Приобщение дошкольников к традициям коренных народов Ямала посредством взаимодейстия ДОУ и семьи
Автор: Ильина Вероника Юрьевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Берёзка"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий АО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приобщение дошкольников к традициям коренных народов Ямала посредством взаимодейстия ДОУ и семьи
«Приобщение дошкольников к традициям
коренных народов Ямала (взаимодействие с
семьей)
В последние годы в системе дошкольного образования произошли
определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания
детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал
вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал
раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных
с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает
чрезвычайную значимость.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к
культуре, народным традициям края, в котором он живет. Для маленького
ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его
семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.
Круг проблем, связанных с формированием представлений о малой родине у
дошкольников невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно
обеспечить преемственность в вопросах воспитания нравственно-
патриотических чувств у детей дошкольного возраста между семьей и детским
садом.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают
о родном городе, крае, стране. Особенно актуальна эта тема в нашем городе, так
как многие дети приехали в Новый Уренгой из других городов, но они стали
жить здесь, на уренгойской земле, поэтому они должны знать все об истории
города, его достопримечательностях, о людях делавших историю и живущих в
наше время. Не стоит забывать об истории края, его коренных народах, их
культуре, обычаях, традициях. Ведь они были здесь хозяевами на протяжении
многих лет, и мы должны с большим уважением относиться к этому.
Задачи педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в детях любовь к
родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать
достойным гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному
дому, детскому саду, родной улице, городу, сформировать чувство гордости за
достижения страны, гордость за свой народ, развивать интересы ребенка к
доступным явлениям общественной жизни.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию
эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа и
народа того края, в котором он живет.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из
основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием
которой является тесная взаимосвязь с родителями.
Задачи работы с родителями:
- повышение педагогической культуры родителей.
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного
воспитания.
- вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через
консультации, семинары.
- духовно- нравственное просвещение родителей.
- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Мною был разработан план по взаимодействию педагогов нашей группы и
семьями воспитанников по приобщению дошкольников к традициям коренных
народов Ямала.
Работа с родителями по приобщению дошкольников к традициям коренных
народов Ямала в старшей группе.
Содержание работы
Сентябрь
1.Анкетирование родителей «Что вы знаете о традициях северных народов? »
2. Консультация для родителей «Подвижные ненецкие игры для детей»
3. Творческая гостиная для родителей «Ненецкие сказки»
Октябрь
1. Организация работы с родителями по созданию альбома «Животный и
растительный мир Ямала»
2. Привлечение родителей к сбору атрибутов по теме «Утварь коренных народов
Севера».
3.Изготовление совместно с родителями: « Красной
книги ЯНАО»
Ноябрь
1. Оформление выставки в выставке «Национальный орнамент».
2. Конкурс детских рисунков «Я рисую свою семью»
Декабрь
1. Проведение семинара-практикума для родителей:
«Родной свой край люби и знай!»
2. Изготовление стенда «Как знакомить детей с достопримечательностями
нашего города».
1.
Конкурс рисунков среди родителей «Мой дом - Ямал».
Январь
1. Создание совместно с родителями фотоальбома «Быт коренных народов
Ямала»
2. Консультация для родителей «Как знакомить детей с природой родного
края».
3. Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с
государственной символикой и символикой округа»
Февраль
1. Консультация для родителей «День оленевода».
2.Создание мини-музея: «Игрушки народов Севера»
3. Изготовление газеты для родителей «На Ямале я живу»
Март
1. Консультация для родителей: «Обряды и традиции коренных народов»
2. Создание фотоальбома совместно с родителями « Профессии Севера»
(расширять знание детей о профессиях нефтяника, бурильщика, геолога,
газовика, строителя)
3. Семинар-практикум для родителей «Уроки бисероплетения»
Апрель
1. Консультация для родителей «Олень – главное животное ненцев »
2. Информация в папку для родителей «Традиции, обычаи и обряды народов
Севера».
3. Выставка рисунков, поделок детей, родителей по сказкам народов Севера.
Май
1.Оформление папки-передвижки для родителей «Культура, быт и промысел
ненецкого народа»
2. Привлечение родителей к сбору атрибутов для ручного труда (мех, кожа,
бисер).
3. Изготовление памяток для родителей «Как вести себя в тундре».
4. Развлечение для детей и родителей «На Ямале мы живем»
Таким образом, в конце года стало ясно, что повысился уровень активности
родителей в жизни группы, была выявлена положительная динамика
родительской компетентности по ознакомлению дошкольников с родным краем,
родители стали верными помощниками педагогов.