Автор: Дюльдева Елена Владимировна Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДО "Центр развития творчества "Созвездие"
Населённый пункт: город Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Познавательное мероприятие в форме беседы для детей младшего школьного возраста
Тема: "Жизнедеятельность ненецкого народа"
Цель:
Способствовать формированию представления о жизнедеятельности народности – ненцы;
его культуре, традициях.
Задачи:
Познакомить детей с культурой, бытом и традиционным искусством ненцев.
Способствовать запоминанию видов традиционного изобразительного искусства; названия
элементов орнамента.
Воспитывать любовь к земле, на которой мы живём через познание самобытности народа –
ненцы.
Материалы и приспособления:
Эскизы полос орнаментов; иллюстрации по данной теме; список рекомендуемой литерату-
ры для детей.
Беседа.
Педагог:
Ребята, в нашем городе регулярно весной проводятся соревнования. К нам в город приезжа -
ли гости как с северных городов нашей страны, так и с других стран, расположенных на севере.
Кто из вас знает, какой же праздник празднуют в нашем городе?
Дети:
Весной в нашем городе празднуют День оленевода.
Педагог:
Правильно. В Надыме празднуют День оленевода. Этот праздник отмечают все северные
народности. Представители многих северных народностей на протяжении, вот уже нескольких лет
подряд, съезжаются к нам в город. В праздничные дни на бульваре Стрижова проводятся соревно -
вания между представителями северных народностей. Наверно, некоторые из вас присутствовали в
качестве зрителей на этих соревнованиях. Поделитесь, пожалуйста, своим впечатлениями; тем, что
вы видели.
Дети:
Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, что соревнования проводились между
оленьими упряжками, прыжками через нарты и другие.
Педагог:
Вот видите, как много интересного вы рассказали нам! Молодцы ребята.
Мы с вами проживаем на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и мне хотелось
бы знать, знаете ли вы, какие коренные народности населяют эту землю. Кто желает поделиться
своими знаниями?
Дети: Ненцы, заряне, ханты.
Педагог:
Правильно, молодцы. У каждого из этих народов существует своя самобытность, культура.
Сегодня мы поговорим о северном народе – ненцы, его культуре, быте. Также познакомимся с тра -
диционным искусством ненцев.
На протяжении веков складывалась традиционная культура ненцев, максимально при
-
способленная к природным условиям их обитания. Основное занятие – оленеводство. Чтобы оле
-
ням хватало пищи, стадо приходится перегонять с места на место. В связи с ним, ненцы ведут ко
-
чевой образ жизни, у них переносное жилище – чум.
Ребята, скажите, пожалуйста, с чьей помощью ненцы перемещаются на большие расстояния и с
помощью чего перевозят свое имущество? ( Дети высказывают свои предположения.)
Педагог:
Верно. Средством передвижения являются оленьи упряжки, к которым прикреплены нарты
(своеобразные сани), не разрушающие хрупкий покров тундры. Одежда достаточно тёплая и удоб -
ная. У этого народа свой общественный строй, им свойственны анимистические представления и
шаманство, соответствующие определённому уровню развития народа.
Ненцы – самая крупная из малочисленных народностей Севера. Они являются коренным
населением трёх автономных округов. Традиционная материальная и духовная культура этого на
-
рода распространена от Кольского полуострова до Енисея, то есть на весьма обширном про
-
странстве.
Народное изобразительное искусство ненцев представляет значительный интерес. Изучение
её может способствовать выявлению исторических связей ненцев с другими народами.
Можно отметить следующие виды традиционного изобразительного искусства, бытовавше -
го или бытующего ныне у ненцев:
1.
Резьба по кости и дереву;
2.
Инкрустация оловом по дереву;
3.
Деревянная культовая скульптура;
4.
Орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики.
