Напоминание

"Жизнедеятельность ненецкого народа"

Автор: Дюльдева Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДО "Центр развития творчества "Созвездие"
Населённый пункт: город Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Познавательное мероприятие в форме беседы для детей младшего школьного возраста
Тема: "Жизнедеятельность ненецкого народа"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Жизнедеятельность ненецкого народа».

Цель:
 Способствовать формированию представления о жизнедеятельности народности – ненцы; его культуре, традициях.
Задачи:
 Познакомить детей с культурой, бытом и традиционным искусством ненцев.  Способствовать запоминанию видов традиционного изобразительного искусства; названия элементов орнамента.  Воспитывать любовь к земле, на которой мы живём через познание самобытности народа – ненцы.
Материалы и приспособления:
Эскизы полос орнаментов; иллюстрации по данной теме; список рекомендуемой литерату- ры для детей.
Беседа.

Педагог:
Ребята, в нашем городе регулярно весной проводятся соревнования. К нам в город приезжа - ли гости как с северных городов нашей страны, так и с других стран, расположенных на севере. Кто из вас знает, какой же праздник празднуют в нашем городе?
Дети:
Весной в нашем городе празднуют День оленевода.
Педагог:
Правильно. В Надыме празднуют День оленевода. Этот праздник отмечают все северные народности. Представители многих северных народностей на протяжении, вот уже нескольких лет подряд, съезжаются к нам в город. В праздничные дни на бульваре Стрижова проводятся соревно - вания между представителями северных народностей. Наверно, некоторые из вас присутствовали в качестве зрителей на этих соревнованиях. Поделитесь, пожалуйста, своим впечатлениями; тем, что вы видели.
Дети:
Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, что соревнования проводились между оленьими упряжками, прыжками через нарты и другие.
Педагог:
Вот видите, как много интересного вы рассказали нам! Молодцы ребята. Мы с вами проживаем на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и мне хотелось бы знать, знаете ли вы, какие коренные народности населяют эту землю. Кто желает поделиться своими знаниями?
Дети:
Ненцы, заряне, ханты.
Педагог:
Правильно, молодцы. У каждого из этих народов существует своя самобытность, культура. Сегодня мы поговорим о северном народе – ненцы, его культуре, быте. Также познакомимся с тра - диционным искусством ненцев. На протяжении веков складывалась традиционная культура ненцев, максимально при - способленная к природным условиям их обитания. Основное занятие – оленеводство. Чтобы оле -
ням хватало пищи, стадо приходится перегонять с места на место. В связи с ним, ненцы ведут ко - чевой образ жизни, у них переносное жилище – чум. Ребята, скажите, пожалуйста, с чьей помощью ненцы перемещаются на большие расстояния и с помощью чего перевозят свое имущество? (
Дети высказывают свои предположения.)

Педагог:
Верно. Средством передвижения являются оленьи упряжки, к которым прикреплены нарты (своеобразные сани), не разрушающие хрупкий покров тундры. Одежда достаточно тёплая и удоб - ная. У этого народа свой общественный строй, им свойственны анимистические представления и шаманство, соответствующие определённому уровню развития народа. Ненцы – самая крупная из малочисленных народностей Севера. Они являются коренным населением трёх автономных округов. Традиционная материальная и духовная культура этого на - рода распространена от Кольского полуострова до Енисея, то есть на весьма обширном про - странстве. Народное изобразительное искусство ненцев представляет значительный интерес. Изучение её может способствовать выявлению исторических связей ненцев с другими народами. Можно отметить следующие виды традиционного изобразительного искусства, бытовавше - го или бытующего ныне у ненцев: 1. Резьба по кости и дереву; 2. Инкрустация оловом по дереву; 3. Деревянная культовая скульптура; 4. Орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики. По настоящее время широко бытует в женской одежды украшение с полосами орнамента из меха белого и чёрного цвета, выполняемого в технике мозаики, которое берёт своё начало в XIX веке. Орнамент изготовляют обычно из камуса (шкура с ног оленя). Мех белого и чёрного цвета складывают вместе, кладут на специальную доску и по мездровой стороне острым ножом выреза- ют орнамент. Во многих районах пользуются трафаретами из бересты. В этом случае узор выреза- ют каждый раз из одного слоя меха. Затем полосу орнамента сшивают так, что узор белого меха входит в тёмную основу или наоборот. При этом шов делается по мездровой стороне стежком че- рез край. Часто в шов вкладывают узкие полоски цветного сукна так, чтобы они были видны с ли- цевой стороны. Ребята, какие части одежды ненецкие женщины украшают полосами орнамента? (
Дети де-

