаются от методов подготовки массовой школы. Однако, дальнейшего развития теория и практика образования взрослого населения в научных кругах не получила. Согласно Декларации об обучении взрослых принятой в Гамбурге на пятой Международной конференции в 1997 году основными целями образования молодёжи и взрослых, протекающего на протяжении всей жизни является «…развитие самостоятельности и чувства ответственности у людей и общин, укрепление способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономике, культуре и обществе в целом, а также в содействие сосуществованию, терпимости, осознанному и творческому участию граждан в жизни их общин, короче говоря, в обеспечении того, чтобы люди и общины могли сами определять свою судьбу и таким образом решать стоящие перед ними задачи. Крайне важно, чтобы в подходах к обучению взрослых учитывались такие аспекты, как наследие, культура, ценности и предшествующий опыт и чтобы различные формы претворения в жизнь этих подходов поощряли и стимулировали активное участие и выражение мнения каждого гражданина». В XXI веке вопросам
непрерывного образования
и
образования

взрослых
так же проводится много международных мероприятий, так к ним следует отнести: EXPO 2000: Глобальный диалог «Построение обучающегося общества – знания, информация и человеческое развитие», в 2002 году в Гамбурге состоялась наиболее успешная Научно-практическая педагогическая конференция «Непрерывное образование», среднесрочная конференция «CONFINTEA» в Бангкоке (Таиланд) в сентябре 2003 года, VI международная конференция по образованию взрослых Белен, Бразилия в декабре 2009 года целями которых являлось исследование соответствия 6
непрерывного образования и общественных изменений, проектированием и перспективами развития образования в XXI веке. Непрерывное образование, по мнению А.Е. Марон, Л.Ю. Монаховой и Е.Г. Королёвой в работе «Проектирование образовательных маршрутов, содержания, форм и технологий общего и профессионального образования взрослых» выделяя категориальный аппарат, определяют непрерывное образование взрослых как пожизненный социальный процесс освоения знаний и умений, ориентированный на поступательное обогащение творческого потенциала личности и её духовного мира, развития комплекса деятельных способностей до уровня, позволяющего обогащать имеющийся социально-культурный опыт. Концепция непрерывного образования взрослых людей в современном обществе направлена на подразделение обучения на фазы, периоды обучения, приобретение необходимых знаний, умений, опыта. Современные условия экономического развития и рынка труда в России предъявляют своеобразные требования к уже сформировавшимся специалистам. С одной стороны производству необходимы узкие специалисты, досконально знающие свою работу и технологии ее выполнения, а с другой стороны, согласно требований современного производства необходимо расширение специализации, широкий кругозор и отличные организаторские способности управленца. Профессионализм работника перестают рассматривать как статическое событие, которое не подлежит изменениям, профессионализм в современных условиях производства является динамичным, непрерывно видоизменяющимся состоянием объекта управления, при этом будут затрагиваться не только профессиональные характеристики и квалификации, но и личностные состояния. Пути решения, связанные с устранением названных пробелов кадрового потенциала организации связаны с получением нового образования, новой профессии, новой специальности, возможностью повышения уже имеющейся квалификации и переобучением. Именно эти составляющие позволяют формировать ориентиры непрерывного образования взрослых как системы образования профессионального совершенствования, которое реализуется через формы постдипломного образования, курсы повышения квалификации, получение второго высшего или разноуровневого образования и других форм обучения. Образование взрослых связано с внутренним познание образовательных потребностей, мотивов, стилей восприятия и нахождением способов пополнения и реализации этих потребностей, на основе этого и развивается система образования взрослых. Появление технологий в области передачи данных способствовали кардинально реорганизовать образовательный процесс, послужили появлению новых технологий и методов в образовании, появилось дистанционное образование, индивидуальные программы обучения, 7
инклюзивное образование. Подобные образовательные факторы также повлияли на формирование института образования взрослых и проявили способность изменяться под влиянием социально-экономических и научно- технических условий. Исследуя современные концепции и теории образования взрослых под данным типом образования, следует понимать нестандартную образовательную сферу, которая определяет возможности дальнейшего генезиса жизнедеятельности взрослого человека с точки зрения его эффективности, мобильности, компетентности общей и профессиональной, способности самореализации, саморазвития и достижения поставленных целей и задач. Основные концепции современного образования обеспечивают всестороннее обеспечение и доступ к источникам профессиональных и общих знаний распространённых в социальном пространстве. Надо понимать, что образование взрослых должно быть интегрированным и направленным на перспективу обучения в масштабах и в течение всей жизни. Открытость системы образования взрослых обладает рядом характеристик, которые отражают способность системы учитывать личностные и профессиональные особенности взрослых обучаемых, влияние экономических и политических сил