Напоминание

Психологическая готовность детей к школе "Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа".

Автор: Брусликова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС КВ"Брусничка"
Населённый пункт: г.Тарко-Сале, Тюменская область
Наименование материала: Выступление на семинаре
Тема: Психологическая готовность детей к школе "Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБДОУ «ДС КВ «БРУСНИЧКА» Выступление на семинаре Тема: Психологическая готовность детей к школе «Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа». Составила: воспитатель Брусликова Е.В. г. Тарко-Сале декабрь 2015 года.
Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные, мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность кобучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Успешно учиться в школе ребенок сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать. Любознательность, развитие внимания, памяти, мышления и речи – эти качества важнее перед школой, чем умение читать и писать. Их надо развивать в ребенке в первую очередь.
Критерии школьной успеваемости детей

социальная эмоционально- физическое умственная

зрелость волевая сфера развитие зрелость

1 2 3 4
1.Социальная зрелость. За этими словами скрывается потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации. Для того чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. 2. Эмоционально – волевая сфера. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу. Нередко между детьми возникают ссоры, конфликтные ситуации и т.д. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Немалую роль здесь играют семейные отношения. Необходимо учить детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Родители, хорошо понимающие особенности своего ребенка, смогут совместно с учителем найти наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. 3.Физическое развитие. Это развитие крупной и мелкой моторики. Умение прямо и твердо ходить, Умение владеть ножницами, иголкой, бегать, прыгать, точно ловить карандашом, кисточкой. и кидать мяч, носить вещи, Линии на рисунке должны быть прямые завязывать шнурки и т.д. а не дрожащие, неровные. Умение "видеть строку", "видеть клеточки". Необходимо обращать внимание на развитие мелкой моторики ребенка, т.к. развитию кисти ребенка принадлежит важная роль в формировании головного мозга
и становлении одной из его функций – речи. По этому важно упражнять детей в лепке, рисовании, штриховке, раскраске для отработки навыков письма и т.д. Развивать речь - знакомить с растительным и животным миром, просить рассказать о том, что знают сами. Заучивать стихи пересказывать сказки, беседовать по картинкам. 4.Умственная зрелость. Сформированность следующих познавательных психических процессов соответствующих возрасту:  восприятие (цвет, математика – сравнение величины, фигуры, звуки).  внимание (занятия познавательной деятельности в течение 5 – 7 минут);  память (активизировать с помощью многократного повторения текстов, уметь выделять главное и второстепенное);  мышление (умение делать простые обобщения, находить сходства и различия в группе предметов), (решение простых задач (было 2, стало 3, в пределах 10);  запас собственных знаний (свои знания ребенка из жизни и о жизни). По результатам психодиагностики детей подготовительной к школе группы определяются направления дальнейшего психологического сопровождения. Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования. Психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах: - эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль; - коммуникативная: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье; - познавательная: низкий уровень развития познавательных процессов. Любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей. Работу с родителями детей подготовительной к школе группе целесообразно проводить в двух направлениях:  информирование (о том, что такое готовность к школе, критерии готовности к обучению в школе);  обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью в период подготовки ребенка к школе. В детском саду созданы условия для психокоррекционной работы: - разнообразие предметно-развивающей среды: настольные и дидактические игры, игрушки, игры на развитие мелкой моторики, центр воды и песка; - индивидуальный подход к каждому ребенку с опорой на его собственную потребность в общении; - доброжелательное, поддерживающее отношение к ребенку с целью создания дополнительной мотивации к обучению ребенка. Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, психогимнастические и телесно – ориентированные упражнения.
В своей работе использую следующие методы, приемы и формы обучения и воспитания: 1. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюды, упражнения и игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально - личностной сферы. 2.«Мозговая гимнастика»- для улучшения межполушарного взаимодействия. Происходит улучшение показателей различных психических процессов: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются психомоторные процессы, обеспечивается более высокий уровень работоспособности. 3.Упражнения на развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук. Рисование на листе бумаги и в воздухе симметричных изображений, а также одновременно двумя руками. Упражнения для профилактики нарушения зрения у детей. Дети рисуют в воздухе различные фигуры - взглядом. 4. Техники расслабления (релаксации). Снятие физического напряжения. Музыкотерапия: выполнение упражнений на релаксацию в сопровождении магнитофонной записи; Визуализация: создание мысленного образа чего-нибудь расслабляющего или смешного. 5.Дыхательная гимнастика: дыхательно – координационные упражнения; брюшное дыхание. Его могут освоить дети любого возраста. Смысл упражнения в том, что бы заставить воздух заполнить нижний отдел легких. Напрягая диафрагму, мы усиливаем действие нервной парасимпатической системы (т.е. происходит расслабление тела). 6.Психомышечная тренировка. Постепенное расслабление мышц - еще один простой способ расслабления организма. Начинаем с пальцев рук. Прошу ребенка сначала сильно напрячь их как можно сильнее, а потом расслабить. Затем кисть и так далее, продвигаясь к центру тела развивая очередную группу мышц. 7.Песочная игротерапия. Дети с удовольствием играют в центре воды и песка, потому что такие игры насыщены эмоциями: восторгом, удивлением, радостью. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения. С помощью песка развиваются тактильно-кинестетическая чувствительность, мелкая моторика, интеллектуальные способности. 8.Тактильные мешочки (разноцветные, геометрические мешочки, наполненные крупой, горохом, бумагой, пуговицами и т.д.). Развитие осязательного восприятия, мелкой моторики. 9. Пластичные (массажные) мешочки (резиновые шарики, наполненные мукой). Снятие мышечного напряжения, массаж - развитие мелкой мускулатуры рук. Гибкие палочки. Снятие мышечного напряжения, двигательной активности, развитие интеллектуальных и творческих способностей. 10. Упражнения на развитие познавательных способностей (внимание, память, мышление, речь, воображение). 11.Массажное средство «Сухой аквариум» (коробка с крышками). «Купание» рук в «сухом аквариуме», погружение в крышки кистей рук, рук по локоть, шуршание крышками. Все это снимает напряжение, усталость, расслабляет мышцы спины, плечевого пояса, а также можно использовать в развитии познавательных и творческих способностей, обучении самомассажу.