Автор: Афанасьева Галина Алексеевна Должность: заместитель заведующей по методической работе
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Дружные ребята" г. Поронайска
Населённый пункт: город Поронайск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с молодыми специалистами"
Афанасьева Г.А., заместитель заведующего по методической работе
МБДОУ № 1 г. Поронайска
Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного
профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Сегодня педагог- это не только и не столько хранитель знаний, образец
поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих
воспитанников находить нужные знания в современном информационном поле.
Любое образовательное учреждение – это, прежде всего педагоги,
работающие в нем. За последние годы статистика неумолима: педагогический
состав дошкольных учреждений стремительно "стареет". В ДОУ работают
педагоги с большим стажем работы.
Вторая проблема заключается не только в недостатке практического
опыта молодых специалистов, но и в отсутствии знаний по дошкольной
педагогике, т.к. многие начинающие педагоги, пришедшие в детский сад – либо
выпускники педагогических училищ (факультет начальных классов), либо
выпускники высших учебных заведений (социальная педагогика или
специальные дисциплины). Вот почему о
собого внимания требуют молодые
педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования.
Если
молодого педагога в такой ситуации просто «отпустить в свободное плавание»,
то у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности - и в
профессиональной, и в личностной.
Все мы видим, что в последнее время в дошкольном образовании
произошли существенные перемены. Поэтому категории молодых специалистов
мы стараемся уделять больше внимания.
На этом фоне одной из первостепенных задач коллектива детского сада
становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые
выбирают нелегкий путь воспитателя. Задача руководителя, заместителя
заведующего по методической работе – помочь молодым педагогам
адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в
выбранном пути.
Мы считаем, что если в управленческой деятельности использовать
системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых
специалистов, то это позволит недавнему выпускнику быстро адаптироваться к
работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах,
наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического
процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по
психологии и педагогике, «почувствовать вкус» профессиональных
достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование
собственной профессиональной траектории.
Исходя из вышеперечисленных проблем мы поставили цель:
Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов,
способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в
профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1.
Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в
коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально,
укрепить его веру в себя.
2.
Использовать эффективные формы повышения профессиональной
компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов,
обеспечить информационное пространство для самостоятельного
овладения профессиональными знаниями.
3.
Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под этим
мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности
учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних
процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное
функционирование и развитие) учреждения.
Свою работу с молодыми специалистами мы строим с учетом трех аспектов
их деятельности:
1. «Заместитель заведующего по методической работе - молодой специалист» -
обеспечение молодых педагогов необходимыми знаниями, умениями, навыками
2. «Молодой специалист- воспитанник и его родитель» - формирование
авторитета педагога
3. «Молодой специалист – педагог в коллективе» - оказание поддержки со
стороны старших коллег
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строим с
учётом следующих факторов:
уровень базового образования
индивидуальные особенности
уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в
своей деятельности хотят добиться)
имеют ли практический опыт с детьми.
В работе с молодыми специалистами применяем следующие формы и
методы:
консультирование (индивидуальное, групповое), семинары,
взаимопосещение занятий, мастер-классы, фотовыставки, самообразование,
тематические курсы, деловые игры, фотовыставка, презентация «Мой опыт
работы в ДОУ».
На основании Положения ДОУ нами разработан мониторинг
профессиональной деятельности молодого специалиста.
В ходе этой оценки
учитывается отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций,
выполнение индивидуальных планов работы, вклад в реализацию задач
учреждения.
Молодые педагоги привлекаются к участию в творческих отчетах в
конце учебного года, конкурсах,
выступлению на методических
объединениях педагогов.
В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит
несколько этапов.
Этапы работы:
1й этап (1-й год работы). Период адаптации
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога
эмоционально, укрепить веру в себя.
Адаптационная работа включает в себя:
беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специалиста
изучение нормативно-правовой базы
представление молодого педагога коллективу
анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года)
молодой педагог несколько дней под руководством заместителя
заведующего по метод. работе проходит стажировку у своего более
опытного коллеги, т. е. они работают вместе с группой детей наставника
по возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где
работает опытный воспитатель, который может быть его наставником
закрепление педагога-наставника за молодым специалистом
составление совместного плана молодого специалиста и наставника
самообразование молодого специалиста
II этап (2-3й год работы).
Период развития профессиональных умений,
накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми,
формирования своего стиля в работе, авторитета среди детей, родителей, коллег.
Этот период включает в себя:
изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ
повышение своего профессионального мастерства через посещение
открытых городских мероприятий, конкурсы профессионального
мастерства
приобщение педагогов к подготовке и посильному участию в проведении
педагогических часов, педагогических советов, деловых игр, мастер-
классов, тренингов.
III этап (4й год работы.) На этом этапе складывается система работы, имеются
собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии.
IV этап (5-й год работы)
.
Происходят совершенствование, саморазвитие,
обобщение своего опыта работы.
Таким образом, использование системного подхода по повышению
профессиональной компетентности молодых педагогов позволяет им быстро
адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в
собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками
педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему
самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.