на процесс обучения, физиологические особенности человека и экологическое состояние окружающей среды. Система образования взрослых должна быть гибкой и легко изменяемой во всех своих параметрах, должна уметь подстраиваться под потребности и желания обучающихся. Такая система обеспечивает мобильность в вопросах изменения целей, задач образования, содержания образовательного компонента, моделей, подходов, технологий, форм и методов образования. Для современной системы образования возможность обучения предоставляется с раннего детства до старости. Для российской системы высшего и среднего профессионального образования и образовательных организаций, созданных на их основе, образование длиной во всю жизнь особенно актуально в период третьего тысячелетия. В европейском Меморандуме непрерывного образования выделено шесть ключевых принципов непрерывного образования, подразумевая при этом образование взрослого человека, которые формируют новые принципы образования, которые ранее не рассматривались, с точки зрения новых форм системы образования. 8
Рисунок 2. Возможные формы образования взрослых Определяются данные принципы в следующем: формирование новых навыков и знаний в современном информационном поле; создание новых экономических методов инвестирования программ направленных на обучение взрослых и на поддержание системы непрерывного образования; разработка новых методологий преподавания по программам обучения длиною в жизнь; изменение подходов к системе образования в плане понимания и признания учебной деятельности и её результатов; обеспечение возможности свободного доступа к информационным и обучающим ресурсам, создание аппарата наставничества и консультирования; опираясь на информационные технологии и дистанционные методы обучения обеспечить максимально возможный доступ к образовательным возможностям через сети консультативных и учебных пунктов. В педагогической литературе термин «андрагогика», по аналогии с термином «педагогика», а в последствии и целая научная дисциплина в сфере образования, появился в XIX веке благодаря исследованиям А. Каппа в области изучения проблем образования взрослого населения. Как пояснялось ранее, причинами появления
андрагогики,
как самостоятельной науки являются социально-экономические реформы, науковедческий и образовательный кризис, бурное развитие информационных технологий, культурологическое и личностное переосмысление. Б.М. Бим-Бад в «Энциклопедической справке об андрагогике» считает что: «Андрагогика призвана раскрывать закономерности, социальные и психологические факторы эффективного образования, обучения и воспитания взрослых, разрабатывать метод, системы учебно-воспитательной работы с индивидами и группами индивидов в возрасте от 18-20 лет до глубокой старости». Андрагогика как наука, основываясь на новых требованиях предъявляемых обществом и сферой труда, определяет необходимость того, чтобы каждый человек имел возможность продолжать обновлять и пополнять свои знания и навыки на протяжении всей жизни. Андрагогика как наука направлена на создание эффективных сетей в рамках формальных и неформальных образовательных систем, требует нововведений в вопросах 9
творческого и гибкого подхода к формированию образовательного процесса и применяемым педагогическим технологиям. Понятие андрагогика в современном периоде времени рассматривается довольно часто. Основными российскими исследователями в области андрагогики и андрагогического подхода в образовании являются М.Т. Громкова, Т.А. Василькова, С.И. Змеёв, Г.А. Ключарёва, А.И. Кукуев, И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая, Т.Н. Ломтева, С.В. Вершловский, Л.В. Жарова, А.А. Попов, А.Г. Левинсона, Ф.Н. Литке, А.К. Бушли, Е.И. Огарёв. Исследования в области вопросов андрагогики позволили охарактеризовать возможности образования взрослых как части системы непрерывного образования, функционально зависимой от реформ общественного производства, социальных отношений и реформы самой системы образования. Специфика андрагогики – как науки образования взрослых основывается на психологических, социальных и физиологических особенностях человека, как главного субъекта в процессе образования. Немаловажную роль здесь будет играть условия, в которых будет протекать процесс образования. Появлению андрагогики как самостоятельной педагогической дисциплины способствовал ряд факторов, к которым следует отнести: появление устойчивого интереса к практике образования взрослых; появление социальных и экономических предпосылок основанных на росте технологических, технических и информационных ресурсов, способствующих появлению потребностей непрерывного образования; повышенный интерес к возможностям проявления личностных и профессиональных качеств в других сферах профессиональной деятельности в разные периоды и возникающих жизненных ситуациях взрослого человека; интернационализация и интеграция вопроса проблематики образования взрослых. Образование взрослых в системе среднего и высшего профессионального образования многогранна и вариативна. Данный тип образования основывается главным образом на быстром и качественном
удовлетворении образовательных запросов и потребностей
, позволяющих приобрести, повысить, реализовать и закрепить свой профессиональный статус;
мониторинге образовательных запросов
и их учёте позволяющем сформировать и выстроить индивидуальные образовательные маршруты, которые будут включать в себя индивидуальные образовательные программы, построенные на потребностях обучаемого и позволяющие сформировать пути реализации личности взрослого человека в образовательном пространстве и профессиональной самоорганизации;
