Напоминание

Ударение. Тринадцатый урок в теме "Говорим, рассказываем."

Автор: Кравченко Наталья Кузьминична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Сураж Брянской области
Наименование материала: ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Ударение. Тринадцатый урок в теме "Говорим, рассказываем."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

__________________________________________

Ударение.

1.

ФИО
Кравченко Наталья Кузьминична
2.

Место работы
МБОУ СОШ №1 г. Сураж Брянская область
3.

Должность
учитель начальных классов
4.

Предмет
Обучение чтению
5.

Класс
1
6.

Тема и номер урока

в теме
Ударение. Тринадцатый урок в теме «Говорим, рассказываем.»
7.

Базовый учебник
«Букварь», 1 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Пронина О.В. , образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2011 г.
8.

Цель урока:
 Познакомить с понятием «ударение»;  Развивать фонетический слух, мелкую моторику; воспитывать интерес к природе; развивать воображение.
9.

Задачи:

- образовательные
 дать понятие об ударении, учить выделять его в словах;  совершенствовать умение составлять схемы слов и предложений;  совершенствовать умение определять цель урока;  формировать умение слышать и выделять гласные звуки, обозначать их схемой;  учить определять и обозначать ударный слог в слове;
-развивающие
 развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внима- ние, письменную и устную речь, сенсорную сферу личности;  развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные при- знаки, высказывать своё мнение;
-воспитательные
 способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности;  прививать интерес и любовь к предмету;  создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика;  предупреждать утомляемости детей.
10. Тип урока
урок формирования новых знаний
11. Формы работы учащихся
фронтальная

12. Необходимое

техническое

оборудование
интерактивная доска, мультимедийный комплекс, колонки, ноутбук.
13. Структура и ход урока

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№ Этап

урока

Название

использу

емых

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Вре

мя



мин

)

1

Моти-

вация к

учебной

дея-

тельно-

сти
Итак,друзья,внимание- ведь про- звенел звонок. Садитесь поудобнее – начнем скорей урок. Приготовились все слушать, я урок сейчас начну. Объяснение хода урока, его цели и задачи. Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся на работу. Слушают информацию о том, что будут делать на уроке 1 мин 2
Актуал

изация

и

фиксир

ование

знаний.

Сообщение.

Постановка

учебной проблемы, познаватель-

ной задачи.
1.
Демонстрация

слайда
Помогите Танюшке разложить игрушки. Произнесите своё имя. - Запишите схему слова в тетради для печатания На доске: - А можно ли догадаться по схеме, Два ученика выполняют эту работу у доски. Для того, чтобы создать проблемную ситуацию, целесообразно вызвать к доске учеников, у которых совпадает в именах количество гласных, но различное ударение. 8 мин
3
Откры

тие

нового

материа

ла

Электро

нный

учебный

модуль

практич

еского

типа

(№1)
где здесь слово Олег, а где слово Ольга? - Какой возникает вопрос? - Какие у вас есть предположения? Давайте прокричим имя девочки, как будто зовём её. Вот так: «Ольга – Ольга – Ольга» Одинаково ли мы произносим каждую часть, то есть слог в слове? Кто заметил, чем отличаются сло- ги при произношении. - Кто знает, как называется такой звук (слог), по которому как-будто ударяет го- лос? А как нам на схеме показывают ударный слог. А над какой буквой поставить знак ударения? Как же определить ударный слог? - Попробуйте слово Оля произнести по слогам. - Какой слог ударный? Почему трудно выделить ударный звук? Как же надо произнести слово, чтобы услышать ударный звук? - Я вам открою два «секрета». 1) секрет «кричательный». Слово произносится быстро 3 раза, а на четвертый выкрикиваем в нём ударный слог. Вот так: «Оля, Оля, Оля – Оля». 2-4
Демонстрация слайда
2 ) секрет «просительный». Чтобы быстрее определить ударный слог, не обязательно кричать, а можно попросить о чём-либо этот предмет или позвать его. Позовите: Оля! Олег! Тыква! 5-7
Демонстрация слайда
Например: Олег и Ольга. Как же можно различить одинаковые схемы разных слов? Дети выделяют голосом ударный звук. Нет мы голосом выделяем один слог в слове, то есть произносим его не так, как другие слоги в слове, а с большей силой. Как-будто «ударяем» голосом по нему.«Удар» вы- деляет слог из слова. Косая чёрточка над словом – знак ударения. Ученики произносят О-ля. Приходят к выводу: определить ударный слог трудно. Слово надо произнести слитно, всё вместе, не по слогам. 10 мин
4
Физмин

утка.

