"Формирование мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Ертакова Ольга Васильевна Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Усть-Канский детский сад"
Населённый пункт: село Усть-Кан, Усть-Канский район, РА
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Формирование мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы «Формирование мотивационной готовности к школьному
обучению у детей старшего дошкольного возраста»
Можно заставить войти коня в воду,
но нельзя заставить его пить.
(русская пословица)
Начало школьного обучения – это важный и закономерный этап на
жизненном пути каждого ребенка. Это переход к новому образу жизни и
условиям деятельности, к новому отношению к самому себе и своей
деятельности; к новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками;
новому положению в обществе.
Как показывает практика, большинство родителей не придают особого
значения желанию ребёнка пойти в школу, делая акцент лишь на
интеллектуальной и специальной готовности к обучению. И здесь возникает
необходимость объяснять им, что готовность ребенка к обучению в школе
заключается не только в этом.
Понятие готовности к учению значительно шире и многообразнее. Самое
главное при переходе на качественно новую ступень развития- психологическая
готовность к учебе, т.е. сформированность всех психических процессов(памяти,
внимания, мышления, воображения), а также личности дошкольника в целом на
том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в
начальной
школе
.
Мотивационная готовность к школьному обучению является
частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к
школе.
Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько
ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система
потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять
новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию
школьника.
Для успешного обучения в школе ребенок должен быть уверен в себе, в
своих силах, своих возможностях и способностях, с достаточно развитой
способностью взаимодействовать с другими детьми, развитой произвольностью
и сформированной учебной мотивацией.
Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост
детей неготовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные
учреждения, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким
уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до
школы.
Поэтому я считаю самым актуальным направление в подготовке к школе
на сегодняшний день является направление «Формирование мотивационная
готовность ребенка к школе», которое имеет социальный заказ со стороны
родителей и педагогов.
2. Цели и задачи.
Цель: создание условий для формирования школьной готовности у детей с
мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного
учреждения.
Задачи:
Формировать учебно-познавательные мотивы, положительное отношение
к школе.
Способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика;
Укреплять уверенность ребенка в себе, повышать его самооценку,
создавать условия для его успехов и достижений.
Повышать педагогическую компетентность воспитателей и уровень
знаний родителей по данной проблеме.
3. Новизна и практическая значимость опыта.
Систематизация диагностических методик, позволяющих определить
мотивационную готовность к школьному обучению,
Изучение закономерностей изменения отношения детей к разным видам
деятельности в период перехода от ведущей игровой к ведущей учебной
деятельности.
2
Апробация диагностико – коррекционной программы в работе с детьми
старшей дошкольного возраста с несформировавшейся мотивацией.
В целом результаты работы помогут в решении вопросов диагностики
уровня психического развития детей для определения наиболее благоприятных
сроков и условий их обучения и воспитания, что ведет к профилактике
школьной неуспеваемости.
4. Ожидаемые результаты:
Повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному
обучению, сформированность "внутренней позиции ученика", возникновение
эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей
о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень
самосознания. Повышение профессиональной компетентности воспитателей и
уровня знаний родителей по данной теме.
5. Принципы подхода к осуществлению данной проблемы.
Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной
атмосферы помощи, сотрудничества.
Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов
жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и
личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического
своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих
возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию,
саморегуляции.
Принцип доступности - тщательно отобранный, подготовленный материал,
для активного восприятия ребенком и дальнейшего его использования.
6. Технология опыта
1. Знакомство с научно – психологической литературой, изучение вариативных
методик диагностирования готовности ребенка к школе, теоретических аспектов
мотивационной готовности .
2. Создание предметно- развивающей среды, позволяющую проводить работу по
данной проблеме.
3. Создание системы работы по формированию мотивационной готовности:
диагностика, перспективное планирование, разработка занятий, комплектование
3
групп, выбор методов и приемов. Работа с родителями и педагогами по
повышению знаний по данной теме.
4. Результативность опыта.
6. 1.Анализ методической литературы по теме.
Многие авторы (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.Д. Шадриков и др.)
подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре
готовности к обучению. Первый источник, к которому я обратилась –
«Психология образования кн.2» Немова Р.С.
Данная книга содержит разделы,
посвященные особенностям возрастного развития детей, их обучения и
воспитания.
В книге Н.И.Гуткиной «Психологическая готовность к школе»
автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе
которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа "Группы
развития". Помимо теоретической основы проблемы психологической
готовности к школе в книге излагается методика развития познавательного
интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в
учении. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти,
моторики и другие, применяющиеся в группе развития.
Учебное пособие
«Диагностика готовности ребенка к школе» Павловой Т.А. –позволяет
исследовать психические особенности личности будущего первоклассника,
наличие желания идти в школу, мотивацию учения.
6.1.1. Теоретические аспекты мотивационной готовности у дошкольников.