учёте

профессионального опыта
обучающегося, позволяющего анализировать результаты трудовой деятельности и ценностных ориентаций человека, разрабатывать научные подходы и технологии направленные на диверсификацию профессионального образования взрослых. 10
Надо понимать, что специалист, имеющий активную жизненную позицию, высокую информационную активность, работающий над повышением своей творческой продуктивности и над способностью кардинально изменять направления своей профессиональной и социальной деятельности, намного чаще востребован в обществе и в процессе производства. Возможность достижения подобных состояний основывается на возможности взрослого человека самоорганизации, самоопределению и самообразования. Цели образования взрослого человека множественны и опираются на возможности получения по дополнительным программам обучения, совершенно новых компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Изучение состояния образовательных запросов и потребностей, профессионального опыта взрослого человека являются первостепенными, но не являются определяющими, так как позволяют сохранять полученные ранее знания, умения и опыт и формировать возможные пути опережения, ориентированные на перспективу, прогнозирование новых профессиональных ситуаций и условий в сжатые временные сроки и на возможностях самостоятельного пополнения и освоения новых социальных и профессиональных знаний. Образование в системы среднего профессионального образования имеет ярко выраженную специфику, так как контингент обучаемых, и цели с которыми они пришли получать образование весьма разнообразны и разноплановы. Научно-технический прогресс, социальные и экономические требования вынуждают человека обучаться, используя разные формы и виды образования на протяжении всей жизни. Возрастные и психологические особенности, социальные и физиологические параметры требуют определённых подходов и технологий при подготовке программы обучения взрослого человека. Процесс образования организовывается как совместная деятельность получающего образование и дающего образовательные ценности (андрагога), кроме того необходимо создавать определённые условия для диагностики, планирования, коррекции и оценивания этого процесса. В качестве основных видов образования, которые могут быть предложены взрослым в системе высшего и среднего профессионального образования следующие: 11
Рисунок 3. Виды обучения, предоставляемые образовательной организацией
Андрагог
, по мнению С.И. Змеёва в работе «Технология обучения взрослых» специалист в области обучения, управления, консультирования, социальной, реабилитационной, коррекционной работы в среде взрослых людей. Кроме того в работе «Основы андрагогики» он определяет понятие андрагога как специалиста в области учебной, воспитательной, реабилитационной, информационно-ориентационной и организационной работы с взрослыми. Задача андрагога сводится к передаче информации связанной с процессом обучения, коррекцией конечных и промежуточных результатов, осуществлению обратной связи между обучаемым и обучающим. В обязанности андрагога входит исполнение обязанностей преподавателя, тренера, инструктора, тьютора, ментора. Кроме того, андрагог должен быть высококвалифицированным специалистом и носить обширный знаниевый и эмпирический компонент в определённой образовательной области. Он должен уметь использовать в своей деятельности, следующие профессиональные технологии: проектирования, алгоритмизации, программирования, разноуровневые, адаптивные. Рассматривая педагогические технологии как наиболее важный фактор в образовании взрослых, следует отметить, что каждая из них разрабатывается под каждую индивидуальную образовательную потребность обучаемого, его образовательных потребностей, возможно также, что такая технология будет являться авторской; соблюдается обязательная последовательность запланированных педагогических действий с точки зрения методологии и целевых установок; учитываются принципы интеграции между обучаемым и обучающим, а также предусматривается оптимальное применение технических и информационных возможностей образовательных организаций. Педагогические технологии образования взрослых обеспечивают возможность достижения и реализации запросов и формирование совершенно новых ресурсов профессиональной и социальной деятельности. Критериями эффективности применения педагогических технологий так же следует определять как внутренние и внешние. Внешние критерии формируют мировоззренческое восприятие реального мира, возможности адекватного вхождения в современное глобальное, технологичное общество и формам общественного сознания, способности к производственной и профессиональной деятельности. Внутренние критерии формируют духовно- нравственные, личностные свободы, способности к ответственности перед собой и окружающему миру. Педагогическая последовательность действий андрагога предусматривает возможности изменения и определения результатов образовательного процесса. Проектирование разного рода педагогических технологий является основой постановки дидактических и диагностических целей обучения, последовательности технологических и учебно- 12
познавательных действий объекта и субъекта обучения. Проектирование различных образовательных технологий прочно связано с разработкой структуры программных образовательных продуктов с учётом норм времени, методов, целей и средств, способствующих формированию позитивной мотивации развития личностных и профессиональных качеств.
