"Развод. Психологическая помощь"

Автор: Варанкина Юлия Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: НДОУ "Детский сад №138 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развод. Психологическая помощь"
Дата публикации: 23.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №138 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Консультация
«Развод. Психологическая помощь».
Составила Варанкина Ю.Б. Педагог-психолог Пермь, 2016

Последствия развода.
На передний план выступает не столько сам развод, столько то, как он формировался. Разрыву отношений родителей, как правило, предшествует длительный кризис, который не ускользает от внимания ребенка и оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Развод следует рассматривать не как событие, а как жизненную судьбу. Развод означает значительный слом привычных условий жизни ребенка. Развод означает частичную потерю отца (матери).
Социальные условия, в которые попадает ребенок

после развода.
1. Послеразводной кризис. 2. Отсутствие объекта идентификации. 3. Конфликты с новыми супругами.
1. Послеразводной кризис.
Ребенок нуждается в матери, которая была бы до такой степени самоотверженна, терпелива, заботлива! (мама не в состоянии соответствовать этому образу, так как переполнена страданием сама).
Как могут родители помочь своим детям?
1.проявлять необыкновенно много
внимания;
2. проявлять необыкновенно много
терпения;
3.
дать возможность регрессировать
, для восстановления
доверия,
которое в ходе развода оказалось потерянным и избавить от страха оказаться быть покинутым.
Проявления регрессии
: усиленная зависимость, потребность контролировать мать, склонность к слезам, капризы, приступы ярости, энурез и др.
Регрессия порождается боязнью потерять любовь и поэтому

заставляет делать лишь то, что нравится ребенку.


4.

Печаль
помогает справиться с
потерей.
5.
Страхи и ярость
выражают вопросы родителям: «Моя ли в этом вина?» «Как теперь будет выглядеть моё будущее?» 1. Страх никогда больше не увидеть папу/маму; 2. Страх потери любви. 3. Частичная потеря своей идентификации (Кто я такой (такая)? Проблемы в половой ориентации). 4. Агрессивность. 5. Чувство вины (дети винят в разводе самих себя. Здесь большую роль играет стадия развития ребенка). ВЫВОД:
ребенок переживает развод родителей как свой

собственный развод с родителем.

6. Много разговаривать
: ежедневно, отвечая на вопросы, уверять детей, что они любимы и всегда будут любимы.
2.Отсутствие объекта идентификации.
Проблемы половой идентификации заключаются в том, что иногда мать долго после развода живет одна.
Проблемы у мальчиков:
1. мальчик идентифицируется с сильной мамой; 2. мальчик избегает идентификации с мамой через оппозицию (частые агрессии на маму); 3. воспринимает себя и мужчин слабыми и подчиненными.
Проблемы у девочек:
1. девочка может идентифицировать себя с отсутствующим отцом назло маме (частые агрессии); 2. мужчины для девочки могут стать «экзотическими существами», которые вызывают противоречивые чувства.
3. Конфликты с новыми супругами.

Ребенок не принимает отчима из –за ненависти к родителям (так как они развелись), из-за боязни потерять отца (мать).
Защитные механизмы у детей при разводе

родителей.

1.

Отрицание (
отказ воспринимать внешние события
).

2.

Вытеснение (
устранение из сознания неприятных мыслей, воспоминаний, образов).
3.

Эгоцентрический поворот к себе.

4.
Снижение собственной ценности,
развитие чувства

неполноценности
( «дети развода» чрезвычайно нуждаются в том, чтобы их всегда «гладили по шерстке», т.е. их чувство собственной полноценности каждую минуту нуждается в подтверждении со стороны).
5.
ВЫВОД:
каждый психически здоровый и нормальный ребенок

должен реагировать на развод и его внешнее спокойствие или

кажущаяся безучастность еще ничего не говорят о его внутреннем

состоянии.

Психологическая помощь родителям.
 Работая с родителями, мы не можем рассчитывать на их готовность к рефлексии и самопознанию. Приходя к психологу, они не готовы что- либо привнести, а
рассчитывают только получить совет и помощь.
 Важно
помочь осознать внутренние конфликты
и переживания:
чувство вины и беспомощности, ненависть и желание мести,

раненную гордость, страх перед одиночеством и потерей любви
.  Основной
метод
работы с родителями -
разъяснительные беседы -
создают благоприятные условия для изменений родительского поведения:  помогают рационализировать агрессию;  родители начинают понимать амбивалентную взаимосвязь чувств;  открыто говорить о своих обидах;  выработка в себе способности психически переносить тот факт, что они повинны в причинении боли своим детям.  понять, что развод в любом случае является кризисом для всех участников и развить в себе позицию готовности жить в новых условиях.

Задачи взрослых при разводе.
1.уважать трудности ребенка (дать время, не принимать «выходки» на свой счет); 2. Высвобождение эмоций. 3. Душевное успокоение ребенка. 4. новый супруг: постараться завоевать расположение ребенка; 5. принять то, что не существует будущего без прошлого; 6. важно, чтобы новая пара была уверена в своих обоюдных чувствах и намерении остаться вместе. Когда ребенок видит новую семью как данность, как нечто неизменное, он в состоянии воспринимать ее как данность.
«Удачный развод».
Каким образом развод может стать «удачным»? 1. Контакт с отцом (чем чаще, тем лучше): фото, «папин» календарь посещений. Символическое присутствие отца необходимо. 2. Родители разрабатывают общую версию причин развода. Там, где отсутствуют достаточные объяснения, вступают в свои права всевозможные фантазии.
Литература.

Фигдор Г.
Беды развода и пути их преодоления. М.: Московский психолого-социальный институт. 2007.