Электро

нный

учебный

модуль

практич

еского

типа (№

2)
Мультиме диа презентац ия Power Point 3) - Где же место значка ударения в слове? - Так как же можно различить слова с одинаковыми схемами? 4) - Вернёмся к схемам имён ребят: Олег и Ольга. - Что же мы теперь можем добавить в схемы имён Олег и Ольга, чтобы различить их? (Ударение.) 5. - Что нового мы сейчас для себя открыли? - Что теперь нам нужно сделать, чтобы уметь правильно определять ударный звук и ставить знак ударения? (Выполнить упражнения.) - Кому было легко определять ударный звук и слог? - Кто мог бы с таким заданием справиться самостоятельно? - Кому будет трудно, мы обязательно поможем. Проводит физминутку (гимнасти- ку для глаз ) в целях снятия напря- жения и усталости глаз на началь- ном этапе утомления, что способ- ствует положительному эмоцио- нальному фону на уроке. Над ударным слогом, а точнее над буквой, которая обозначает ударный гласный звук По ударению . Выполняют гимнастику для глаз под музыкальное сопровождение. 2 мин 5
Развити

е

умения

примен
1. Беседа по букварю стр. 28- 29. Вспомните урок технологии. Как Природный 10 мин

ения

нового

знания

Электрон

ный

учебный

модуль

практиче

ского

типа

(№

3)
называли мы на этом уроке желу- ди, листья, веточки …? - Рассмотрите разворот Букваря на с. 28–29 и скажите, какой природ- ный материал изображен на кар- тинках? - Из какого материала мы выпол- няли свою птичку-невеличку на уроке технологии? - Что нарисовано самым первым? Почему? - Какую работу нужно будет сде- лать? Например: Спички ___________ В этом слове два гласных звука [и]. Покажу их на схеме. Значит, в этом слове два слога. Определю ударный слог – позову их: спички! Ударный 1-й слог. Поставлю знак ударения в схеме. Посмотрите на картинку в Букваре с.29, что ещё можно сделать из природного материала? - Назовите поделки. Составьте схе- мы этих слов. 2. – Соедините рисунок петуха с теми рисунками (на с. 28), на кото- материал Определим количество гласных, укажем количество слогов, поставим ударение
рых есть то, из чего он изготовлен. 3. – Посмотрите на картинку вни- зу. Кто на ней нарисован? - Что делают ребята? - Из чего они делают поделки? - Составьте предложения по кар- тинке. Схема одного из предложений за- писывается, все слова делятся на слоги, в них ставится ударение. Например: Ваня сделал тележку. _________ _________ _____________. 4. – А на уроке чтения эти ребята изучали слоги. Они поспорили, кто изготовил поделку, в названии которой больше всего слогов. Ка- кое это слово: парусник, крокодил, тележка, лесовичок? (Называем по слогам, загибаем пальчики и счи- таем: па-ру-сник, кро-ко-дил, те- ле-жка, ле-со-ви-чок.) Кто выиграет спор? 5. – Чем слоги напоминают при-
родный материал? Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей. 6. – А это о чём? Силачом слыву недаром – Выде- ляю слог ударом. 6 7
Самосто

ятельна

я работа

Рефлекс

ия

Электро

нный

учебный

модуль

практич

еского

типа

(№4)

. Демонстрация слайда 8-11
В слове «подсолнухи» определи ударение - Что нового мы узнали на уроке? - Как же не умея записывать бук- вы, можно различить схемы слов? - Что повторили из того, что уже знали? - Что у вас получилось лучше всего?
- В чём испытали затруднения? - Как бы оценили своё настроение после урока? - Давайте отметим ваше настрое- ние после сегодняшнего урока в дневник
Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Ударение
№ Название

ресурса

Тип,

вид

ресурса

Форма

предъявления

информации
(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс

1
Выделение голосом одного слога в слове - это Мультимедиа Электронный учебный модуль практического типа
2
Какие бывают слоги Мультимедиа Электронный учебный модуль информационного типа
3
Слова с одинаковыми схемами Мультимедиа Электронный учебный модуль практического типа
4
В слове «подсолнухи» ударение падает на слог Мультимедиа Электронный учебный модуль практического типа