Образовательная технология
конструирует, проектирует, прогнозирует и внедряет в образовательный процесс новые образовательные системы способствуя тем самым более успешному функционированию образовательной системы. Как и любая технология, технологии в образовании характеризуются управляемостью, системностью, воспроизводимостью, эффективностью, достоверностью.
Технологии программирования
настроены на самостоятельное, индивидуальное обучение по заранее разработанной образовательной программе, на основе индивидуальных особенностей обучаемых. Образовательная обучающая программа устанавливает последовательность действий по усвоению и владению модулей знаний. Основоположниками теории программированных технологий в образовании являются П.Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина, Б. Скиннер, С. Пресси и др.
Технологии проектирования
реализуют идеи продуктивного обучения, которое характеризуется тем, что образовательный процесс на выходе получает способность обучаемого к индивидуальной продуктивной деятельности. Технологии проектирования направлены на обогащение и развитие опыта обучаемого, формирование его способности проявлять индивидуальность в решении продуктивных, профессиональных и социальных задач, позволяющих обогатить собственный, личностный опыт. Особое внимание изучению технологии проектирования уделили В.А. Далингер, Л.Н. Ланда, М.П. Лапчик, В.М. Монахов, Н.М. Розенберг, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман и др.
Технологии алгоритмизации
позволяют разрабатывать точные правила выполнения определённых образовательных действий. В образовательной организации технологии алгоритмизации позволяют решать однотипные дидактические задачи с похожими исходными данными, разрабатывают определённую последовательность действий, совершать операции с исходными данными и приходить к необходимому качественному результату. Основными исследователями в области алгоритмизации, как педагогической технологии в образовании взрослых являются Г.В. Лаврентьев, М.П. Лапчик, Н.Ф. Талызина, Н.П. Гузик и др.
Технологии разноуровневого обучения
обеспечивают разделение обучаемых на группы по способам удовлетворения образовательных потребностей. При этом возникает необходимость концентрации внимания на базовом (обязательном) и вариативном (творческом) уровне подготовки. Каждый обучающийся имеет возможность самостоятельного выбора уровня 13
усвоения предоставляемого образовательного материала, самостоятельно организовывает возможности подготовки. Для правильного понимания необходимости получения непрерывного образования, образования в течение всей сознательной жизни взрослого человека, необходимо научиться анализировать своё профессиональное и информационное поведение, понимать необходимость наращивания профессиональных и социальных знаний, перерабатывания больших массивов информации связанных с профессиональной или другими видами деятельности взрослого человека. На основании выше изложенного следует понимать, что в вопросах образования взрослых возникает такое понятие как
рекуррентное образование
(recurrent education – «возобновляемое обучение»). Рекуррентное образование даёт возможность в некоторой степени дублировать непрерывное образование. Каждый преподаватель должен чётко понимать, что процесс образования не заканчивается с момента получения диплома или аттестата об окончании образовательной организации какого-либо уровня подготовки, а является непрерывным процессом, охватывающим все сферы жизни и деятельности человека, то есть является всеобъемлющим. Анализ возможных вариантов трактовки понятия «андрагогика» и линии её исторического развития, позволяют сформировать понятие «андрагогика», как науки имеющей в своей основе теорию и практику обучения взрослых людей, которые взаимодействуют с различными областями сферы образования и их перспективами развития. Андрагогика включает в себя технологию, принципы, модели обучения взрослых, позволяющих осуществлять правильную настройку социальных и личностных потребностей в сфере образования взрослых. Как видно из выше сказанного, что андрагогические принципы составляют основную теоретическую базу, формирующую условия реализации обучения взрослых. Принципы андрагогики являются своего рода руководящими положениями, которые определяют деятельность образовательной организации занимающейся предоставлением образовательных услуг и удовлетворения образовательных потребностей взрослого человека. Принципы андрагогики создают внутреннюю убеждённость и формируют определённую точку зрения в вопросах подготовки, переподготовки и обучения, и переобучения уже готовых специалистов. Исследуя закономерности организации деятельности участников образовательного процесса, связанной с вопросами организации образования взрослых, следует отметить, что андрагогика решает большое количество образовательных задач, взаимодействуя со всеми элементами процесса обучения на каждом его этапе. Надо понимать, что основным видом деятельности связанной с образованием взрослого человека является самостоятельность в вопросах выбора образовательной программы, образовательного учреждения, времени 14
