Автор: Колесникова Наталья Трофимовна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №3
Населённый пункт: р.п.Октябрьский Чунского района Иркутской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности"
Колесникова Наталья Трофимовна,
учитель начальных классов МОБУ СОШ №3
р.п.Октябрьский Чунского района Иркутской области.
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(доклад на ШМО)
Современная общеобразовательная школа качественно обновляется,
используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к
организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной
творческой жизнедеятельности педагога и школьника. Учителя стремятся
реально освоить теорию и технологию интеграции школьного и
внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников.
Существующие вариативные технологии интеграции школьной и
внешкольной деятельности учащихся.
Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами
и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингента
школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание.
Структурная единица этих занятий - урок по-прежнему считается основной
формой учебно-воспитательной работы в современной школе.
К урочным занятиям можно отнести занятия, проводимые по
нормативным учебным программам, а также большинство факультативных
занятий по учебным предметам. Урочные занятия обеспечивают
четкое
планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также
систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной
деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные
возможности для вариативной творческой организации обучения,
воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий
для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для учета
личностных особенностей педагогов и школьников, для реальной
индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, для их
эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнерских
взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во
внеурочной деятельности.
Она ориентирует педагогов и школьников на
систематический интенсивный творческий поиск форм и способов
взаимодоверие и взаимоуважение.
Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для
позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей,
учащихся, их родителей, работников детских учреждений дополнительного
образования, культурных и спортивных учреждений. Внеурочные занятия
проводятся как в школе, так и вне ее.
Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга:
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Построение научно-рациональной
картины мира и способов нормативно
целесообразной деятельности.
Раскрытие ценностно-смысловых
компонентов этого мира и развитие
самодеятельности детей.
Усвоение предметных знаний и
способов их употребления. Освоение
общеучебных умений и навыков, как
универсальных способов
деятельности и познания.
Раскрытие личных интересов и
склонностей, где учебные предметы
-лишь одно из средств раскрытия.
Освоение возрастного нормативного
пространства.
Построение пространства
саморазвития.
Социализация детей, формирование
социально-адаптированной личности
Индивидуализация, «выращивание»
свободной, самобытной личности.
Опора на общечеловеческий опыт
познания.
Опора на личный опыт практической
жизнедеятельности ребенка
Адаптирующее и корректирующее
образование
Развивающее и реабилитирующее
образование.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках
уроков направлена на достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования
(личностных, метапредметных, предметных). Но в первую очередь – это
достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и
специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только
и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать,
чувствовать, принимать решения и др.
Поэтому важное место в организации внеурочной деятельности детей
занимает создание условий для духовного становления личности, подготовки
ребенка к предстоящему жизненному самоопределению, формирование у
него активной гражданской позиции, готовности учащегося к
самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы
ценностей и способности реализовать их в практической деятельности,
потребность в самосовершенствовании, самореализации в социально и
личностно значимой деятельности, формирование у младшего школьника
определенного отношения к окружающему миру и к самому себе, и др.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является
предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий,
направленных на их развитие (спортивно-оздоровительное, духовно-
нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких
формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые
и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Проследить преемственность урочной и внеурочной деятельности
можно на любом предмете. Возьмем уроки литературного чтения
посвященные сказкам. Как известно сказка – это один из самых интересных
жанров произведений. И одно из самых увлекательных заданий это
проигрывания сказки или фрагмента из сказки по ролям. Одного урока
недостаточно чтобы подготовиться и проиграть всем группам. Дети, кого не
удалось спросить на уроке, предложили показать, что у них получилось после
уроков во время внеурочной деятельность.
В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и
исследовательские методы обучения. Можно ли осуществить проект за один
урок? Конечно, нет. Во 2 классе по математике предлагается 2 проекта:
«Узоры на посуде» и «Оригами». В 3 классе по русскому языку предлагаются
проекты «Имена прилагательные в загадках», «Тайна имени», «Сотавляем
«Орфографический словарь». В 2 классе на уроке технологии тема
«Выращивание лука в домашних условиях» - это работа с элементами
исследования. На уроке невозможно выполнить всю работу только часть,
например, составили план работы и инструкцию, распределили роли в
группе, если это групповой проект. А остальная работа перешла во
внеурочную деятельность. Получились очень красивые и интересные работы.
Во время выполнения проектов и исследовательских работ у детей
формируются все виды универсальных учебных действий.
Подготовка и проведения интеллектуальных марафонов, олимпиад,
викторин, конференций все проводится во внеурочное время.
Также во внеурочную деятельность относится и посещение различных
спортивных секций, художественной и музыкальной школы.
После выше изложенного можно сказать что, урочные и внеурочные
занятия школьников в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и
взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов
и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы
нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками
педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально).
Внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к
основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки
работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом —
осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного
образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.