По настоящее время широко бытует в женской одежды украшение с полосами орнамента из
меха белого и чёрного цвета, выполняемого в технике мозаики, которое берёт своё начало в XIX
веке. Орнамент изготовляют обычно из камуса (шкура с ног оленя). Мех белого и чёрного цвета
складывают вместе, кладут на специальную доску и по мездровой стороне острым ножом выреза-
ют орнамент. Во многих районах пользуются трафаретами из бересты. В этом случае узор выреза-
ют каждый раз из одного слоя меха. Затем полосу орнамента сшивают так, что узор белого меха
входит в тёмную основу или наоборот. При этом шов делается по мездровой стороне стежком че-
рез край. Часто в шов вкладывают узкие полоски цветного сукна так, чтобы они были видны с ли-
цевой стороны.
Ребята, какие части одежды ненецкие женщины украшают полосами орнамента? ( Дети де-
лятся своими наблюдениями.)
Педагог:
Вы правильно подметили, полосами орнамента обычно украшают полы одежды, подол, ру -
кава, плечевую часть. Помимо одежды орнаментом украшают сумочки для хранения швейных при-
надлежностей и другой меховой утвари. Орнамент на изделиях состоит из геометрических фигур и
часто достигает большой сложности. Большинство видов орнамента имеют ненецкие названия, од -
нако, возможно многие мотивы орнамента ненцы заимствовали у хантов.
Я предлагаю вам внимательно рассмотреть предложенные эскизы полос орнамента. Может
быть, некоторые элементы орнамента покажутся вам узнаваемыми, в них вы увидите знакомые
формы, фигуры, какие-то части тела животных? ( Дети высказывают свои предположения.)
Педагог:
Многие элементы орнаментов, такие как «головки, подобные чуму»; «уши зайца»; «рога
оленя»; «локоть лисицы»; «следы медведя»; «бок человека»; «соболь» и другие, были внесены в
2
искусство ненцев, благодаря жизни среди живой природы и наблюдательности народа. Орнамент
хорошо отражает жизнь, быт, промысел и традиции ненцев.
Сейчас мне бы хотелось, чтобы мы подвели итог нашей беседы, и вы ответили бы на мои
вопросы по данной теме – «Традиционное искусство ненцев».
Вопросы:
1.
С культурой и бытом, какого народа вы познакомились? – (ненцами) .
2.
Какое основное занятие ненцев? – (оленеводство) .
3.
Какие виды традиционного изобразительного искусства вы знаете? – (резьба по кости и де-
реву; инкрустация оловом по дереву; деревянная культовая скульптура; орнамент из
меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики) .
4.
С какими элементами орнамента вы познакомились? –
(«головки, подобные чуму»; «уши
вый соболь») .
Педагог:
Молодцы! Наша беседа подошла к концу. Я предлагаю вам список литературы, с которой
рекомендую вам ознакомиться. Всего вам хорошего.
Приложение № 1
к беседе «Традиционное искусство ненцев».
малица кининских ненцев
3
летняя женская одежда (вид спереди) летняя женская одежда (вид сзади)
женская зимняя одежда пена паны (вид спереди) женская зимняя одежда пена паны (вид спереди)
Приложение № 2
к беседе «Традиционное искусство ненцев».
головки, подобные чуму
уши зайца берёзовая ветка
рога оленя
4
безголовый соболь однобокий соболь
локоть лисицы следы медведя бок человека
Приложение № 3.
Список рекомендуемой литературы для детей.
1.
«Край Ямальский», уч.пос. по литературному краеведению для 3 класса, автор
Л.В. Федорова.
2.
«Песни мои – детям», автор Леонид Лапцуй.
3.
«Север, птицы, люди», автор С.П. Пасхальный.
4.
«Северные родники», литературно-краеведческая хрестоматия 1-4 классы, автор
Л.В. Федорова.
5.
«Сказки народов севера», составители В.В. Винокурова и Ю.А.Сема.
6.
«Хомани» (книга о жизни лесных ненцев), автор М.Приходько.
7.
«Ямальский калейдоскоп», уч.пос. по литературному краеведению для 2 класса, автор
Л.В. Федорова.
8.
«Я родом из тундры», автор Нина Ядне.
5
6