обучения, достижения поставленных целей и сформированных профессиональных задач, опорой на жизненный опыт, умении преодолевать негативное влияние дистантного образования и сложной задачи выбора форм и методов обучения. К задачам обучающего (андрагога) следует отнести выбор педагогических технологий, формирование материалов подготовки обучающегося, работать на опережение, в рамках современных глобальных процессов и информационных технологий. Андрагогика, как наука образования взрослых, обязана учитывать многие факторы при выполнении всех возложенных на неё социальных, профессиональных и психологических обязательств. Именно андрагогика расширяет традиционные формы системы образования, даёт возможность придавать системе российского образованию большие возможности открытости и гибкости. Специфика андрагогики предоставляет развёрнутые возможности по овладению и успешной реализацией личностных и профессиональных требований взрослого человека. Основными критериями андрагогики следует считать: уровень психологической и профессиональной подготовки обучающегося, осознанное восприятие целей и задач образовательных потребностей и задач обучения, умения обучающегося работать самостоятельно и в группе, подготовленности к взаимодействию с коммуникативными аспектами присущим образованию и окружающему обществу. Андрагог, как равноправный участник образовательного процесса, опираясь на свои личностные и профессиональные качества должен обладать определёнными андрагогическими компетенциями, в число которых будут входить уровень знаний дидактики и умении их использования, знать основные андрагогические принципы работы с обучающимися, ориентироваться в коммуникативных и информационных аспектах. Следуя логике исследования, следует выделить основные особенности взрослых обучающихся: постоянная потребность в личностном и профессиональном росте; сформированная потребность самостоятельно принимать решения в вопросах образования на фоне назревшей в нём потребности и нести за принятые решения ответственность; наличие богатого жизненного опыта. Взрослого человека обучать легко и трудно, так как он перед собой уже поставил конкретные цели и задачи, ради которых он пришёл в образовательную организацию, и имеет намерение их реализовать. Наличие у взрослого человека личного социального и профессионального опыта делает его экспертом в той области знаний, в которой он проходит обучение и имеет возможность использовать этот опыт для повышения уровня своего образования. В образовательном процессе основным субъектом, которого является взрослый человек необходимо учитывать временные, возрастные, бытовые и профессиональные особенности при выборе форм, методик и продолжительности образования. 15
Из выше сказанного следует сделать вывод, что образование формирует нравственный, моральный и духовный облик человека, формирует общегуманитарные ценности нахождения человека в современном обществе. Образование способствует становлению воспитания и самовоспитания человека, познавательной и исследовательской деятельности, взрослению, социализации создавая проекции на экономическое, политическое, культурное состояние жизни общества. В современной науке как зарубежной, так и российской за значительно небольшой период времени, был сформирован количественно и качественно большой пласт знаний и представлений о целях, формах, методах, принципах, способах организации образования взрослых. Научные исследования в области образования сформировали две основные
парадигмы
: познавательную и личностную. Каждая из представленных парадигм диктует разные варианты проектирования, постановки целей и содержания. Познавательная парадигма рассматривается на равных с процессом познания, личностная парадигма подразумевает организацию образования на личности обучаемого. Познавательная и личностная парадигма похожи между собой, но личность обучаемого в этих парадигмах всегда стоит на разных позициях. Так в познавательной парадигме, личность является средством достижения образовательных целей, а в личностной парадигме именно личность является целью педагогической деятельности. В педагогической практике преподаватель часто использует сразу несколько подходов в обучении, в зависимости от физиологических, возрастных, психологических и знаниевых особенностей обучающегося. Преподаватель вынужден самостоятельно ориентироваться в выборе образовательного подхода опираясь также на свой жизненный и профессиональный опыт, методы обучения, собственную деятельностью модель и модель деятельности обучающегося. На основе выше изложенного у обучающего формируется собственный учебный стиль и стратегия собственного профессионального развития. Понятийный аппарат, отражающий процессы становления
андрагогического подхода
в образовательной практике представляет собой достаточно сложный массив научных определений, понятий, теоретических и практических положений, классификационных структур. Появление
андрагогического подхода
