"Влияние семьи на качество образования"

Автор: Онучина Любовь Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Дружные ребята"
Населённый пункт: город Поронайск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние семьи на качество образования"
Дата публикации: 22.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Влияние семьи на качество образования.

Онучина Л.В.,учитель-логопед
МБДОУ №1 «Дружные ребята» г.Поронайска Качество образовательного процесса детей с нарушением речи зависит от уровня сформированности речевых навыков ребенка. В логопедических группах, воспитанникам создаются условия для формирования речевых навыков, но невозможно решить задачу улучшения качества детской речи, если их ближайшее окружение не благополучно или недостаточно благоприятно для формирования культуры речевого общения, не стимулирует речевое общение и недостаточно заинтересованно в этом. В связи с этим педагоги постоянно изучают возможности использования потенциала родителей в коррекционно- развивающем процессе, используя разнообразные формы работы с родителями, стремясь добиться органичного сочетания воздействий на ребенка в дошкольном учреждении, в семье, и обеспечить эффективность работы специалистов.Опытвзаимодействия учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционного воздействия на ребенка, позволили сделать вывод, что позитивная динамика наблюдалась у тех детей, родители которых принимали активное участие в коррекционно -логопедической работе. Основы деятельности учителя-логопеда предполагают комплексный подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с нарушением речи, важным звеном которого является сотрудничество с родителями, что требует применять не только традиционные, но и инновационные формы работы.
1.Традиционные:
- информационно – наглядные (материалы на стендах, папки - передвижки, фотовыставки, выставки пособия и литературы);-индивидуальные (беседы,консультации);-коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).
2.Нетрадиционные:
-семинар-практикум, на котором родители могут научиться различным логопедическим упражнениям, выполнению игровых заданий по коррекции речи, а также быть просто наблюдателем на индивидуальных занятиях логопеда; -мастер-класс, данная форма привлекательна для родителей, так как они могут научиться в процессе общения с ребенком; -презентацияпомогает сделать любое мероприятие красочным, с доступной информацией, фотографиями; -проектная деятельностьорганизует и обязывает к исполнению намеченных мероприятий.
3. Информационно – аналитическая
форма направлена на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый
ящик», информационные листы, из которых родители могут следить за всеми мероприятиями, по желанию принимать участие, оказывать помощь в подготовке мероприятий.
4.Досуговая
(совместные праздники, экскурсии, выставки, ярмарки, конкурсы). Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», организация развлечений. Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Творческие мастерские», выставки: «Новогодняя игрушка», «Нестандартное оборудование»; конкурсы и др. Родители проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем нам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
5.Наглядно – информационная
форма (дни открытых дверей, просмотры занятий, режимных моментов), в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Задача данной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему « Мы в музей ходили», «Подари цветок» фотостенд «Мы вместе». Совместно с родителями оформляются коллажи при помощи современных технологий, обмен фотографиями. Суть всех форм общения с родителями - обогатить их педагогическими и специальными знаниями. В результате поиска эффективных способов наибольший интерес родители проявили к педагогическим технологиям: презентации «Моторика», «Дыхание», «Развиваем пальчики»; мастер-классы «Моторика. Моторика? Моторика!», «Дышим правильно»; участие в проектной деятельности «Помоги мне», «Нетрадиционное оборудование». Родителям были предложены домашние задания: «Чудесный мешочек», « Полезная игрушка», практические индивидуальные занятия вместе с ребенком. Из всех перечисленных форм работы наиболее эффективными оказались словесные и практические, так как они дают возможность непосредственно взаимодействовать с родителями, вызывают у них больший интерес, эмоциональный отклик, желание обращаться за помощью к логопеду. Наглядные формы работы будут эффективны лишь в том случае, когда
первоначально внимание родителей будет нацелено на изучение предлагаемой наглядной информации на родительских собраниях, консультациях. Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов. Показателем уровня активности родителей является мониторинг участия в мероприятиях
.
Взаимодействие предполагает безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности- неготовности» к сотрудничеству. К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности , которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: эмоционального, коммуникативного, рефлексивного.
Литература
Алексеева Н.В. Взаимодействие с родителями по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.// Логопед в детском саду 2009. №8. С.84-87. Микляева Н.В. Педагогическое взаимодействие в детском саду.-М.,:ТЦ Сфера, 2013. С.128 (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).(5). Микляева Н.В., Лагутина Н.Ф. Содружество детей и взрослых –М.,:ТЦ Сфера,2013. С.128 Пастухова О.И. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи, М.: ТЦ «Сфера», 2007.