Напоминание

"Формирование мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Ертакова Ольга Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Усть-Канский детский сад"
Населённый пункт: село Усть-Кан, Усть-Канский район, РА
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Формирование мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Опыт работы «Формирование мотивационной готовности к школьному

обучению у детей старшего дошкольного возраста»
Можно заставить войти коня в воду, но нельзя заставить его пить. (русская пословица) Начало школьного обучения – это важный и закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому отношению к самому себе и своей деятельности; к новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; новому положению в обществе. Как показывает практика, большинство родителей не придают особого значения желанию ребёнка пойти в школу, делая акцент лишь на интеллектуальной и специальной готовности к обучению. И здесь возникает необходимость объяснять им, что готовность ребенка к обучению в школе заключается не только в этом. Понятие готовности к учению значительно шире и многообразнее. Самое главное при переходе на качественно новую ступень развития- психологическая готовность к учебе, т.е. сформированность всех психических процессов(памяти, внимания, мышления, воображения), а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе . Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе. Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника. Для успешного обучения в школе ребенок должен быть уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях, с достаточно развитой
способностью взаимодействовать с другими детьми, развитой произвольностью и сформированной учебной мотивацией. Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому я считаю самым актуальным направление в подготовке к школе на сегодняшний день является направление «Формирование мотивационная готовность ребенка к школе», которое имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.
2. Цели и задачи.

Цель:
создание условий для формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
 Формировать учебно-познавательные мотивы, положительное отношение к школе.  Способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика;  Укреплять уверенность ребенка в себе, повышать его самооценку, создавать условия для его успехов и достижений.  Повышать педагогическую компетентность воспитателей и уровень знаний родителей по данной проблеме.
3. Новизна и практическая значимость опыта.
 Систематизация диагностических методик, позволяющих определить мотивационную готовность к школьному обучению,  Изучение закономерностей изменения отношения детей к разным видам деятельности в период перехода от ведущей игровой к ведущей учебной деятельности. 2
 Апробация диагностико – коррекционной программы в работе с детьми старшей дошкольного возраста с несформировавшейся мотивацией. В целом результаты работы помогут в решении вопросов диагностики уровня психического развития детей для определения наиболее благоприятных сроков и условий их обучения и воспитания, что ведет к профилактике школьной неуспеваемости.
4. Ожидаемые результаты:
Повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренней позиции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания. Повышение профессиональной компетентности воспитателей и уровня знаний родителей по данной теме.
5. Принципы подхода к осуществлению данной проблемы.
 Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.  Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.  Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.  Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.  Принцип доступности - тщательно отобранный, подготовленный материал, для активного восприятия ребенком и дальнейшего его использования.
6. Технология опыта
1. Знакомство с научно – психологической литературой, изучение вариативных методик диагностирования готовности ребенка к школе, теоретических аспектов мотивационной готовности . 2. Создание предметно- развивающей среды, позволяющую проводить работу по данной проблеме. 3. Создание системы работы по формированию мотивационной готовности: диагностика, перспективное планирование, разработка занятий, комплектование 3
групп, выбор методов и приемов. Работа с родителями и педагогами по повышению знаний по данной теме. 4. Результативность опыта.
6. 1.Анализ методической литературы по теме.


Многие авторы (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.Д. Шадриков и др.) подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению. Первый источник, к которому я обратилась – «Психология образования кн.2» Немова Р.С. Данная книга содержит разделы, посвященные особенностям возрастного развития детей, их обучения и воспитания. В книге Н.И.Гуткиной «Психологическая готовность к школе» автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа "Группы развития". Помимо теоретической основы проблемы психологической готовности к школе в книге излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и другие, применяющиеся в группе развития. Учебное пособие «Диагностика готовности ребенка к школе» Павловой Т.А. –позволяет исследовать психические особенности личности будущего первоклассника, наличие желания идти в школу, мотивацию учения.
6.1.1. Теоретические аспекты мотивационной готовности у дошкольников.


Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия . Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала
мотивационный.
Она выделяла
2 группы мотивов учения:
-мотивы связанные с потребностью в общении; -мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности. 4
Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника». В структуре мотивов можно выделить следующие группы мотивов: - социальные мотивы – основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремление к социальной роли ученика. -учебно – познавательные – интерес к новым знаниям, желание научиться чему – то новому. -оценочные мотивы –стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение. -позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутики школьной жизни и позиции школьника. -внешние по отношению к школе и учению мотивы , -игровые Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка . Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
Самооценка
- оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка дошкольника формируется:
 под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;  под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.
Мотивационно готовым к обучению
в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:  ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;  учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;  сформирована широкая полимотивация учения; 5
 сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;  сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;  ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы. Мотивация является действительно сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.
6.2. Предметно – развивающая среда в формирование школьной

мотивации.
Воспитание положительного отношения к школе у будущих первоклассников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий: -включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитание положительного отношения к ней; -создание предметно – развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей, своевременное ее изменение в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение ее доступности; -понимание воспитателем значимости проблемы и проявление его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми; -педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности ребенка к школе. Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенка, но и прочувствована им. Для этого в старших группах были созданы «Уголок первоклассника», в которые входят:  Сюжетно – ролевая игра «Школа» 6
 Дидактические игры;  Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями о школе;  Альбомы с загадками, пословицами и поговорками о книгах, учении и труде;  Художественная литература на школьную тематику «Школьная библиотечка»; Создавая предметно – развивающую среду были учтены следующие принципы: -комфортность и безопасность. -активности, самостоятельности выбора. -гибкого дозирования, доступность -стабильности, динамичности.
6.3. Система работы с детьми по формированию мотивационной готовности

к школьному обучению.
Свою работу по данной теме я построила таким образом:
I блок – работа с детьми

Диагностика
С будущими первоклассниками два раза в год (октябрь, май) проводится исследование психологической готовности к школе по следующему
диагностическому инструментарию:
"Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения" (предложенный авторами М.М. Семаго и Н.Я. Семаго); Беседа по выявлению сформированности "внутренней позиции школьника" (разработана Н.И. Гуткиной); Методика "Определение мотивов учения" (разработана М.Р. Гинзбургом). Автор этой методики отметил, что для 6-летних детей; Изучение самооценки дошкольника «Лесенки » (По Т.Д. Марцинковской) Анализ результатов позволяет определить и осуществить индивидуальную и групповую коррекционную работу, а также дать родителям необходимые консультации и рекомендации. В апреле – мае проводится повторная диагностика мотивационной готовности, которая позволяет проследить успешность коррекционной работы, а также служит основой для разработки рекомендации по введению в школьную жизнь.
Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми
Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, я формирую коррекционные группы. Занятия в коррекционных группах проводятся по разработанной программе «Учусь учиться» с целью формирования эмоционально положительного отношения к обучению и внутренней позиции будущего первоклассника, овладения способами и приемами познавательной 7
деятельности, зачатками учебной работы, знакомства детей с правилами поведения в школе, формирования у детей уважительных отношений друг к другу.
Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:
 игрового преподнесения заданий;  создания положительного образа школьника;  при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники;  подкрепление положительного отношения к школе;  закрепления знаний о школьных принадлежностях;  закрепления образцов ролевого поведения;  формирования чувства уверенности в роли ученика.


Форма организации
- подгрупповая (численность 5-6 человек). Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу.