в образовании обязано появлением андрагогики, которая проявляет себя как наука об образовании взрослых. Роль и функции образования взрослых в России систематически подвергались изменениям и требовали для себя определённой концептуализации, поскольку система образования взрослых имеет определённую специфику и складывается из многих сложных факторов. Постоянно возникающие противоречия в теории и практике педагогики формирует систему знаний и систему деятельности, сторонниками этого утверждения являются Б.М. Бим-Бад, А.А. Вербицкий, Ф.А. Гайсин, Г.М. Коджаспирова, А.М. Новиков, Г.Х. Валеев, С.Я. Батышев, В.В. Краевский, 16
Е.Н. Шиянов, М.Т. Громкова, Э.Г. Юдин, В.М. Розин, А.Я. Данилюк, А.И. Кукуев, Е.Ю. Захарченко, Т.Г. Браже. Среда образовательной организации, являясь частью внешних и внутренних педагогических условий, имеющих направление на реализацию образовательного процесса, который объединяет в себе учебный и воспитательный процесс, направлена также на развитие творческих качеств личности. Для образовательного учреждения среднего профессионального образования использование андрагогического подхода следует рассматривать с двух сторон: со стороны обучающегося и со стороны преподавателя (андрагога). Трудности участия в образовательном процессе испытывают сразу оба участника этого процесса. Кроме того, нельзя забывать, что большинство преподавательского состава, осуществляющих преподавание модулей, междисциплинарных курсов, общепрофессиональных дисциплин Федерального Государственного образовательного стандарта не имеют педагогического образования, имея при этом богатый опыт производственной работы и стажа по специальности. Таким образом, им приходится приобретать педагогический опыт, формировать собственные общие, профессиональные и стрежневые компетенции непосредственно в образовательном процессе, что негативно сказывается на психологическом и профессиональном состоянии непосредственно обучающего и обучаемого. Профессиональное самопознание, саморазвитие и рост преподавателя в разной степени зависит от личной мотивации, сформированной системы ценностей и личностных профессиональных установок, непосредственного профессионального окружения. Достижение новых профессиональных целей, которые ставит перед собой преподаватель в сфере образования взрослых и собственного образования, значительно улучшает качество его социальной жизни и профессионального развития. Именно андрагогический подход позволяет обеспечить успешную адаптацию преподавателя к профессиональной деятельности, позволяет сформировать определённый уровень профессионально-педагогической мотивации и способствует формированию профессиональных педагогических компетенций. Основываясь на исследованиях и собственном опыте работы считаю необходимым выделить ряд профессиональных компетенций, которые необходимо освоить преподавателю специальных дисциплин, позволяющих сформировать систему ценностей и динамично-развивающуюся характеристику личности, показывающих владение современными информационными и педагогическими технологиями и методами решения профессиональных задач различного уровня сложности и позволяющую осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Предлагаю определить основные компоненты профессиональной компетентности преподавателя (андрагога) следующим образом: 17
1. Социально-психологическая компетентность, основанная на способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Такой тип компетенции позволяет преподавателю осуществлять взаимодействие с мелкими и крупными группами, налаживать взаимоотношения между группами людей, учит работать в команде. Установление гибких связей с обучаемыми взрослыми людьми позволяет обучающему быстрее и продуктивнее выполнить свою профессиональную миссию – научить думать и применять полученные знания в контексте формирования собственного жизненного и профессионального опыта. 2. Дифференциально-психологическая компетентность основывается на осведомлённости преподавателя об индивидуальных особенностях коллег и обучаемых. Подобные знания способствуют умению преподавателя разрабатывать продуктивные стратегии индивидуального подхода с различными возрастными категориями. Владение такими знаниями позволяет при умелом руководстве сформировать эффективный, творческий коллектив профессионалов. Для преподавателя наиболее важным становится то, чтобы позиция коллектива не противоречила его собственным взглядам и у каждого члена коллектива была личная заинтересованность в достижении поставленных целей и реализации поставленных задач. 3. Аутопсихологическая компетентность преподавателя состоит в его осведомленности. Как специалиста, в возможных вариантах самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах собственной личности. Выбираемые формы совершенствования должны быть направлены на личное развитие и на профессиональный уровень подготовки. Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью приспособленности к изменениям внешней среды, смены геополитического строя, техническим и технологическими прорывами, изменениями стратегии и структуры образовательной организации, стратегии освоения новых видов деятельности. Совершенствование профессиональной личности преподавателя позволяет всестороннему раскрытию его творческого потенциала, росту интеллектуального уровня, активации стратегического мышления, способствует повышению качества трудовой деятельности. В вопросах самосовершенствования ведущая роль отводится фиксации, анализу и оценке происходящих событий, способствующих развитию самодисциплины, анализ своей интуиции, мыслей и поступков, так как это помогает сконцентрироваться в условиях непредвиденных и трудных производственных ситуаций. К формам совершенствования следует отнести выработку способностей идти на компромисс. На идее самосовершенствования основывается получающая всё большее распространение в России форма обучения коучинг. Её основная задача – это помощь специалистам самостоятельно находить и принимать сложные решения в контексте особенностей самой организации, повышать квалификацию, достигать наивысших результатов. 18
4. Акмеологическая компетентность, направлена на достижение вершин профессиональной деятельности, а также предусматривает знание критериев и факторов движения к этим вершинам. Достижение поставленных профессиональных целей возможно благодаря формированию системы профессионального обучения и переобучения преподавателей в форме повышении квалификации, получения нового профессионального образования для специалистов, не имеющих специального педагогического образования, а также получение нового образования в рамках непрерывного образования. Если рассматривать обучение как метод подготовки преподавателя к сложной профессиональной деятельности обучения взрослых, то основными целями, реализуемыми этим методом, является повышение эффективности и качества работы преподавателя, а также сокращает потребности в его контроле. 5. Управленческая компетентность, предусматривает знание современных методов управления и умения эффективного применения их в практической деятельности, развивая их совершенствуя. Управление коллективом взрослых людей или его микрогруппами предполагает не только процесс обучения, но и выполнение некоторой вспомогательной функции, определения сферы деятельности, создания комфортных физических, социальных и психологических условий, создания благоприятного морально- психологического климата, адаптацию, налаживание и поддержания партнёрства, «урегулирования» конфликтных ситуаций. Управленческая компетентность является стержневой в арсенале преподавателя, так как проявляется в виде умения планировать (целеполагать), формировать цели образовательной политики образовательной организации, доводить эти цели до заинтересованных лиц, развивать и обучать вверенный контингент обучающихся, формировать планы работы на определённые периоды, отслеживать результаты; организовывать, выполнять и воплощать замыслы. Содержащиеся в планах, проектах, программах, политике образовательной организации; мотивировать, уметь выбирать наиболее подходящие формы и методы стимулирования за выполненные задания и проведённые мероприятия с должным качеством и минимальными затратами; осуществлять мониторинг результатов деятельности обучающихся, проверять, оценивать и корректировать полученные результаты. Важными принципами управленческой компетентности преподавателя, особенно специальных дисциплин, а именно профессионального блока образовательных стандартов, является оптимальное сочетание централизованного руководства коллективом и возможности его самоуправления и самоорганизации, обеспечение единства прав и ответственности в каждом управленческом звене, ориентировка на будущие достижения, поддержание баланса интересов сторон образовательного процесса, немедленное реагирование на изменение психологического поведения в коллективе; чёткое видение будущих перспектив; создание 19
атмосферы взаимной ответственности за принятые решения и поставленные цели, справедливая оценка качества и результатов выполненной работы. 6. Информационно-технологическая компетентность, предусматривает знание информационных технологий и умение их эффективного применения в образовательной деятельности. Компетентное владение мультимедийными технологиями, интернет-ресурсами, превращает такую компетентность в ключевую, обеспечивая доступ к рабочему месту, участие в общественной, культурной и политической жизни. Формирование медийных компетенций играет центральную роль в вопросах модернизации образования, в том числе и среднего профессионального образования. Стремительное технологическое развитие тяжёлой, электронной, процессорной техники заставляет по-новому подходить к старым позициям образования. Широкими шагами медийные технологии вошли в образовательный процесс и стали частью образования как единое с ним целое. Стремительное технологическое развитие заставило подойти по-новому к старым позициям. Современно мыслящий преподаватель будет умело использовать интерес к технике и технологиям и сумеет повернуть интерес и увлечённость техникой и технологиями из пассивного потребления технологий