Мотивационная готовность к школе
— это показатель, определяющий
уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их
принятия
.
Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности
считала мотивационный. Она выделяла 2 группы мотивов учения:
-мотивы связанные с потребностью в общении;
-мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.
4
Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».
В структуре мотивов можно выделить следующие группы мотивов:
- социальные мотивы – основанные на понимании общественной значимости и
необходимости учения и стремление к социальной роли ученика.
-учебно – познавательные – интерес к новым знаниям, желание научиться чему
– то новому.
-оценочные мотивы –стремление получить высокую оценку взрослого, его
одобрение и расположение.
-позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутики школьной
жизни и позиции школьника.
-внешние по отношению к школе и учению мотивы ,
-игровые
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое
качество, как самооценка . Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь
адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств
и места среди других людей.
Самооценка дошкольника формируется:
под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок
переживает в разных видах деятельности.
Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого
в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции
школьника", прежде всего характерные для нее мотивы, которые
проявляются в следующих симптомах:
ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой
возможности;
учение привлекает его как серьезное, социально значимая
деятельность;
сформирована широкая полимотивация учения;
5
сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных
трудностей;
сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют
познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы
поведения;
ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то
есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.
Мотивация является действительно сложным, многоуровневым и к тому же
изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного
психического развития у будущего школьника должна быть сформирована
зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.
6.2. Предметно – развивающая среда в формирование школьной
мотивации.
Воспитание положительного отношения к школе у будущих первоклассников
будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
-включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и
методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитание
положительного отношения к ней;
-создание предметно – развивающей среды для обогащения жизненного опыта
детей, своевременное ее изменение в соответствии с новым содержанием
дидактических задач и обеспечение ее доступности;
-понимание воспитателем значимости проблемы и проявление его творческой
инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми;
-педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности ребенка к
школе.
Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна
ребенка, но и прочувствована им.
Для этого в старших группах были созданы «Уголок первоклассника», в
которые входят:
Сюжетно – ролевая игра «Школа»
6
Дидактические игры;
Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями о школе;
Альбомы с загадками, пословицами и поговорками о книгах, учении и труде;
Художественная литература на школьную тематику «Школьная библиотечка»;
Создавая предметно – развивающую среду были учтены следующие
принципы:
-комфортность и безопасность.
-активности, самостоятельности выбора.
-гибкого дозирования, доступность
-стабильности, динамичности.
6.3. Система работы с детьми по формированию мотивационной готовности
к школьному обучению.
Свою работу по данной теме я построила таким образом:
I блок – работа с детьми
Диагностика
С будущими первоклассниками два раза в год (октябрь, май) проводится
исследование психологической готовности к школе по
следующему диагностическому инструментарию:
"Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения"
(предложенный авторами М.М. Семаго и Н.Я. Семаго);
Беседа по выявлению сформированности "внутренней позиции школьника"
(разработана Н.И. Гуткиной);
Методика "Определение мотивов учения" (разработана М.Р. Гинзбургом). Автор
этой методики отметил, что для 6-летних детей;
Изучение самооценки дошкольника «Лесенки »
(По Т.Д. Марцинковской)
Анализ результатов позволяет определить и осуществить индивидуальную и
групповую коррекционную работу, а также дать родителям необходимые
консультации и рекомендации.
В апреле – мае проводится повторная диагностика мотивационной готовности,
которая позволяет проследить успешность коррекционной работы, а также
служит основой для разработки рекомендации по введению в школьную жизнь.
Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми
Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, я
формирую коррекционные группы. Занятия в коррекционных группах проводятся
по разработанной программе «Учусь учиться» с целью формирования
эмоционально положительного отношения к обучению и внутренней позиции
будущего первоклассника, овладения способами и приемами познавательной
7
деятельности, зачатками учебной работы, знакомства детей с правилами
поведения в школе, формирования у детей уважительных отношений друг к
другу.
Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:
игрового преподнесения заданий;
создания положительного образа школьника;
при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас
дети будут работать как настоящие школьники;
подкрепление положительного отношения к школе;
закрепления знаний о школьных принадлежностях;
закрепления образцов ролевого поведения;
формирования чувства уверенности в роли ученика.
Форма организации - подгрупповая (численность 5-6 человек). Во время
занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу.
Принцип комплектования: в каждую группу включаются дети с
различным уровнем психологической готовности к школьному обучению, с
акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в
приобретении новых психологических навыков.
Форма проведения занятия: игровая. Ведущей, наиболее привлекательной
деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому программа
строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на
обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в
школу.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным
содержанием.
Структура группового занятия:
1.
Ритуал приветствия.
2.
Разминка.
3.
Рефлексия прошлого занятия.
4.
Основное содержание занятия.
5.
Рефлексия прошедшего занятия.
6.
Ритуал прощания.
Есть несколько детей, нуждающихся в индивидуальной коррекционной
работе, с которыми проводятся индивидуальные занятия.