Принцип комплектования:
в каждую группу включаются дети с различным уровнем психологической готовности к школьному обучению, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков.
Форма проведения занятия:
игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
Структура группового занятия:
1. Ритуал приветствия. 2. Разминка. 3. Рефлексия прошлого занятия. 4. Основное содержание занятия. 5. Рефлексия прошедшего занятия. 6. Ритуал прощания. Есть несколько детей, нуждающихся в индивидуальной коррекционной работе, с которыми проводятся индивидуальные занятия.
II блок – работа с родителями
В этот блок входит психологическое просвещение родителей по мотивационной готовности к школьному обучению. Родителей будущих первоклассников волнуют многие вопросы, связанные с подготовкой ребенка к школьному обучению. Они хотят узнать об 8
особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой; о средствах, помогающих повысить желание идти в школу; об изменении домашнего пространства, общения с ребенком, его позиции в семье. На родительских собраниях в старших группах я выступаю с докладами, (приложение 3) обсуждаю с родителями теоретические аспекты данного вопроса (что означает мотивация, способы ее формирования, психологические особенности старшего дошкольника и т.д.). На собраниях родителям предлагаются тест «Готова ли ваша семья к поступлению ребенка в первый класс?», (приложение 4) выполнение практических упражнений, живое общение. Используется наглядность (схемы, таблицы), продуктивные виды деятельности. Также проводятся с родителями тематические консультации, обновляется информация в родительском уголке, разрабатываются памятки и буклеты для каждого родителя «Что такое мотивационная готовность к школе?». (Приложение 5 )
Индивидуальное консультирование
Индивидуальные встречи с родителями будущих первоклассников назначаются и проводятся после первичной и повторной диагностики ребенка. В ходе таких консультаций освещаются итоги диагностики; даются родителям рекомендации по оказанию реальной помощи по вопросу мотивационной подготовки к школе; если есть на то причины, советует обратиться к другим специалистам (логопеду, психоневрологу), подготавливаю родителей к возможным проблемам адаптационного периода и совместно с ними намечаю стратегию сопровождения ребенка. В ходе родительского собрания я по желанию приглашаю на консультацию родителей ознакомиться с результатами диагностики и обсуждением перспектив дальнейшего развития ребенка. Как показывает практика, более 60% родителей находят время посетить психолога. На консультации изначально отмечаются позитивные моменты в развитии ребенка, а затем переходит к тому, над, чем необходимо поработать, и как это делать.
III блок – работа с педагогами по вопросу мотивационной готовности

детей к школе

Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению
Моя работа строится следующим образом: 9
 выступление на педсоветах педагогов,  проведение тематические консультации по теоретическому вопросу, касающемуся развитию мотивации у детей старшего дошкольного возраста,  подготовка информации на стенд в уголок.
Индивидуальное консультирование педагогов
В ходе консультирования дается информация по результатам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми, решаются вопросы, интересующие педагога.
Связь со школой
Заключен договор о преемственности работы ДОУ с близлежащей школой. Проводятся встречи с учителями начальных классов, педагогом-психологом, на которых обсуждаются дальнейшие перспективы развития детей, оптимизация адаптационного периода. Также организуются встречи первоклассников и будущих выпускников ДОУ. Считаю, что данная модель работы является очень гибкой системой, развивающаяся и меняющаяся в зависимости от уровня развития проблем, потребностей и особенностей всех участников процесса.
6.4. Результативность опыта.
Система работы приносит положительные результаты, а главное оказывает реальную действенную помощь детям, родителям и педагогам. Наблюдается: 1. Повышение мотивационной готовности у старших дошкольников. Диаграмма 1. Преобладающий мотив. Диаграмма 2. Отношение к школе. 10
2. Повышение педагогической компетентности воспитателей и уровня знаний родителей по данной проблеме. На основе полученного опыта ведется разработка собственной программы по повышения мотивационной готовности дошкольников к школе.
Список литературы
1. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний / Н.Н. Акулина. – СПб.: ПИТЕР, 1999. 2. Андреева В. Старая новая проблема: школа – детский сад. / В. Андреева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1. 3. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1988. 4. Букатов В. Школа и детский сад: парадоксы в преемственности обучения. / В.Букатов // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 7-8 – С. 3 - 7. 5. Вакуленко И. К школе готов. / И. Вакуленко // Наш малыш. – 2002. - № 5. 6. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником. / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 8. 7. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2000. 8. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2003. 9. Готовность ребёнка к школе / под ред. А.В. Гордиец. – Р-на-Д: Феникс, 2006. 10.Грабал В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной деятельности / В.Грабал. – М.: Просвещение, 1990. 11.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: ИНФРА – М, 1997. 12.Немов Р.С. «Психология кн.2 Психология образования» 11
13.Павлова Т.А. Диагностика готовности к школе / Т.А. Павлова. – ТЦ Сфера, 2006.
приложение
12