к индивидуальной активности, развитию творчества, сотрудничества и обмену мнениями на равных. Стержневые компетенции обеспечивают устойчивое конкурентное преимущество преподавателя перед другими участниками образовательного процесса. Стержневые компетенции обучающего основаны на знаниях инновационных технологий и умении их применять на практике, знании методов решения профессиональных задач и умении применять знания в практической деятельности. Стержневые компетенции преподавателя могут быть идентифицированы двумя различными способами: во-первых, обладание ими обеспечивает потенциальный доступ и возможности реализации (применения) различных методов, форм, подходов в образовательном пространстве организации; во-вторых, компетентность преподавателя, проецируясь на обучающихся или на отдельную личность, определяет отдельные, отличительные черты и достоинства конечного продукта. Стержневые компетенции преподавателя практически не воспроизводимы его конкурентами (другими преподавателями в образовательном сообществе), они ярко индивидуальны и представляют собой сложное взаимодействие отдельных индивидуальных технологий и навыков. Преподаватель - андрагог, взаимодействуя с окружающим миром и обществом, интегрирует свои профессиональные и личностные качества на активизацию собственных способностей, на овладение новыми профессиональными знаниями и умениями, учится прогнозировать возможность применения этих составляющих в профессиональной деятельности. 20
Говоря о трудностях образовательного процесса взрослых, необходимо отметить, что он должен отвечать конкретным требованиям конкретных людей, что соответственно требует уникальных умений и способностей от преподавателя. Трудность заключается и в том, что очень трудно объединить в одну категорию обучающихся с разными социально-профессиональными и образовательными статусами, с разными образовательными потребностями, разных возрастных групп и имеющих разный профессиональный и социальный опыт. Проводя анализ сложившейся в стране социокультурной ситуации, следует отметить, что образование взрослых отличается определённым прагматизмом запросов взрослого населения, способствуя при этом снижению в содержании образования общекультурного компонента, кроме того в образовании взрослых наблюдается завышенные ожидания к содержанию образования и ожидание мгновенного результата образования. Следует отметить, что взрослый человек, имеющий определённый профессиональный опыт и опыт получения образования может отдавать предпочтения и склонность к определённым образовательным формам в зависимости от собственных эмоциональных, либо интеллектуальных потребностей. Ограниченные временные рамки, желание получить образование в сжатые сроки требует разумного распределения запаса времени отводимого на обучение. В погоне за удовлетворением собственных амбиций взрослый человек теряет интерес к значимости гражданской и общественной культуры, снижается значимость человеческих ценностей и идей гуманизма. Литература: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ 2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» 3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р 4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» 5. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (изложение) // Новые знания. - 2001. - N 2 6. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1989.. 7. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 21
– 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. 8. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с. 9. Бондаревская, Е.В., Захарченко Е.Ю. Введение в педагогическую деятельность. Психолого-педагогический практикум. Программа. – Ростов-на-Дону, 2004. – 100 с. 10. Бондаревская, Е.В. Прогностическая роль концепций личностно- ориентированного образования в развитии целостной педагогической теории / Научная школа чл.-корр. РАО, проф. Бондаревской Е.В. //Известия Южного отделения Российской академии образова-ния.- Выпуск 1. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1999. 11. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. – 352 с. 12. Браже Т. Г. Потенциал гуманитарной культуры взрослого как фактор личностного развития // Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых : колл. моногр. / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. – Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИОВ РАО, 2009. – С.52- 108. 13. Вершловский С.Г. «Образование взрослых в России: вопросы теории» Образование взрослых для новой России. Материалы международной конференции. — СПб.: Тускарора, 2004. — 256 с. Составители: Агапова О.В., Лобанова Г.Н. 14. Вершловский А.В. Становление андрагогики как науки и как учебного предмета//Методист.-2002.-№2.-С.17-19. 15. Змеёв, С. И. Андрогог - новая профессия / С.И. Змеев // Мир образования. - 1996. - N 5. - С. 28-30 16. Змеёв, С.И. Андрогогика: теоретические основы обучения взрослых. /С.И.Змеев: Институт общего образов. - М.: ИОО МО РФ.1999. -215 с. 17. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 128 с. 22