"Развитие навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна"

Автор: Габбасова Эльвира Талгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Учалинская КШИ
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Учалы
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна"
Дата публикации: 23.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие навыков мелкой моторики у детей

с синдромом Дауна
Дети с синдромом Дауна имеют некоторые особенности в формировании мелкой моторики. Развитие навыков мелкой моторики происходит с разной скоростью, и у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Однако существует набор связанных с синдромом Дауна особенностей, которые могут повлиять на развитие навыков мелкой моторики. К ним относятся анатомические особенности, в частности, сниженный мышечный тонус, медицинские проблемы и замедленное развитие познавательной сферы. Эффективными упражнениями для развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна являются: шнуровка, собирание пирамидок, матрешек, пазлов, застегивание молний, пуговиц, нанизывание крупных бус, игры с мозаикой, кубиками, песком, наматывание тонкой веревки на катушку или собственный пальчик, рвать и комкать бумагу. Все эти упражнения способствуют развитию самостоятельности, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, внимания, логического мышления ребенка. На начальном этапе упражнения по мелкой моторике детям даются достаточно тяжело. Через некоторое время занятия становятся автоматизированными, а движения ускоряются. Также развитие мелкой моторики реализуется в игре, в различных видах деятельности, в том числе в конструировании и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮТСЯ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ДВУХ ЛЕТ
В это время малыш постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.
ОТ ДВУХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
Навыки, приобретенные на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду.
ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ВОСЬМИ ЛЕТ
В этом возрасте дети учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания). Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, держать тремя пальцами карандаш (щепотью). Они уже достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, могут писать крупные буквы.
Развитие мелкой моторики имеет большое значение, поскольку дает ребенку

с синдромом Дауна возможность взаимодействовать с окружающим миром, и,

следовательно, способствует формированию навыков речи, письма и навыков

самообслуживания, а также дети раскрывают свои возможности.