II блок – работа с родителями
В этот блок входит психологическое просвещение родителей по
мотивационной готовности к школьному обучению.
Родителей будущих первоклассников волнуют многие вопросы, связанные
с подготовкой ребенка к школьному обучению. Они хотят узнать об
8
особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в
последние месяцы перед школой; о средствах, помогающих повысить желание
идти в школу; об изменении домашнего пространства, общения с ребенком,
его позиции в семье.
На родительских собраниях в старших группах я выступаю с докладами,
(приложение 3) обсуждаю с родителями теоретические аспекты данного
вопроса (что означает мотивация, способы ее формирования, психологические
особенности старшего дошкольника и т.д.). На собраниях родителям
предлагаются тест «Готова ли ваша семья к поступлению ребенка в первый
класс?», (приложение 4) выполнение практических упражнений, живое
общение. Используется наглядность (схемы, таблицы), продуктивные виды
деятельности. Также проводятся с родителями тематические консультации,
обновляется информация в родительском уголке, разрабатываются памятки и
буклеты для
каждого родителя «Что такое мотивационная готовность к
школе?». (Приложение 5 )
Индивидуальное консультирование
Индивидуальные встречи с родителями будущих первоклассников
назначаются и проводятся после первичной и повторной диагностики ребенка.
В ходе таких консультаций освещаются итоги диагностики; даются
родителям рекомендации по оказанию реальной помощи по вопросу
мотивационной подготовки к школе; если есть на то причины, советует
обратиться к другим специалистам (логопеду, психоневрологу),
подготавливаю родителей к возможным проблемам адаптационного периода и
совместно с ними намечаю стратегию сопровождения ребенка. В ходе
родительского собрания я по желанию приглашаю на консультацию родителей
ознакомиться с результатами диагностики и обсуждением перспектив
дальнейшего развития ребенка. Как показывает практика, более 60%
родителей находят время посетить психолога. На консультации изначально
отмечаются позитивные моменты в развитии ребенка, а затем переходит к
тому, над, чем необходимо поработать, и как это делать.
III блок – работа с педагогами по вопросу мотивационной готовности
детей к школе
Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению
Моя работа строится следующим образом:
9
выступление на педсоветах педагогов,
проведение тематические консультации по теоретическому вопросу,
касающемуся развитию мотивации у детей старшего дошкольного возраста,
подготовка информации на стенд в уголок.
Индивидуальное консультирование педагогов
В ходе консультирования дается информация по результатам диагностики,
разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными
детьми, решаются вопросы, интересующие педагога.
Связь со школой
Заключен договор о преемственности работы ДОУ с близлежащей школой.
Проводятся встречи с учителями начальных классов, педагогом-психологом, на
которых обсуждаются дальнейшие перспективы
развития детей, оптимизация
адаптационного периода. Также организуются встречи первоклассников и
будущих выпускников ДОУ.
Считаю, что данная модель работы является очень гибкой системой,
развивающаяся и меняющаяся в зависимости от уровня развития проблем,
потребностей и особенностей всех участников процесса.
6.4. Результативность опыта.
Система работы приносит положительные результаты, а главное оказывает
реальную действенную помощь детям, родителям и педагогам.
Наблюдается:
1.
Повышение мотивационной готовности у старших дошкольников.
Диаграмма 1. Преобладающий мотив.
Диаграмма 2. Отношение к школе.
10
2.
Повышение педагогической компетентности воспитателей и уровня
знаний родителей по данной проблеме.
На основе полученного опыта ведется разработка собственной программы по
повышения мотивационной готовности дошкольников к школе.
Список литературы
1.
Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность
усвоения знаний / Н.Н. Акулина. – СПб.: ПИТЕР, 1999.
2.
Андреева В. Старая новая проблема: школа – детский сад. / В. Андреева //
Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1.
3.
Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. –
М.: Просвещение, 1988.
4.
Букатов В. Школа и детский сад: парадоксы в преемственности
обучения. / В.Букатов // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 7-8 – С. 3 - 7.
5.
Вакуленко И. К школе готов. / И. Вакуленко // Наш малыш. – 2002. - № 5.
6.
Венгер Л. Как дошкольник становится школьником. / Л. Венгер //
Дошкольное воспитание. – 1995. - № 8.
7.
Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС,
2000.
8.
Выготский Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. – М.:
ЭКСМО, 2003.
9.
Готовность ребёнка к школе / под ред. А.В. Гордиец. – Р-на-Д: Феникс,
2006.
10.Грабал В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной
деятельности / В.Грабал. – М.: Просвещение, 1990.
11.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.:
ИНФРА – М, 1997.
12.Немов Р.С. «Психология кн.2 Психология образования»
11
13.Павлова Т.А. Диагностика готовности к школе / Т.А. Павлова. – ТЦ
Сфера, 2006.
приложение
12