"Милый и родной город над Шексной"

Автор: Смирнова Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БУ СО ВО "Череповецкий центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Доверие"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Милый и родной город над Шексной"
Дата публикации: 21.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка

Тема: «Милый и родной город над Шексной».

Задачи:
1. Систематизировать знания детей о родном городе, его истории, знаменитых людях, памятниках архитектуры, предприятиях. 2. Развивать познавательную мотивацию и аналитические умения. 3. Формировать чувство гордости за свой родной город.
Форма:
Заочное путешествие.
Оборудование:
Запись песни о Череповце, фрагмент видео фильма о «Северсталь», фото выставка, картосхема, задания на карточках, жетоны двух цветов.
Ход занятия.

Организационная часть.
Звучит песня «Череповец». Ребята заходят в группу и получают жетоны двух цветов (оранжевого и синего).
В.
Ребята, вы любите путешествовать?
В.
Сегодня у нас с вами опять появилась возможность отправиться в необычное заочное путешествие по родному городу Череповцу. Чтобы оно запомнилось надолго, гидами будете вы сами. Путешествие пройдет по определенному маршруту, указанному на картосхеме. По ходу всего путешествия мы будем рассматривать слайды, побываем на небольшой фотовыставке, посмотрим видеосюжет и, конечно же, проверим свои знания. Подходят к картосхеме.
В.
Названия маршрутных остановок здесь обозначены названиями. Вот их мы и посетим сегодня. Предлагаем вам занять места в соответствии с полученными жетонами.
Основная часть.
Первая остановка «Череповец исторический». Слайд «Воскресенский собор»
В.
Давайте вспомним, как все начиналось. «По Шексне из Москвы со товаром плыл купец. Вдруг недалеко от устья реки Ягорбы, посреди бела дня на землю пала такая тьма, что берегов не стало видно. Лодка села на мель, купец испугался. Он начал усердно молить Бога о спасении, и был услышан. Видит, из–за горы засверкали лучи света и стали указывать направление пути. Купец снял лодку с мели и направил ее к берегу, а на «чудной огненной горе» поставил крест, поклявшись через год вернуться и построить часовню. Он сдержал слово – и на горе появилась часовенка с иконой Воскресения Христова».

В.
Ребята, не могли бы вы назвать имя этого купца. Ответ: Феодосий.
В.
Да действительно Феодосий был одним из основателей Воскресенского монастыря. Вопрос: Назовите имя второго основателя монастыря. Ответ: Афанасий.
В.
Ребята, как череповчане чтят память основателей Череповецкого Воскресенского монастыря? Ответ: На Соборной горке им установлен памятник, в Макаринской роще заканчивается строительство храма Афанасию и Феодосию. Слайд «Камень с указом». Следующим важным периодом в истории Череповца является указ, подписанный 4 ноября 1777 года. Вопрос: Кем был подписан этот указ? Ответ: Екатериной II.
В.
Ребята, вот далеко не все исторические факты из жизни нашего города. Вы наверно знаете, с каким трудом приходиться краеведам восстанавливать историю, многие документы просто составлять по крупинкам, так как их невозможно прочесть и рассмотреть. Перед вами сейчас будет нелегкая работа: восстановить исторический документ, назвать его и объяснить значение каждого символа на нем. Ответ: В разрезанном виде герб и флаг города. Самостоятельная работа ребят. Слайд «Герб и флаг».
В.
А теперь проблемный вопрос. Почему мы для игры выбрали жетоны именно оранжевого и синего цветов? Ответ: Цвета флага нашего города.
В.
Ну что ж снова в путь. Следующая остановка «Достопримечательности Череповца». Задание: По описанию вы должны узнать и назвать достопримечательности нашего города. Вопрос первый.
В.
«Это памятник архитектуры, истории и культуры начала 19 века. Уникальность его в том, что это один из редких примеров сохранения в городской среде не просто помещичьего дома, а всей системы хозяйственных построек (конюшни, людские избы, 2 амбара, маслобойня, круглый сад, шорная мастерская). В свое время эта усадьба была одной из самых богатых в Череповецком уезде.
Как называется этот памятник архитектуры? Ответ: Усадьба Гальских. Слайд «Усадьбы Гальских». Вопрос второй
.

