"КОРРЕКЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ"
Автор: Зайнетдинова Эльвира Хамитовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Учалинская КШИ Республика Башкортостан
Населённый пункт: Республика Башкортостан Город Учалы
Наименование материала: Статья
Тема: "КОРРЕКЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ"
Что такое коррекционное воспитание?
Подготовила: воспитатель
Зайнетдинова Э.Х
г-Учалы 2016
«КОРРЕКЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В
РАЗВИТИИ»
Что такое коррекционное воспитание?
Сущность коррекционного воспитания состоит в формировании психических функций ребенка и
обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи,
моторики, сенсорных функций, поведения и др.
Коррекционное воспитание направлено на предупреждение и коррекцию аномалий психического
развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе.
Оно предполагает сочетание педагогических и лечебных мероприятий, а также учет специфики
аномального развития и возрастных особенностей ребенка.
В каждом случае важно оценить не только степень отставания в развитии по сравнению с
возрастными нормами, но и учесть качественные особенности этого отставания, клинический диагноз, а
также потенциальные возможности развития.
Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного развития,
выступают адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексных лечебно-
коррекционных и коррекционно-педагогических мероприятий.
Коррекционное воспитание предполагает как преодоление имеющихся отклонений в развитии, так и
предупреждение возможных нарушений, связанных с перенапряжением нервной системы ребенка, а
также различных психических травм, приводящих к возникновению особых болезненных состояний
нервной системы — неврозов. Чем младше ребенок, тем менее значительные раздражители могут
привести к психической травме. Для ребенка раннего возраста это могут быть незнакомые предметы и
резкие звуки (гром, гудок автомобиля, лай собаки и т. п.). Особенно тяжелой травмирующей ситуацией
является отрыв от родителей вследствие помещения в больницу, ясли или детский сад. У детей с
поражением центральной нервной системы психические травмы могут оказывать острое неблагоприятное
влияние на весь организм: отрицательные переживания сочетаются с повышением температуры, резким
побледнением или покраснением кожных покровов, нарушением сердечной деятельности, рвотой и т. п. В
особо тяжелых случаях такие состояния могут представлять угрозу для жизни ребенка. Результатом
психической травмы может быть утрата сформированных навыков, например навыка опрятности,
возникновение мутизма (активного отказа от речевого общения) с последующим развитием заикания и т.
п. Кроме того, у ребенка могут появиться страхи. Система лечебно-педагогических мероприятий,
направленных на предупреждение и лечение отклонений в развитии у детей раннего возраста, которые
еще не адаптированы к социальной среде, носит название абилитации. Об абилитации говорят в тех
случаях, когда отклонение в развитии возникло в раннем детстве за счет внутриутробного или
перинатального поражения мозга.
Коррекционное воспитание включает ряд специальных абили-тационных мероприятий. При этом
учитываются резервные возможности мозга и пораженных анализаторов, а также сензитивные периоды
развития.
Помощь ребенку с отклонениями в развитии — это не только лечение и работа специалистов (лого-
педа, методиста лечебной физкультуры, массажиста, дефектолога), но это прежде всего огромный
повседневный труд родителей, освященный их любовью и наполненный повседневными занятиями.