"Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности"

Автор: Колесникова Наталья Трофимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №3
Населённый пункт: р.п.Октябрьский Чунского района Иркутской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности"
Дата публикации: 01.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Колесникова Наталья Трофимовна, учитель начальных классов МОБУ СОШ №3 р.п.Октябрьский Чунского района Иркутской области. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (доклад на ШМО) Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника. Учителя стремятся реально освоить теорию и технологию интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников. Существующие вариативные технологии интеграции школьной и внешкольной деятельности учащихся. Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. К урочным занятиям можно отнести занятия, проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам. Урочные занятия обеспечивают
четкое

планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также

систематический контроль
процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют
ограниченные

возможности
для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для учета личностных особенностей педагогов и школьников, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности. Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности.
Она ориентирует педагогов и школьников на

систематический интенсивный творческий поиск форм и способов

совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество,

взаимодоверие и взаимоуважение.
Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей,
учащихся, их родителей, работников детских учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений. Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее. Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга: Урочная деятельность Внеурочная деятельность Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности. Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей. Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания. Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы -лишь одно из средств раскрытия. Освоение возрастного нормативного пространства. Построение пространства саморазвития. Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности. Опора на общечеловеческий опыт познания. Опора на личный опыт практической жизнедеятельности ребенка Адаптирующее и корректирующее образование Развивающее и реабилитирующее образование. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков
направлена на достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования

(личностных, метапредметных, предметных). Но в первую очередь – это

достижение личностных и метапредметных результатов.
Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Поэтому важное место в организации внеурочной деятельности детей занимает создание условий для духовного становления личности, подготовки ребенка к предстоящему жизненному самоопределению, формирование у него активной гражданской позиции, готовности учащегося к самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности,
потребность в самосовершенствовании, самореализации в социально и личностно значимой деятельности, формирование у младшего школьника определенного отношения к окружающему миру и к самому себе, и др. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Проследить преемственность урочной и внеурочной деятельности можно на любом предмете. Возьмем уроки литературного чтения посвященные сказкам. Как известно сказка – это один из самых интересных жанров произведений. И одно из самых увлекательных заданий это проигрывания сказки или фрагмента из сказки по ролям. Одного урока недостаточно чтобы подготовиться и проиграть всем группам. Дети, кого не удалось спросить на уроке, предложили показать, что у них получилось после уроков во время внеурочной деятельность. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Можно ли осуществить проект за один урок? Конечно, нет. Во 2 классе по математике предлагается 2 проекта: «Узоры на посуде» и «Оригами». В 3 классе по русскому языку предлагаются проекты «Имена прилагательные в загадках», «Тайна имени», «Сотавляем «Орфографический словарь». В 2 классе на уроке технологии тема «Выращивание лука в домашних условиях» - это работа с элементами исследования. На уроке невозможно выполнить всю работу только часть, например, составили план работы и инструкцию, распределили роли в группе, если это групповой проект. А остальная работа перешла во внеурочную деятельность. Получились очень красивые и интересные работы. Во время выполнения проектов и исследовательских работ у детей формируются все виды универсальных учебных действий. Подготовка и проведения интеллектуальных марафонов, олимпиад, викторин, конференций все проводится во внеурочное время. Также во внеурочную деятельность относится и посещение различных спортивных секций, художественной и музыкальной школы. После выше изложенного можно сказать что, урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы
нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально). Внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.