В.
«Это универсальный спортивно-концертный комплекс, основной деятельностью которого является организация и проведение спортивных, культурных, зрелищных и развлекательных мероприятий. Данный комплекс рассчитан на шесть тысяч зрительских мест. Это сооружение является домашней площадкой ХК "Северсталь"». Как называется этот комплекс? Ответ: Ледовый дворец. Слайд «Ледовый дворец».
В.
«Это мост, соединяющий Индустриальный и Зашекснинский районы нашего города. Открыт он был в 1979 году и являлся первым вантовым мостом, построенным на территории России. Особенностью его является то, что при температуре ниже минус 20 градусов — существует ограничение движения транспорта по мосту до скорости 30 км/ч. Этот мост по праву считают символом нашего города». Какое название этого моста? Ответ: Октябрьский мост. Слайд «Октябрьский мост».
В.
А какие новые достопримечательности за последнее время появились в нашем городе? Ответ: Ягорбский мост, Медицинский центр.
В.
Да, действительно в нашем городе уже стало традицией дарить новые достопримечательности в День рождения Череповца.
В.
Продолжаем наше путешествие дальше. Следующая остановка «Череповец промышленный».
В.
Ребята назовите, пожалуйста, крупнейшие предприятия нашего города. («Северсталь Российская Сталь», Череповецкий «Азот», «Аммофос», Северсталь-метиз, Череповецкая спичечная фабрика, Череповецкий фанерно-мебельный комбинат, Череповецкий молочный комбинат, Череповецкий мясокомбинат).
В.
На всех этих предприятиях работает большая часть жителей нашего города. И с гордостью они рапортуют: Читает ребенок: Мы химики, строители, Мы плавим здесь металл, Сплавляем лес, прокат даем
И строим корабли. А поезда везут товар Во все концы Земли…
В.
Давайте подойдем к нашей небольшой выставке и рассмотрим некоторые изделия предприятий нашего города. Вопрос: Назовите, пожалуйста, из какого материала, они сделаны. Ответ: Они сделаны из стали, выпущенной на нашем комбинате.
В.
Сейчас я предлагаю вам совершить маленькую видеоэкскурсию на это предприятие.
В.
Здорово! Наверно после просмотра такого сюжета у вас, ребята, появилось какое- нибудь желание или проявились чувства? Ответ: Гордости, хотел бы там работать, побывать в каком-нибудь цехе.
В.
Вот и подходит к концу наше путешествие и последняя остановка «Известные люди Череповца».
В.
Ребята, вы наверно слышали такие слова: «О человеке судят по делам его». Каким должен быть человек, чтобы о его делах судили хорошо с почтением? Ответы. Слайд с портретом И.А. Милютина.
В.
Ребята, здесь уместно вспомнить о И.А. Милютине. В течение 46 лет он был бессменным руководителем города Череповца. Благодаря его заслугам удалось сделать много:  Было открыто 11 учебных учреждений;  Проведена железная дорога;  Осваивался водный транспорт;  Основан соляной парк, на территории которого были посажены сотни великолепных растений;  В городе было проведено электричество и проложен водопровод;  Открывались кинотеатры и театры;  Был открыт городской музей. Вот далеко не все заслуги И.А. Милютина. И самое главное, все хорошее, что он сделал для Череповца и его жителей, существует и до сих пор.
В.
Ребята, и таких людей в нашем городе много. Гордятся череповчане ими, так как они прославляли наш город не только в годы войны, но и в мирное время.
В.
Вот и подходит к концу наше путешествие. А в заключение хочется сказать, что у нашего города замечательное прошлое и настоящее, но еще лучше будущее: городу предстоит расти, благоустраиваться и подниматься ввысь.
Чтение стихотворения: Не зови меня в теплые страны И в сибирский простор лесной. Для меня самый лучший город – Над певучей рекой Шексной. Не зови в степные просторы И в привольный край за Окой. Я люблю свой рабочий город Над певучей Шексной – рекой.
Заключительная часть
Дети, а сейчас нам хочется, чтобы вы высказали свой пожелания родному городу.