лятся своими наблюдениями.)

Педагог:
Вы правильно подметили, полосами орнамента обычно украшают полы одежды, подол, ру - кава, плечевую часть. Помимо одежды орнаментом украшают сумочки для хранения швейных при- надлежностей и другой меховой утвари. Орнамент на изделиях состоит из геометрических фигур и часто достигает большой сложности. Большинство видов орнамента имеют ненецкие названия, од - нако, возможно многие мотивы орнамента ненцы заимствовали у хантов. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть предложенные эскизы полос орнамента. Может быть, некоторые элементы орнамента покажутся вам узнаваемыми, в них вы увидите знакомые формы, фигуры, какие-то части тела животных? (
Дети высказывают свои предположения.)

Педагог:
Многие элементы орнаментов, такие как «головки, подобные чуму»; «уши зайца»; «рога оленя»; «локоть лисицы»; «следы медведя»; «бок человека»; «соболь» и другие, были внесены в 2
искусство ненцев, благодаря жизни среди живой природы и наблюдательности народа. Орнамент хорошо отражает жизнь, быт, промысел и традиции ненцев. Сейчас мне бы хотелось, чтобы мы подвели итог нашей беседы, и вы ответили бы на мои вопросы по данной теме – «Традиционное искусство ненцев».
Вопросы:
1. С культурой и бытом, какого народа вы познакомились? –
(ненцами)
. 2. Какое основное занятие ненцев? –
(оленеводство)
. 3. Какие виды традиционного изобразительного искусства вы знаете? –
(резьба по кости и де-

реву; инкрустация оловом по дереву; деревянная культовая скульптура; орнамент из

меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики)
. 4. С какими элементами орнамента вы познакомились? –
(«головки, подобные чуму»; «уши

зайца»; «рога оленя»; «локоть лисицы»; «следы медведя»; «бок человека»; «безголо

-

вый соболь»)
.
Педагог:
Молодцы! Наша беседа подошла к концу. Я предлагаю вам список литературы, с которой рекомендую вам ознакомиться. Всего вам хорошего.
Приложение № 1
к беседе «Традиционное искусство ненцев». малица кининских ненцев 3
летняя женская одежда (вид спереди) летняя женская одежда (вид сзади) женская зимняя одежда пена паны (вид спереди) женская зимняя одежда пена паны (вид спереди)
Приложение № 2
к беседе «Традиционное искусство ненцев». головки, подобные чуму уши зайца берёзовая ветка рога оленя 4
безголовый соболь однобокий соболь локоть лисицы следы медведя бок человека
Приложение № 3.
Список рекомендуемой литературы для детей. 1. «Край Ямальский», уч.пос. по литературному краеведению для 3 класса, автор Л.В. Федорова. 2. «Песни мои – детям», автор Леонид Лапцуй. 3. «Север, птицы, люди», автор С.П. Пасхальный. 4. «Северные родники», литературно-краеведческая хрестоматия 1-4 классы, автор Л.В. Федорова. 5. «Сказки народов севера», составители В.В. Винокурова и Ю.А.Сема. 6. «Хомани» (книга о жизни лесных ненцев), автор М.Приходько. 7. «Ямальский калейдоскоп», уч.пос. по литературному краеведению для 2 класса, автор Л.В. Федорова. 8. «Я родом из тундры», автор Нина Ядне. 5
6